Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка
методическая разработка

Безсонова Анна Михайловна

План-конспект мероприятия с педагогами будет полезен старшим воспитателям, педагогам-психологам и заместителям заведующей по ВМР с целью повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sayt_2.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

 «Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка»

План-конспект круглого стола для педагогов.

Цель: повышение педагогической, психологической культуры педагогов по созданию в ДОУ условий для развития потенциальных возможностей ребёнка.

Задачи:

  1. Раскрыть суть понятия «одаренность», рассмотреть её особенности.
  2. Расширить представления педагогов о понятии «одаренности».
  3. Формирование педагогической компетентности в вопросах выбора форм и методов выявления и поддержки одаренных детей.
  4. Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: мультимедиа, магнитная доска, разработка мероприятия, карточки с заданиями, карандаши на каждого участника.

Участники: педагоги ДОО.

План-конспект

I. Вступительное слово.

В настоящее время выявление, поддержка, социализация одаренных детей становится приоритетной задачей государства и общества в целом. Важнейшими инструментами решения проблем, связанных с созданием условий для развития одаренных детей в нашей стране, являются Национальный проект «Образование», проект «Наша новая школа», Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему».

В проекте ФГОС дошкольного образования одной из задач стоит сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой. Городская целевая программа «Воспитание и развитие молодого гражданина Рыбинска» на 2013-2018 г. г. имеет подпрограмму «Талантливые дети Рыбинска», где ключевой идеей является создание условий для оптимизации процесса сопровождения одаренных детей и обеспечения возможностей для наращивания и проявления их одаренности.

Следовательно, можно утверждать, что современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности ребенка. Особое внимание в этой системе отведено поддержке и сопровождению одаренных детей на любом возрастном этапе развития ребенка.

Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Современная система образования, в частности детские сады, испытывают особую потребность в психолого-педагогическом сопровождении одаренных детей, которые учитывали их бы индивидуальные запросы и интересы.

II. Практическая часть.

Упражнение «2 угла».  Ведущий предлагает выслушать две крайние точки зрения, выбрать наиболее ему близкую и занять место согласно выбора.

«Сейчас я предлагаю вам встать со своих мест и выйти на середину. Те, кто считает, что одаренность встречается очень редко, встаньте в круг вокруг красной кегли, те, кто считает, что каждый ребенок одарен по-своему, встаньте вокруг желтой кегли».

«Те, кто считает, что одаренному ребенку помогать не надо, талант пробьется сам, встаньте вокруг красной кегли, те, кто считает, что с одаренным ребенком нужно работать, займите место вокруг желтой кегли».

«Те, кто считает, что полностью готов к работе с одаренными детьми, встаньте вокруг красной кегли, а желающие узнать о работе с одаренными детьми больше, встаньте вокруг желтой кегли».

Мы с вами встали в один большой дружный круг. Как хорошо, что наши мнения в этом вопросе совпали. Я приглашаю вас на круглый стол для того, чтобы вместе обсудить эту проблему и поделиться друг с другом опытом своей работы с одаренными детьми. Я с удовольствием выслушаю ваши предложения, и мы вместе найдем ответы на поставленные вопросы.

Займите, пожалуйста, места за столами (гости занимают место за любым из четырех столов).

Сегодня мы обсудим эту тему и попробуем дать ответ на следующие вопросы:

I. Что такое одаренность.

II. Виды одаренности.

III. Этапы работы с одаренными детьми.

IV. Методы выявления одаренных детей

V. Условия успешной работы по развитию детской одаренности

Перед вами лежит шкала, крайние значения которой - эти две точки зрения

Одаренность встр-ся редко |____________________________________| Все дети явл. одаренными

Отметьте пожалуйста на шкале, где находится ваша точка зрения.

Прежде чем перейти к обсуждению первого вопроса прошу вас выполнить упражнение «Разрушители легенд» (работа в группах).

