Музыкально-образовательный проект по творчеству П.И. Чайковского
методическая разработка (подготовительная группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида второй категории № 7 «Ромашка» г. Сальска.

                                                            

 

Музыкально-образовательный проект по творчеству

П.И. Чайковского

 

 

Разработала:

Музыкальный руководитель

Акимова А. В.

 


 

Проект «Знакомство детей с творчеством

П.И. Чайковского»

Разработчик и реализаторы проекта:

Музыкальный руководитель:

Акимова Алена Валерьевна

Воспитатель:

Куриленко Лариса Александровна

 

Паспорт проекта.

 «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев,

журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков,

жаворонков в бездонном синем небе,

шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественную

тишину ночи, услышал и, затаив дыхание, слушает

сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты

слушать эту музыку, умей наслаждаться ее красотой»

В.Сухомлинский

 

 

Тип проекта: творческий.

 

Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, дети.

 

Продолжительность: краткосрочный.

 

Срок реализации: апрель 2019г.

 

Руководитель проекта: музыкальный руководитель Акимова А.В.

 

Актуальность проблемы:

     В современных условиях педагогика сосредоточивает внимание на приобщении детей к общечеловеческим нравственным, культурным, образовательным ценностям; на умственное, познавательное, трудовое, физическое, психическое, художественно-эстетическое воспитание.

    Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность — одна из центральных составляющих эстетического воспитания — играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, в приобщении их к общечеловеческим ценностям.

Классическая музыка, оказывая сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует их нравственному и интеллектуальному развитию.

      Предлагаемый проект направлен на формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка, через развитие его музыкальных способностей, по средствам слушания (восприятия) классической музыки. Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать. В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка. В решении этой острой проблемы не возможно переоценить роль классической музыки. поэтому сегодня, как никогда актуальны вопросы музыкального воспитания детей. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное художественно-эстетическое восприятие мира. И здесь нам помогают музыкальные шедевры классики. Через классическую музыку, можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание; формировать доброжелательное отношение к животным; воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы и оберегать ее.

      Слушая шедевры классической музыки, ребенок учится определять ее настроение, эмоциональную окраску, развивает свою музыкальную и общую культуру.

 

 

Цель: Формирование у детей основ музыкальной, эстетической и художественной культуры, создание богатого внутреннего мира ребёнка, развитие творческого потенциала детей в различных видах деятельности.

 

Задачи:
- прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского
- развивать музыкальный вкус, творческие способности детей
- учить слушать, анализировать, понимать содержание музыкальных произведений
- учить импровизировать, фантазировать под музыку
- обогащать словарный запас, навыки выразительного чтения

-воспитывать эстетические чувства, интерес к музыке, желание познавать и развиваться.
- проведение итогового комплексного занятия «Музыкальная гостиная» по произведениям «Детского альбома» П. И. Чайковского

 

Образовательная область: музыка.

 

Области интеграции: познание, художественное творчество, коммуникация, здоровье, социализация

 

Предметно-развивающая среда:

-фильм «П.И.Чайковский- детский композитор»;

- беседы о творчестве П. И. Чайковского;
-флэш-презентации «Детский альбом», «Времена года»;

- слушание пьес из «Детского альбома»;
- рассматривание репродукций картин художников 18-19 веков;
- беседы о духе, традициях, культуре той эпохи;
- изображение музыкальных пьес в рисунках; 
- выставка детских рисунков.

 

Ресурсы: материально-техническая база (проектор, музыкальный центр, ноутбук, медиатека), методическое обеспечение.

 

Этапы проведения и реализации проекта:

 

1 этап.  Подготовительный

 

Постановка цели, формулировка задач. Определение приёмов, методов и форм обучения. Подбор музыкального материала, художественного слова, иллюстраций. Составление плана реализации проекта. Работа с методической литературой.. (Приложение 1)

 

2 этап. Организационно-практический

 

Деятельность педагогов: обогащение детей знаниями о классической и инструментальной музыке П. И. Чайковского.. Беседы о духе, традициях, культуре эпохи 18-19 веков.
 

Деятельность детей: усвоение новых знаний, навыков и умений. Проявление активности, желание выразить своё отношение к музыке П. И. Чайковского. Рисование, лепка на заданную тему

3 этап – Заключительный

 

Подготовка и проведение итогового комплексного занятия «Музыкальная гостиная» по произведениям «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского. Выставка детских рисунков в музыкальном зале.

 

Прогнозируемый результат: обогащение представлений о классической музыке, знакомство с творчеством П.И. Чайковского. Развитие музыкально-познавательной деятельности воспитанников: расширение кругозора, любознательности. Повышение уровня освоения программы по музыкальному воспитанию.

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида второй категории № 7 «Ромашка» г. Сальска.

 

 

Конспект НОД  на тему:

"Детям о П. И. Чайковском"

 

 

 

 

                                                             Музыкальный руководитель: Акимова А. В.

 

"Детям о П. И. Чайковском"

      Программное содержание. Познакомить детей с биографией П. И. Чайковского. Дать представление о Чайковском как о композиторе, воспевающем свою Родину, русскую природу и русского человека.

 

Ход занятия

Музыкальный руководитель. Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор, родился в 1840 г. в небольшом городке Воткинске на Урале. В семье воспитывалось много детей, и Петя был младшим. Он рос очень добрым, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. Его няня считала, что у Пети очень щедрое сердце. С ним всегда было радостно и интересно, так как был неистощим на выдумки, забавные истории и веселые игры. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия, однако любил слушать музыку, и она заставляла его то радоваться, то плакать. Мелодии, звучавшие в нем, порой мешали ему, и он не знал, куда от них деться. 

      Описывается такой случай. В доме был организован праздник, звучала музыка, все танцевали. К концу вечера Петя ушел к себе в комнату раньше всех. Когда в нее вошла няня, он лежал в своей кроватке и плакал. Няня спросила, что с ним, и он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь. Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя!». Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку. Чтобы стать композитором, Петр Ильич окончил в 1866 году Петербургскую консерваторию, где занимался по классу композиции.

      Петр Ильич Чайковский написал четырнадцать опер, три балета и многочисленные симфонические произведения. Кроме музыки для взрослых, он написал много прекрасных музыкальных произведений для детей и юношества. Композитор любил путешествовать, побывал в разных странах и свои впечатления передал в музыке. Он был не только композитором, но и дирижером оркестра, а также преподавал в Московской консерватории. За большой вклад композитора в развитие русского музыкального искусства Московской государственной консерватории присвоено его имя. Перед зданием консерватории поставлен памятник великому русскому композитору. Он изображен сидящим, а его рука застыла в воздухе с дирижерской палочкой. Вокруг памятника посажены русские березки, потому что в одном из произведений он использовал русскую народную песню «Во поле березонька стояла».

      В Москве есть концертный зал, названный его именем. Один раз в четыре года в Москве проводится Международный конкурс имени Петра Ильича Чайковского. Все музыканты мира стремятся принять в нем участие. Россия гордится творчеством этого великого композитора. А сейчас мы послушаем его музыку (можно прослушать любое произведение из цикла «Времена года»).

 

      Дети слушают музыку в сопровождении видеоряда, который вызывает положительные эмоции и способствует лучшему восприятию песни.

Рассматривая картинки презентации и слушая музыкальные произведения, дети учатся любить, понимать и осознавать музыку.

 

 

 

 

 

 

Стихи

 

Как симфония жизни владеет сердцами

Звуковая, зовущая к небу волна ...

О Чайковском сейчас говорить не словами,

И не выдумать даже такие слова.

  

Простота  и сердечность. Торжественность, грозность

Каждый шелест земли, каждый рокот волны,

Необъятного неба бескрайняя звездность

Им в симфонию звука в одно сведены.

 

Его творчество символ нездешнего света,

Победителя в век нарастающей тьмы.

