Главные вкладки

    Тема: «Использование кинезиологии в работе педагогов».
    методическая разработка

    Кириченко Светлана Наильевна

    Цель: познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе.

    1. Теоретическая часть.

    Цель: знакомство с теорией А.Лурии о функциональных блоках мозга.

    2. Практическая часть.

    Цель: знакомство и отработка упражнений гимнастики мозга. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: «Использование кинезиологии в работе педагогов».

    Подготовил педагог-психолог

     МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15

     « Светлячок»   Кириченко С.Н.

    Цель: познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе.

    1. Теоретическая часть.

    Цель: знакомство с теорией А.Лурии о функциональных блоках мозга.

    2. Практическая часть.

    Цель: знакомство и отработка упражнений гимнастики мозга. 

    Ход проведения:

    Один из методов который  помогает решить поведенческие проблемы, является метод кинезиологии. Метод кинезиологии- способствует развитию умственных способностей через определенные двигательные упражнения. В переводе на русский язык «кинезиология» означает гимнастика мозга. Специально организованные упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов. От сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия зависит развитие интеллекта.

    Итак, головной мозг. Он у нас состоит из двух полушарий. Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

    Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

    Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты. Так вот, роль кинезиологии заключается в том, чтобы синхронизировать работу обоих полушариев, передавать информацию из одного полушария в другое.

    Рассмотрим данные блоки:

    первый блок — это блок энергетический. Включает затылочную область. Данный блок отвечает за социальную позицию «Я хочу», за эмоции, за мотивацию. Это самый древний блок, есть даже у ящериц.

    второй блок — блок приема, переработки и хранения информации. Отвечает за процессы памяти, за мышление, восприятие. Ответственный за позицию «Я могу». Данный блок заканчивает формироваться к 7 годам.

    третий блок — блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Отвечает за состояние «Я должен». Формирование заканчивается к 20 годам. Тренировать можно всю жизнь.

    Связующим звеном между блоками является мозолистое тело.

    Итак, три функциональных блока головного мозга.

    первый блок — я хочу

    второй блок — я могу

    третий блок — я должен.

    Работа всех трех блоков определяет поведение человека. Как правило, работа одного или двух блоков преобладает. И от этого преобладания зависят особенности поведения человека.

    Таким образом, если не работает первый блок — энергетический, происходит снижение уровня психической активности, быстрая истощаемость ребенка, колебания внимания. Эти симптомы не позволяют ребенку полноценно осуществлять ту или иную деятельность: играть, выполнять задания. Часто одним из симптомов нарушения этого функционального блока у детей является снижение общей активности – они пассивны, не интересуются окружающим, снижен объем двигательной и познавательной активности.

    Если не работает второй блок — у ребенка наблюдается: отвлекаемость, нарушения речи, он не может правильно высказаться, плохо проговаривает слова.

    Если не работает третий блок — ребенок «без тормозов», он не предвидит, что будет дальше.

    Анализируя поведение ребенка, можно предположить, работа какого из блоков недостаточна.

    При планировании и организации занятия, самое главное — активизировать первый блок, то есть настроить, заинтересовать, замотивировать.  Если не подключить первый блок, то два других не будут работать в должной степени. Если не работает первый блок, следовательно, не работает второй блок, следовательно, не работает третий блок. И ребенок не усваивает материал, срывает занятие.

    Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры головного мозга, его больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики 

    Цель кинезиологических упражнений:

    Развитие межполушарного взаимодействия;

    Синхронизация работы полушарий;

    Развитие мелкой моторики;

    Развитие познавательных процессов;

    Развитие речи;

    Упражнения активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью.

    Упражнения необходимо проводить ежедневно. Ребенок выполняет вместе со взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами, произносимыми вслух или про себя. Благодаря двигательным упражнениям для пальцев происходит компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия, что способствует детской стрессоустойчивости к обучению к школе. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.

     Все упражнения данной системы — перекрестные. Перекрестность — главный принцип гимнастики мозга -  означает подключить оба полушария мозга, для активизации функциональных блоков.

    Эта простая практика позволяет оживить уставшее от монотонной работы одно полушарие и подключить к нему неработающее.

    Спокойно и глубоко дыша, вы делаете всего два простых упражнения, известных еще с уроков физкультуры:

    касаетесь левым локтем правого колена, потом правым локтем левого колена, желательно, чтобы при этом спина была прямая. Таких перекрестных движений надо сделать по шесть, всего 12. Можно делать и считать.

    касаетесь левым локтем левого колена, потом правым локтем правого колена, желательно, чтобы при этом спина была прямая. Таких параллельных движений надо сделать также по шесть.

    Далее переходим непосредственно к упражнениям гимнастики мозга.

    «Ухо – нос».

     «Ладонь-кулак-ребро». 

    Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

    Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

     «Колечки»: 

    «Лезгинка

    «Чайничек»

    «Солнышко-заборчик-камешки

    Эти упражнения позволяют овладеть эмоциями, развивают волю, внимание, повышают устойчивость и лабильность высшей нервной деятельности.

    Каждое упражнение по тренировке мозга выполняется не более 2-х минут. Их можно делать в различных сочетаниях.

    Для активизации детей в самом начале вашего занятия проведите с ними одно-два упражнения.

     Игры необходимо проводить в течение дня. Можно проводить их на улице. Самое главное требование и условие — это регулярность и повторяемость. Только регулярностью тренировок можно добиться ощутимого эффекта.



    Предварительный просмотр:

    Кинезиологическая сказка «Два котенка»

    (способ организации детей– сидя за столами)

    Эта сказка учит детей внимательно слушать, развивает зрительное внимание, память, общую и мелкую моторику. Жил-был на свете белый, пушистый котенок по имени Снежок (дети показывают правый кулачок).

