Детские исследования в логико-математической деятельности со старшими дошкольниками.
методическая разработка (подготовительная группа)

Павленко Наталия Валериевна

Предлагаю вашему вниманию подборку, используемых мною игровых исследований для развития детского мышления, развития логики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно – исследовательская деятельность очень важна для когнитивного развития детей. В своей работе со старшими дошкольниками часто применяю следующие исследования.

«Вопросы о вопросах»

(освоение умений вглядываться (вдумываться) в разнообразную информацию (свойства предметов, связи отношения, зависимости), замечать противоречия и ставить (формулировать) вопросы).

  • игровое упражнение «Веришь или не веришь»: «Веришь, что всегда количество углов соответствует количеству сторон?», «Веришь (согласен), что чем больше углов у фигуры, тем лучше она катится (фигура с большим количеством углов приближается к кругу)?»
  • Задания: «Найди как можно больше способов превращения фигуру в другую фигуру (получить разные фигуры из основы квадратной, прямоугольной форм, круга)»; «Нарисуй (вырежи), как выглядит фигура, у которой 10, 12, 14 углов»;
  • вопросы: «У всех ли фигур бывают «половины»? Если есть полукруг, то что будет, если разделить пополам квадрат, прямоугольник, треугольник?», «Можно ли считать, не используя слова-числительные?» («пальцевый счет», эквиваленты), «Может ли быть предмет и большим, и маленьким одновременно (по сравнению с двумя разными по размеры предметами)?», «У всех ли предметов в группе детского сада есть высота (длина)?», «Что общего у пары, десятка и дюжины?» (одна пара, один десяток и одна дюжина);
  • «веселые» логические задачи и ситуации: «Летели гуси: гусь, еще полгуся, еще две четверти гуся. Сколько всего гусей летело?»;
  • измерение различными мерками: сажень, дюйм, фунт, их сопоставление, обсуждение, активизация использования разных средств и способов познания и «перепроверки» результатов.
  • Ситуация «Волшебные половины». Винни-Пух и Ослик запутались: у Винни есть квадрат. У Ослика тоже есть квадрат, но в два раза больше квадрата Винни. Винни считает, что если разделить фигуру Ослика пополам, на две половины, то эти половины будут точно такие же, как у него. Прав ли Винни?
  • Ситуация «Рассадим гостей за столы». Нужно помочь Винни-Пуху рассадить гостей за столы.
    Развитие ситуации: «Какой стол лучше поставить: круглый, квадратный или прямоугольный? За эти столы поместится одинаковое количество гостей или нет? Как проверить? (условие моделируется с помощью геометрических фигур-«столов» и фишек-«гостей»).
    В заключение ситуации предлагается выбрать самую оптимальную форму стола. Обосновать.
  • Ситуация «Экономное печенье». Винни-Пух готовится к приему гостей и решил испечь печенье разной формы. Ему хочется быть очень экономным. Помогите ему наилучшим образом использовать пласт теста (разделить без остатка).
    Развитие ситуации: до начала практического решения детям предлагается высказать предположения. Затем – осуществить исследование, пересчитать количество печенья, определить самую экономичную форму.
  • Ситуация «Делим яблоки». У Винни-Пуха и Ослика два яблока: большое и маленькое, как справедливо разделить яблоки, чтобы каждому досталось поровну?
    Развитие ситуации: детям предлагается самостоятельно найти аналог для построения эксперимента (нарисовать на листе бумаги, выбрать две картонные фигуры), осуществить задуманное.
  • Ситуация «Угощение для друзей». К детям в гости приходит Винни-Пух, приносит пакет конфет (драже), конфеты в конфетнице и пустую конфетницу. Он хочет угостить друзей конфетами, но  конфет в пустую конфетницу нужно положить столько же, сколько лежит в заполненной.
    Развитие ситуации: детям предлагается найти разные способы  осуществления задуманного (с помощью взвешивания, с помощью определения объема, пересчитывания). Детские предположения проверяются, далее определяются самый быстрый способ проверки, самый точный и т.п.

«А что будет, если…»
Ситуация 1. В двух сосудах одинаковое количество воды. Детям предлагается перелить воду из одного сосуда в сосуд другой формы (например, более широкий, но низкий). Затем предлагается ответить на вопросы: «Та же самая вода во втором сосуде? Изменилось ли ее количество? Как проверить?

Организуется проверка детских предположений.

Ситуация 2. Детям предлагается до начала переливания высказать предположения о том, что произойдет, если воду из второго сосуда перелить:

  • в 6 маленьких сосудов;
  • в сосуд выше и уже исходного;
  • в точно такой же сосуд, как исходный;
  • добавить еще стакан воды («Воды будет больше или меньше?»);
  • отлить полстакана воды.

Ситуация 3. Детям предлагается рассмотреть разные по форме и размерам сосуды и спрогнозировать уровень воды в них при переливании из исходного.  В данном случае предлагается попарное сравнение сосудов, отметка предполагаемого уровня воды маркером на сосуде, с последующей практической проверкой. Дальнейшим эпизодом является обратная ситуация: детям демонстрируются два сосуда разной формы и размера, нос одинаковым уровнем воды, предлагается ответить на вопросы: «Поровну ли воды в сосудах? В каком сосуде воды больше (меньше)? Почему так думаете?» Следующий эпизод: «Если весь сок разлить сначала в 2 стакана, потом его же в 4, а потом в 5 стаканов и в каждом случае в каждый стакан наливать одинаковое количество сока, то в каком случае уровень будет ниже, а в каком – выше?» В процессе экспериментов детям предлагается самостоятельно проверить результат. Для активизации деятельности в центр экспериментирования могут быть помещены сосуды и емкости, разные по форме и размеру, предложены рабочие листы с вариантами сосудов и условий опыта.

Источник: Вербенец А.М. Детские исследования в логико-математической деятельности старших дошкольников // Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы-составители: З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, Л.М.Кларина, З.А. Серова – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тЕма моего исследования " Способы организации исследовательской деятельности со старшими дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром"

В презентации описана моя работа по исследовательской деятельности в ДОУ со старшими дошкольниками. Данный материал был представлен на конкурсе молодых педагогических работников применяющих в своей р...

Методическое пособие для воспитателей детских садов «Логико-математические игры для детей старшего дошкольного возраста»

Чтобы сформировать у детей элементарные математические представления, развить логическое мышление и притом заставить детей самостоятельно мыслить, а так же доставить им радость от процесса позна...

Методическое пособие для воспитателей детских садов «Логико-математические игры для детей старшего дошкольного возраста»

Чтобы сформировать у детей элементарные математические представления, развить логическое мышление и притом заставить детей самостоятельно мыслить, а так же доставить им радость от процесса познания, м...

Методическое пособие для воспитателей детских садов «Логико-математические игры для детей старшего дошкольного возраста»

Методическое пособие для воспитателей детских садов«Логико-математические игры для детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей МБДОУ «Филимоновский детский сад» Развитие логико – математического мышления у детей 3- 4 лет с использованием игр – блоки Дьенеша. Доронина Татьяна Васильевна воспитатель первой категории

Логические блоки,  разработанные Золтаном Дьенешем  -  всемирно известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии, создатель прогрессивной авторской методики...

Методическое пособие для воспитателей детских садов «Логико-математические игры для детей старшего дошкольного возраста»

Методическое пособие для воспитателей детских садов«Логико-математические игры для детей старшего дошкольного возраста»...

Логико-математические занимательные игры для старших дошкольников

Материал для родителей - как в увлекательной форме развивать логическое мышление старших дошкольников...