Кинезиология в работе педагога-психолога в детском саду
статья

Кулясова Татьяна Анатольевна

Аналитическая статья содержит в себе информацию о понятии кинезиологии, особенности работы педагога  - психолога в детском саду, используя основные приемы и методы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt63.58 КБ

Предварительный просмотр:

Кинезиология  в работе педагога -психолога.

Термин «Кинезиология» состоит из двух слов - «кинезио» и «логос», что в переводе с древнегреческого значит «движение»и «знание». Это перспективное научное направление, обьединяющее в себе знания, методы из нескольких отраслей и наук, таких как медицина (лечебная, восстановительная, акупунктура, косметология), педагогика (развивающая и коррекционная), психология, логопедия и многое другое.

Почти во всех известных фмлосовских системах можно найти «следы» кинезиологии. Так древнекитайская философская система Конфуция (около 2700 года до н.э.) указывала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Сходная элементы здоровья содержала древнеиндийская йога. Кинезиологическими упражнениями пользовался Аристотель и Гиппократ. Своей красотой и молодостью Клеопатра также была обязана кинезиологии.

Изучая методологию кинезиологии мы обращаемся к трудам В.М. Бехтерова, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина, И. М. Сеченова. Они доказали влияние манипуляции рук на функции ВНД, развитие речи, межполушарное развитие в целом.

Кинезиологические приемы и методы позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы развития его мозга. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу мозга.

Кинезиологические упражнения относятся к здоровьесберегающей технологии. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития. Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы.

В 21 век кинезиология вошла имея не 10, а уже около 200 различных школ, систем и тветвлений. Вот некоторые из них: «Прикладная кинезиология», «Целебное прикосновение/Сбалансированное здоровье», «Профессиональная кинезиология», «Образовательная кинезиология», «Биокинезиология», «Единый мозг», «Клиническая кинезиология» и другое.

Абсолютных противопоказаний для применения методов кинезиологии не существует. Все состояния, при которых не рекомендовано подобное лечение, могут подвергаться обратному развитию. К числу временных противопоказаний могут рассматриваться следующие патологии: состояния после травматического воздействия, сопровождающееся нарушением  целостности опородвигательного аппарата; развитие опухолей локачественного характера; инфекционные процессы в организме, гипертанический криз; состояние общего кровотечения; острый инфаркт миокарда; первые 14 дней после перенесенного инсульта; туберкулез; наркотическое и алкогольное опьянение, обострение психических заболеваний; эпилепсия. Лучше обратиться к врачу для определения показаний и противопоказаний.

Кинезиологические занятия и упражнения дают как немедленный, так и накопительный эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизируя психоэмоциональное состояние. Упражнения необходимо проводить ежедневно, отрабатывать длительное время, от простого к сложному. Чтобы научиться точно выполнять движения легче начинать с карточек -опор (на первом этапе). Для детей дошкольного возраста используем игровую и образную форму.

В одной литературе указывается , что кинезиологические упражнения необходимо проводить строго по схеме, соблюдая последовательность, как например это описано в методе раннего  онтогенеза. В своей работе я использую методы кинезиологии как динамические минутки или для релаксации в заключении занятия. Можно использовать как организующее звено, настраивание детского организма на плодотворную работу.

Можно выделить следующие методы и приемы:

  • Растяжки — нормализуют гипертонус мышц опорно-двигательного аппарата (

  • Дыхательные упражнения — улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль  и произвольность (А.Л. Сиротюк «Упражнения для психомоторного развития дошкольников»,2008 год);
  • Глазодвигательные упражнения — позволяют расширять поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма («Точка на стекле», «Цифры», «Пружинки», «Индеец Зоркий Глаз», «Краски-глазки», «Фигуры»);
  • Телесные движения — развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения, мышечные зажимы, укрепляют мышечный каркас (А.Л. Сиротюк «Упражнения для психомоторного развития дошкольников»,2008 год);
  • Упражнения для развития мелкой моторики — стимулирует речевые зоны головного мозга (А.Л. Сиротюк «Упражнения для психомоторного развития дошкольников»,2008 год)
  • «Биоэнергопластика» (О.И. Крупенчук «Биоэнергопластика и альтернативная артикуляционная гимнастика»);
  • Массаж — воздействует на биологически активные точки (самомассаж ушных раковин, кистей, пальцев рук, головы, стоп, лица);
  • Упражнения на релаксацию — способствует расслаблению, снятию напряжения.

 При создании комплексов совмещены два обучающих принципа:

  • воздействие на сохранные звенья регуляции психофизических функций;
  • воздействие на нарушенные звенья регуляции психофизиологических функций.

   

Используемые источники:

  1. Афонькин С.Ю., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. - СПб., 1997.
  2. Рузина М.С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб.: Речь, 2003.
  3. Сиротюк, А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие.- М; АРКТИ, 2008, - 60 с.
  4. Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие– М., 1999.
  5. https://466.tvoysadik.ru/?section_id=45
  6. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/chto_takoe_kineziologicheskie_uprazhneniya_i_chem_oni_poleznyi_dlya_doshkolnikov/
  7. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/kineziologicheskie_texnologii_v_rabote_psixologa/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Семинар-практикум для педагогов детского сада «Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога детского сада с детьми ТНР».

- Мы много раз задавали сами себе вопрос, что же самое главное есть в жизни человека?Важным является очень многое, но все же без здоровья, нет жизни.        Когда мы...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога-психолога МБДОУ Шеморданского детского сада общеразвивающего вида № 3 «Салават купере» Сабинского муниципального района Республики Татарстан Нигматуллиной Ландыш Канифовны

Актуальность темы: в последние десятилетия специалисты отмечают массы детей, которые демонстрируют задержки и искажения психоречевого развития,несформированность произвольной саморегуляции, дисграфии ...

Опыт работы педагога-психолога детского сада. Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в детском саду общеразвивающего вида.

В статье представлен опыт работы педагога-психолога по работе с детьми с ОВЗ в ДОУ. Материал будет полезен для педагогов-психологов впервые осуществляющих работу по психологическому сопровождению дете...

Кинезиология в работе педагога-психолога.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровьячерез определённые двигательные упражнения. Они влияют не только на развитиеумственных способностей и физического зд...