План самообразования "Нетрадиционные техники рисования для детей с растройством аутистического спектра"
материал (младшая группа)

Мамедова Антонина Васильевна

"Нетрадиционные техники рисования для детей с РАС" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_ras.docx39.01 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа -Югры

«Урайский специализированный Дом ребенка»

План по самообразованию по теме:

«Нетрадиционные техники рисования для детей с расстройством аутистического спектра».

Автор: воспитатель группы № 4

Мамедова Антонина Васильевна

г.Урай

2018г.

Содержание.

Пояснительная записка…………………………………………………………………  3 стр.

Распределение техники по возрастным группам……………………………………….5 стр.

Техники рисования……………….…………………………………………………………5 стр.

Педагогическая диагностика………………………………………………………………8 стр.

Перспективное планирование по теме самообразования……   ………………………..8 стр.

Пояснительная записка

Аутизм - это уход от реальности.  Ребенок - аутист  живет в мире внутренних переживаний, у него отсутствуют бытовые навыки и эмоциональная связь с близкими, его волнуют только собственные трудности.  Детский аутизм - это особое нарушение психического развития, т. е. нарушение, которое захватывает все стороны психики - сенсомоторную, речевую, интеллектуальную, эмоциональную сферы. Психическое развитие при этом не просто нарушается или задерживается, оно искажается. Меняется сам стиль организации отношений с миром, его познания. При этом характерно, что наибольшие трудности такого ребенка связаны даже не с самим усвоением знаний и умений (хотя и это достаточно трудно для многих аутичных детей), а с их практическим использованием, причем наиболее беспомощным он показывает себя именно во взаимодействии с людьми. Такие дети не идут на контакт с окружающими, относятся к близким как к неодушевленным предметам, отвергают оказываемую им нежность или вообще на нее не реагируют. Ребенок, страдающий аутизмом, не способен играть с другими детьми, с трудом усваивает речь (если вообще усваивает). Он часто повторяет одни и те же слова, даже несмотря на умение говорить. Другая характерная особенность - стереотипность в поведении, проявляющаяся в стремлении сохранить постоянные привычные условия жизни, сопротивлении малейшим попыткам изменить что-либо в окружающем, в собственных стереотипных интересах и стереотипных действиях ребенка, в пристрастии его к одним и тем же объектам.     Помочь такому ребенку, действительно, трудно.

Как же взаимодействовать воспитателю с такими детьми, ведь их надо познакомить с окружающим миром, научить двигаться, играть, рисовать, лепить и т.д.? Все обучение детей - аутистов проводится в совместных действиях с педагогом. Прививая аутичному ребенку интерес к совместным действиям, положительно подкрепляя его активность, необходимо помнить, что в целенаправленной деятельности он обычно легко устает.

Совместное рисование – это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи, разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием.

Можно говорить о том, что в данном случае имеет место особый метод обучения, а не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребенка.

Использование совместного рисования в занятиях возможно после того, как налажен эмоциональный контакт между аутичным ребенком и взрослым.

Цель:

Помочь в социальной адаптации детей с РАС и аутизмом через занятия по ознакомлению с нетрадиционными техниками изобразительного искусства.

Задачи:

 - формирование изобразительной деятельности

; - формирование восприятия, сенсорное воспитание детей;

 - формирования представлений о предметах и явлениях;

- знакомство с окружающим миром;

- речевое развитие;

 - предоставить возможность выбора различных материалов;

- развитие мелкой моторики руки,  тактильного восприятия, зрительно – моторной координации;

- усвоение приёмов и навыков изобразительной деятельности;

 - знакомить родителей с особенностями подхода к обучению и воспитанию детей с РАС или РДА.

Гипотеза: использование нетрадиционных техник изобразительного искусства в процессе вовлечения ребёнка с РАС и РДА в изобразительную деятельность компенсирует его недостаточные коммуникативные навыки

Длительность - долгосрочный

Возрастная группа: младший, средний, старший дошкольный возраст

Планируемые результаты:

- проявляет интерес к изобразительной деятельности;

- установление контакта между взрослым и ребёнком;

 - использует различные техники и способы создания изображения;

- обогащение представлений об окружающем.

Форма самообразования: индивидуальная.

Действия и мероприятия проводимые в процессе работы над темой:

Изучение литературы по теме;

Проведения различных мероприятий;

Обобщение результатов;

Выставки работ.

