Проектирование адаптированной образовательной программы дошкольного образования .
учебно-методический материал

Кольченко Нина Викторовна

В современной системе образования, направленной на обеспечение доступности качественного образования, создание условий для обучающихся с ОВЗ является одним из главных ресурсов «развития человеческого капитала». Так, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определяется задача, направленная на повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (в том числе с ОВЗ), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество. Во ФГОС ДО определяется в качестве основной задача «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями».Исходя из нормативных требований, любая ДОО, в которой обучаются дети с ОВЗ, обязана самостоятельно разрабатывать и реализовывать АОП.  В работе представлен экспертный лист по оцениванию адаптированной образовательной программы дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekspertnyy_list_adaptirovannoy_programmy_.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование адаптированной образовательной программы дошкольного образования            

В современной системе образования, направленной на обеспечение доступности качественного образования, создание условий для обучающихся с ОВЗ является одним из главных ресурсов «развития человеческого капитала». Так, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определяется задача, направленная на повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (в том числе с ОВЗ), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество. Во ФГОС ДО определяется в качестве основной задача «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями».

Согласно Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014), содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются АОП, а для инвалидов также – в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (п. 16). Таким образом, исходя из нормативных требований, любая ДОО, в которой обучаются дети с ОВЗ, обязана самостоятельно разрабатывать и реализовывать АОП. При проектировании такой программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ важно понимать, что такие программы, с одной стороны, должны в полной мере соответствовать установленным законодательством требованиям к структуре и содержательному наполнению разделов, а с другой – отражать специфику ее реализации в ДОО для детей с конкретными видами ограничений по здоровью, учитывать психофизические особенности, возможности и потребности ребенка.

Создание доступной образовательной среды требует от всех участников образовательных отношений новых подходов к моделированию эффективных механизмов разработки АОП ДОО в соответствии с ФГОС ДО и с учетом ПрАООП дошкольного образования и разных вариантов её реализации. При этом каждая АОП должна быть нацелена на преодоление несоответствия между процессом обучения и воспитания ребенка с ОВЗ по основной образовательной программе дошкольного образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования адаптированных образовательных программ выступает Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Статья 2 данного нормативного документа содержит определение понятия «адаптированная образовательная программа» – «образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц». Основанием к разработке АОП является заключение психолого-медико-педагогической комиссии и заявление родителей (законных представителей). В рекомендациях ПМПК определяются конкретные проблемы в развитии ребенка и указывается на необходимость работы по АОП, разработанной на основе ПрАООП определенной нозологической группы.

При проектировании АОП необходимо учитывать следующие методологические подходы:

  • системно-деятельностный подход как ведущий в стандартизации системы общего образования Российской Федерации (А.Г. Асмолов). С позиции данного подхода при проектировании образовательной программы акцент смещается с содержательной части программы на результаты деятельности ребенка в процессе освоения образовательного содержания. Таким образом, результаты деятельности ребенка могут выступать как отражение его позитивной социализации, индивидуализации, развития личности;
  • компетентностный подход как один из возможных результатов оценки образования как «знания в действии» (А.Г. Асмолов);
  • субъектно-деятельностный подход (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова и др.), предполагающий активность, самостоятельность, инициативность, творчество ребенка, его стремление к сотрудничеству и взаимодействию в детских видах деятельности;
  • индивидуально-дифференцированный подход к разработке и условиям реализации АОП для детей с ОВЗ;
  • функционально-системный подход, связанный с организацией коррекционно-педагогического процесса, который дает возможность использовать комбинированную модель образовательного процесса.

Экспертный лист на адаптированной образовательной программы дошкольного образования

        

Задание:

  1. Проведите экспертизу разработанной командой ДОО АОП ДО.
  2. Определить уровень экспертной оценки разработанной АОП ДО
  3. Сделать соответствующие выводы и предложения по итогам экспертизы.

ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ

по оцениванию адаптированной образовательной программы дошкольного образования

ДОО № __________________________________________________________

Система оценивания:

0 – 1 балл

0 – 1 – 2 балла

0 баллов – отсутствие компонента,

1 балл – наличие компонента

0 баллов – компонент не выражен,

1 балл – компонент выражен слабо (недостаточно),

2 балла – компонент выражен полностью

Компонент АОП

Показатель

Оценка в баллах

Само

аудит

2. Пояснительная записка

2.1. Цель (цели) реализации АОП.

0 – 1

2.2. Задачи реализации АОП.

0 – 1

2.3. Принципы формирования АОП.

0 – 1

2.4. Подходы к формированию АОП.

0 – 1

2.5. Значимые для разработки и реализации АОП характеристики:

0 – 1

0 – 1

2.5.1. - индивидуальные особенности воспитанников ДОО

2.5.2. - возрастные особенности воспитанников ДОО

2.6. Указаны особенности развития детей раннего возраста.

0 – 1

2.7. Указаны особенности развития детей дошкольного возраста.

0 – 1

2.8. Указаны особенности развития детей с ОВЗ конкретной нозологической группы

0 – 1

ИТОГО (сумма баллов по компоненту):

3. Планируемые результаты освоения АОП

3.1. Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте.

