Кинезиология в работе педагога-психолога.
материал по психологии

Ирина Александровна Алахтаева

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья

через определённые двигательные упражнения. Они влияют не только на развитие

умственных способностей и физического здоровья, но и позволяют активизировать

различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию

способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В

результате в организме происходят положительные структурные изменения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologiya_v_rabote_pedagoga.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

    Кинезиология в работе педагога-психолога.

Кинезиология в настоящее время представляет одно из самых быстро

Развивающихся и наиболее интересных направлений современного естественного

оздоровления.

Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение.

Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. В

основном она направлена на активизацию различных отделов коры больших

полушарий, что позволяет развивать способности человека. Самый благоприятный

период для интеллектуального развития – это возраст до 9 лет, когда кора больших

полушарий ещё окончательно не сформирована.

Термин «кинезиология» происходит от греческих слов kinesis- движение и logos

наука.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья

через определённые двигательные упражнения. Они влияют не только на развитие

умственных способностей и физического здоровья, но и позволяют активизировать

различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию

способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В

результате в организме происходят положительные структурные изменения. Данные

упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы

возможностей его мозга. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений

позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Цель кинезиологических упражнений: 

-создание новой нейронной сети,

-улучшение межполушарного взаимодействия через физические упражнения.

Доктор психологических наук, профессор Алла Леонидовна Сиротюк, занимавшаяся данной проблемой, разработала развивающую

кинезиологическую программу для дошкольников. По мнению А. Л. Сиротюк,

коррекционно-развивающая и формирующая работа,  основанная на двигательны методах, должна

включать в себя:

-Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного

аппарата.

-Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль

и произвольность.

-Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшают

восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию

организма. Известно, что движения глаз активизируют процесс обучения.

-Перекрестные (реципрокные) телесные упражнения – развивают

межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные,

непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

-Упражнения для языка и мышц челюсти.

-Упражнения для мелкой моторики рук – стимулируют речевые зоны головного мозга.

-Упражнения для релаксации (снятия напряжения) – способствуют расслаблению,

самонаблюдению, воспоминанием событий и ощущений.

-Массаж – воздействует на биологические активные точки. Особенно эффективным

является массаж пальцев рук и ушных раковин.

-Упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы.

-Упражнения для развития произвольности.

Данная программа рассчитана на специалистов (психологов, дефектологов,

логопедов, работающих с детьми, имеющими отклонения или искажения в

психическом развитии.

Подробнее вы можете познакомиться с ними в книге Л. А.

Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников».

Условия успешного выполнения кинезиологических упражнений

Упражнения необходимо проводить ежедневно, без пропусков; утром или днем.

Детей с раннего возраста необходимо учить выполнять пальчиковые игры от

простого к сложному.

Занятия проводятся в доброжелательной обстановке, можно под музыку;

Требуется точное выполнение движений и приемов;

Упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

Упражнения должны быть интересным, эмоционально — значимым для ребенка и

проводятся в игровой форме;

Если упражнения используются при выполнении во время проведения развивающих

занятий, то необходимо учитывать следующее:

  • выполнение стандартных учебных действий может прерываться кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно;
  • когда предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, рекомендуется применять комплекс перед началом работы.

Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-

35 минут в день.

Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:

ускорение темпа выполнения; выполнение с легко прикушенным языком и

закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля); подключение

движений глаз и языка к движениям рук.

Предлагаю вашему вниманию кинезиологические упражнения, способствующие

развитию мелкой моторики, которые я использую в своей работе с детьми. Они

положительно влияют на функции высшей нервной деятельности, развитие речи,

мышления, памяти, внимания, восприятия; улучшают мыслительную деятельность,

способствуют самоконтролю, произвольности деятельности.

«Кольцо» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим

пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

«Лягушка» — последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь

(сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). Можно

сопровождать словами: «Лягушка хочет в пруд, лягушке скучно тут, а пруд

зарос травой, зеленой и густой».

«Ухо-нос» — левой рукой взяться за кончик носа, правой — за противоположное ухо,

затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Лезгинка» — левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону,

кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном

положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение

правой и левой рук.

«Кулак — ребро – ладонь» — последовательно менять три положения: сжатая в кулак

ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала

правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ладушки-оладушки» — правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью

вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки –

жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем» 

«Симметричные рисунки» — это рисование в воздухе двумя руками одновременно

— зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко,

арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).

