Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ из опыта работы М.Г. Килиной, МДОУ д/с «Родничок» с. Турочак
статья

Килина Марина Геннадьевна

Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ из опыта работы М.Г. Килиной, МДОУ д/с «Родничок» с. Турочак

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ripkro.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ из опыта работы М.Г. Килиной, МДОУ д/с «Родничок» с. Турочак

Одной из приоритетных задач современного образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции воспитанников  в учебном процессе.

Именно образование в ДОУ является базой, фундаментом всего последующего обучения. Именно здесь закладываются основы исследовательской деятельности.

Дети младшего возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователиИх влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.

В связи с этим актуальным становится введение в учебный процесс метода проектов.

"Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".

Японская мудрость

Проектная деятельность – это творчество. А всем известно, что детей надо учить творить.

Особенностью проектно-исследовательской деятельности в ДОУ является то, что ею могут заниматься как сильные, так и слабые дети.

Конечно же, специфика проектно-исследовательской работы в саду заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли воспитателя. Проектная деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи.

Отметим, что метод проектов – это метод активных технологий.

Особенно детям нравятся групповые проекты. Они развивают все УУД: коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные и предметные.

Работа над проектами проводится по этапам:

  1. этап- инициирующий (формулирую проблему);
  2. этап – основополагающий  (создаются группы, планируется дальнейшая работа);
  3. этап - прагматический (дети самостоятельно собирают информацию);
  4. этап - заключительный (защищают проект);

5 этап - итоговый (демонстрация презентаций, рефлексия).

В ходе работы над этой темой с 2014 года, проведены ряд проектов:

«Математика вокруг нас».

Цель проекта: изучить загадки, пословицы и поговорки в которых встречаются числа.

Продуктом проектной деятельности стали книжки-малышки "Числа в загадках, пословицах и поговорках":

 Увлекательным и познавательным получился проект "Что нужно для роста растений?"

Мы с детьми проводили опыт-наблюдение за ростом растений в разных условиях. Под нашим руководством дети поместили семена фасоли в ёмкости.

Цель: наблюдать за влиянием факторов внешней среды на рост и развитие растений. Часть семян засыпали землёй  (обычная среда), часть залили водой (семена постоянно находились в воде), часть засыпали землёй и накрыли крышкой (в вакууме), часть засыпали землёй и поместили в шкаф  (без света). Все ёмкости с семенами поливались регулярно.

В конце проекта выяснили: в воде и в вакууме семена проклюнулись, но в рост не пошли, без света фотосинтез не происходит: растение вытянулось, стебель был светлым и тонким. Только в обычной среде семена дали рост.

 «Проектно-исследовательская деятельность» работали над проектами:

«Почему вымерли динозавры?».

Дети  получили задание: найти информацию о том, «Почему вымерли динозавры?».

Цель работы: выявление и изучение гипотез вымирания динозавров, выявление истинной причины вымирания динозавров.

В двух группах дети работали над проектом «Можно ли увидеть время?»

Итог проекта - изготовление моделей часов.

К работе были привлечены и родители. Они заполняли анкеты о данных роста, веса детей при рождении, при поступлении в детский сад.

 На занятиях измеряли рост и вес на данный момент. В итоге работы каждый ребенок имел представление о своём развитии.

Жизненно важным назвали сами дети проект «Полезные и вредные продукты».

Цель: научить ребенка осознанно подходить к своему питанию, воспитывать у детей желание вести здоровый образ жизни и соблюдение режима дня. В ходе работы над проектом просмотрели видеофильмы , прочитали высказывание учёных, диетологов.

В завершении группы представили свои сообщения о полезных и вредных продуктах.

В подготовке проекта «Здравствуйте, это я!» так же участвовали родители воспитанников. С их помощью были созданы презентации фотографий с момента рождения.

Интересно было то, что в начале презентации не сообщалось о ком она. Только последний слайд раскрывал имя автора.

От современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского и проектного обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам проектного и исследовательского поиска. Это еще важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. В результате этой технологии, дети становятся активными участниками воспитательного процесса. Это дает возможность познать себя, не ощущая «давления» взрослых. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творческие способности человек может наиболее полно раскрыться как личность. Современное общество предъявляет большие требования к таким качествам личности, как креативность, способность к саморазвитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя ИЗО в учебной деятельности в ДОУ. (из опыта работы)

Решить речевые проблемы детей можно только при грамотной работе всех сотрудников детского сада. Я хочу поделиться опытом  своей работы во взаимодействии со вторым помощником, после воспитателя...

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в ходе реализации проектной деятельности педагога ДОУ (из опыта работы)

Понятие «здоровьесберегающие  образовательные технологии»  появилось в педагогической  лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог сани...

Брошюра (из опыта работы): "Приобщение детей к истории и культуре родного края"

Вопрос воспитания нравственности и патриотизма очень актуален в современном обществе....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Отчет по инновационной деятельности в МДОУ «ДС №16» «Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности »

Инновационная площадка ДОУТема проекта:"Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности"Экологическое вос...

Презентация опыта работы по теме "Люби и знай свой родной край"

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме «Организация детской проектной деятельности в ДОО (из опыта работы)» в банк данных на уровне образовательной организации» от 14.05.2021

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме «Организация детской проектной деятельности в ДОО (из опыта работы)» в банк данных на уровне образовательной организации» от 14.05.2021...