Конспект фольклорного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у бабушки Арины»
материал (старшая группа)

Бурлакова Елена Владимировна

Цель: Доставить детям радость, веселое праздничное настроение, приобщать детей к народным традициям.

Задачи:

 - формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желанию знакомиться с разнообразными жанрами фольклора;
 - расширять представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях;  

- познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов;

- вовлекать родителей в совместную деятельность по приобщению детей к русской национальной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_babushki_ariny.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фольклорного развлечения

для детей старшего дошкольного возраста

 «В гостях у бабушки Арины»

Цель: Доставить детям радость, веселое праздничное настроение, приобщать детей к народным традициям.

Задачи:

 - формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желанию знакомиться с разнообразными жанрами фольклора;
 - расширять представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях; 

- познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов; 

- вовлекать родителей в совместную деятельность по приобщению детей к русской национальной культуре.

Оборудование: атрибуты русской избы, иллюстрации «Традиции и обычаи русского народа», желтый круг, косички – лучики, запись «пение птиц», поднос, соленое тесто.

Предварительная работа: объяснение значения слов: горница, околица, стог, закличка.

Ход мероприятия: 

Воспитатель: Ребята, мы сейчас отправимся в гости к бабушке Арине. Она расскажет нам много нового и интересного.

(Дети проходят в зал)

Бабушка Арина: Здравствуйте, мои дорогие! Приглашаю вас к себе в горницу! Проходите, мои хорошие. Проходите, присаживайтесь у теплой печки! Здесь мы с вами посидим и немного поговорим. А поговорим мы с вами о весне. Отгадайте мою загадку.

Пришла, улыбнулась,

Утихли метели

Позванивать стал

Колокольчик капели.

Река пробудилась,

Растаяли льды,

Наряд белоснежный

Надели сады.      (Весна)

- Правильно. Это весна. Давайте вспомним приметы весны.

(Ответы детей)

Бабушка Арина: Ребята, послушайте мой рассказ о том, как на Руси весну ждали, к себе закликали.

Наступления весны люди ждали во все времена. После долгой, суровой, холодной зимы первые лучи мартовского солнышка дарили надежду на новую жизнь, новый урожай. Весну ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с добром, хорошей погодой и богатым урожаем.

Весну закликали несколько раз. Первую закличку весны начинали тогда, когда это показывала сама природа: таяние снегов, появление капели с крыш, пение птиц по – весеннему.

Веря в то, что заклички помогут быстрому приходу весны, люди выходили за околицу забирались повыше – на пригорки, на крыши домов или сараев, на стога сена – и закликали весну, просили прийти её поскорее.

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

- Одним из главных и радостных праздников весны люди считали Масленицу. А вы знаете, что это за праздник?

- Что делают в дни масленичной недели?

- Какой символ они обозначают?

(Ответы детей)

- Какие вы молодцы, как много знаете о этом празднике.

Бабушка Арина: В древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота. Праздник этот проходил весело и продолжался целую неделю. Молодежь каталась с гор, с шутками и песнями разъезжала на празднично украшенных лошадях. Так провожали зиму, встречали весну.  А румяные блины имели ритуальное значение: круглые, горячие они являлись символом солнца, которое разгорается всё ярче, удлиняя дни.

Игра «Подари солнышку лучики»

Бабушка Арина: Вот и к нам солнышко заглянуло! Только чего не хватает нашему солнышку?  (Ответы детей)

Бабушка Арина: Правильно, ребята, лучиков! А давайте мы их ему подарим.

(Дети собирают солнышко. В это время бабушка Арина читает закличку)

Солнышко, покажись

Красное, нарядись.

Поскорей, не робей,

Нас ребят обогрей!

Бабушка Арина: Я предлагаю вам спеть песню «Веснянка».

(Исполнение песни «Веснянка»)

Бабушка Арина: Второй раз весну закликали – 22 марта. Этот день люди считали особенным – это день весеннего равноденствия, когда день по длине становится равен ночи. Считалось, что с этого дня свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить. Старые люди говорили: «Зима кончается, а весна начинается». В этот день на Руси праздновали праздник Жаворонки. Люди ожидали прилета жаворонков. Закликали весну словами: «Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!»

А ещё этот день называют Сороки. Существует поверье, что в этот день из теплых стран прилетает 40 видов разных птиц. И первая из них – жаворонок.

Люди были уверены в том, что птицы приносят на своих крыльях настоящую, теплую весну, поэтому в закличках обращались к перелетным птицам – куликам, жаворонкам, грачам.

На Сороки в каждом доме пекли из теста птичек – жаворонков с хохолками, с распростертыми крыльями, будто летящими, мазали их душистым медом. Чтобы испечь птичек – веснянок, хозяюшки вставали с первыми лучами солнца, замешивали тесто на чуть подогретой речной воде, завязывали скатертью и ставили на печь, тесто поднималось, пока топилась печь. В каждой избе и на улице появлялся удивительный запах печного теста.  У кого не было теста, те лепили птиц из глины, мастерили из тряпок, бумаги.