Им нетленная слава России пропета

Нашей страшной и горькой, великой страны.

 

Бом, бом, бом!

Открывается альбом

Не простой, а музыкальный,

Сочиненный для ребят

Много лет тому назад.
 

ДЕТИ читают:

Я в солдатиков играю,

Их давно я собираю.

Дома выстрою их в ряд

И отправлю на парад.

Поиграю я в солдат…

И на полку – пусть стоят…

Дом, квартиру берегут…

Пост на службе всё несут.

 

Я так люблю тебя!

И в час и в день любой

Всегда была со мной.

Я так люблю тебя,

Что и сказать нельзя!

Но не люблю, когда

В слезах твои глаза.

 

Я так тебя люблю!

Хоть обойди весь свет,

Тебя красивей нет,

Тебя нежнее нет.

Добрее нет тебя,

Любимей нет тебя

Никого,

Нигде,

Мама моя,

Мама моя,

Мама моя

Этой куклы кто не знает,

Лучше куклы не найдёшь.

Сразу глазки открывает,

Только на руки берёшь.

И хоть слёз у куклы нету,        

Плачет девочка моя:

- Мама, мама, где ты, где ты?

Ну а мама – это я.

 

Я надену кукле бусы,

Платье новое сошью,

Не вести же мне к бабусе

В старом куколку мою.

- Кукла Маша Заболела.

- Врач сказал, Что плохо дело.

-Маше больно, Маше тяжко!

-Не поможешь Ей, бедняжке.

- Нас покинет Маша вскоре.

Вот уж горе, Так уж горе,

 

Ах, мама, мама, неужели

Куклу скоро привезут?

Ах, мама, мама, в самом деле

Кукла скоро будет тут?

 

Ах, где же куколка моя?

Ее хочу увидеть я.

Ах, что? Уже? Тогда молю –

Ну дай мне куколку мою.

 

Ах, как она прекрасна, мама!

Как я рада, Боже мой!

Ах, кукла, кукла! Никогда мы

Не расстанемся с тобой, теперь с тобой,

 

Кто Там? Кто там летит над землей?

Чей Там Слышится хохот и вой?

Это баба-Яга, костяная нога

Над землею кружит,

Темный лес сторожит.

 

Под камаринскую все пустились в пляс.

Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,

Пляшут сестры, пляшет вся моя семья.

Пляшет бабка, пляшет дед,

Пляшет братик и сосед.

Пляшет кошка, пляшет кот,

Пляшет Жучка у ворот,

И кадка, и ушат, и грабли, и ухват,

И веник, и метла, и ножки у стола.

Пляшут чашки, пляшут ложки и горшки,

Сковородки, поварешки, котелки.

Пляшут миски, пляшут ведра, пляшет таз…

До чего сегодня весело у нас!

Пьеса « Камаринская»

 

Я на лошадку свою златоглавую

Сел и помчался по дому, по комнатам

Мимо стола, этажерки и тумбочки,

Мимо кота, на диване лежащего,

Мимо сидящей с вязанием бабушки,

Мимо мяча и коробки с игрушками.

Я на лошадку свою златогривую

Сел и помчался вперед и вперед

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида второй категории № 7 «Ромашка» г. Сальска.

 

 

 

 

 

 

Конспект НОД  на тему:

Классическая музыка в детском саду «Детям о произведении П.И. Чайковского «Детский альбом» (беседы по слушанию музыки)»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Музыкальный руководитель: Акимова А. В.

 

«Детский альбом»

      «Детский альбом» созданный в 1878году представляет собой образец фортепианной музыки для детей и нашего времени.

      Все 24 пьесы из «Детского альбома» написаны П.И. Чайковским о детях и доступны для исполнения детьми.

      Композитор посвятил этот альбом племяннику Володе Давыдову и попросил художника нарисовать к нотам картинки, чтобы ребятам было ещё интересней.

      В «Детском альбоме» привлекает поэтический показ эпизодов из жизни детей – здесь и занимательные игры, и детские впечатления, и фантастика, и народные сцены, и рассказы о далёких, неведомых странах.

 

«Марш деревянных солдатиков»

      Маршем называется музыка, под которую можно дружно шагать, маршировать. «Марш деревянных солдатиков» - игрушечный марш, под него маршируют деревянные солдатики. Они шагают, как заводные, и композитор построил музыку на высоких, коротких, отрывистых звуках. Сначала музыка звучит негромко, она едва слышна – они идут далеко. Вот они подходя т всё ближе и ближе, и марш начинает звучать громче. Потом солдатики удаляются, и музыка постепенно затихает. Пётр Ильич Чайковский в своей музыке подчеркнул, что это марш игрушечный. Настоящие солдаты шагают более тяжело, спокойно, идут медленнее и музыка походных солдатских маршей более стройная.

 

 

 

«Новая кукла»,  «Болезнь куклы»

      В какие игры любят играть девочки? Правильно, в куклы! Пётр Ильич сочинил две пьесы об играх девочек: «Болезнь куклы» и «Новая кукла».

      В пьесе «Болезнь куклы» грустное настроение, девочка переживает, что её кукла заболела. Музыка здесь печальная, отрывистые звуки похожи на жалобные вздохи.

     Но вот девочке купили новую куклу. Музыка здесь стала другой – она стала быстрее, живее, похожа на весёлый танец.

 

 

«Вальс», «Полька», «Мазурка»

      Танцевальные пьесы из «Детского альбома»: «Вальс», «Полька», «Мазурка».

     Вальс произошёл от народного крестьянского танца Германии и Австрии, но потом его стали слушать и танцевать и в других странах. По характеру вальсы бывают разные: медленные, спокойные, задумчивые, быстрые, весёлые, взволнованные, стремительные. Вальс танцуют парами.

      Сначала музыка вальса более плавная. В средней части вальса характер музыки меняется. Плавность исчезает. Быть может, на бал, где звучит этот вальс, приехал какой – ни будь знатный гость и все переполошились, засуетились… Но вот спокойствие восстановлено и танец продолжается.

 

 

 

      Полька это чешский народный танец, весёлый, живой, задорный, озорной. Его танцуют поскоками – маленькими, лёгкими прыжками. Название этого танца происходит от чешского слова – «полшага». Полька была распространена и как бальный танец.

      Полька начинается изящно и легко. Можно представить себе, что её танцует маленькая девочка в воздушном платьице и красивых туфельках, которые едва касаются пола, так умело и грациозно она движется. А в средней части, быть может, её подхватил в танце какой-нибудь неуклюжий партнёр – большой, смешной и неповоротливый. потом мелодия поднимается из низкого регистра всё выше и выше – это снова танцует девочка.

 

 

  

       Мазурка – это танец родом из Польши. Он возник, как сельский, крестьянский танец, а потом распространился как бальный. Мазурка похожа на вальс тем, что она тоже трёхдольная. Но, в отличие от вальса, в ней часто встречаются отрывистые, лёгкие, полётные интонации, чередующиеся с плавными. Для мазурки характерна ритмическая фигура, которая называется пунктирный ритм. Этот ритм придаёт мазурке энергичный характер. Эта музыка красива и изящна. В движениях мазурки есть лёгкие прыжки, а у мужчин – удары каблуком о каблук, но лёгкие и чёткие. В начале мазурки, музыка изображает движения кавалеров. В средней части – главные дамы (музыка воздушная и полётная). Третья часть повторяет первую.

 

 

«Камаринская»

       Русская плясовая песня. Она весёлая, задорная, с юмором, озорством. Композитор в этой пьесе показал старинный народный танец, который ловко и весело отплясывали деревенские парни. Хотя «Камаринская» исполняется на фортепиано, в ней очень хорошо слышатся звучания разных русских народных инструментов. Вот задорно бренчит балалайка, её сменяет гармоника – раздвигаются меха и громко, во всю ширь звучит аккомпанемент. В зависимости от того, как звучит музыка, меняются движения танцоров. Они то дробно стучат каблуками, то лихо пускаются вприсядку, то стремительно несутся по кругу.

