Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной речевой группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Пушкина Марина Игоревна

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspek_tnod_po_eksperimentirovaniyu_tkani.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

НОД с детьми подготовительной речевой группы

Тема: «Свойства тканей»

Автор:

Пушкина Марина Игоревна

Воспитатель ГБДОУ д/с №20

Дата: 21.11.2018г

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования

Задачи:

  • Познакомить с разными видами тканей, их названиями
  • Познакомить со свойствами тканей
  • Совершенствовать навыки работы с различными инструментами
  •   Развивать навыки исследовательской деятельности
  • Способствовать установлению причинно-следственных связей
  • Формировать познавательный интерес детей
  •  Развивать мелкую моторику
  • Развивать память, внимание, мышление

Технологии: технология исследовательской деятельности, здоровьесберегающая, технология сотрудничества.

Материально-техническое обеспечение: лоскуты ткани (ситец, фланель, трикотаж, атлас, плащёвка), ножницы, карточки фиксации наблюдения на каждого ребенка, ёмкости с водой (пульверизаторы), алгоритм обследования, схемы-модели, лупы, катушка ниток, вата, образец переплетения нитей

Ход НОД:

Дети полукругом сидят на ковре перед воспитателем.

Воспитатель: Как красиво вы сегодня одеты, какая на вас разная, модная, разноцветная одежда. Назовите, пожалуйста, вещи, которые сегодня на вас надеты (дети называют свою одежду).

Столько ещё есть много разных нарядов: платья, блузки, юбки, брюки, куртки, пальто, шуба. Как вы думаете, зачем так много одежды?

Дети: Нарядные платья нужны для того, чтобы ходить в гости, в театр, на концерт, на праздник. Тёплые вещи нужны для того, чтобы гулять на улице - зимой в шубе, а осенью в пальто.

Воспитатель: Как вы думаете, хорошо иметь много одежды? Почему?

Дети: Можно всегда быть модным, нарядным, в разную погоду одеваться по - разному. Если иметь много не будешь носить одну и ту же вещь, и она долго сохраниться.

Воспитатель: А зачем люди носят одежду?

Дети: Чтобы защищать своё тело от холода, жары, дождя, быть красивым, нарядным.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете из чего шьют всю нашу разнообразную одежду?

Дети: Из ткани.

Воспитатель: Действительно, из ткани. А вот мне стало интересно, почему ткани такие разные? А вам интересно, хотите узнать? Давайте вместе с вами проведем несколько экспериментов (опытов) с разными тканями.

Для этого мы сегодня поработаем учёными - исследователями. В нашей лаборатории есть два стола: один - для опытов и экспериментов, второй - для фиксации полученных результатов. Проходите, пожалуйста, к первому столу.

Дети переходят к столу №1.

Воспитатель: Садитесь удобнее. Смотрите, у нас с вами на столе несколько кусочков ткани. Как мы с вами сможем их обследовать?

Дети: Рассмотреть, потрогать и т.п.

Воспитатель: Верно, мы все это с вами сможем сделать. А ещё я предлагаю, чтобы лучше запомнить, то, что мы узнаем – зарисовать результаты исследований в карточках, которые лежат на столе №2.

Давайте приступим. Возьмите по лоскуту каждой ткани. Рассмотрите, потрогайте, что вы можете сказать об этих лоскутах.

Дети: Ткань гладкая, с ворсинками, скользкая, мягкая, холодная, тёплая и т.п.

Воспитатель: Действительно, все ткани разные. Воспитатель называет ткани: ситец, фланель, трикотаж, атлас, плащёвка.

Посмотрите на свои лоскуты. Попробуйте их смять в руках. Что получилось?

Дети сминают лоскуты ткани.

Дети: Ткань помялась.

Воспитатель: Все образцы помялись одинаково?

Дети: По-разному. Одни больше, чем другие.

Воспитатель: Да, разная ткань сминается по-разному. Это свойство ткани используют при выборе ткани для пошива одежды. А если мы ткань погладим?

Дети: Она разгладится.

Воспитатель: Верно. Мы с вами узнали, что ткань может сминаться по-разному, давайте, чтобы запомнить это зарисуем.

Дети проходят к столу №2 и фиксируют результаты в карточках, затем возвращаются.

Воспитатель: Посмотрите, что я делаю…

Дети: Вытягиваете ниточку.

Воспитатель: А теперь вы попробуйте из кусочка ткани на вашем столе вытянуть ниточку. Получается? Значит из чего состоит ткань?

Дети: Из нитей.

Воспитатель: Вот просто нитка, а вот ткань и там тоже нитки… Возьмите лупы и рассмотрите как там нити расположены. Что вы видите?

Дети: Нити переплетаются.

Воспитатель: Да, переплетаются вот как на этом образце. Представьте, что смотря на этот образец, вы смотрите в микроскоп, который увеличивает во много-много раз!

Воспитатель показывает образец полотняного переплетения.

 Воспитатель: Если посмотреть, что мы видим между ниточками?

Дети: Просветы, промежутки.

Воспитатель: А представьте что на вас одежда из ткани, в которой есть очень маленькие и невидимые для нашего зрения дырочки! Что это даёт?