При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки.

Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится

эффективность работы всего мозга.

Элементы кинезиологических упражнений можно использовать при выполнении с

детьми пальчиковой гимнастики, физкультминуток.

Когда дети освоили достаточное количество кинезиологических упражнений можно

использовать сказки. Этот прием позволяет заинтересовать детей, поддерживает их

интерес к упражнениям.

Сегодня я предлагаю вашему вниманию кинезиологическую сказку «Два котенка».

(способ организации детей – сидя за столами) 

Жил-был на свете белый, пушистый котенок по имени Снежок (дети показывают

правый кулачок).

Он очень любил прогуливаться по своему саду (выполнение упражнения

«Лягушка» со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»).

В саду росли высокие деревья (руки вверх, развести пальцы в стороны) и низкие

кустарники (кисти рук стоят на столе, пальцы разведены в стороны).

И вот однажды, Снежок вышел из своего дома, прогуляться (выполнение упражнения

«Лягушка» правой рукой со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка») и

увидел, что на полянке бегает черный котенок (выполнение упражнения «Лягушка»

левой рукой со словами).

Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться (выполнение упражнения

Лягушка» в быстром темпе).

Котенка звали Уголек. Они подружились и стали бегать друг за другом

(выполнение упражнения «Лягушка» с одновременной сменой позиции).

И тут Снежок нашел на траве кольцо (упражнение «Кольцо»: поочередно, соединяя в

кольцо большой палец с последующими, со словами: «Раз, два, три, четыре, пять

– весело колечко будем примерять!», он стал примерять его на правую лапку, а затем

на левую, но колечко оказалось ему велико.

Тогда Уголек стал его примерять (Упражнение «Кольцо»: из большого и

указательного пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его нанизывать, не

размыкая пальцы на каждый палец левой руки со словами: «Мизинец,

безымянный, средний, указательный, большой – ой, ой, ой!»).

И тут кольцо упало и покатилось по тропинке – котята за ним

(упражнение «Лягушка»).

И привела их тропинка к пруду, на котором сидела лягушка и громко плакала, от того,

что ей было грустно одной.

Котята решили ее развеселить и показали ей интересную

игру (упражнение «Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая

– ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки –

жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»). Но лягушка

не стала веселей, тогда котята предложили ей станцевать (упражнение «Лезгинка»:

левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть

пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении

прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и

левой рук; ускоряя скорость).

Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет,

приближается ночь и ей пора в пруд (упражнение «Лягушка»: смена трех положений

руки кулак-ребро-ладонь, со словами: «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно

тут!»).

Котята попрощались с ней и тоже отправились домой

(упражнение «Лягушка»).

По дороге они наблюдали, как на небе мерцают

звезды (упражнение «Звездочки»: правая ладонь пальцы в кулак, левая – пальцы в

стороны – смена позиций).

Вот они и дошли до дома, уставшие они улеглись на коврике (вытянуть пальцы из

кулачка) и уснули.

Использование кинезиологических упражнений оказывает положительный эффект на

детей с эмоционально-личностными и поведенческими особенностями, способствует

\координации дислексии и дисграфии, улучшает память, внимание, речь, снижает

утомляемость, активизируются познавательные процессы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Из опыта работы педагога-психолога Советы педагога психолога в ДОУ для родителей. Когда можно требовать послушания?

Окружающий мир часто предъявляет нам требования. Какие–то требования выполнять легко, какие-то очень трудно, а какие-то и вовсе остаются нами незамеченными. Почему так происходит?...

ДОКЛАД В рамках РМО педагогов-психологов ДО Педагога-психолога высшей квалификационной категории Депутатовой Н.В (МОУ Костровская СОШ дошкольное отделение К1-51) По теме: «Планирование работы педагога-психолога ДО в соответствии новых единых образовате

Все образовательные учреждения РФ с 1 сентября 2023 года начали работу по единым федеральным образовательным программам.Определимся с терминологией.ФОП ДО и ФАОП ДО – единые образовательные прог...

Кинезиология в работе педагога-психолога в детском саду

Аналитическая статья содержит в себе информацию о понятии кинезиологии, особенности работы педагога  - психолога в детском саду, используя основные приемы и методы....