Птиц раздавали детям. Часть из них дети съедали, а часть использовали для приманивания настоящих птиц. Празднично одетые девушки и дети ходили по селу, подбрасывая вверх свои фигурки птиц, и обращались к жаворонкам с просьбой, чтобы они прилетели и принесли весну – красну, а холодную зиму унесли.

Жаворонки, прилетите!

Студену зиму прогоните!

Теплу весну принесите!

Зима нам надоела

Весь хлеб у нас поела!

Жаворонки прилетите,

Красну весну принесите

Принесите весну

На своем хвосту,

На сохе, бороне,

На овсяном снопе.

Исполнение песни «Ой, бежит кругом вода»

Бабушка Арина: В апреле весну звали в третий – последний раз. В праздник Благовещенье – 7 апреля. Этот день считали началом весны. Издревле существовал такой красивый обычай – отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами ощутить полную свободу от зимы. Выпуская птиц приговаривали:

Синички- сестрички,

Тетки – чечетки,

Краснозобые снегирюшки,

Щеглята- молодцы

Воры – воробьи!

Вы по воле полетайте,

Вы на вольной поживайте

К нам весну скорей ведите!

Бабушка Арина: Ребята, у меня к вам есть предложение, давайте испечем жаворонков – веснянок и позовем Весну – красну. Вот у меня и тесто поспело, и печь теплая. Чтобы выпечкой заняться необходимо нам размяться.

Пальчиковая гимнастика «Десять птичек – стайка»

Сжать кулачок, на название каждой птички отгибать один пальчик

Пойка- ка, подпевай-ка,

Десять птичек – стайка:

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка;

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка- коростель,

Эта птичка скворушка,

Серенькое перышко;

Это – зяблик,

Это – стриж,

Это – развеселый чиж…

Ну, а это – злой орлан.

Птички, птички – по домам!

Показ лепки жаворонка

Бабушка Арина: Предлагаю вам слепить птичку из целого куска. Раскатываем шарик, шарик раскатываем в жгут. Жгут завязываем в узелок, оставляя короткие концы. Один конец сплющиваем и делаем надрезы – хвост. Из другого вытягиваем клюв, берём горошинки– вот и глаза.

Продуктивная деятельность детей

Бабушка Арина: Приступайте к работе. Я уверена, что птички у вас получатся замечательные.

(Звучит запись «пение птиц»)

(Проводится индивидуальная работа с детьми по необходимости)

Бабушка Арина: Какие красивые птички у нас получились. А сейчас мы попросим Наталью Владимировну отнести наших жаворонков на кухню, чтоб там они могли запечься в печи.

(Помощник воспитателя относит птиц на кухню)

Русская народная игра «Ручеек»

Бабушка Арина: Пока наши жаворонки выпекаются, предлагаю вам поиграть в старинную игру «Ручеек». Эта игра символизировала таяние снега. Солнышко согревает землю, тает снег, всюду бегут ручейки, приближается весна.

Бабушка Арина: Птицы – первые вестники весны. Ребята, а каких птиц знаете вы?

Игра с мячом «Перелетные – зимующие»

Бабушка Арина: Наши жаворонки готовы! Какие замечательные получились! Вот мы и готовы к встрече весны, к прилету птиц. Давайте, ребята, произнесем закличку, чтобы быстрее птицы прилетели и поскорее стало тепло.

(Дети произносят закличку)

-Жаворонки, жавороночки!

Приносите нам Весну- красну,

солнышко, тепло гнездышко!

Бабушка Арина: Теперь уж точно весна поспешит к нам!

Воспитатель: Спасибо тебе, бабушка Арина, за добрый прием, за рассказ. Мы многое узнали с ребятами, многому научились. Сейчас настало время возвращаться в группу.

Дети: До свидания, бабушка Арина.

Бабушка Арина: До свидания, ребята. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорно-музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у бабушки Настасьи. Осенние посиделки»

Ход развлечения:(Зал оформлен в виде русской избы. Под русскую народную мелодию входитхозяйка, бабушка Настасья)Бабушка Настасья: (родителям):Здравствуйте, гости дорогие, Желанные, долгожданные.Милост...

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у дедушки Архипа и бабушки Пелагеи в деревне Пословиц»

Развлечение "В гостях у дедушки Архипа и бабушки Пелагеи в деревне Пословиц" позволяет знакомить с мудростьюрусского народа - пословицами и поговорками....

Сценарий театрализованного фольклорного представления для детей старшего дошкольного возраста. «В деревне у бабушки Варварушки»

Воспитание у детей любви к народному творчеству, через приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора....

Конспект фольклорного развлечения с детьми младшего дошкольного возраста "В гости к бабушке Варварушке"

Конспект-развлечение, направлен на приобщение детей к культуре расского народа, традициям, обычаям....

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у бабушки Настасьи. Осенние посиделки»

Расширять представления детей о музыкальном фольклоре путем знакомства с разнообразными формами игрового музыкального фольклора....