Дети: Воздух проходит.

Воспитатель: Верно, если проходит воздух, значит, одежда дышит, и нам не будет в ней жарко. Поэтому из ситцевой ткани шьют летнюю одежду, т. к. в ней не будет жарко. Давайте рассмотрим при помощи лупы все остальные лоскуты ткани.

Дети рассматривают лоскуты ткани и делают вывод, о том, что ткань состоит из переплетения нитей, но оно разное, следовательно, воздух проходит по-разному – от этого зависит какая ткань используется при пошиве одежды для разного сезона.

Воспитатель: Мы с вами узнали, что разная ткань пропускает воздух по – разному, давайте зафиксируем это.

Дети проходят к другому столу и фиксируют результаты в карточках, затем возвращаются.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам узнать, какая из наших тканей лучше и дольше держит тепло. Оберните свой кулачок каждым из лоскутов по - очереди.

Дети выполняют опыт. Сравнивают свои ощущения.

Дети: Фланель/трикотаж теплее, дольше держат тепло рук.

Воспитатель предлагает зафиксировать полученные результаты в карточках.

Воспитатель: Давайте немного отдохнём.

Проводится физкульминутка (на ковре):

Мамам дружно помогаем: (рукопожатия с поворотом туловища вправо-влево)

Сами в тазике стираем. (имитация стирки)

И рубашки, и носочки (погладить по очереди вытянутые руки)

Для сыночка и для дочки. (повороты в стороны)

Через двор растянем ловко (руки вверх и через стороны вниз)

Для одежды три верёвки. ("моторчики")

Светит солнышко - ромашка, (помахать руками над головой)

Скоро высохнут рубашки. (опустить руки и помахать вперёд-назад)

Затем дети возвращаются к экспериментированию.

Воспитатель: Чтобы сшить какую либо одежду, ткань для неё сначала нужно раскроить, т.е. разрезать. Давайте попробуем разрезать наши лоскуты. Напомните мне, пожалуйста, правила безопасного обращения с ножницами.

Дети проговаривают правила. Пытаются разрезать ткань. Делают выводы о том, что некоторые виды ткани трудно разрезаются.

Воспитатель: Для того, чтобы разрезать ткань – нужны специальные ножницы. Посмотрите, они отличаются от ваших.

Воспитатель показывает, как режут ткань портновские ножницы. Предлагает детям зафиксировать результаты.

Воспитатель: Все ткани делятся на натуральные и искусственные. Натуральные изготавливаются из природных материалов: шерсть – из шерсти овец, шёлк – это паутинка гусеницы тутового шелкопряда; фланель и ситец из природной ваты - хлопка (растение). А вот к искусственным тканям относится, например, плащёвка. Давайте еще раз рассмотрим ткань плащёвка. Нити этой ткани не встречаются в природе. Их придумал человек. Обратите внимание, как плотно они прилегают друг к другу. Какую одежду можно сшить из плащёвки, где вы ее видели?

Дети: Куртки, штаны, сумки.

Воспитатель: Как вы думаете, хорошо ли тело дышит в такой одежде?

Дети: Плохо.

Воспитатель: Почему?

Дети: Её не продувает ветер.

Воспитатель: Правильно, а сейчас я хочу предложить вам проверить, а что будет с нашими лоскутами если их намочить? Как вы думаете?

Дети: Намокнут.

Воспитатель: Давайте мы с вами в этом убедимся.

Дети проводят опыт с пульверизатором. Выясняют, что искусственная ткань не намокает, в отличие от натуральной. Фиксируют результаты.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на свои карточки. Они нам помогут вспомнить и рассказать, чем мы с вами сегодня занимались, что узнали нового.

Воспитатель подводит итог занятия: что делали? (сравнивали ткани); что узнали нового? (названия тканей, свойства). Что было труднее всего? Что больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по валеологии с элементами экспериментирования в подготовительной логопедической группе на тему: «Мои верные помощники».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по валеологии  с элементами экспериментирования в подготовительной логопедической группе на тему: «Мои верные помощники»....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной речевой группе Тема "В гостях у Мухи-Цокотухи" Выпускное занятие

Конспект непосредственной образовательной деятельности  в подготовительной речевой  группеТема: « В гостях у Мухи-Цокотухи»Лексическая тема: Насекомые.Цель : Активизировать употребление прил...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной речевой группе Тема "Прогулка с Красной Шапочкой"

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной речевой группеТема "Прогулка с Красной Шапочкой"Лексическая тема: Дикие животные.Логопедическая задача: Активизировать употреб...

Конспект занятия по экспериментированию для подготовительной группы "Как Домовёнок Кузя познакомился с птицами"

Программное содержание: Обобщать и систематизировать знания детей о строении птиц, его зависимости  от условий жизни.Формировать обобщённое представление о птицах, как наземно-воздушных животных,...

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе...

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный мир магнитов»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей «Чайка»...

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе с использованием ТРИЗ «Удивительные предметы. Мир магнитов»

В данном занятии представлены разные опыты и эксперименты по ознакомлению детей со свойствами магнитов...