Сенсорная интеграция в образовательном процессе для обучающихся дошкольного возраста с растройством аутистического спектра (РАС)
методическая разработка по коррекционной педагогике

Костылева Светлана Юрьевна

сенсорная интеграция для обучающихся с РАС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорная интеграция в образовательном процессе для обучающихся дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

Нарушение сенсорного восприятия окружающего мира является одной из главных особенностей развития детей с особенностями развития, в том числе с расстройством аутистического спектра. Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек получает в форме зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и восприятий. Однако восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, формирование целостного образа предметов – результат сложного взаимодействия ощущений и уже имеющихся в коре головного мозга следов прошлых восприятий.

Именно дисфункцией сенсорной интеграции объясняется «странное» поведение ребенка с расстройством аутистического спектра: стереотипии, ритуалы, самостимуляции, аутоагрессия, эхолалия. С помощью такой защиты, ребенок старается снизить болезненно-травмирующие ощущения, успокоить себя, почувствовать контроль над ситуацией и обрести безопасность в своем уникальном мире.

Дисфункция сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами:

1.ребенок  получает слишком много чувственной информации, его мозг перегружен;

2. ребенок не получает достаточного количества чувственной информации, он начинает ее жаждать.

Цель – решение задач сенсорной интеграции детей в условиях образовательного процесса.

Задачи:

1. Развивать осознание ребенком положение собственного тела в пространстве

2. развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный

опыт

3. развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения,

мелкую и крупную моторику детей

4. повышать уровень знаний родителей о сенсорном воспитании

Если у ребенка отмечаются трудности с распознаванием тактильной информации, то у ребенка могут возникнуть проблемы в продуктивной деятельности. Эти дети не любят рисовать, боятся брать в руки пластилин, неловко действуют с ножницами. Работу по сенсорной интеграции у детей необходимо осуществлять по нескольким направлениям, а именно:

1.В процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов и формирование перцептивных действий.

2.В ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия:

восприятия человека, его действий, движений, в том числе мимических и экспрессивных,

восприятие самого себя и окружающих его сверстников.

3. В продуктивной деятельности – рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде.

4. В повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком.

5. На занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание), по музыкальному воспитанию, развитию элементарных математических представлений, в ходе физического и моторно- двигательного развития.

        Благодаря интеграции видов деятельности, форм и методов работы с детьми можно построить работу по сенсорному воспитанию, организации и построению познавательного процесса, формированию коммуникативной и эмоциональной сферы детей. Как известно, внимание детей раннего возраста кратковременное, неустойчивое, с наглядно-действенным мышлением, поэтому нами был сделан акцент на игровую форму деятельности. Именно игра с движением, элементами новизны, яркости, динамизма, неожиданности стала для детей тем средством, которое стимулирует их активность, способствует развитию сенсомоторики и интеллекта. Главным приоритетом является деятельность детей, которая направлена на изучение и обследование окружающего мира.

Игры и пособия для вестибулярной системы:

При низкой сенсорной чувствительности:

1.Терапевтические мячи.

У ребенка улучшается координация движений, стимулируется вестибулярный аппарат, повышается концентрация внимания, уменьшается двигательное беспокойство. Занятие можно проводить как во время нахождения ребенка на мяче, так и после.

2. Игра «лошадки».

Посадите ребенка к себе на колени и поиграйте в «лошадок». После нескольких минут игры можно начинать занятие с ребенком. Эта игра так же направлена на стимулирование вестибулярного аппарата и на повышение концентрации внимания, а кроме того повысит эмоциональный фон ребенка.

При высокой сенсорной чувствительности:

1.Необходимо разделять активную деятельность на маленькие шаги, использовать визуальные подсказки, поощрения.

Игры и пособия для проприоцептивной системы:

При низкой сенсорной чувствительности:

1. «Резиновые коврики».

Мягкими надавливающими движениями руками ребенка проводится легкий массаж ладоней. Так же скользящими движениями руки по коврику проводится стимуляция поверхности ладоней.

2. «Резиновые мячики».

Используются мячики с различными поверхностями: гладкие, мягкие, шершавые, игольчатые, с присосками и т.д. Мячики можно аккуратно раскатывать между ладоней, по столу, вылавливать из воды.

3. «Утяжелители» для рук, ног, плечевого отдела.

Одеваются на ребенка на короткое время, на 10-15 минут, во время занятий.

4. «Пластиковые бутылки» с различными наполнителями, для переноски ребенком с места

на место.

5. «Прищепки». Помимо воздействия на проприоцептивную систему используются для стимулирования тактильной и зрительной систем.

При высокой сенсорной чувствительности:

1. «Шнуровки» различных видов.

2. «Мозаика»

3. «Рисование»

4. «Сенсорные дорожки» с различной структурой материалов.

5. «Застѐжки»

6. «Собери бусы» и т.д., подойдут все занятия для развития мелкой моторики.

