творчество П.И. Чайковского
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Болтунова Елена Александровна

Комплексное тематическое занятие
для детей подготовительной группы,

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnoe_tematicheskoe_zanyatie_chaykovskiy.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное тематическое занятие
для детей подготовительной группы,
посвященное творчеству П.И. Чайковского

Цель занятия: Закрепить знания детей о творчестве П. И. Чайковского.

Задачи:

- способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка через использование музыкальных произведений П. И. Чайковского;

- расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой П. И. Чайковского;

- вовлекать дошкольников в разные виды художественноэстетической деятельности.

Словарная работа: Фортепианный цикл «Детский альбом», пьеса, балет, композитор, слушатель, исполнитель, вальс, жанр.

Музыкальный материал:

  • «Старинная французская песня» из «Детского альбома»;
  • «Песня жаворонка» из «Детского альбома»;
  • «Нянина сказка» из «Детского альбома»;
  • «Игра в лошадки» из «Детского альбома»;
  • «Марш» из балета «Щелкунчик»;
  • «Вальс» из балета «Спящая красавица»;
  • «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»;
  • «Старинная французская песенка» из «Детского альбома»;
  • «Полька» из «Детского альбома»;
  • «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома».

Оборудование: Музыкальный центр, аудиозаписи, портрет композитора, DVDпроигрыватель, телевизор, парты (по количеству детей), альбомы для рисования, акварельные краски, кисточки для рисования, искусственные цветы для вальса.

Ход занятия: На центральной стенебольшой портрет П. И. Чайковского.

Муз. рук.: Сегодня мы с вами поближе познакомимся с музыкой великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Звучит аудиозапись «Старинная французская песня» из «Детского альбома»П. И. Чайковского.

Тихо – тихо рядом сядем-

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены-

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тройки,

Тают в дымке голубой

Это музыка торопит и ведёт нас за собой.

Ребята, я вам предлагаю послушать музыкальное произведение.

Звучит аудиозапись пьесы «Песня жаворонка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Муз. рук.: Вспомните, как называется это музыкальное произведение и кто его автор? К какому жанру относится?

Дети: Это «Песня жаворонка» Чайковского.

Муз. рук.: Правильно. Пётр Ильич Чайковский, выдающийся русский композитор, известен во всём мире. Он родился на Урале в городе Воткинске в 1840 году. Позже переехал в Москву, сочинял музыку и занимался педагогической работой: учил будущих пианистов и композиторов. Его музыка радует и волнует, она всегда искренна и правдива.

Ребёнок 1:

Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство.

Осторожней, осторожней-

Не спугнуть бы нам его.

Муз. рук.: Пётр Ильич проявлял большой интерес к жизни детей. Он понимал их, умел радоваться их радостям, печалиться их невзгодам. «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни», - писал композитор. Он сочинил музыку к балетам по разным сказкам и много пьес для детей, объединив некоторые из них в специальный «Детский альбом».

В течение всего занятия мы с вами будем слушать произведения из «Детского альбома», цикла «Времена года» и фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица».

Ребёнок 2:

Льётся музыка рекой,

Вьётся нотною строкой.

Снова звуков полноводье

Захлестнуло всё вокруг.

И кораблики мелодий

Выплывают из –под рук.

Ребёнок 3:

Их волна крутая кружит ,

Но сдержать не может, нет.

В царство кукол, в мир игрушек

Мы плывём за ними вслед.

Муз. рук.: Послушайте фрагмент пьесы.

Звучит аудиозапись пьесы «Нянина сказка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Муз. рук.: Как называется эта пьеса, в каком жанре она написана?

Дети: Эта пьеса называется «Нянина сказка». Она похожа на колыбельную. Наверное няня рассказывает сказку ребёнку перед сном.

Муз. рук.: А теперь прозвучит следующая пьеса из «Детского альбома». Вспомните её название и жанр.

Звучит пьеса «Игра в лошадки» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Дети: Это «Игра в лошадки», а написана она в жанре марша.

Давайте поиграем в наездников, выходите на круг и покажите, как нужно ездить верхом на лошади под музыку.

Муз. рук.: А вот марш из балета «Щелкунчик» совсем иного характеравесёлый, шутливый, он переносит нас в мир беззаботного и счастливого детства. Девочка Машагероиня балетаполучила Щелкунчика в подарок в канун Рождества и радостно марширует с ним вокруг праздничной ёлки. Всё это можно услышать в музыке.

