Интегративный подход к работе с развивающим стендом «Кругозор»
консультация (средняя группа)

Чернова Марина Васильевна

       Подобная форма интеграции образовательного процесса в ДОУ позволяет раскрывать ряд возможностей для развития детей: возможность для общения, возможность для проявления самостоятельности, самоорганизации, возможность свободы и ответственности, возможность для сотрудничества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_integrativnyy_podhod_bez_foto.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Согласно федеральным государственным требованиям, предъявляемым к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ – это принцип интеграции.

Понятие «интеграция» относится к общенаучным и заимствовано педагогикой из философии, где «интеграция понимается» как объединение в целое разнородных частей и элементов.

Интеграция (от лат.- целый) – это объединение частей в целое (причем не механическое), их глубинное взаимопроникновение, взаимодействие, органическая взаимосвязь.

Необходимость и целесообразность реализации интегративного подхода в педагогическом процессе ДОУ продиктована самой природой ребенка – дошкольника. Ребенок  дошкольник развивается целостно. Он воспринимает окружающий мир и процессы, происходящие в нем, в единстве. В дошкольном детстве процессы интеграции преобладают над процессами анализа и синтеза. Поэтому формирование у детей целостной картины мира, развитие психических процессов и личностных качеств не должно расчленяться, разделяться на составляющие, а формироваться и развиваться интегративно - через взаимодействие, взаимопроникновение образовательного содержания и детских видов деятельности. Об адекватности интегративного подхода в дошкольном образовании говорили и говорят К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, К.Ю. Белая, Л.А. Венгер.

Сущность интегративного подхода применительно к педагогическому процессу ДОУ следует рассматривать в нескольких аспектах:

- как взаимодействие образовательного содержания,

- как взаимосвязь детских видов деятельности,

- как формирование интегративных качеств личности (самостоятельности, активности, инициативности, креативности, любознательности).

Актуальность и целесообразность реализации интегративного подхода в педагогическом процессе ДОУ связана с тем, что он:

 1. позволяет достигать большего эффекта в развитии детей,

2. способствует формированию у детей целостной картины мира и системных знаний о происходящих в нем процессах,

 3. формирует интегративные личностные новообразования, обеспечивающие успешную и позитивную социализацию детей в дальнейшем,

4. формирует универсальные способы деятельности (установление связей и зависимостей), универсальные способы познания и отражения окружающего мира (логика, мышление, творчество), переносимые из одной сферы в другую, из одних условий в другие,

5. открывает возможности для сотворчества, взаимодействия и сотрудничества всех субъектов педагогического процесса (педагогов и детей, педагогов между собой и др.).

Интеграция в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения подразумевает подбор таких форм работы и видов деятельности педагогов с детьми, которые затрагивают развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей в одной форме работы.

Я в своей работе  использую в режиме дня утренний сбор, который строится на позиции интегративного подход и задаёт тон для благоприятного и дружеского общения,  устанавливает атмосферу доверия, основанную на демократических принципах на весь день.  Цель утреннего сбора: создать условия для социального, эмоционального и интеллектуального развития каждого ребенка группы. Чувство принадлежности и навыки внимательного, уважительного слушания, высказывания своих мыслей и кооперативного взаимодействия, которые развиваются во время утреннего сбора – это основа для социальных взаимодействий в группе в течение всего дня и года.

  

Специально организованная среда помогает быстро, интересно и эффективно провести утренний сбор. Во время утреннего круга я использую  стенд «Кругозор», который соответствует требованиям к развивающей предметно-пространственной среде. Работа со стендом занимает 15-20 минут.

 В соответствии с темой недели, я  продумываю, какую информацию нужно будет размещать на стенде, что для этого понадобиться.  Во время группового сбора можно работать с календарями и информационными листами, вспоминать стихотворения, рассматривать иллюстрации и предметы. Значит, все эти материалы должны быть размещены на информационном стенде, который становится «рабочей стеной» или «информационным полем». Материалы будут использоваться на протяжении всего времени знакомства с выбранной темой и постоянно пополняться. Основные требования к организации стенда: информация должна быть размещена на уровне глаз детей; необходим свободный доступ ко всем материалам.

Работу со стендом можно разделить на несколько блоков.
     1. Приветствие.

Во время приветствия предоставляется возможность увидеть всех, поприветствовать, поделиться радостью с друзьями. Приветствие (пожелания, комплименты, подарки, внимание друг к другу) будут основой для того, чтобы наладить коммуникацию на весь день. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде, чем начать приветствие, нужно его смоделировать, то есть показать, как это делается.