Техники рисования.

В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений.

Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения. В средней группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок.

Печатка - является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки.

Вначале педагог должен помочь ребенку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки – определенного животного, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1 - 1,5 см. Рукоятка должна быть удобна для руки. Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка.

Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта.

Также часто используется техника тычка жесткой кистью. Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур, называя вслух его части: голова, ушки, глазки, хвостик и т.д. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти.

Достаточно сложной техникой является набрызг. Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок. Используя трафареты, можно выполнить изображения самых разнообразных животных: Африканские жители, Зоопарк, Животные на ферме и т.д.

Одним из современных способов нетрадиционных рисования является рисование мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали.

Данная техника развивалась от одной интересной изобразительной техники – кляксографии. Для этого потребуется бумага, тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образом можно получить оригинальное изображение животного, фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.

Монотипия также может использоваться для изображения животных. Первый способ – симметричное сложение листа пополам. На листе можно изобразить отражение медвежонка в зеркальной глади воды. Для этого берём альбомный лист и складываем его пополам, верхнюю часть тонируем светло – жёлтым цветом (небо), а нижнюю – голубым (вода). Просушив лист, наносим карандашом рисунок медвежонка, а затем покрываем гуашью, затем по линии сгиба складываем рисунок и проглаживаем, чтобы получился отпечаток на нижней стороне листа, получаем зеркальное отражение медвежонка в воде. Второй способ – на пластмассовую досточку наносим краску, затем деревянной палочкой или черенком кисточки процарапываем изображение предметов– фигурки птиц и животных, накладываем сверху лист бумаги, слегка прижимаем и снимаем, на листе получается оттиск.

Нетрадиционное изображение животных и предметов может получиться при рисовании солью. Предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Солью хорошо рисовать птиц, насекомых (бабочек, жучков), морских животных (медузы, осьминоги).

Рисование штрихом позволяет сосредоточиться на форме, строении животных, их движений. При помощи штриха можно рассказать о характере животного, передать его колючесть или мягкость, доброту или агрессивность, выразить личное отношение к животному. Штриховка замечательно подходит для изображения ежей, дикобразов.

Также существует техника «рисование нитками» (ниткография). Используются простые нитки, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток. Нужно сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.

В технике «рисования ребром картона» используются полоски картона (высота - 2 см, длина от 2 см до 6 см, она зависит от величины предмета, который будет изображен; ширина картона около 2 мм), бумага для рисования, гуашь, розетки для краски, кисть. Здесь ребро картона нужно окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.

Для техники «мятый рисунок» необходима бумага для рисования, цветные восковые мелки, крупная кисть, гуашь разных цветов, розетки для краски, подставка для кисти, баночка для воды, губка. Технология рисования: на листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.

Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одном – коллаже. В целом важно следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, ребенок решил нарисовать лето в деревне, и для этого он использует точечный рисунок (трава), а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует поролоном, других животных он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.

Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.

Этапы  проекта

Подготовительный этап

Содержание работы

Сроки

Проведение психолога - педагогической диагностики основанной на методе наблюдения.В процессе  наблюдения за ребёнком  в свободной игре и в процессе психолого – педагогических взаимодействий за основу были взяты разработанные И.И. Мамайчук дифференцированные оценки таких параметров, как эмоционально – поведенческие особенности, особенности работоспособности, особенности познавательной деятельности

сентябрь, январь

Определение темы инновационного исследования.

сентябрь

Изучение научно – методической литературы по теме исследования.

сентябрь

Разработка и составление плана коррекционно–развивающих занятий по ознакомлению с нетрадиционными техниками изобразительного искусства на текущий год.

сентябрь

Практический этап

Примерное перспективное планирование коррекционно–развивающих занятий по ознакомлению с нетрадиционными техниками изобразительного искусства. Младший дошкольный возраст

№ п/п

Тема

Нетрадиционные техники

Программное содержание

Оборудование

Октябрь

1 -2

Игры с пластичыми материала ми

Пластильнография (рисование пластилином)

Учить мять и отщипывать пластилин. Учить надавливающим движением и размазывающим. Развивать тактильные ощущения. Предложить кусочек теста, затем — глину. Обратить внимание на то, что разные материалы непохожи на ощупь, обладают различными свойствами

Пластилин разных цветов, кусочек теста, гл и н ы. Л и с т картона 1/2А4.