    Он очень любил прогуливаться по своему саду (выполнение упражнения «Кошка» со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»).

    В саду росли высокие деревья (руки вверх, развести пальцы в стороны) и низкие кустарники (кисти рук стоят на столе, пальцы разведены в стороны).

    И вот однажды, Снежок вышел из своего дома, прогуляться (выполнение упражнения «Кошка» правой рукой со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка») и увидел, что на полянке бегает черный котенок (выполнение упр. «Кошка» левой рукой со словами).

    Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться (выполнение упр. «Кошка» в быстром темпе).

    Котенка звали Уголек. Они подружились и стали бегать друг за другом, наперегонки (выполнение упр. «Кошка» с одновременной сменой позиции).

    И тут Снежок нашел на траве колечко (упр. «Колечко»: поочередно, соединяя в кольцо большой палец с последующими, со словами: «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!»), он стал примерять его на правую лапку, а затем на левую, но колечко оказалось ему велико.

    Тогда Уголек стал его примерять (Упр. «Колечко»: из большого и указательного пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его нанизывать, не размыкая пальцы на каждый палец левой руки со словами: «Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой – ой, ой, ой!»).

    И тут колечко упало и покатилось по тропинке – котята за ним (упр. «Кошка»).


    И привела их тропинка к пруду, на котором сидела лягушка и громко плакала, от того, что ей было грустно одной.

    Котята решили ее развеселить и показали ей интересную игру (упр. «Ладушки-оладушки»:правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»).

    Но лягушка не стала веселей, тогда котята предложили ей станцевать (упр. «Лезгинка»: левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук; ускоряя скорость).

    Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается ночь и ей пора в пруд (упр. «Лягушка»: смена трех положений руки кулак-ребро-ладонь, со словами: «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»).

    Котята попрощались с ней и тоже отправились домой (упр. «Кошка»).

    По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звезды (упр. «Звездочки»: правая ладонь пальцы в кулак, левая – пальцы в стороны – смена позиций).

    Вот они и дошли до дома (упр. «Домик»: руки направлены вверх, большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням, основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются, мизинец правой руки встает вертикально – «труба»).

    Уставшие они улеглись на коврике (вытянуть пальцы из кулачка) и уснули.

    Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение комплексов кинезиологической гимнастики способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников.


    Кинезиологическая сказка «Две обезьянки»

    (дети сидят за столами, руки на коленях)

    «Жили-были две озорные обезьянки- Мики (левый кулачок на стол) и Кики (правый кулачок на стол).

    Однажды они отправились в сад за яблоками и заблудилис. (упражнение «кулачок-ладошка», смена рук синхронно).

    По дороге они встретили ежа с ежатами (упражнение «кулак-ладошка», левая рука кулачок, правая –ладошка, одновременная смена рук).

    Обезьянки поздоровались с ними и рассказали, что ищут яблоньку (упражнение «колечко», колечко большое (большой палец соединѐн с указательным) -колечко маленькое (большой палец с мизинцем). Сначала на правой руке, затем на левой, как усложнение -левая рука колечко большое, правая рука колечко маленькое (синхронное чередование движений).

    Ежи показали дорогу обезьянкам к яблоне, а за это обезьянки угостили ежей оладушками: (упражнение «оладушки» правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Ладушки-ладушки, кушайте оладушки»).

    Обезьянки набрали яблоки, но не знали в чем отнести их домой. Тогда еж с ежатами помогли им (дети рассказывают, как же еж с ежатами помогли обезьянка, смена 3 движений рук упражнение «кулак» - «ладонь» - «ребро»)

    А потом друзья стали танцевать (упр. «Лезгинка»: левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук; ускоряя скорость).

    И в заключении хочется сказать, что регулярное выполнение таких упражнений, сочетая их в комплексы способствует активизации межполушарного взаимодействия, улучшает работу полушарий головного мозга, способствует эмоциональному настрою, снижает утомляемость на занятиях, улучшает самоконтроль, а в свою очередь происходит коррекция недостатков речевого развития дошкольников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    21 марта 2012 года проходил  конкурс  среди дошкольных образовательных учреждений  нашего города Котельнича "Мои инновации в образовании". На конкурсе я представила свой опыт работы по ...

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Использование ИКТ в работе педагога с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса"

    Презентация опыта работы "Использование ИКТ в работе педагога с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса", представленного на городском конкурсе "Мои инновации" 21 марта 2012 г...

    Конспекты непосредственной коррекционно-образовательной деятельности с использованием мультфильмов в работе педагога-психолога «Страна Дружбы и Понимания».

    Разработчик: Педагог-психолог НДОУ «Детский сад №98 ОАО «РЖД» А.С. КирячёкВ пособии представлены разработки занятий с использованием мультфильмов разных народов мира по формированию у детей эмпатии и ...

    Использование кинезиологии в работе педагогов.

    Мастер класс для педагогов ДОУ...

    Консультация для педагогов на тему: «Использование ковролинографии в работе с детьми младшего дошкольного возраста».

    В последнее время раннее развитие становится неотъемлемой частью воспитания и развития детей как в семье, так и в дошкольном учреждении. Одним из направлений раннего развития является развитие мелкой ...

    Статья на тему «Использование инновационных методов работы педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ»

    Ключевые слова: инновационные технологии, педагог-психолог, учитель-логопед, ДОУ, сказкотерапия, сенсорная комната, песочная терапия, комплекс EdyPlay.Подготовили: педагог-психолог Морозова Е.А.учител...