Подтвердите или опровергните следующие стереотипы, предварительно обсудив их в группах. Через 1 минуту озвучьте свою точку зрения

1. Некоторые считают, что талантам помогать не надо - если талант есть, то он и сам пробьется.

2. Если учащийся показывает свои способности, то это останется для него свойственным на всю оставшуюся жизнь

3. Если ученик неуспевающий, может ли идти речь о наличии у него какой-то одаренности?

4. Если ученик явно способен, то ему нужно давать больше учебного материала и потруднее, и проблема его обучения будет решена.

Сейчас мы выслушали ваше мнение по поводу стереотипов об одаренных детях. Но что же такое одаренность вообще?

Поднимите руки те, кто считает себя одаренным?

Поднимите руки те, кто любит и умеет петь; танцевать; умеет играть на музыкальных инструментах, любит и умеет готовить, умеет рисовать, вязать, вышивать, плести макраме?

Теперь еще раз поднимите руки те, кто считает себя одаренным.

Я хочу этим упражнением вселить вас уверенность, что вы - одаренные люди, потому что работать с одаренными детьми, по моему мнению, может только увлеченный, творческий педагог и Человек!

Что же такое одаренность? Существует несколько определений, взятые из разных источников, что же такое одаренность. Они лежат у вас на столах:

Одаренность - это высокий уровень развития каких-либо способностей, а одаренные дети, соответственно, дети с достаточно высоко развитыми способностями.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Выберите, пожалуйста те определения, которые по вашему мнению является наиболее полным и точным и отметьте их самостоятельно. Теперь обсудите это в парах, найдите совпадения. А сейчас обсудите это в группе и придите к общему мнению. Докажите свой ответ. Выстроим логическую цепочку: задатки----- склонности------ способности

Задатки - некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.

Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность)

Склонности несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности.

Виды одаренности.

Заметить интересы и склонности детей нам помогает сфера деятельности, в которой проявляются способности детей:

1. Практическая одаренность:

- одаренность в ремеслах

- спортивная

- организационная

2. Познавательная одаренность:

- академическая (высокие результаты по всем или определенным школьным предметам)

- научная (научно-исследовательская деятельность в определенной области)

3. Художественно-эстетическая одаренность:

- хореографическая

- сценическая

- литературно-поэтическая

- изобразительная

- музыкальная

4. Коммуникативная (лидерская) одаренность.

5. Духовно-ценностная одаренность (создание новых духовных ценностей и служение людям).

Создание условий в семье для развития творческой личности.

Перед вами текст. Прочтите его и определите, какая стратегия оказалась наиболее благоприятной для развития познавательной потребности, а какая наименее благоприятной?

«У детей 8-9 лет выявляли познавательную потребность, а затем и способности. Эксперимент решили провести вместе с мамами. Проходил он несколько необычным образом. В большой комнате было собрано много игрушек, машинок, книг, альбомов. Был даже детский компьютер. В эту комнату приглашались мамы с детьми, и их просили подождать - примерно минут сорок. А в этой чудесной комнате была одна тайна - огромное, во всю комнату зеркало. Конечно, это было не простое зеркало, а так называемое зеркало Гезелла. Со стороны комнаты, где сидят испытуемые, это обыкновенное зеркало, однако, с обратной стороны оно прозрачное, т. е. это обыкновенное стекло. Таким образом, экспериментатор может наблюдать за тем, что происходит в комнате, что делают мама с ребенком. Как уже говорилось, их просили подождать немного, причем специально указывали, что можно вести себя достаточно свободно, т. е- делать то, что нравится. При этом отмечалось, что в любое время можно пройти в соседнюю комнату, к экспериментатору, да и сам экспериментатор будет время от времени заходить, т. е. дверь не будет закрыта (создавалась ситуация, когда неэтичность подглядывания за испытуемыми снималась).

И вот эксперимент начался. Конечно, мамы и их дети вели себя по-разному, и все различия можно было уложить в четыре основные стратегии.

Первая - мама начинала усиленно воспитывать свое чадо. Давай посмотрим этот альбом, давай поиграем в эту игру и т. д. Это прямое воспитательное воздействие - такова стратегия.