- Я рада видеть вас, ребята! Я рада, что у вас хорошее настроение. А чтобы оно стало еще лучше, давайте поздороваемся друг с другом (можно использовать разные виды приветствия: приветствия с действиями, с передачей друг другу предметов, официальные приветствия, комплименты и др.) Воспитанники младших групп,  с трудом могут назвать свое имя. Ежедневное приветствие научит их называть себя и других детей. Воспитанники младших групп,  с трудом могут назвать свое имя, ежедневное приветствие научит их называть себя и других детей.

2. Сколько нас?

Как и что можно считать?

Считаем детей на сборе, сколько мальчиков и девочек. Сравниваем, кого больше, меньше; записываем неравенство. Как сделать, чтобы детей стало поровну?

Считаем детей парами; скольким детям не хватило пары; делаем выводы.

Например: Сколько среди зайчиков пришло сегодня мальчиков?

 Кто мальчишек посчитает?

          Сколько мальчиков узнает?

 Посчитали мы мальчишек,

 Сколько мальчиков – зайчишек?

 А девчонок - зайчиков?

 Больше, чем мальчиков?

 Кто девчушек посчитает?

 Сколько же их кто же знает?

Дети считают, сколько пришло сегодня детей, сколько пришло отдельно девочек, сколько мальчиков. Определяют кого больше девочек или мальчиков. Желающих посчитать всегда много, и поэтому мы по считалке выбираем, кто будет считать детей.

3. Рассказывание новостей.

 Этот блок является важной частью утреннего сбора, в котором можно решать задачи любого аспекта развития. Здесь ребенку предоставляется возможность рассказать о том, что его заинтересовало, что интересного он узнал, увидел. Ребенок в свободной обстановке, на интересном для него материале учится строить высказывания. Рассказывание новостей таит в себе большие возможности для развития монологической и диалогической речи, умения составлять рассказ по схеме (заранее нарисованные условные знаки; ориентируясь по ним, ребенок составляет высказывание).

 В блоке новостей дети учатся внимательно слушать собеседника, учатся правильно и вежливо задавать вопросы, выстраивать диалог.

В эту деятельность  обязательно вовлекаются все дети, выступающий ребенок говорит, обращаясь не лично к воспитателю, а ко всей группе, другие ребята задают вопросы рассказчику.

Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно можно проводить «Новости выходного дня».

Воспитатель записывает или зарисовывает вместе с детьми новости и помещает их в специальный кармашек.

      4. Игра.

Игра должна  проходить быстро, легко, по-деловому, поэтому не должна «превращаться» в учебные действия. Использовать можно разнообразные игры, не требующие большой подвижности: пальчиковые, словесные, игры-цепочки, игры-шутки, а так же элементы тренинга, например, психогимнастику. Важно понимать, что игра должна быть желанна, хорошо, если связана с темой обсуждения.

Например,  игра: «Я сегодня вот такой».

Каждый по очереди говорит: «Здравствуйте. Я сегодня вот такой» - и показывает невербально свое состояние. Остальные дети говорят: «Здравствуй, Миша! Миша сегодня вот такой» и копируют его жесты, мимику, позу. Таким образом, создается единая комфортная атмосфера, в которой каждый ребенок чувствует себя принятым и понятым.

5. Работа с календарём

Процесс формирования временных представлений у детей дошкольного возраста нередко сопровождается определенными трудностями. Это связано с тем, что одной из характеристик времени, как объективной реальности, данной нам в ощущениях, является отсутствие наглядных форм, а дошкольникам в силу их наглядно-действенного мышления наглядность необходима. Можно использовать различные плоскостные и объемные модели в работе на утреннем сборе. Объемные модели имеют свои преимущества в том, что позволяют не только сформировать понятия о временах года, о различных временных отрезках, но и их сменяемости, с непрерывностью и текучестью времени. Стенд для наблюдения за погодой и сменой времен года представляет собой круги, разделенные на сектора по временам года и погодным явлениям.

Ребята передвигают стрелочку на соответствующее время года. После наблюдения за погодой, отмечают погодные явления на стенде. Месяцы оформляются самими ребятами по ходу наступления. Это помогает более осознанному пониманию последовательности смены месяцев в году, знакомству с их названиями.

С помощью календарей можно решить множество задач.

