Конспект совместного с родителями развлечения в старшей группе «В гостях у самовара».
план-конспект занятия (старшая группа)

Кудрявцева Ирина Федоровна

Цель: Приобщение детей к истокам русского народного творчества. Пробудить любовь к народной культуре. Вызвать у детей интерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvl_s_roditelyami.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №5 «Улыбка»

Конспект совместного с родителями

    развлечения  в старшей группе

              «В гостях у самовара».

Выполнила:  воспитатель Кудрявцева Ирина Фёдоровна

г.Семенов 2019г.

Цель: Приобщение детей к истокам русского народного творчества. Пробудить любовь к народной культуре. Вызвать у детей интерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития.

Задачи:

познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси;

расширить лексический запас детей словами «самовар»«чаепитие»«посиделки»;

воспитывать у детей желание быть гостеприимными;

доставить радость от чаепития, формировать у детей культуру чаепития;

привлечь родителей к сотрудничеству в создании в детском саду уютной домашней обстановки и богатой предметно – развивающей среды.

Ход занятия:

(Звучит русская народная песня «Самовар»).

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Проходите, присаживайтесь, всем места хватит. Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный. По-обычаю, по - старинному посиделками называется.

В старые добрые времена был на Руси такой обычай: осенью, когда заканчивали крестьяне всю работу на полях, собирались они на посиделках, чтобы на людей поглядеть, да и себя показать. А какие же посиделки без чайку горячего, бодрящего! Чаепитие на Руси было доброй традицией, и пил чай наш народ из самовара. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. Самовар означал достаток, семейный уют, благополучие. Вся семья собиралась за столом, на который водружался самовар, и по русской традиции пили чай с вареньем, пирогами, блинами….

А, что же такое – самоварСамовар - старинное русское изобретение, для нагревания воды. Считается, что родина самовара – город Тула. Поэтому самовар называют тульским. Делали самовары из серебра, меди, железа, даже из фарфора. Чтобы самовар был красивым, его ножки, краники, ручки делали в виде рыб, львов, петухов и других животных. Внешний вид самоваров был разным, потому что каждый мастер старался придумать свой, непохожий на других самовар. Форма самоваров все время менялась.

Хозяйка: Дети, как вы думаете: «Почему назвали самовар «самоваром»?» (Ответы детей).

Всем известно, что самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» - отсюда и слово произошло «самовар».

(Показ слайдов). Каких только самоваров не делали: и конические, и овальные, и гладкие, и граненые! Формы самоваров были очень разнообразны: от куба до цилиндра. Самыми востребованными видами самоваров были:

-самовар-банка,

-самовар-рюмка,

-самовар-ваза,

-самовар-желудь,

-самовар-дуля,

-самовар-репка,

-самовар-репка,

-самовар-яйцо,

-самовар-пламя,

-самовар-кувшин и т. д.

Объем самоваров мог быть различен: от поллитровой чашки до 20-литрового гиганта. В зависимости от назначения выделялись следующие виды самоваров:

-самовары-кофейники,

-самовары-кухни,

-статические самовары,

-дорожные самовары т. д.

Дорожные самовары были тоже востребованы, в отличие от домашних, они снабжались съемными ножками, которые можно было прикрутить шурупами

Хозяйка: Ребята смотрите, что-то у нашего самовара совсем не праздничный вид. А давайте его украсим.

ИГРА «БУСЫ САМОВАРУ» (под музыку на верёвочку необходимо надеть сушки, родители держат ленточку, а дети на носике чайника подносят им сушки)

ТАНЕЦ «САМОВАР» (исполняют дети)

Самовар - то греется,

Вот - вот закипит

Надо, чтобы вовремя

Стол наш был накрыт.

Хозяйка: Ребята, а давайте и мы устроим сегодня праздничное чаепитие.

Чаепитие – многовековая традиция гостеприимства и застолий русского народа. В древние времена, бывало, гость на порог, а хозяйка за самовар – «Гостю – чай, сахар и радость!».

А откуда к нам пришёл чай? Чай привезли к нам из Китая. Рос он на деревьях высотой 10-15 м. На деревьях собирать листочки и веточки сложно. Селекционеры вывели новые сорта в виде кустарника. Молодые листочки по-китайски называются - «ЧА», отсюда и пошло название «Чай».

После сбора свежесорванные чайные листочки слегка подвяливают на свежем воздухе. Как только листья становятся «мягкими», их как бы «обжаривают» на раскаленном воздухе. От того, как высушены листочки, формируется цвет чая.

Чай бывает черный, зелёный, красный. Жёлтый чай получают не из листьев, а из почек чайного листа. Два дня в год, в начале апреля и в начале сентября, молодые листья покрываются белым пухом. Пух собирают утром 4-5 часов, (потом он разлетается). Из него готовят белый чай.

А как правильно заваривать чай? (Ведущая показывает детям, объясняя при этом, как правильно заваривать чай).

Заваривать чай следует свежей вскипяченной водой, однако кипяток не должен бурно кипеть – такая вода способна убить аромат самого лучшего чая. В чайник для заварки, желательно фарфоровый, кладут чай, заливают его кипятком, закрывают крышкой. Если при заварке выделяется пена, значит, чай заварен правильно. Снимать пену не следует – такой чай самый ароматный.

На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. Чашка чая - это уют и мир в доме. Чашка чая, это повод для встречи. Пока заваривается чай, отгадайте загадки?

Загадки:

Был листок Зелёным -

Черным стал, томлённым,

Был листок зубчатым -

Стал листок трубчатым,

Был он на лозине -

Стал он в магазине. (Чай)

Бел как снег,

В чести в всех

В рот попал

Там и пропал. (Сахар)

Стоит толстячок

Подбоченивши бочек,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит. (Самовар)

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее

Всем на загляденье….

Ну и объедение. (Бублик)

Хоть задрал он к верху нос,

Но это не всерьёз.

Не перед кем он не гордиться

Кто пить захочет — убедится. (Чайник)

Давайте вместе с вами вспомним пословицы и поговорки о самоваре и русском чаепитии.

Пословицы и поговорки.

Чай пьёшь – до ста лет проживёшь.

Мы за чаем не скучаем – по семь чашек выпиваем.

Пей чай – удовольствие получай.

Самовар кипит – уходить не велит.

Чай пить – не дрова рубить.

Выпей чайку, забудешь тоску.

От чая лиха не бывает.

Где есть чай, там и под елью рай.

Коль чаем угощают – значит уважают.

Хозяйка: Раньше чай пили не просто из стаканов и чашек, а наливали в блюдце, которое держали за донышко. К чаю подавали кусочки сахара, варенье, мед, сухарики, пряники. Чай пили вприкуску: откусывали и запивали.

Сверху пар, снизу пар —

Шипит наш русский самовар.

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем:

Пряники жуем, чаем запиваем,

Всех в гости приглашаем!

Чаепитие с гостями. (Звучит русская народная песня «Самовар»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по проектной деятельности в старшей группе «В гостях у самовара»

Конспект итогового занятия по проектной деятельности в старшей группе «В гостях у самовара»...

Конспект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Айболит в гостях у детей» (технология ЗОЖ)

В гости к детям приходит Айболит и рассказывает о стране, в которой никто никогда не болеет. Это страна – Неболейка....

Конспект совместной деятельности в старшей группе «В гости к осеннему лесу»

Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни животных осенью,птиц  осенью  -Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к ней.Развивающая:-Развивать тв...

Конспект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему "Дети в гостях у Айболита"

Конспект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Дети в гостях у Айболита» (технология ЗОЖ) Задачи: - формировать умение детей заботиться о своём здоро...