 

 

«Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка»

      Пётр Ильич Чайковский очень много путешествовал. В «Детском альбоме» есть народные песни других стран.

      Итальянская песенка похожа на вальс. Но вальс этот не плавный, а игривый, весёлый, живой. В аккомпанементе слышится подражание распространённым в Италии музыкальным инструментам – мандолине и гитаре. Итальянская песенка больше похожа на танец.

 

  

  

     

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Старинная французская песенка больше похожа на песню – задушевную, задумчивую, печальную.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

     

 

      Немецкая песенка танцевальная по характеру. Она похожа на старинный немецкий танец лендлер – предшественник вальса. Танцевали его крестьяне в деревянных башмаках, неповоротливо, с поклонами, притопами и кружениями. В Германии распространён народный музыкальный инструмент – губная гармошка. В средней части пьесы, очень похоже, переданы звуки губной гармошки.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неаполь – это город в Италии. В «Неаполитанской песенке» Чайковский очень выразительно передал черты итальянской музыки, звучание народных инструментов. Музыка весёлая, задорная, танцевальная. Пьеса напоминает народный итальянский танец – тарантеллу. Это быстрый, живой, жизнерадостный танец с чётким ритмом. В Италии распространён испанский народный инструмент – кастаньеты. Кастаньеты звучат очень звонко, отчётливо подчёркивают ритм музыки, придают ей энергичный, горделивый характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Нянина сказка», «Баба – Яга»

      Две пьесы – «Нянина сказка» и «Баба – Яга» следуют в «Детском альбоме» одна за другой.

«Нянина сказка»

      Вечером няня укладывает малыша спать, запугивает его страшными историями, чтобы угомонить ребёнка. Обе сказки фантастические, устрашающие. Музыка быстрая, громкая, колючая, с внезапными акцентами, таинственная, а в середине – плавная, подкрадывающаяся, пугающая, тихая. Снова повторяется первая часть музыки. Заканчивается пьеса внезапно и таинственно.

     

 

 

 

 

     Музыка пьесы «Баба – Яга» злая, страшная, быстрая, отрывистая, тревожная. Баба – Яга ковыляет, опираясь на клюку, а потом летит в ступе, погоняя её помелом. Баба – Яга поднялась под самые небеса, грозит, машет, злится. Но вот мелодия начинает звучать всё ниже и ниже, как будто Яга спускается вниз, на землю. Закружилась, начала колдовать, завертелась… и вдруг пропала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Шарманщик поёт»

     

       Шарманка – это старинный механический музыкальный инструмент, который воспроизводит мелодии, когда шарманщик вращает ручку. Она может играть одну или несколько мелодий, повторяющихся много раз. Чаще мелодии шарманок жалобные, заунывные. Шарманщики были бедными людьми. Они зарабатывали себе на жизнь, бродя по дворам и улицам, накручивая без устали ручку своей шарманки. Люди бросали шарманщику из окон мелочь. Папа Карло в сказке «Золотой ключик» был шарманщиком.       

      Музыка звучит заунывно, жалобно. Она звучит, как песня плавно и напевно. Есть в этой музыке черты вальса.

 

«Песня жаворонка»

      Музыка светлая, беззаботная, нежная, слышится тоска и печаль. Быть может жаворонку стало неуютно одному так высоко в небе, может, тучка закрыла солнце, стало темно, страшновато. Но вот солнце снова показалось из-за туч, и жаворонок вновь запел свою беспечную, игривую, радостную песню. В конце пьесы слышно, как он спустился вниз и исчез.

 

 

      Мы прослушали много пьес из «Детского альбома» П.И. Чайковского и знаем, что в нём композитор рассказал об одном дне прожитом ребёнком, наполненном разными впечатлениями, переживаниями, играми, «путешествиями». П.И. Чайковский умел передавать в музыке мысли, переживания, чувства человека – столкновение добра и зла, надежду на счастье, преодоление жизненных препятствий. Его музыка очень мелодична, мелодии близки народным. Его музыку знают и любят люди разных стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида второй категории № 7 «Ромашка» г. Сальска.

 

 

 

Конспект НОД  на тему:

Классическая музыка в детском саду. «Музыкальные зарисовки "Времена года" Петра Ильича Чайковского»

 

 

 

 

                                                             Музыкальный руководитель: Акимова А. В.

 

 

«Музыкальные зарисовки "Времена года" Петра Ильича Чайковского»

Цели:

  • показать взаимосвязь природы и музыки;
  • и гармоничность окружающего мира, силу природы;
  • помочь детям почувствовать музыку природы, внутренним зрением увидеть природу в музыке.

 

«Времена года» — известный фортепианный цикл П. И. Чайковского, состоящий из 12 картин.

 

       То, о чём вы сегодня узнаете, произошло очень-очень давно. В Петербурге, где долгое время жил П. И. Чайковский издавался журнал, который назывался «Новеллист»- от слова «новелла» - что значит небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля, сочинённых П. И. Чайковским. Каждая имела название одного из месяцев года. 12 месяцев в году, 12 номеров журналов, 12 музыкальных пьес. Все они потом были объединены в альбом красочных музыкальных зарисовок, который стал называться «Времена года».

Давайте вместе перевернём странички музыкального календаря природы и внимательно прислушаемся к каждой.

 

«Январь. У камелька»

«И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела,
В камине гаснет огонёк,
И свечка нагорела.»

 

      Первой пьесе альбома П. И. Чайковский дал ещё одно название «У камелька». «Камелёк» - уютное, ласковое слово. Слушаешь неторопливое звучание мелодии и видишь перед собой огонь, угасающий в камине или в печке, чувствуешь, как тепло от горячих углей разливается по комнате. Тепло, уютно, тихо. В комнате полутемно, вечереет. Музыка «Января» вначале спокойная, неторопливая. Похоже, что ласковый негромкий голос рассказывает о чём-то. А может быть, просто мечтает человек, сидя у затухающего камина. Но вот рояль зазвучал тревожно и таинственно.

 

Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней-
Не спугнуть бы нам его.

 

      Что нарушило тёплый, уютный покой? Может быть, в сказке, которую бабушка рассказывает  в сумерках своим внукам, говорится о чём- то тревожном и таинственном? Затихает, успокаивается музыка - улеглась тревога в душе. Снова неторопливая, тихая мелодия. Послушайте внимательно эту музыку, а потом сами придумайте маленький рассказ о зимнем вечере.

 

 

«Февраль. Масленица»
 

«Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир.»

       Каждый знает, что такое масленица. Это весёлый, яркий, шумный праздник. Всюду слышны песни, пляски, смех. Народ провожает зиму. Во время масленицы пекли румяные масленые блины - круглые, горячие, как солнце, которое очень ждут люди после холодной зимы. Ступай, масленица, за солнцем, за летом. Зови его к людям. Об этом и рассказывает музыка «Февраля». Вслушайтесь в неё - словно не рояль звучит, а играет русский народный оркестр, по-настоящему весёлая пляска.

 «И от грусти, и от скуки 
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки, 
Песни, пляски, шутки, смех.

 

 

 

 

«Март. Песнь жаворонка»

«Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны,
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.»

      Музыка первого месяца весны называется» Песня жаворонка». Она нежная и звонкая. Очень похожа на разливающиеся над полями трели жаворонков. Сама песня светлая, мелодичная. Слушаешь – и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, словно ощущаешь удивительное весеннее солнце, тепло лучей, которого смешивается со свежестью холодного по – зимнему ветерка, воздух прозрачный, чистый.