Формирование элементарных математических представлений:

- знакомство с цифрами;

- прямой и обратный счёт;

- числа-соседи;

- понятия «вчера – сегодня – завтра»;

- понятия «день – неделя – месяц – год»;

 Развитие навыков грамотности;

- знакомство с буквами и словами; - называние дней недели, месяцев;

 Развитие речи (рассматривание иллюстраций и их описание)

- Ребята, я хочу вам напомнить, что сегодня 28 число, месяц Апрель, 5 день недели. А кто мне скажет, как называется пятый день недели? Правильно, это пятница (я записываю дату, месяц и день недели на календаре).

- А хотите поиграть в игру «Назови соседей»?   Дети кидают друг другу мяч и называют соседей либо времен года, либо дней недели.

- А какое сейчас время года? (весна) Давайте скажем, какие приметы весны мы знаем. А называть мы их будем при помощи нашей «волшебной» палочки! (передаем палочку по кругу)

Ежедневное, традиционное использование стенда во время проведения утреннего круга позволяет сделать его интересным, динамичным и познавательным. А такие скучные, не очень интересные и сложные для запоминания временные явления, как время суток, дни недели, времена года становятся важными и значимыми для ребят. А доступность и наглядность дает детям возможность для самостоятельного отслеживания изменений в течение дня.

6. Что мы узнали.

В этом блоке используем метод 3 вопросов:

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Как мы это сделаем?

Во время этого этапа проводится общее обсуждение определенной темы,   все ответы детей записываются в таблице.  

После того как все дети выскажутся, воспитатель задает вопрос «Как нам найти ответы на вопросы?»

В течение недели,  помещаем в кармашек стихи, считалки, загадки, физминутки, пальчиковую гимнастику, выученные по теме. В конце недели или по окончании проекта вместе с детьми анализируем накопленные новости, подводим итоги, что мы узнали интересного, нового.

7. Новые слова

В этом блоке записываем все новые слова, которые узнали, работая по теме недели.   В младших группах это могут быть картинки, обозначающие слова, в старших группах слова можно записывать и зарисовывать.

8.  ТРИЗ

Блок ТРИЗ представлен кругом с изображенными анализаторами, с помощью которых мы познаем мир (глаза, уши, руки, нос, язык). При работе используются специальные карманы, в которые вставляются карточки с изображением признака предмета  (цвет, форма, температура, рельеф и т. д.)

Цель данного блока – развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира, развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.

       Подобная форма интеграции образовательного процесса в ДОУ позволяет раскрывать ряд возможностей для развития детей: возможность для общения, возможность для проявления самостоятельности, самоорганизации, возможность свободы и ответственности, возможность для сотрудничества.

        И в заключении хочется отметить, что проблема интеграции дошкольного образования важна и современна как для теории, так и для практики.

Целостно-интегративный подход к педагогическому процессу в дошкольном образовании позволяет сформировать у детей целостную картину мира, обобщенные умения, системные знания, усилить мировоззренческую направленность интересов. Интеграция образовательных областей приводит к более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, что усиливает мотивацию, позволяет педагогу более эффективно использовать время образовательного процесса за счет исключения дублирования и повторов.

Интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегративный подход в работе специалистов ГКП

Интегративный подход в работе специалистов - фундамент построения системы взаимодействия с родителями в детском саду....

Интегративный подход и к организации развивающих центров активности детей

Рассматривается построение развивающей среды ДОУ в условиях интегративного подхода....

Интегративный подход к организации развивающих центров активности детей

Центры развития активности детей в групповых помещенияхОбразовательная областьЦентры активностиИнтегративная направленность деятельности центраПознавательно-речевое направление развития детейПознаниеИ...

Творческая мастерская Создание дидактических пособий для использования в работе с детьми в рамках реализации интегративного подхода

Особое место в построении развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ отводится наглядно-игровым пособиям и дидактическим играм и игрушкам.Педагоги и родители могут самостоятельно изготовить мн...

статья "Интегративный подход в организации развивающей среды"

Опыт работы воспитателя по созданию развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО...

Семинар "Интегративный подход к организации развивающих центров активности детей"

Интеграция – означает объединение. Следовательно, интеграция в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения подразумевает подбор таких форм работы и видов деятельности педаго...

Доклад на педсовете: "Интегративный подход и к организации развивающих центров активности детей в ДОУ"

Доклад на педсоветеИнтегративный подход и к организации развивающих центров активности детей в ДОУПри проектировании воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников...