Статья
материал

Дурнева Лариса Викторовна

Нетрадиционные формы работы с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyazhukova_n.a._mbdou_no260.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕСТО – СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ

                                     Дурнева Л.В.

МБДОУ «Детский сад №260», г. Новокузнецк

Истоки способностей и дарований детей –  на кончиках их пальцев.

От пальцев,  образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают

                         источник творческой мысли.

В.А.Сухомлинский

Сложную кропотливую работу по развитию у детей зрительного восприятия, тонкой моторики, тактильной чувствительности можно разнообразить и превратить в увлекательное времяпровождение с помощью специальных игр и занятий. Установлено, что «хорошее развитие движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсирует недостаточность зрения». Наши рецепторы  – это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя.

Так, большую помощь в коррекционной работе оказывает тесто. Это специальные занятия с использованием теста, из раздела программы под редакцией Л.А. Плаксиной  социально – бытовая ориентировка. Тестопластика – лепка из соленого теста – позволяет воплощать самые  необычные и сложные замыслы, надолго сохранять полученный результат. Тестопластика сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно - прикладной деятельности.

Занятия с тестом помимо развития силы, подвижности кисти и пальцев, точности и координации их движений, повышение сенсорной чувствительности, воспитание усидчивости, терпения способствует развитию: внимания; ориентировки в микропространстве; синхронизирование работы рук; умения планировать свою деятельность. Работа с тестом – увлекательное,  полезное занятие, представляющее чрезвычайно широкие возможности, где ребенок может проявить фантазию, смекалку, изобретательность, выразить чувства и мысли, свое эстетическое и нравственное отношение к предметам и явлениям действительности. На таких занятиях дети должны почувствовать, что такое усталость, успех или неудача. Только тогда можно будет сформировать у них ответственное отношение к труду. Занятия с тестом можно начинать со средней группы, где дети учатся лепить и украшать плоские фигуры, а в старшей группе – заводить тесто и лепить объемные фигуры.

Условия для работы с тестом:

  • соблюдаются правила гигиены: перед приготовлением теста тщательно моются руки, надеваются фартуки, шапочки.
  •  Подготовка рабочего места. Приводить в порядок и поддерживать его во время занятия и после.
  • Соблюдать безопасность труда.
  • Во время лепки можно использовать негромкое музыкальное сопровождение.
  • Срок хранения  соленого теста – не более полутора недель, без доступа воздуха в прохладном месте.
  • Использование пальчиковых игр, гимнастик.
  • Подгрупповая подготовка теста, чтобы каждый ребенок поэтапно освоил этот вид работы.
  • Исключать излишнюю опеку, приходить на помощь, когда дети в ней нуждаются.

На занятии с тестом используются различные приемы:

  • разминание – надавливание руками и пальцами на кусочек теста;
  • отщипывание – отделение от большого куска теста небольшого кусочка при помощи большого и указательного пальцев рук;
  • похлопывание - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами;
  • сплющивание – сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы.

Методика работы с использованием теста состоит из четырех этапов:

  • Подготовка теста, хранение.
  • Лепка из теста (изготовление кулинарных изделий).
  • Формирование композиции.
  • Выпечка.

Рецепт приготовления соленого теста: мука пшеничная – 2 стакана; соль «Экстра» - 1 стакан; вода – ¾ стакана. Второй рецепт: мука пшеничная – 1 стакан; соль «Экстра» - 2 стакана; сухой обойный клей – 1 ст. ложка; вода – около 1 стакана.

Сушка – важный этап в изготовлении изделий из соленого теста. Высушить поделку можно на открытом воздухе в сухом месте. Сушкой на батарее центрального отопления удобно пользоваться зимой. Поделку следует положить на ткань и оставить на батарее до полного просыхания. Время сушки в духовом шкафу электроплиты: 1 час при температуре 50 градусов.

Готовые изделия можно раскрасить, рекомендуется использовать акриловые краски, после высыхания они не пачкают руки и не размазываются. Чтобы поделки хорошо сохранились, после просушки их можно покрыть жидким лаком. Для разнообразия можно использовать такой прием – украшение сырых изделий мелким бисером, бусинками, стразами, пуговицами, крупами.

Работа с тестом была бы не полной, если бы не было тесного сотрудничества  и доверительного отношения с родителями, для этого провожу консультации, беседы, открытые занятия, выставки готовых изделий, где рассказываю и показываю важность этого приема в работе.

Опыт работы с детьми в технике тестопластики показал, что в процессе деятельности у них развиваются эстетический вкус, умственные способности, формируется творческое начало, выполнять любое дело аккуратно. Дошкольники начинают ответственно относиться к работе, видеть в ней радость, что является необходимым для проявления творчества личности, ее талантов.

Литература

1. Мишин, М.А. Занятия по мелкой моторике и зрительной гимнастике в дошкольном учреждении для детей с косоглазием и амблиопией [Текст] / М.А.Мишин, И.А.Смирнова, З.Н. Тюбекина // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. -2003. №4.- С.12-24.

2. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства [Текст] / Л.И. Солнцева // М.: Полиграф сервис, 2000. – С.250.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...