      У русского художника Левитана есть картина, которая называется «Март». Как удивительно похожи эти произведения: музыкальная пьеса П. И. Чайковского и картина Левитана. Как композитор в звуках, художник в красках постарался передать звонкую холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, и ожидание тепла, которого ещё немного в этот мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег. И вся природа ждёт настоящей весны.

 

«Апрель. Подснежник»

«Голубенький, чистый подснежник – цветок,
А подле сквозистый последний снежок.
Последние слёзы о горе былом
И первые грёзы о счастье ином.»

       Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели. Всё ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо кругом! Даже в городе воздух какой-то особенный. А уж за городом! В лесу появились первые цветы. Люди несут домой маленькие синие букетики. Принесут, поставят в воду – вот и в комнате весна. Музыка похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растёт, ширится. Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко и хочется то ли покружится в вальсе плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку.

«Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся, из всех своих маленьких сил, 
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна.
Скажите, ведь, правда, что это весна?».

      «Зелёная ножка», ну конечно, это цветок. Первый цветок весны, маленький голубой подснежник. О нём и рассказывает нам музыка «Апреля». Вот он выглядывает из – под тающего снега, качает головкой на лёгком весеннем ветерке, и неяркое весеннее солнышко играет в капельках воды на его лепестках.

Под эту музыку, наверное, можно станцевать очень красивый танец.

 

 

 

«Май. Белые ночи»

«Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега,
Как свеж и чист твой вылетает Май!»

     Музыка «Мая» грустно задумчивая. Композитор назвал её «Белые ночи». Можно представить себе наступающий вечер, сумерки, в комнате ещё не зажгли лампу. Только из окна льётся странный серовато-синий свет. В мае в Петербурге наступают удивительные белые ночи. Все предметы в комнате теряют чёткие очертания, словно расплываются и человека охватывает тихая, беспричинная грусть. Вот это настроение передаёт музыка. У поэта А. С. Пушкина есть такие строки о времени белых ночей, когда сероватый, волнующий свет наполняет улицы, тянутся бесконечные сумерки и Петербург становится непостижимо прекрасным.

«Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный, 
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады, 
И ясны спящие громады
Пустынных улиц».

     Главный, задумчивый ритм стиха созвучен музыке П. И. Чайковского. Музыка «Мая» не рисует никаких изображений, не рассказывает ни о чём определённом. Главное в ней – настроение. Музыка рассказывает о чувствах, которые вызывают у нас белые ночи.

 

 

 

«Июнь. Баркарола»

«Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять.»

     Вот и наступило лето. О чём же рассказывает музыка «Июня»? П. И. Чайковский назвал пьесу «Баркаролой». Слово это родилось в Италии, и переводится оно «лодочная» или «песня в лодке», потому что «барка», по-итальянски и означает «лодка». Тот, кто пробовал петь в лодке на озере, море знает, что голос на воде звучит особенно звонко и песня разносится далеко-далеко.

     Мерно, плавно покачивается музыка. Это покачивание сопровождает всю «Баркаролу».

Широко и привольно льётся на музыкальных волнах мелодия песни. Слушаешь – и кажется, что сам сидишь в лодке, а она плывёт, чуть качаясь, то ли от ровных ударов вёсел, то ли от маленьких волн, поднятых внезапно налетевшим тёплым и лёгким ветерком.

Летит над водой счастливая песня. Здравствуй, лето.

 

«Июль. Песня косаря»

«Раззудись, плечо, Размахнись рука!

Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!»

      Лето в разгаре. Жарко. Сколько работы у жителей деревни в это время! Косить пора.

Музыка «Июля» рассказывает о работе. И вместе с тем это ещё одна песня – композитор назвал её «Песня косаря».

Она мужественная и энергичная. Идут по полю косари. Ослепительно вспыхивают на солнце лезвия из кос. А шаг под песню становится особенно ладным, ровным у всей шеренги косарей.

 

 

 

«Август. Жатва»

«Люди семьями принялися жать,
Косить под корень рожь высокую!
В копны частые снопы сложены,
От возов всю ночь скрипит музыка.»

      Эту пьесу композитор назвал «Жатва». Музыка её не очень похожа на песню. Скорее это музыкальная картинка. Если в «Песне косаря» ощущается мужественность, сила, энергия, то музыка «Жатва» звучит мягче, женственнее. Но косить – всегда считалось делом мужским, а жать серпом – женским. Поэтому и музыка «Жатва» хотя и очень быстрая, звучит немного нежнее, чем «Песня косаря».

      Если внимательно прислушаться, можно услышать перезвоны серпов. Подвижная, весёлая мелодия как бы рисует оживлённую картинку: цветастые платки женщин среди ослепительно жёлтых колосьев спелой ржи, слепящими молниями вспыхивают на солнце косы и серпы. Интересно, какие картинки вы нарисуете.

Эта удивительная музыка звучит и сегодня. Об этом и мечтал П. И. Чайковский.

 

 

 

«Сентябрь. Охота»

«Пора, пора! Рога трубят;
Псари в охотничьих уборах;
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах.»

 

      Начинается «Сентябрь» с призывного, фанфарного сигнала, больше похожего на звуки гулкого, громкоголосого рога. И сразу же за этим сигналом в музыке слышится скачка - стремительный чёткий и звонкий топот лошадиных копыт. Пьеса называется «Охота»

 

«Октябрь. Осенняя песнь»

«Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.»

      Октябрь-это уже настоящая осень. Не ранняя, пышно убранная и нарядная, а другая - невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, словом та Золушка, которую зовут у нас в России поздней осенью.

      Пьеса «Октябрь» называется ещё» Осенняя песня». Тихий покой слышится в первой музыкальной фразе. Но вот зазвучали два голоса. Один словно пытается взлететь, разлиться легко и свободно и тут же бессильно стихает. Очень хочется человеку тепла, света и счастья. Но сумрачно на душе. Снова взлёт - и снова падение. Не подняться, не вздохнуть полной грудью. И хочется плакать от непонятной обиды.

      Второй голос более уверенный – короткие музыкальные фразочки уговаривают, успокаивают, утешают.

      «Унылая пора, очей очарованье», - писал об осени А.С. Пушкин. Это время года особенно любил поэт. Он посвятил ему много прекрасных стихов.

Природу рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников - краски, у поэтов - слово, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать природу. Так же, как это делает в своей музыке П. И. Чайковский.

 

«Ноябрь. На тройке»

«Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши.»

Хотя ноябрь - это последний месяц осени, в России в это время приходит зима. Замерзают

реки, выпадает снег. Поэтому и музыка «Ноября» называется «На тройке».

      Слушаешь её, и кажется, будто сам сидишь в санях, закутанный в тёплую медвежью шубу, а лошади несут тебя по снежной дороге. Кругом, сколько хватает глаз, - белые просторы, звенят под дугами колокольчики, и раздаётся протяжная ямщицкая песня.

      Музыка словно передаёт нам чувства, которые вызывает у путника песня ямщика, его грустные думы и невесёлое настроение. Прислушайся, снова звучит тихий звон колокольчиков.

«Кто долго жил в глуши печальной 
Друзья, тот, верно, знает сам,
Как сильно колокольчик дальний
Порой волнует сердце нам». Так писал А. С. Пушкин.

 

 

«Декабрь. Святки»

«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.»

       Это последняя пьеса из альбома «Времена года». Она называется «Святки». Святки - старинный праздник перед Новым годом. Музыка декабря, не рассказывает нам именно о святках. Это просто вальс. Красивый вальс, который можно слушать, а можно под него и танцевать. Только он медленный, задумчивый, зимний. И немножко грустный. Ведь расставаться - всегда грустно. А вальс этот в альбоме «Времена года» последний. Композитор прощается со своими слушателями. Концерт окончен, музыка вдруг смолкла. Но так ли это? Кажется, сейчас она звучит, и будет долго-долго ещё звучать для каждого из нас.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект586.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида второй категории № 7 «Ромашка» г. Сальска.