Вторая - мама, оглядевшись по сторонам, видела, что в комнате много непонятного (что за машинки, что за странные игрушки?) и начинала звать экспериментатора, чтобы он рассказал, как и во что им играть, чем заниматься в этой комнате - Назовем эту стратегию - возложение ответственности.

Третья - мама, тоже оглядевшись, вдруг замечала альбом, книжку или игрушку, которая давно ее интересовала, и прежде всего сама погружалась в познавательную деятельность, предоставляя ребенку возможность самому найти подходящее занятие. Это - стратегия, условно говоря, саморазвития.

И, наконец, четвертая стратегия - самая незамысловатая: мама просто ожидала начала эксперимента, призывая к тому же ребенка. Некоторые, на всякий случай, одергивали ребенка, если он пытался чем-нибудь заняться (сломаешь, порвешь), хотя экспериментатор вполне отчетливо разрешил вести себя свободно и делать все, что нравится».

Вопроса нет, что именно четвертая стратегия наименее благоприятна для развития познавательной потребности, а значит, способностей. Действительно, оказалось, что у этих мам чаще встречались недостаточно развитые дети, со слабо выраженной системой интересов. Часто у этих детей основными интересами были потребительские (кукла Барби или жвачка с картинкой).

Однако какая стратегия оказалась наиболее благоприятной для развития познавательной потребности? Наверное, многим покажется удивительным тот факт, что наиболее продвинутые, развитые дети были у мам с третьей стратегией, тех самых мам, которые углубились в свои занятия, не очень-то, казалось бы, обращая внимание на ребенка. Но для психологов картина была не неожиданной. Все дело в том, что дети в этих семьях, у этих мам живут в атмосфере ярких познавательных интересов самих родителей, и это оказывается более весомым, чем любые воспитательные меры. Вероятность, что ребенок будет любить чтение, если этого не любит мать, конечно, есть, но очень невысокая. А вот вероятность того, что для ребенка любимым развлечением станет телевизор, если в семье именно он - главный досуг, почти стопроцентная.

Важнейшее из них - это, конечно, климат в семье. Я давно обратила внимание на то, что одаренные дети, как правило, вырастают в семьях безусловно интеллигентных, скорее, даже в семьях интеллектуалов. И дело здесь не в особых генах: как мы уже выяснили, у всех здоровых детей генов вполне достаточно на вполне яркие способности. Дело именно в атмосфере в семье, в системе ее основных ценностей.

Игра «кружочек»: Перед вами кружочек… Кружочек надо превратить в достаточно необычный рисунок (стереотипность мышления).

Яблоко - кто-то придумал. Банально, скучно! Яблоко- очень часто встречается в ответах на такое задание, потому это - абсолютно банальная, шаблонная идея.

Колобок - чуть лучше, но тоже не Бог весть что.

Колбаса докторская - еще лучше, но до оригинального ответа далеко.

А как вам нравится дуло пистолета - так увидел кружочек вихрастый, ушастый, озорной мальчишка. Это уже встречается крайне редко (мне не встречалось, по крайней мере, хотя я часто провожу этот тест), и потому это уже вполне оригинальный ответ.

Другой мальчишка увидел в кружочке кнопку от входного звонка. Тоже неплохо, потому что редко встречается в ответах.

И совсем хорошо получилось у одной тихой девочки: кружок - свернувшийся в клубочек пушистый кот. Действительно, нарисовала она шерстку на кружочке и получился кот сзади - ни мордочки, ни хвоста, только спинка круглая да пушистая.

Игры, рассчитанные на повышение креативности, основываются на следующих принципах: научить человеческий мозг, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями.

Игра «1-пара, группа». Существует несколько определений, взятые из разных источников, что же такое одаренность. Они лежат у вас на столах.