0 – 1

3.2. Целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного образования.

0 – 1

3.3. Целевые ориентиры образования для детей с ОВЗ.

0 – 1

ИТОГО (сумма баллов по компоненту):

4. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

4.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

0 – 1 – 2

4.2. Образовательная область «Познавательное развитие»

0 – 1 – 2

4.3. Образовательная область «Речевое развитие»

0 – 1 – 2

4.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

0 – 1 – 2

4.5. Образовательная область «Физическое развитие»

0 – 1 – 2

4.6. Показана интеграция образовательных областей

0 – 1 – 2

ИТОГО (сумма баллов по компоненту):

5. Вариативность реализации АОП с учётом возрастных и индивидуальных  особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

5.1. Описание вариативных форм реализации АОП

0 – 1

5.2. Описание вариативных способов реализации АОП

0 – 1

5.3. Описание вариативных методов реализации АОП

0 – 1

5.4. Описание вариативных средств реализации АОП

0 – 1

ИТОГО (сумма баллов по компоненту):

6. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей

6.1. Указаны цели и задачи данной деятельности.

0 – 1

6.2. Указаны используемые специальные образовательные программы, методы, специальные методические пособия и дидактические материалы

0 – 1

6.3. Описана специфика проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий

0 – 1 - 2

6.4. Описан алгоритм квалифицированной коррекции нарушений развития детей

0 – 1

6.5. Описаны иные специальные условия в ДОО для получения образования детьми с ОВЗ

0 – 1

ИТОГО (сумма баллов по компоненту):

7. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

7.1. Описание образовательной деятельности разных видов

0 – 1

7.2. Описание образовательной деятельности разных культурных практик

0 – 1

7.3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в вышеуказанной образовательной деятельности

0 – 1 − 2

ИТОГО (сумма баллов по компоненту):

8. Способы и направления поддержки детской инициативы

8.1. Описание способов поддержки детской инициативы

0 – 1

8.2. Описание направлений поддержки детской инициативы

0 – 1

8.3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при поддержке детской инициативы

0 – 1 − 2

ИТОГО (сумма баллов по компоненту):

9. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

9.1. Показана система работы ДОО с семьями воспитанников

0 – 1

9.2. Показана специфика работы с семьями воспитанников

0 – 1

9.3. Показана особенность работы с семьями воспитанников с ОВЗ

0 – 1

ИТОГО (сумма баллов по компоненту):

10. Иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов АОП

10.1. Показано разнообразие характеристик

0 – 1

10.2. Описанные характеристики дополняют содержание АОП ДОО

0 – 1

ИТОГО (сумма баллов по компоненту):

11. Организационный раздел АОП

11.1. Описание материально-технического обеспечения АОП

0 – 1 − 2

11.2. Описание обеспеченности методическими материалами

0 – 1 − 2

11.3. Описание обеспеченности средствами обучения и воспитания

0 – 1 − 2

11.4. Распорядок и /или режим дня

0 – 1

11.5. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

0 – 1

11.6. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

0 – 1

ИТОГО (сумма баллов по компоненту):

12. Часть АОП, формируемая участниками образовательных отношений

12.1. Разнообразие направлений

0 - 1 - 2

12.2. Наличие парциальных и иных программ, поддерживающих выбранные направления (указание ссылок на них)

0 – 1

12.3. Обоснованность выбора содержания образования (каждой из парциальных и иных программ)

0 - 1 - 2

ИТОГО (сумма баллов по компоненту):

13. Дополнительный раздел АОП (краткая презентация)

13.1. Указаны возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована АОП, в т. ч. категории детей с ОВЗ

0 – 1

13.2. Указаны используемые примерные и авторские программы

0 – 1

13.3. Приведена характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей

0 – 1

13.4. Объем презентации составляет не более 12 слайдов

0 – 1

13.5. Презентация отражает индивидуальность и имиджевую составляющую ДОО

0 - 1 - 2

ИТОГО (сумма баллов по компоненту):

Итого баллов

Уровень АОП ДО

Рекомендации

Уровни экспертной оценки АОП ДО

Интервал

Уровень АОП ДО

Экспертная оценка

66 – 62  балла

1 уровень

ОПТИМАЛЬНЫЙ

Соответствует требованиям

(доработка выявленных недостатков)

61-56 баллов

2 уровень

ДОПУСТИМЫЙ

Частично соответствует требованиям.

Нуждается в доработке

55-50

баллов

  1. уровень

КРИТИЧЕСИКЙ

Условно соответствует требованиям.

Нуждается в переработке

ниже 50 баллов

4 уровень

НЕДОПУСТИМЫЙ

Не соответствует требованиям.

Нуждается в полной переработке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования

Рабочая программа коррекционного образования по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы ко...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)

Адаптированная образовательная программа (АОП) дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) – это образовательная программа, адаптированная для этой категории дете...

Рабочая образовательная программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР средней группы

Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ51.1 Пояснительная записка51.2 Цели и задачи Программы. Педагогические принципы построения Программы61.3. Планируемые результаты освоения программы81.4. Педагогическая...