Доклад "Формы, методы и технологии формирования экологического мировозрения"
презентация к уроку (средняя группа)

Григорьева Инна Сергеевна

В докладе описаны формы, методы и технологии формирования экологического мировозрения в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nsportal.doc43 КБ
PDF icon nsportal.pdf1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

VII Городская педагогическая конференция молодых специалистов

СОЗВЕЗДИЕ МОЛОДЫХ

Молодые педагоги в развитии человеческого капитала современного российского общества.

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Григорьева Инна Сергеевна

Строганова Юлия Андреевна

Санкт-Петербург

2019 год

Название секции: Стратегия жизни: экологическая культура и технологии здоровьесозидания.

Тема работы: «Формы, методы и технологии формирования экологического мировоззрения»

ФИО авторов: Григорьева Инна Сергеевна, Строганова Юлия Андреевна

Должность и место работы: воспитатели

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга

В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, экологическая проблема приобретает особую остроту и актуальность. Главная задача на сегодняшний день- дать почувствовать ребенку, что он ответственен за окружающий его мир.

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как на этом этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Поэтому в наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность.

Что же такое экологическое мировоззрение?

Н.Г. Васильев дает следующее определение: «Экологическое мировоззрение-это совокупность научных и обыденных знаний об отношении общества с природой, этические, эстетические, ценностные установки данного субъекта, то есть специфически субъективированные особенности экологического сознания, отражающие конкретно-социальную среду и конкретно-природные условия жизни субъекта духовно-практического освоения природы. В понятии экологического мировоззрения отражается процесс личностного преломления содержания форм общественного сознания, в первую очередь, экологического сознания».

Как особое направление науки экология возникла в XIX столетии. Само слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. В переводе с греческого языка «экология» – это наука о доме, жилище («ойкос» – дом, «логос» – наука). Конечно, экология – наука непростая. Но, чтобы ее понять и осмысленно работать в области экологического образования, для начала нужно запомнить четыре закона, сформулированных в популярной форме американским ученым Барри Коммонером:

• все связано со всем;

• все куда-нибудь девается;

• все что-нибудь, да стоит (ничто не дается даром);

• природа знает лучше.

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

Задачи в области экологического образования дошкольников:

•        - формирование у детей элементов экологического сознания и экологической культуры;

•        - формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе, имеющей природоохранительный характер;

•        - воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

•        устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;

•        бережного отношения к природе;

•        правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;

•        моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;

•        эмоциональной отзывчивости к живой природе;

•        положительных эстетических ощущений от любования природой;

•        умений познавать особенности окружающего мира.

Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:

•        наблюдения;

•        опыты;

•        исследования;

•        игры;

•        труд;

•        художественно-эстетическая практика;

•        знакомство с природоведческой литературой;

•        занятия физкультурой и спортом.

Формы экологического воспитания:

•        коллективные;

•        групповые;

•          индивидуальные;

•          досуговые;

•         познавательные;

•        наглядно- информационные.

Методы экологического воспитания дошкольников:

-наглядный (наблюдене, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр презентаций);

-словесный (беседы, чтение художественной литературы);

-практический (экологические игры, опыты, труд в природе);

-игровой (дидактические игры, подвижные игры, игровые ситуации).

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФГОС дошкольного образования, поэтому следует включить в образовательную деятельность по экологическому воспитанию с детьми следующие педагогические технологии:

-ИКТ технологии;

-здоровьесберегающие технологии;

-игровые технологии;

-технологии проектной деятельности.

Проблема формирования экологического мировоззрения дошкольников связана с тем, что большинство детей не обладают достаточными знаниями об окружающей природе, так как живут в больших городах, и не имеют возможность взаимодействия с окружающей средой по сравнению с детьми, живущих в сельской местности. При этом в больших городах остро стоит проблема о загрязнении окружающей среды, поэтому очень важно формировать бережное отношение к окружающей природе. Тем самым важно формировать экологические представления у дошкольников с раннего возраста.

Таким образом, можно сделать вывод, что одним из важнейших условий реализации задач экологического мировоззрения дошкольников является правильная организация и экологизация развивающей предметно-пространственной среды, которая способствует познавательному развитию ребенка; эколого-эстетическому развитию; формированию экологически грамотного поведения; экологизации разных видов деятельности.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический практико-значимый проект" Активные методы обучения в формировании экологической культуры старших дошкольников"

Краткосрочный проект по формированию экологической культуры старших дошкольников с использованием проектной деятельности по теме: " Деревья нашего участка" с испорльзованием регионального компонента. ...

Формы и методы, используемые при формировании экологической культуры у дошкольников

Консультация для воспитателей детского сада. О формах и методах, используемых при формировании экологической культуры у дошкольников....

Проектный метод, как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Мир, окружающий ребенка –это, прежде всего мир природы,с безграничным богатством явлений,с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума”.В.Сухомлинский....

Методы и формы формирования экологических знаний у старших дошкольников

Аннотация: Детям дошколь­ного возраста свойственно наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Ведущими становятся методы, формы и средства экологического вос­питания. В работе с детьми...

Консультация для педагогов: "Формы и методы, используемые при формировании экологической культуры у дошкольников ".

Дошкольное детство начальный этап становления человеческой личности.  В этот период закладываются основы личности, культуры.   Главная цель нравственно-экологического воспитания – форм...

Доклад на ГМО "Маленькие исследователи" "Формирование экологического мировозрения, развитие практических, природоохранных навыков у детей"

quot;Берегите земли, эти воды,Даже малую былинку любя.Берегите всех зверей внутри природыУбивайте лишь зверей внутри себя.Е. Евтушенко....

Статья "Использование метода кейс технологии в экологическом образовании старших дошкольников"

ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Одной из актуальных тем на сегодняшний день является использование кейс-технологий в до...