Звучит аудиозапись «Марша» из балета «Щелкунчик»П. И. Чайковского.

А теперь посмотрим видеоряд о балете «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Показ слайдов.

Муз. рук.: Кто такой Щелкунчик?

Ребёнок 4: Щелкунчик – это забавная кукла в виде человеческой фигурки с огромной головой. Использовалась эта фигурка для раскалывания орехов.

Ребёнок 5:

Звенят колокольцами песни-сказки,

Таинственные мелодии.

Какие созвучья, какие краски,

Совсем небывалые, вроде бы!

Ребёнок 6:

Травой они шуршат под ногою,

Звездой в озёрах качаются,

То вдруг обернутся БабойЯгою,

А то вдругСпящей Красавицей. .

Муз. рук.: Я приглашаю вас в нашу художественную мастерскую. А сейчас садитесь за столы и попробуйте нарисовать музыку, которую услышите.

Звучит «Вальс» из балета «Спящая Красавица».

Анализ рисунков:

Жёлтые, розовые, оранжевые – тёплые цвета, потому что музыка светлая, радостная, торжественная.

Многие нарисовали круги. Вальс в переводе с французского означает «кружиться».

Давайте покружимся под музыку другого вальса. Я произнесу волшебные слова для того чтобы вас превратить в цветы:

Покружитесь, покружитесь

Все в цветочки превратитесь!

Звучит аудиозапись «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Дети с иск. цветами кружатся в танце.

Муз. рук.: Пётр Ильич много путешествовал: он бывал во Франции, Италии, Германии, слушал там народные песни, запоминал, обрабатывал, а затем записывал в свой альбом. Я сыграю вам мелодию, а вы подумайте, из какой страны Чайковский мог привезти её.

Звучит фрагмент пьесы «Старинная французская песенка» из «Детского альбома».

Дети: Из Франции. Эта пьеса называется «Старинная французская песенка».

Ребёнок 7:

И от грусти, и от скуки

Могут вылечить нас всех

Озорных мелодий звуки,

Песни, пляски, шутки, смех.

Ребёнок 8:

Золотой волшебной рыбкой

Может музыка блеснуть

И по-дружески, с улыбкой,

Вдруг в глаза нам заглянуть.

Ребёнок 9:

Может песнейполусказкой

Нас, шутя, развеселить

И рассыпаться вдруг пляской,

В хороводе закружить.

Муз. рук.: Мальчики, приглашайте девочек на Польку.

Под звучание «Польки» из «Детского альбома» дети исполняют танец.

Муз. рук.:

И наш концерт окончен,

Музыка вдруг смолкла.

Но так ли это?

Кажется, сейчас она звучит

И будет долгодолго

Ещё звучать для каждого из нас.

И будет звать в неведомые дали,

Звенеть, искриться радугойдугой,

Как будто нам Жар-птицу в руки дали

И напоили всех живой водой.

Наше занятие, посвящённое творчеству П. И. Чайковского подошло к концу, сейчас вы возьмёте рисунки и под «Марш деревянных солдатиков» выйдите из зала. Всем спасибо. До свиданья.

Источник: http://doshvozrast.ru/konspekt/komplex32.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с творчеством П.И.Чайковского

Музыкальное занятие для подготовительной группы. Цель: Прививать любовь и понимание к музыке Чайковского....

Конспекты занятий по ознакомлению с творчеством П.И. Чайковского

          Конспект занятий по слушанию музыки  П.И.ЧайковскогоМузыкального руководителяДОУ № 62 Красносельского района Санкт – ПетербургаКарелина Я.Н....

Сценарий занятия по творчеству П.И. Чайковского "Детский альбом"

Занятие знакомит с произведениями из "Детского альбома" П.И. Чайковского. Широко представлены методы и приемы для понимания ребенком эмоционально-образного содержания произведений....

Викторина «Жизнь и творчество П. И. Чайковского»

Мероприятие для родителей и детей....

Музыкальное занятие "Творчество Петра Ильича Чайковского".

Интегрированное музыкальное занятие, образовательные области: Художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие....

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности посвященная творчеству П.И. Чайковского "Детский альбом" (с использованием ИКТ)

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельностипосвященная творчеству П.И. Чайковского"Детский альбом"(с использованием ИКТ)...