Все эти игры и материалы используются для регулирования мышечного тонуса,стимуляции проприоцептивной системы, позволяют ребенку лучше контролировать свои части тела, улучшить общую и мелкую моторику, улучшить координацию движений, способствуют повышению концентрации внимания.

Игры и пособия для зрительной системы:

При низкой сенсорной чувствительности:

1. «Цветная мозаика»

2. «Разноцветные шнуровки»

3. «Разноцветные прищепки»

4. «Цветные кубики»

5. « Забавные зверята»

6. «Подбери по цвету»

7. «Подбери по форме»

8. «Звериный огород»

9. «Волшебные тарелочки»

9. «Найди гараж» и т.д.

При высокой сенсорной чувствительности:

1. Проводить занятия в отдельно отведѐнном уголке, за ширмой. Избегать излишней

зрительной стимуляции, яркого света. Не предъявлять ребенку сразу много предметов,

задание давать дозированно.

Все эти игры и материалы используются для улучшения зрительного восприятия свойств

и качеств предметов, цвета, формы, размера. Развивают зрительно-моторную

координацию глаз-рука, глаз-нога. Значительно улучшают пространственные представления, осознание себя в пространстве и окружающем мире.

Игры и пособия для тактильной системы:

При низкой сенсорной чувствительности:

1. «Утяжелители для рук»

2. «Утяжелители для ног»

3. «Массажные коврики»

4. «Игольчатые мячики»

5. «Жѐсткие и мягкие мочалки»

6. «Сенсорные дорожки»

7. «Мозаика»

8. «Прищепки»

9. «Шнуровки»

10. «Застѐжки»

11. «Водяной бассейн» с различными предметами

12. «Лото»

13. «Вкладыши»

14. Крупа, горох, фасоль, каштаны

15. «Волшебный мешочек» и т.д.

При высокой сенсорной чувствительности:

1. «Мягкие мочалки»

2. «Сенсорные дорожки»

3. «Водяной бассейн»

4. «Мягкие кисточки»

Необходимо всегда предупреждать ребѐнка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди, постепенно, аккуратно познакомьте ребѐнка с различной текстурой материалов.

Все эти игры и материалы используются для регулирования тактильной чувствительности

ребенка и способствуют улучшению координации движений, лучшему осознанию собственного тела в пространстве, значительному развитию мелкой и крупной моторики, пониманию свойств и качеств предметов, осознанию себя в окружающем мире.

Игры и пособия для слуховой системы:

При низкой сенсорной чувствительности:

1. Разговаривайте с ребенком тихо, не повышая голос.

2. Старайтесь уменьшить внешние звуки (закрыть окно, дверь)

3. Используйте только тихую музыку

4. Создайте ребенку специальное место, для занятий отгородив его, например, ширмой.

5. Можно использовать беруши, наушники при попадании в шумные места.

6. Использование визуальных подсказок при перемещении.

При высокой сенсорной чувствительности:

1. Использование визуальных подсказок.

2. Использование карточек.

3. Использование ритмических, музыкальных произведений в сопровождении движений.

4. Пропевание логоритмических цепочек.

5. Имитация звуков окружающего мира.

6. Занятия на соотнесение слова с изображением.

7. Выполнение словесных инструкций и т.д.

Работа над улучшением сенсорной интеграции осуществляется по нескольким направлениям, а именно:

1.В процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию,

направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств

предметов и формирование перцептивных действий.

2.В ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия:

восприятия человека, его действий, движений, в том числе мимических и экспрессивных,

восприятие самого себя и окружающих его сверстников.

3. В продуктивной деятельности – рисовании, аппликации, лепке, конструировании,

ручном труде, играх с водой.

4. Использование в занятиях различных утяжелителей, игольчатых мячей, массажных

рукавичек, губок и других материалов с различной текстурой.

5. В повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком.

6. На занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения,

ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание), по музыкальному воспитанию,

развитию элементарных математических представлений, в ходе физического и моторно-

двигательного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими расстройство аутистического спектра в условиях ППМС ЦДК "Шанс"

По данным Института коррекционной педагогики РАО, при своевременной правильной коррекционной работе 60% аутичных детей получают возможность учиться по программе массовой школы, 30% — по программе спец...

Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра как фактор их социальной интеграции

Статья посвящена описанию научного исследования в области инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра и проблемам интеграции их в социум. Описывается дошкольный возраст и мет...

АООП ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Данная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования( далее - АООП)  детей с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС) – это образовательная программа,...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)

Адаптированная образовательная программа (АОП) дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) – это образовательная программа, адаптированная для этой категории дете...

Комплект учебно-методических материалов по разработке индивидуальной адаптированной образовательной программы на ребенка дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

В комплект учебно-методических материалов входит: психолого-педагогическая характеристика дошкольника с РАС, подбор методик для педагогической оценки особенностей развития ребенка с РАС, индивидуальна...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра)

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра) Вылковского детского сада «Колосок» структурного п...