        

Музыкально-образовательный проект по творчеству

П.И. Чайковского

http://i50.fastpic.ru/big/2013/0424/df/abd0b1e4569fb9bbad7592caa8d7c7df.jpg

Разработала:

Музыкальный руководитель

Акимова А. В.


Проект «Знакомство детей с творчеством

П.И. Чайковского»

Разработчик и реализаторы проекта:

Музыкальный руководитель:

Акимова Алена Валерьевна

Воспитатель:

Куриленко Лариса Александровна

Паспорт проекта.

 «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев,

журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков,

жаворонков в бездонном синем небе,

шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественную

тишину ночи, услышал и, затаив дыхание, слушает

сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты

слушать эту музыку, умей наслаждаться ее красотой»

В.Сухомлинский

П.И.Чайковский

Тип проекта: творческий.

Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, дети.

Продолжительность: краткосрочный.

Срок реализации: апрель 2019г.

Руководитель проекта: музыкальный руководитель Акимова А.В.

Актуальность проблемы:

     В современных условиях педагогика сосредоточивает внимание на приобщении детей к общечеловеческим нравственным, культурным, образовательным ценностям; на умственное, познавательное, трудовое, физическое, психическое, художественно-эстетическое воспитание.

    Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность — одна из центральных составляющих эстетического воспитания — играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, в приобщении их к общечеловеческим ценностям.

Классическая музыка, оказывая сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует их нравственному и интеллектуальному развитию.

      Предлагаемый проект направлен на формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка, через развитие его музыкальных способностей, по средствам слушания (восприятия) классической музыки. Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать. В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка. В решении этой острой проблемы не возможно переоценить роль классической музыки. поэтому сегодня, как никогда актуальны вопросы музыкального воспитания детей. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное художественно-эстетическое восприятие мира. И здесь нам помогают музыкальные шедевры классики. Через классическую музыку, можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание; формировать доброжелательное отношение к животным; воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы и оберегать ее.

      Слушая шедевры классической музыки, ребенок учится определять ее настроение, эмоциональную окраску, развивает свою музыкальную и общую культуру.

Цель: Формирование у детей основ музыкальной, эстетической и художественной культуры, создание богатого внутреннего мира ребёнка, развитие творческого потенциала детей в различных видах деятельности.

Задачи:
- прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского
- развивать музыкальный вкус, творческие способности детей
- учить слушать, анализировать, понимать содержание музыкальных произведений
- учить импровизировать, фантазировать под музыку
- обогащать словарный запас, навыки выразительного чтения

-воспитывать эстетические чувства, интерес к музыке, желание познавать и развиваться.
- проведение итогового комплексного занятия «Музыкальная гостиная» по произведениям «Детского альбома» П. И. Чайковского

Образовательная область: музыка.

Области интеграции: познание, художественное творчество, коммуникация, здоровье, социализация

Предметно-развивающая среда:

-фильм «П.И.Чайковский- детский композитор»;

- беседы о творчестве П. И. Чайковского;
-флэш-презентации «Детский альбом», «Времена года»;

- слушание пьес из «Детского альбома»;
- рассматривание репродукций картин художников 18-19 веков;
- беседы о духе, традициях, культуре той эпохи;
- изображение музыкальных пьес в рисунках; 
- выставка детских рисунков.

Ресурсы: материально-техническая база (проектор, музыкальный центр, ноутбук, медиатека), методическое обеспечение.

Этапы проведения и реализации проекта:

1 этап.  Подготовительный

Постановка цели, формулировка задач. Определение приёмов, методов и форм обучения. Подбор музыкального материала, художественного слова, иллюстраций. Составление плана реализации проекта. Работа с методической литературой.. (Приложение 1)

2 этап. Организационно-практический

Деятельность педагогов: обогащение детей знаниями о классической и инструментальной музыке П. И. Чайковского.. Беседы о духе, традициях, культуре эпохи 18-19 веков.

Деятельность детей: усвоение новых знаний, навыков и умений. Проявление активности, желание выразить своё отношение к музыке П. И. Чайковского. Рисование, лепка на заданную тему

3 этап – Заключительный

Подготовка и проведение итогового комплексного занятия «Музыкальная гостиная» по произведениям «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского. Выставка детских рисунков в музыкальном зале.

Прогнозируемый результат: обогащение представлений о классической музыке, знакомство с творчеством П.И. Чайковского. Развитие музыкально-познавательной деятельности воспитанников: расширение кругозора, любознательности. Повышение уровня освоения программы по музыкальному воспитанию.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида второй категории № 7 «Ромашка» г. Сальска.

Конспект НОД  на тему:

"Детям о П. И. Чайковском"

https://gorbilet.com/static/media/actions/6cbee10c03892aa1e5edfc6f2c0c3223.jpg

                                                             Музыкальный руководитель: Акимова А. В.

"Детям о П. И. Чайковском"

      Программное содержание. Познакомить детей с биографией П. И. Чайковского. Дать представление о Чайковском как о композиторе, воспевающем свою Родину, русскую природу и русского человека.

Ход занятия

Музыкальный руководитель. Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор, родился в 1840 г. в небольшом городке Воткинске на Урале. В семье воспитывалось много детей, и Петя был младшим. Он рос очень добрым, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. Его няня считала, что у Пети очень щедрое сердце. С ним всегда было радостно и интересно, так как был неистощим на выдумки, забавные истории и веселые игры. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия, однако любил слушать музыку, и она заставляла его то радоваться, то плакать. Мелодии, звучавшие в нем, порой мешали ему, и он не знал, куда от них деться. 

      Описывается такой случай. В доме был организован праздник, звучала музыка, все танцевали. К концу вечера Петя ушел к себе в комнату раньше всех. Когда в нее вошла няня, он лежал в своей кроватке и плакал. Няня спросила, что с ним, и он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь. Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя!». Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку. Чтобы стать композитором, Петр Ильич окончил в 1866 году Петербургскую консерваторию, где занимался по классу композиции.

      Петр Ильич Чайковский написал четырнадцать опер, три балета и многочисленные симфонические произведения. Кроме музыки для взрослых, он написал много прекрасных музыкальных произведений для детей и юношества. Композитор любил путешествовать, побывал в разных странах и свои впечатления передал в музыке. Он был не только композитором, но и дирижером оркестра, а также преподавал в Московской консерватории. За большой вклад композитора в развитие русского музыкального искусства Московской государственной консерватории присвоено его имя. Перед зданием консерватории поставлен памятник великому русскому композитору. Он изображен сидящим, а его рука застыла в воздухе с дирижерской палочкой. Вокруг памятника посажены русские березки, потому что в одном из произведений он использовал русскую народную песню «Во поле березонька стояла».

      В Москве есть концертный зал, названный его именем. Один раз в четыре года в Москве проводится Международный конкурс имени Петра Ильича Чайковского. Все музыканты мира стремятся принять в нем участие. Россия гордится творчеством этого великого композитора. А сейчас мы послушаем его музыку (можно прослушать любое произведение из цикла «Времена года»).

      Дети слушают музыку в сопровождении видеоряда, который вызывает положительные эмоции и способствует лучшему восприятию песни.

Рассматривая картинки презентации и слушая музыкальные произведения, дети учатся любить, понимать и осознавать музыку.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида второй категории № 7 «Ромашка» г. Сальска.

Конспект НОД  на тему:

Классическая музыка в детском саду «Детям о произведении П.И. Чайковского «Детский альбом» (беседы по слушанию музыки)»

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1161/0010edc8-ebde20d3/img8.jpg

                                                             Музыкальный руководитель: Акимова А. В.

«Детский альбом»

      «Детский альбом» созданный в 1878году представляет собой образец фортепианной музыки для детей и нашего времени.