Выберите, пожалуйста, те определения, которые, по вашему мнению, является наиболее полным и точным, и отметьте их самостоятельно. Теперь обсудите это в парах, найдите совпадения. А сейчас обсудите это в группе и придите к общему мнению. Докажите свой ответ.

После работы самостоятельно, участники объединяются в пары, затем группы, обсуждение продолжается. В итоге, представитель группы озвучивает общий ответ.

Мы выбрали следующее понятие одаренности, так как считаем, что оно наиболее емко отражает показатель одаренности.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Рассмотрим признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками:

- Наличие специфических стратегий деятельности.

- Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности "все делать по-своему" и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.

- Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности видеть в сложном простое, а в простом - сложное.

- Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками:

- Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности либо к определенным формам собственной активности, сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

- Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.

- Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

- Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

- Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Виды одаренности. Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты.

Так надо ли нам помогать талантливым детям? Как мы с вами уже знаем, способности - это результат целенаправленного развития. Перед нами стоит следующий вопрос - как же всесторонне раскрывать весь спектр природного потенциала детей?

Деловая игра «Точка зрения».

Для составления эффективной программы работы детского сада с одаренными детьми, необходимо учесть точки зрения всех участников образовательного процесса.

Предлагаю вам посмотреть на проблему работы с одаренными с разных сторон, побыть в роли:

Стол № 1 - администрации ДОУ, педагогов.

Стол № 2 – ребенка.

Стол № 3 – родителя.

Стол № 4 – педагога-психолога.

Обсудите и выскажитесь, что бы вы хотели, чтобы было в программе по работе с одаренными детьми.

Что бы участникам группы "дети", "учитель", "родители" было легче, ведущий предлагает "шпаргалку". ("УЧИТЕЛЬ", "ДЕТИ", "РОДИТЕЛИ")

Деловая игра "Модель работы детского сада".

Давайте представим, что у вас у группе есть ребенок, имеющий высокий уровень способностей в определенной сфере деятельности. Ваша задача - изобразить модель работы сада, необходимую для развития способностей этого ребенка в любой форме (рисунок, схема, таблица и т.п.) - как мы с этим ребенком будем заниматься в ДОУ

Стол № 1 Художественная одаренность

Стол № 2 Общеинтеллектуальная одаренность

Стол № 3 Социальная одаренность

Стол № 4 Художественная одаренность

Защита модели.

III. Заключение.

На сегодня можно твердо утверждать, что каждый ребенок одарен от природы огромным объемом возможных способностей - потенциалом, которого может хватить на воспитание гения даже в нескольких областях.

Раскрыть этот потенциал педагогам и родителям можно только, отказавшись от традиционных представлений о природе одаренности и таланта.

Перед вами лежит шкала, крайние значения которой - эти две точки зрения

Одаренность встр-ся редко |____________________________________| Все дети явл. одаренными

Отметьте пожалуйста на шкале, где сейчас находится ваша точка зрения

В заключение хотелось бы услышать ваши впечатления об увиденном и услышанном, я прошу вас оставить ваш отзыв в виде пятистишья «Синквейн», алгоритм написания которого представлен в таблице

1-я строка:        Кто? Что?        1 существительное

2-я строка:        Какой?        2 прилагательных.

3-я строка:        Что делает?        3 глагола.

4-я строка:        Что автор думает о теме?        Фраза.

Педагогам раздаются памятки «Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по итогам исследовательской деятельности «Психолого-педагогические подходы обучения одаренных детей»

.В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вызывает большой интерес в психологических и педагогических кругах. Многочисленные исследования особенностей развития одаренных дете...

Психолого-педагогическая поддержка интеллектуально одаренных дошкольников 5-7 лет.

Как построить работу с интеллектуально-одаренными детьми....

Психолого-педагогическая работа с одаренными дошкольниками

Формы и принципы работы с одаренными детьми дошкольного возраста...

«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»

СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка"

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка"...

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ.

Данная статья посвящена рассмотрению вопроса одаренности. В ней освещены такие моменты, как актуальность данного явления в современном обществе, значимость развития одаренных детей для будущего страны...

План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...