3

Яблочки на тарелочке

Пластильнография (рисование пластилином)

Учить передавать посредством пластилинографии изображение яблочка. Учить отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.

Круг из тонированной бумаги. Пластилин красного или желтого цвета. Я блоки для рассматривания и угощения детей, салфетка для рук.

4

Ягодки на тарелочке

Пластильнография (рисование пластилином)

Учить передавать посредством пластилинографии изображение яблочка. Учить отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.

Круг из тонированной бумаги. Пластилин красного  цвета салфетка для рук. Муляжи или натуральные ягодки.

Ноябрь

1

Моя любимая чашка

Рисование ватными палочками

Учить украшать простые по форме предметы. Нанося рисунок по возможности на всю поверхность бумаги, украшать в техники печатания. Воспитывать аккуратность

Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная гуашь в мисочках, ватные палочка, салфетки, предметная картинка чашечка.

2

Тарелочка

Рисование ватными палочками

Учить украшать простые по форме предметы. Нанося рисунок по возможности на всю поверхность бумаги, украшать в техники печатания. Воспитывать аккуратность

Вырезанные из бумаги круг, разноцветная гуашь в мисочках, ватные палочка, салфетки, предметная картинка тарелочка.

3

Клубочки

Пластильнография (рисование пластилином)

Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету

необходимой длины. Учить детей приему сворачивания длинной колбаски по спирали. Развивать мелкую моторику рук.

Плотный белый картон, размер 1/2 А4.Пластилин ярких цветов. Салфетка для рук.Доска для лепки.Клубок с нитками, игрушка – котёнок.

4

Самолёт летит

Пластильнография (рисование пластилином)

Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. Дополнять изображение новыми деталями деталями (окошками-иллюминаторами), используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание.

Плотный белый картон, картон синего (голубого) цвета  размер 1/2А4. Пластилин серого и желтого цветов. салфетка для рук. Доска для лепки. Стека. Самолет-игрушка.

Декабрь

1

Витамины

Пластильнография (рисование пластилином)

Учить передавать посредством пластилинографии изображение витаминки. Учить отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.

.

Лист бумаги с контурным изображением баночки Пластилин разного  цвета салфетка для рук. Иллюстрация с изображением витаминов.

2

Ёлочка пушистая, нарядная

Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками

Упражнять в технике тычка жёсткой полусухой кистью, учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность

Маленькая ёлочка вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, жёсткая кисть, гуашь красного или оранжевого цвета в мисочке, влажные салфетки.

3

Конфетки на тарелочке

Пластильнография (рисование пластилином)

Учить передавать посредством пластилинографии изображение конфетки. Учить

отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.

Вырезанный из цветного картона

круг. Пластилин разного  цвета салфетка для рук. Конфетки

4

Конфетки

Рисование пальчиками

Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа. Дорисовывать фломастером изображение.

Вырезанный из цветного картона круг, разноцветная гуашь в мисочках, салфетки влажные, фломастеры

Февраль

1

Маленькой ёлочке холодно зимой

Рисование пальчиками

Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки).

Лист бумаги с наклеенной ёлочкой,  разноцветная гуашь в мисочках, салфетки влажные

2

Весёлый снеговик

Тычок жёсткой полусухой кистью

Упражнять в технике тычка жёсткой полусухой кистью, учить использовать такое средство выразительности, как фактура.

Вырезанный из бумаги снеговик (два круга разной величины) серого или голубого цвета, белая гуашь, жёсткая кисть, красный и чёрный маркеры, лист бумаги тонированный тёмным цветом

3

Мы рисуем что хотим

Разные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

Все имеющиеся в наличии.

4

Мои рукавички

Рисование ватными палочками

Упражнять в техники печатания. Закрепить умение украшать предмет не сложной формы, нанося рисунок по возможности

на всю поверхность

Вырезанные из бумаги рукавички разных размеров, ватные палочки,

гуашь в мисочках, выставка рукавичек, влажные салфетки.

Март

1

Бусы для мамы

Пластильнография (рисование пластилином)

Закрепить умение детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определенном порядке, чередуя их по цвету. Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на мелкие равные части при помощи стеки. Формировать знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки. Формировать знание о цвете, развивать чувство ритма.