      Все 24 пьесы из «Детского альбома» написаны П.И. Чайковским о детях и доступны для исполнения детьми.

      Композитор посвятил этот альбом племяннику Володе Давыдову и попросил художника нарисовать к нотам картинки, чтобы ребятам было ещё интересней.

      В «Детском альбоме» привлекает поэтический показ эпизодов из жизни детей – здесь и занимательные игры, и детские впечатления, и фантастика, и народные сцены, и рассказы о далёких, неведомых странах.

«Марш деревянных солдатиков»

      Маршем называется музыка, под которую можно дружно шагать, маршировать. «Марш деревянных солдатиков» - игрушечный марш, под него маршируют деревянные солдатики. Они шагают, как заводные, и композитор построил музыку на высоких, коротких, отрывистых звуках. Сначала музыка звучит негромко, она едва слышна – они идут далеко. Вот они подходя т всё ближе и ближе, и марш начинает звучать громче. Потом солдатики удаляются, и музыка постепенно затихает. Пётр Ильич Чайковский в своей музыке подчеркнул, что это марш игрушечный. Настоящие солдаты шагают более тяжело, спокойно, идут медленнее и музыка походных солдатских маршей более стройная. 

«Новая кукла»,  «Болезнь куклы»

      В какие игры любят играть девочки? Правильно, в куклы! Пётр Ильич сочинил две пьесы об играх девочек: «Болезнь куклы» и «Новая кукла».

      В пьесе «Болезнь куклы» грустное настроение, девочка переживает, что её кукла заболела. Музыка здесь печальная, отрывистые звуки похожи на жалобные вздохи.

     Но вот девочке купили новую куклу. Музыка здесь стала другой – она стала быстрее, живее, похожа на весёлый танец.

«Вальс», «Полька», «Мазурка»

      Танцевальные пьесы из «Детского альбома»: «Вальс», «Полька», «Мазурка».

     Вальс произошёл от народного крестьянского танца Германии и Австрии, но потом его стали слушать и танцевать и в других странах. По характеру вальсы бывают разные: медленные, спокойные, задумчивые, быстрые, весёлые, взволнованные, стремительные. Вальс танцуют парами.

      Сначала музыка вальса более плавная. В средней части вальса характер музыки меняется. Плавность исчезает. Быть может, на бал, где звучит этот вальс, приехал какой – ни будь знатный гость и все переполошились, засуетились… Но вот спокойствие восстановлено и танец продолжается.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида второй категории № 7 «Ромашка» г. Сальска.

Конспект НОД  на тему:

Классическая музыка в детском саду «Детям о произведении П.И. Чайковского «Детский альбом» (беседы по слушанию музыки)»

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1161/0010edc8-ebde20d3/img8.jpg

                                                             Музыкальный руководитель: Акимова А. В.

«Детский альбом»

      «Детский альбом» созданный в 1878году представляет собой образец фортепианной музыки для детей и нашего времени.

      Все 24 пьесы из «Детского альбома» написаны П.И. Чайковским о детях и доступны для исполнения детьми.

      Композитор посвятил этот альбом племяннику Володе Давыдову и попросил художника нарисовать к нотам картинки, чтобы ребятам было ещё интересней.

      В «Детском альбоме» привлекает поэтический показ эпизодов из жизни детей – здесь и занимательные игры, и детские впечатления, и фантастика, и народные сцены, и рассказы о далёких, неведомых странах.

«Марш деревянных солдатиков»

      Маршем называется музыка, под которую можно дружно шагать, маршировать. «Марш деревянных солдатиков» - игрушечный марш, под него маршируют деревянные солдатики. Они шагают, как заводные, и композитор построил музыку на высоких, коротких, отрывистых звуках. Сначала музыка звучит негромко, она едва слышна – они идут далеко. Вот они подходя т всё ближе и ближе, и марш начинает звучать громче. Потом солдатики удаляются, и музыка постепенно затихает. Пётр Ильич Чайковский в своей музыке подчеркнул, что это марш игрушечный. Настоящие солдаты шагают более тяжело, спокойно, идут медленнее и музыка походных солдатских маршей более стройная. 

«Новая кукла»,  «Болезнь куклы»

      В какие игры любят играть девочки? Правильно, в куклы! Пётр Ильич сочинил две пьесы об играх девочек: «Болезнь куклы» и «Новая кукла».

      В пьесе «Болезнь куклы» грустное настроение, девочка переживает, что её кукла заболела. Музыка здесь печальная, отрывистые звуки похожи на жалобные вздохи.

     Но вот девочке купили новую куклу. Музыка здесь стала другой – она стала быстрее, живее, похожа на весёлый танец.

«Вальс», «Полька», «Мазурка»

      Танцевальные пьесы из «Детского альбома»: «Вальс», «Полька», «Мазурка».

     Вальс произошёл от народного крестьянского танца Германии и Австрии, но потом его стали слушать и танцевать и в других странах. По характеру вальсы бывают разные: медленные, спокойные, задумчивые, быстрые, весёлые, взволнованные, стремительные. Вальс танцуют парами.

      Сначала музыка вальса более плавная. В средней части вальса характер музыки меняется. Плавность исчезает. Быть может, на бал, где звучит этот вальс, приехал какой – ни будь знатный гость и все переполошились, засуетились… Но вот спокойствие восстановлено и танец продолжается.

Полька – это чешский народный танец, весёлый, живой, задорный, озорной. Его танцуют поскоками – маленькими, лёгкими прыжками. Название этого танца происходит от чешского слова – «полшага». Полька была распространена и как бальный танец.

      Полька начинается изящно и легко. Можно представить себе, что её танцует маленькая девочка в воздушном платьице и красивых туфельках, которые едва касаются пола, так умело и грациозно она движется. А в средней части, быть может, её подхватил в танце какой-нибудь неуклюжий партнёр – большой, смешной и неповоротливый. потом мелодия поднимается из низкого регистра всё выше и выше – это снова танцует девочка.

       Мазурка – это танец родом из Польши. Он возник, как сельский, крестьянский танец, а потом распространился как бальный. Мазурка похожа на вальс тем, что она тоже трёхдольная. Но, в отличие от вальса, в ней часто встречаются отрывистые, лёгкие, полётные интонации, чередующиеся с плавными. Для мазурки характерна ритмическая фигура, которая называется пунктирный ритм. Этот ритм придаёт мазурке энергичный характер. Эта музыка красива и изящна. В движениях мазурки есть лёгкие прыжки, а у мужчин – удары каблуком о каблук, но лёгкие и чёткие. В начале мазурки, музыка изображает движения кавалеров. В средней части – главные дамы (музыка воздушная и полётная). Третья часть повторяет первую.

«Камаринская»

       Русская плясовая песня. Она весёлая, задорная, с юмором, озорством. Композитор в этой пьесе показал старинный народный танец, который ловко и весело отплясывали деревенские парни. Хотя «Камаринская» исполняется на фортепиано, в ней очень хорошо слышатся звучания разных русских народных инструментов. Вот задорно бренчит балалайка, её сменяет гармоника – раздвигаются меха и громко, во всю ширь звучит аккомпанемент. В зависимости от того, как звучит музыка, меняются движения танцоров. Они то дробно стучат каблуками, то лихо пускаются вприсядку, то стремительно несутся по кругу.

«Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка»

      Пётр Ильич Чайковский очень много путешествовал. В «Детском альбоме» есть народные песни других стран.

      Итальянская песенка похожа на вальс. Но вальс этот не плавный, а игривый, весёлый, живой. В аккомпанементе слышится подражание распространённым в Италии музыкальным инструментам – мандолине и гитаре. Итальянская песенка больше похожа на танец.

Старинная французская песенка больше похожа на песню – задушевную, задумчивую, печальную.

      Немецкая песенка танцевальная по характеру. Она похожа на старинный немецкий танец лендлер – предшественник вальса. Танцевали его крестьяне в деревянных башмаках, неповоротливо, с поклонами, притопами и кружениями. В Германии распространён народный музыкальный инструмент – губная гармошка. В средней части пьесы, очень похоже, переданы звуки губной гармошки.

     

Неаполь – это город в Италии. В «Неаполитанской песенке» Чайковский очень выразительно передал черты итальянской музыки, звучание народных инструментов. Музыка весёлая, задорная, танцевальная. Пьеса напоминает народный итальянский танец – тарантеллу. Это быстрый, живой, жизнерадостный танец с чётким ритмом. В Италии распространён испанский народный инструмент – кастаньеты. Кастаньеты звучат очень звонко, отчётливо подчёркивают ритм музыки, придают ей энергичный, горделивый характер.

«Нянина сказка», «Баба – Яга»

      Две пьесы – «Нянина сказка» и «Баба – Яга» следуют в «Детском альбоме» одна за другой.

«Нянина сказка»

      Вечером няня укладывает малыша спать, запугивает его страшными историями, чтобы угомонить ребёнка. Обе сказки фантастические, устрашающие. Музыка быстрая, громкая, колючая, с внезапными акцентами, таинственная, а в середине – плавная, подкрадывающаяся, пугающая, тихая. Снова повторяется первая часть музыки. Заканчивается пьеса внезапно и таинственно.

     Музыка пьесы «Баба – Яга» злая, страшная, быстрая, отрывистая, тревожная. Баба – Яга ковыляет, опираясь на клюку, а потом летит в ступе, погоняя её помелом. Баба – Яга поднялась под самые небеса, грозит, машет, злится. Но вот мелодия начинает звучать всё ниже и ниже, как будто Яга спускается вниз, на землю. Закружилась, начала колдовать, завертелась… и вдруг пропала.

«Шарманщик поёт»

     

       Шарманка – это старинный механический музыкальный инструмент, который воспроизводит мелодии, когда шарманщик вращает ручку. Она может играть одну или несколько мелодий, повторяющихся много раз. Чаще мелодии шарманок жалобные, заунывные. Шарманщики были бедными людьми. Они зарабатывали себе на жизнь, бродя по дворам и улицам, накручивая без устали ручку своей шарманки. Люди бросали шарманщику из окон мелочь. Папа Карло в сказке «Золотой ключик» был шарманщиком.      

      Музыка звучит заунывно, жалобно. Она звучит, как песня плавно и напевно. Есть в этой музыке черты вальса.

«Песня жаворонка»

      Музыка светлая, беззаботная, нежная, слышится тоска и печаль. Быть может жаворонку стало неуютно одному так высоко в небе, может, тучка закрыла солнце, стало темно, страшновато. Но вот солнце снова показалось из-за туч, и жаворонок вновь запел свою беспечную, игривую, радостную песню. В конце пьесы слышно, как он спустился вниз и исчез.

      Мы прослушали много пьес из «Детского альбома» П.И. Чайковского и знаем, что в нём композитор рассказал об одном дне прожитом ребёнком, наполненном разными впечатлениями, переживаниями, играми, «путешествиями». П.И. Чайковский умел передавать в музыке мысли, переживания, чувства человека – столкновение добра и зла, надежду на счастье, преодоление жизненных препятствий. Его музыка очень мелодична, мелодии близки народным. Его музыку знают и любят люди разных стран.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида второй категории № 7 «Ромашка» г. Сальска.

Конспект НОД  на тему:

Классическая музыка в детском саду. «Музыкальные зарисовки "Времена года" Петра Ильича Чайковского»

https://ucarecdn.com/9a0fa3fd-9050-420b-b332-c44131b041e6/-/format/jpeg/-/quality/lighter/

                                                             Музыкальный руководитель: Акимова А. В.

«Музыкальные зарисовки "Времена года" Петра Ильича Чайковского»

Цели:

  • показать взаимосвязь природы и музыки;
  • и гармоничность окружающего мира, силу природы;
  • помочь детям почувствовать музыку природы, внутренним зрением увидеть природу в музыке.

«Времена года» — известный фортепианный цикл П. И. Чайковского, состоящий из 12 картин.

       То, о чём вы сегодня узнаете, произошло очень-очень давно. В Петербурге, где долгое время жил П. И. Чайковский издавался журнал, который назывался «Новеллист»- от слова «новелла» - что значит небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля, сочинённых П. И. Чайковским. Каждая имела название одного из месяцев года. 12 месяцев в году, 12 номеров журналов, 12 музыкальных пьес. Все они потом были объединены в альбом красочных музыкальных зарисовок, который стал называться «Времена года».

Давайте вместе перевернём странички музыкального календаря природы и внимательно прислушаемся к каждой.

«Январь. У камелька»

«И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела,
В камине гаснет огонёк,
И свечка нагорела.»

      Первой пьесе альбома П. И. Чайковский дал ещё одно название «У камелька». «Камелёк» - уютное, ласковое слово. Слушаешь неторопливое звучание мелодии и видишь перед собой огонь, угасающий в камине или в печке, чувствуешь, как тепло от горячих углей разливается по комнате. Тепло, уютно, тихо. В комнате полутемно, вечереет. Музыка «Января» вначале спокойная, неторопливая. Похоже, что ласковый негромкий голос рассказывает о чём-то. А может быть, просто мечтает человек, сидя у затухающего камина. Но вот рояль зазвучал тревожно и таинственно.

Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней-
Не спугнуть бы нам его.

      Что нарушило тёплый, уютный покой? Может быть, в сказке, которую бабушка рассказывает  в сумерках своим внукам, говорится о чём- то тревожном и таинственном? Затихает, успокаивается музыка - улеглась тревога в душе. Снова неторопливая, тихая мелодия. Послушайте внимательно эту музыку, а потом сами придумайте маленький рассказ о зимнем вечере.

«Февраль. Масленица»

«Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир.»

       Каждый знает, что такое масленица. Это весёлый, яркий, шумный праздник. Всюду слышны песни, пляски, смех. Народ провожает зиму. Во время масленицы пекли румяные масленые блины - круглые, горячие, как солнце, которое очень ждут люди после холодной зимы. Ступай, масленица, за солнцем, за летом. Зови его к людям. Об этом и рассказывает музыка «Февраля». Вслушайтесь в неё - словно не рояль звучит, а играет русский народный оркестр, по-настоящему весёлая пляска.

 «И от грусти, и от скуки 
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки, 
Песни, пляски, шутки, смех.

«Март. Песнь жаворонка»

«Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны,
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.»

      Музыка первого месяца весны называется» Песня жаворонка». Она нежная и звонкая. Очень похожа на разливающиеся над полями трели жаворонков. Сама песня светлая, мелодичная. Слушаешь – и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, словно ощущаешь удивительное весеннее солнце, тепло лучей, которого смешивается со свежестью холодного по – зимнему ветерка, воздух прозрачный, чистый.

      У русского художника Левитана есть картина, которая называется «Март». Как удивительно похожи эти произведения: музыкальная пьеса П. И. Чайковского и картина Левитана. Как композитор в звуках, художник в красках постарался передать звонкую холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, и ожидание тепла, которого ещё немного в этот мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег. И вся природа ждёт настоящей весны.

«Апрель. Подснежник»

«Голубенький, чистый подснежник – цветок,
А подле сквозистый последний снежок.
Последние слёзы о горе былом
И первые грёзы о счастье ином.»

       Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели. Всё ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо кругом! Даже в городе воздух какой-то особенный. А уж за городом! В лесу появились первые цветы. Люди несут домой маленькие синие букетики. Принесут, поставят в воду – вот и в комнате весна. Музыка похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растёт, ширится. Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко и хочется то ли покружится в вальсе плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку.

«Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся, из всех своих маленьких сил, 
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна.
Скажите, ведь, правда, что это весна?».

      «Зелёная ножка», ну конечно, это цветок. Первый цветок весны, маленький голубой подснежник. О нём и рассказывает нам музыка «Апреля». Вот он выглядывает из – под тающего снега, качает головкой на лёгком весеннем ветерке, и неяркое весеннее солнышко играет в капельках воды на его лепестках.

Под эту музыку, наверное, можно станцевать очень красивый танец.

«Май. Белые ночи»

«Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега,
Как свеж и чист твой вылетает Май!»

     Музыка «Мая» грустно задумчивая. Композитор назвал её «Белые ночи». Можно представить себе наступающий вечер, сумерки, в комнате ещё не зажгли лампу. Только из окна льётся странный серовато-синий свет. В мае в Петербурге наступают удивительные белые ночи. Все предметы в комнате теряют чёткие очертания, словно расплываются и человека охватывает тихая, беспричинная грусть. Вот это настроение передаёт музыка. У поэта А. С. Пушкина есть такие строки о времени белых ночей, когда сероватый, волнующий свет наполняет улицы, тянутся бесконечные сумерки и Петербург становится непостижимо прекрасным.

«Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный, 
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады, 
И ясны спящие громады
Пустынных улиц».

     Главный, задумчивый ритм стиха созвучен музыке П. И. Чайковского. Музыка «Мая» не рисует никаких изображений, не рассказывает ни о чём определённом. Главное в ней – настроение. Музыка рассказывает о чувствах, которые вызывают у нас белые ночи.

«Июнь. Баркарола»

«Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять.»

Вот и наступило лето. О чём же рассказывает музыка «Июня»? П. И. Чайковский назвал пьесу «Баркаролой». Слово это родилось в Италии, и переводится оно «лодочная» или «песня в лодке», потому что «барка», по-итальянски и означает «лодка». Тот, кто пробовал петь в лодке на озере, море знает, что голос на воде звучит особенно звонко и песня разносится далеко-далеко.

     Мерно, плавно покачивается музыка. Это покачивание сопровождает всю «Баркаролу».

Широко и привольно льётся на музыкальных волнах мелодия песни. Слушаешь – и кажется, что сам сидишь в лодке, а она плывёт, чуть качаясь, то ли от ровных ударов вёсел, то ли от маленьких волн, поднятых внезапно налетевшим тёплым и лёгким ветерком.

Летит над водой счастливая песня. Здравствуй, лето.

«Июль. Песня косаря»

«Раззудись, плечо, Размахнись рука!

Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!»

      Лето в разгаре. Жарко. Сколько работы у жителей деревни в это время! Косить пора.

Музыка «Июля» рассказывает о работе. И вместе с тем это ещё одна песня – композитор назвал её «Песня косаря».

Она мужественная и энергичная. Идут по полю косари. Ослепительно вспыхивают на солнце лезвия из кос. А шаг под песню становится особенно ладным, ровным у всей шеренги косарей.

«Август. Жатва»

«Люди семьями принялися жать,
Косить под корень рожь высокую!
В копны частые снопы сложены,
От возов всю ночь скрипит музыка.»

      Эту пьесу композитор назвал «Жатва». Музыка её не очень похожа на песню. Скорее это музыкальная картинка. Если в «Песне косаря» ощущается мужественность, сила, энергия, то музыка «Жатва» звучит мягче, женственнее. Но косить – всегда считалось делом мужским, а жать серпом – женским. Поэтому и музыка «Жатва» хотя и очень быстрая, звучит немного нежнее, чем «Песня косаря».

      Если внимательно прислушаться, можно услышать перезвоны серпов. Подвижная, весёлая мелодия как бы рисует оживлённую картинку: цветастые платки женщин среди ослепительно жёлтых колосьев спелой ржи, слепящими молниями вспыхивают на солнце косы и серпы. Интересно, какие картинки вы нарисуете.

Эта удивительная музыка звучит и сегодня. Об этом и мечтал П. И. Чайковский.

«Сентябрь. Охота»

«Пора, пора! Рога трубят;
Псари в охотничьих уборах;
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах.»

      Начинается «Сентябрь» с призывного, фанфарного сигнала, больше похожего на звуки гулкого, громкоголосого рога. И сразу же за этим сигналом в музыке слышится скачка - стремительный чёткий и звонкий топот лошадиных копыт. Пьеса называется «Охота»

«Октябрь. Осенняя песнь»

«Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.»

      Октябрь-это уже настоящая осень. Не ранняя, пышно убранная и нарядная, а другая - невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, словом та Золушка, которую зовут у нас в России поздней осенью.

      Пьеса «Октябрь» называется ещё» Осенняя песня». Тихий покой слышится в первой музыкальной фразе. Но вот зазвучали два голоса. Один словно пытается взлететь, разлиться легко и свободно и тут же бессильно стихает. Очень хочется человеку тепла, света и счастья. Но сумрачно на душе. Снова взлёт - и снова падение. Не подняться, не вздохнуть полной грудью. И хочется плакать от непонятной обиды.

      Второй голос более уверенный – короткие музыкальные фразочки уговаривают, успокаивают, утешают.

      «Унылая пора, очей очарованье», - писал об осени А.С. Пушкин. Это время года особенно любил поэт. Он посвятил ему много прекрасных стихов.

Природу рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников - краски, у поэтов - слово, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать природу. Так же, как это делает в своей музыке П. И. Чайковский.

«Ноябрь. На тройке»

«Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши.»

Хотя ноябрь - это последний месяц осени, в России в это время приходит зима. Замерзают

реки, выпадает снег. Поэтому и музыка «Ноября» называется «На тройке».

      Слушаешь её, и кажется, будто сам сидишь в санях, закутанный в тёплую медвежью шубу, а лошади несут тебя по снежной дороге. Кругом, сколько хватает глаз, - белые просторы, звенят под дугами колокольчики, и раздаётся протяжная ямщицкая песня.

      Музыка словно передаёт нам чувства, которые вызывает у путника песня ямщика, его грустные думы и невесёлое настроение. Прислушайся, снова звучит тихий звон колокольчиков.

«Кто долго жил в глуши печальной 
Друзья, тот, верно, знает сам,
Как сильно колокольчик дальний
Порой волнует сердце нам». Так писал А. С. Пушкин.

«Декабрь. Святки»

«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.»

       Это последняя пьеса из альбома «Времена года». Она называется «Святки». Святки - старинный праздник перед Новым годом. Музыка декабря, не рассказывает нам именно о святках. Это просто вальс. Красивый вальс, который можно слушать, а можно под него и танцевать. Только он медленный, задумчивый, зимний. И немножко грустный. Ведь расставаться - всегда грустно. А вальс этот в альбоме «Времена года» последний. Композитор прощается со своими слушателями. Концерт окончен, музыка вдруг смолкла. Но так ли это? Кажется, сейчас она звучит, и будет долго-долго ещё звучать для каждого из нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - образовательный проект по творчеству П.И.Чайковского

Знакомство детей с "Детским альбомом" П.И.Чайковского...

Презентация "Музыкально-образовательный проект по творчество Петра Ильича Чайковского"

Презентация "Музыкально-образовательный проект по творчество Петра Ильича Чайковского"...

Проект по творчеству П.И.Чайковского в подготовительной группе

Педагогический проект по творчеству П.И.Чайковского в подготовительной группе. Тип проекта - познавательно-творческий....

Музыкально – образовательный творческий проект «Хочу стать артистом!»

В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Традици...

Музыкально – образовательный творческий проект «Ранняя профориентация в музыкальных профессиях детей старшего дошкольного возраста»

Мы в профессии играем, по душе их выбираем.И мечтаем поскорее мамы с папой стать взрослее.Чтоб не просто так мечтать, а кем быть решить и стать. Пояснительная запискаПроект «Ранняя про...