Статья
материал
Нетрадиционные формы работы с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕСТО – СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ
Дурнева Л.В.
МБДОУ «Детский сад №260», г. Новокузнецк
Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли.
В.А.Сухомлинский
Сложную кропотливую работу по развитию у детей зрительного восприятия, тонкой моторики, тактильной чувствительности можно разнообразить и превратить в увлекательное времяпровождение с помощью специальных игр и занятий. Установлено, что «хорошее развитие движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсирует недостаточность зрения». Наши рецепторы – это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя.
Так, большую помощь в коррекционной работе оказывает тесто. Это специальные занятия с использованием теста, из раздела программы под редакцией Л.А. Плаксиной социально – бытовая ориентировка. Тестопластика – лепка из соленого теста – позволяет воплощать самые необычные и сложные замыслы, надолго сохранять полученный результат. Тестопластика сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно - прикладной деятельности.
Занятия с тестом помимо развития силы, подвижности кисти и пальцев, точности и координации их движений, повышение сенсорной чувствительности, воспитание усидчивости, терпения способствует развитию: внимания; ориентировки в микропространстве; синхронизирование работы рук; умения планировать свою деятельность. Работа с тестом – увлекательное, полезное занятие, представляющее чрезвычайно широкие возможности, где ребенок может проявить фантазию, смекалку, изобретательность, выразить чувства и мысли, свое эстетическое и нравственное отношение к предметам и явлениям действительности. На таких занятиях дети должны почувствовать, что такое усталость, успех или неудача. Только тогда можно будет сформировать у них ответственное отношение к труду. Занятия с тестом можно начинать со средней группы, где дети учатся лепить и украшать плоские фигуры, а в старшей группе – заводить тесто и лепить объемные фигуры.
Условия для работы с тестом:
- соблюдаются правила гигиены: перед приготовлением теста тщательно моются руки, надеваются фартуки, шапочки.
- Подготовка рабочего места. Приводить в порядок и поддерживать его во время занятия и после.
- Соблюдать безопасность труда.
- Во время лепки можно использовать негромкое музыкальное сопровождение.
- Срок хранения соленого теста – не более полутора недель, без доступа воздуха в прохладном месте.
- Использование пальчиковых игр, гимнастик.
- Подгрупповая подготовка теста, чтобы каждый ребенок поэтапно освоил этот вид работы.
- Исключать излишнюю опеку, приходить на помощь, когда дети в ней нуждаются.
На занятии с тестом используются различные приемы:
- разминание – надавливание руками и пальцами на кусочек теста;
- отщипывание – отделение от большого куска теста небольшого кусочка при помощи большого и указательного пальцев рук;
- похлопывание - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами;
- сплющивание – сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы.
Методика работы с использованием теста состоит из четырех этапов:
- Подготовка теста, хранение.
- Лепка из теста (изготовление кулинарных изделий).
- Формирование композиции.
- Выпечка.
Рецепт приготовления соленого теста: мука пшеничная – 2 стакана; соль «Экстра» - 1 стакан; вода – ¾ стакана. Второй рецепт: мука пшеничная – 1 стакан; соль «Экстра» - 2 стакана; сухой обойный клей – 1 ст. ложка; вода – около 1 стакана.
Сушка – важный этап в изготовлении изделий из соленого теста. Высушить поделку можно на открытом воздухе в сухом месте. Сушкой на батарее центрального отопления удобно пользоваться зимой. Поделку следует положить на ткань и оставить на батарее до полного просыхания. Время сушки в духовом шкафу электроплиты: 1 час при температуре 50 градусов.
Готовые изделия можно раскрасить, рекомендуется использовать акриловые краски, после высыхания они не пачкают руки и не размазываются. Чтобы поделки хорошо сохранились, после просушки их можно покрыть жидким лаком. Для разнообразия можно использовать такой прием – украшение сырых изделий мелким бисером, бусинками, стразами, пуговицами, крупами.
Работа с тестом была бы не полной, если бы не было тесного сотрудничества и доверительного отношения с родителями, для этого провожу консультации, беседы, открытые занятия, выставки готовых изделий, где рассказываю и показываю важность этого приема в работе.
Опыт работы с детьми в технике тестопластики показал, что в процессе деятельности у них развиваются эстетический вкус, умственные способности, формируется творческое начало, выполнять любое дело аккуратно. Дошкольники начинают ответственно относиться к работе, видеть в ней радость, что является необходимым для проявления творчества личности, ее талантов.
Литература
1. Мишин, М.А. Занятия по мелкой моторике и зрительной гимнастике в дошкольном учреждении для детей с косоглазием и амблиопией [Текст] / М.А.Мишин, И.А.Смирнова, З.Н. Тюбекина // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. -2003. №4.- С.12-24.
2. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства [Текст] / Л.И. Солнцева // М.: Полиграф сервис, 2000. – С.250.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-121758-1430499300.jpg)
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-69470-1364989472.jpg)
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-328533-1449412705.jpg)
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-499115-1413368325.jpg)
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-549911-1418465336.jpg)
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/01/picture-118614-1585721635.jpg)
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/26/picture-453377-1653552078.jpg)
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...