Плотный картон с контуром нитки для бус, размер 1/2 А4. Пластилин желтого и красного цветов. Стека. Салфетка для рук; доска для лепки. Разные бусы.

2

Бусы для  куклы

Рисование пальчиками

Использование различных вариантов исполнения одного рисунка.

Лист белой бумаги с контуром нитки для бус, размер 1/2 А4. Краски  жёлтого. Зелёного, Салфетка для рук; красного цвета. Разные бусы.

3

Мы рисуем что хотим

Разные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

Все имеющиеся в наличии.

4

Солнышко

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисование пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий.

Лист бумаги голубого цвета 1/2 А4, жёлтая гуашь в мисочке, влажные салфетки.

Апрель

1

Мой любимый дождик

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисование пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек

Два листа бумаги А4 светло – серого цвета с наклеенными тучками разной величины, синяя гуашь в мисочках, салфетки влажные, зонтик.

2

Экспериментирование с акварельными красками

Рисование акварельными красками на мокром листе

Учить смешивать краски, рисовать акварельными красками на мокром листе

Клеёнка, мокрый лист бумаги, краски акварель, кисточки.

3

Дождик

Рисование по сырому фону

Совершенствовать умение рисовать акварельными красками на мокром листе

Клеёнка, мокрый лист бумаги, краски акварель, кисточки.

4

Цветики - цветочки

Рисование по сырому фону

Совершенствовать умение рисовать акварельными красками на мокром листе

Клеёнка, мокрый лист бумаги, краски акварель, кисточки.

Май

1

Воздушные шары

Пластильнография (рисование пластилином)

Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными. Научить преобразовывать шарообразную форму в движениями овальную прямыми движениями ладоней. Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. Развивать эстетическое и образное восприятие.

.

Картон с нарисованными контурами разноцветных ниточек для шариков, размер 1/2 А4. Пластилин красного, синего, зеленого цветов.Воздушный шар красного цвета.

2

Воздушные шары

Рисование пальчиками

Совершенствовать умение рисовать пальчиками.

Белый лист бумаги размером А4, разноцветная гуашь в мисочках, салфетки влажные. Воздушные шары разной формы.

Заключительный этап

Май

Младший дошкольный возраст - выставка рисунков детей.

Проведение психолога - педагогической диагностики основанной на методе наблюдения

Взаимодействие с родителями

  Участие родителей в проведении занятий в качестве наблюдателя и слушателя, оказание помощи найти нужную вещь (игрушку или пластилин), если педагог – психолог не понимает, что ребёнок делает или говорит выступить в качестве переводчика.  Объяснение цели занятия. Обсуждение итогов занятия. Обсуждение нового, появившегося в поведении ребёнка.

 Беседы с родителями о повседневной жизни ребенка, какие ребёнок любит мультфильмы, сказки, сладости, его предпочтения в еде…

Литература

 От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под.ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.М.

Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – М., 2006

Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования, сценарии занятий, планирование. – М., 2006—

 Мамайчук И. И.Помощь психолога детям с аутизмом. СПб., 2007

Немилова Е.А.  Рисуем пальчиками. Первые уроки рисования. Для самых маленьких. – М., 2012

Янушко Е. Игры с аутичным ребёнком. – М., 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cоздание условий для воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра в группе для детей сЗПР.

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

Дети с расстройством аутистического спектра. Особенности развития и поведения детей с аутистическим проявлениями.

Материал будет полезен родителям, работникам дошкольных образовательных учреждений, всем, кто работает с дошкольниками, особенно если есть нарушения в поведении ребёнка, задержка по линиям развития, т...

Консультация для родителей детей с расстройством аутистического спектра «Игры для детей с РАС»

Всем известно, что у игры детей с аутизмом есть своя специфика. Если обычные дети дошкольного возраста могут играть самостоятельно, то ребенку с аутизмом обязательно нужен взрослый. Осо...

Проект программы для детей с расстройствами аутистического спектра для детей от 3-7 лет

разработали учителя – логопеды: Горохова И.В., Дуева Т.И., Зинченко Ю.А., Стародубцева Е.В., Яковлева И.К....

ТРЕНИНГ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИМИ С ДЕТЬМИ С РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА «Принять. Понять. БлагоДарить».

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ НОРМАТИВНО РАЗВИВАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ И ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ...

Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра» Для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Программа предназначена для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Целью программы является исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляц...