«Патриотическое воспитание дошкольников на основе духовно-нравственных традиций в рамках кружковой работы»
материал

Лукашина Анастасия Михайловна

           Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида»

«Патриотическое воспитание дошкольников на основе духовно-нравственных традиций в рамках кружковой работы».

Подготовила: Лукашина А. М. -  воспитатель

                                                                                I квалификационной категории        

Саранск 2019 г.

СЛАЙД 2

Введение

                                                Много на свете мест, где жить привольно,

                                                но всякого тянет туда, где он родился и                                                         жил с родными своими.

                                                Там всё ему знакомо и дорого.

                                                Наша Родина, наше Отечество – Россия.

                                                              (К.Э. Циолковский )    

                   

Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.

  Какую же роль играет народная культура, и в частности, традиции, обычаи, обряды, фольклор в формировании личности современного дошкольника? Прежде всего, следует сказать, что человек, не знающий истории своего народа, не способен понять культуру другого народа увидеть его самобытность и уникальность.  

 Проблема: Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

В связи с этим проблема нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

        Актуальность данной проблемы:

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им, раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Работая с детьми, серьёзно задумываешься над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Изучая возможность использования исторических и культурных ценностей (это и устное, и музыкальное народное творчество, бытовые обряды, традиции, обычаи, а также художественные промыслы и ремёсла) в работе с детьми дошкольного возраста и определилось содержание кружковой работы.

СЛАЙД 3        

Цель: формирование патриотического воспитания дошкольников на основе духовно-нравственных традиций.

СЛАЙД 4

Задачи:

- познакомить детей с народными традициями;

-развивать у детей стремление к созидательной деятельности;

- воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе, к людям к дому, к детскому саду;

-вовлечь родителей  в воспитательный процесс для совместной работы.  

СЛАЙД 5

Ожидаемый результат:

Реализация данной работы позволит:

-заложить основу патриотического воспитания у детей, привить  любовь к Родине;

-приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Участники:  дети старшей группы, воспитатели, педагоги дополнительного образования, родители.

        

Теоретическое обоснование проекта

В процессе работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.

 Нравственно-патриотическое воспитание возможно по средствам любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей.

 Также нравственно- патриотическое воспитание возможно в устном народном творчестве, где сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости,  трудолюбии, верности.

 Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, идет приобщение ребят к общечеловеческим  нравственным ценностям.

В процессе работы по нравственно- патриотическому воспитанию идет знакомство детей с русским фольклором. В нем каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность.                

 Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного - патриотического воспитания детей.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

        Очень важно ознакомить детей с декоративной народной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

        Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, с семьей. Знакомя родителей с проводимой в дошкольном учреждении работой, необходимо возбудить у самих взрослых, особенно молодых, интерес к истории собственной семьи, к тем занятиям, которыми славились представители старшего поколения. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению добрых семейных связей.

Эти формы и методы помогают ребенку создать в своем воображении цельную картину окружающего мира, совершать собственные маленькие открытия на пути постижения многовековой культуры человечества, ощутить себя наследником этого богатства, ценить подлинные вещи ушедших эпох. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает в руки новый инструмент для познания мира. 

Подготовка

- подобрать методическую, художественную, детскую литературу; иллюстративные материалы;

-провести занятия по данной теме;

- вовлечь родителей  в воспитательный процесс для совместной работы.

План:

СЛАЙД 6 – 8

Экскурсия в комнату-музей народного творчества и быта детского сада

СЛАЙД 9  - Мини музей в группе

Конспект  занятия : «Веселые матрешки»

Чтение былины «Илья Муромец»

Лепка «Военная техника».

Чтение русской народной сказки «Садко»

СЛАЙД 10    Развлечение «Масленица»

Конструирование «Поделки для пап и дедушек»

СЛАЙД 11    Праздник «День защитников Отечества»

Беседа «Любимый уголок в городе»

Развитие устной речи «Малые фольклорные формы»

Аппликация «Русский головной убор»

СЛАЙД 12

Результативность :

- дети научились понимать смысл сказок, пословиц, поговорок;

- отличать добро от зла, хорошие от плохих поступков;

- с чувством уважения стали относиться к истории и культуре нашей Родины;

- проект помог детям привить чувство собственного достоинства, чувство ответственности за младших сестёр и братьев;

- дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль в исполнении сказок;

- произошло взаимопонимание между родителями и педагогом,  благодаря совместной работе детей и родителей;

        Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка кружковой работы позволила реализовать возможности воспитания нравственно- патриотических чувств  у детей в старшем возрасте.

        Реализация кружковой работы показала важность инициативы, творческой направленности педагога и детей.

СЛАЙД 13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей на основе духовно-нравственных традиций.

Духовно-нравственное воспитание детей на основе духовно-нравственных традиций....

Патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения их к народным традициям и промыслам

В этом проекте мы приобщали детей к патриотическому воспитанию через народное искусство.Для достижения цели родители посещали музей, воспитатели с детьми изготавливали куклу "Бессоница", знакомил...

«Духовно - нравственное воспитание дошкольников на основе народных традиционных праздников в рамках реализации регионального компонента в ДОУ».

  Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспе...

Инновационный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций «Моя семья - моя маленькая Родина»

Проект «Моя семья - моя маленькая Родина»Тип проекта: Творческий, фронтальный. Срок реализации проекта: 1год. Участники проекта: дети 4-5лет, средний возраст; воспитатели, родите...

Статья «Духовно - нравственное воспитание дошкольников на основе народных традиционных праздников в рамках реализации регионального компонента в ДОУ»

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего усто...

Воспитание и развитие личности дошкольника на основе духовно - нравственных ценностей и культурных традиций в МДОУ "Березка " р.п. Новые Бурасы

Воспитание и развитие  личности дошкольника   на основе  духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций  ...