Конспект НОД "Русская матрешка"
план-конспект занятия (старшая группа)

Пушменкова Алиса Сергеевна

Конспект интегрированного занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_matreshka.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе.

Тема: «Русская матрешка».

Занятие составила воспитатель первой квалификационной категории: Артемова Алиса Сергеевна.

Цель: приобщить детей к национальным культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о русской матрешке, выполнить модель матрешки в технике пластилинография.

Задачи:

  1. Образовательные:

- дать детям представление о происхождении и изготовлении матрешки;

- познакомить детей с различными видами русской матрешки;

2) Развивающие:

- закреплять умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание, сглаживание границ соединения);

- развивать мелкую моторику рук;

3) Воспитательные:

          -  воспитывать интерес и любовь к народной игрушке. 

Предварительная работа: беседа о творчестве русских мастеров, рассматривание матрешек, чтение стихотворений и просмотр иллюстраций о матрешках.

Материалы и оборудование: 1) Трафареты матрешек из картона по количеству детей; 2) Наборы пластилина; 3)Дощечки; 4)Бросовый материал(бусины,бисер,пайетки)

5) Стеки; 6) Влажные и сухие салфетки.

Методы и приемы работы:

  1. Наглядный: использование презентации о матрешке; показ образца работы.
  2. Словесный: обогащение словаря, вопросы к детям, объяснение, поощрение, анализ проделанной работы.
  3. Практический: выполнение детьми собственной матрешки.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

 Звучит музыка. Педагог и дети заходят в зал.

Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости, давайте с ними поздороваемся (дети приветствуют гостей). Молодцы!

Встаем в круг. Дети и воспитатель приветствуют друг друга.

-Доброе утро! Улыбнись скорее! И сегодня наш денек пройдет веселее! Мы погладим нос, и лоб, и щечки, будем мы красивыми, как в саду цветочки! Разотрем ладони, сильнее, сильнее, а теперь похлопаем, смелее, смелее! Уши тоже мы потрем и здоровье сбережем!

Сюрпризный момент. На столе стоит сундук.

В.: Дети, посмотрите, какой красивый сундук! Интересно узнать, что же в нем лежит? Что же это? (матрешка)

В.: Посмотрите, какая красивая и нарядная  матрешка пришла на наше занятие!

Мультимедийная презентация

В.: Ребята, а вы знаете, как появилась Матрешка в России? Сейчас я вам расскажу! (слайд 1)

В.: Появилась наша матрешка не в глубокой древности, а всего лишь  чуть более 100 лет назад! (слайд 2)

В.: Однажды, из Японии, привезли игрушку, посмотрите внимательно - это большеголовый деревянный японец .Эта игрушка была необычной, она состояла из двух половинок. Раскроешь его, а внутри сидит такой же старичок.(слайд 3)

В.: Очень понравилась эта игрушка нашим русским мастерам. Они ее переделали, одели ей русский сарафан, на голову, повязали платок,нарисовали ей красивое лицо, наложили яркий румянец и назвали ее старинным русским именем -  Матрена, что означает мать. (слайд 4)

В.: Наиболее известны 3 вида матрешек-Семеновская, Загорская, Полхов – Майданская. Их названия зависят от того места, где их расписывают. (слайд 5)

  В.: Первая наша Матрешка – Семеновская. Ее расписывают в городе Семенове, там есть специальный центр, в котором расписывают игрушки, поэтому эта Матрешка получила свое название. У этой куклы есть платок, сарафан, фартук. Особенность росписи этой матрешки в том, что весь фартук занимает пышный букет цветов. Посмотрите – это отличительная особенность этой Матрешки. (слайд 6)

В.: Давайте рассмотрим, какие цвета на этой Матрешке присутствуют? (желтый, розовый, красный, синий).

В.: Следующая наша Матрешка – Загорская. Ее изготавливают в городе Загорск.У нее тоже есть платок, только он украшен мелкими цветами.   Поверх сарафана что надето у этой Матрешки?(фартук). Посмотрите, фартук этой Матрешки расписан в мелкий цветочек – это ее отличительная особенность.

В.: Давайте рассмотрим, какие цвета на этой Матрешке присутствуют? (желтый, красный, белый, синий). (слайд 7)

В.: Следующая наша матрешка – Полхов – Майданская. Давайте вместе повторим это сложное название. Сделана она в селе Полхов – Майдан.

В.: Посмотрите у этой Матрешки нет платка с завязанными концами, как у других матрешек, нет фартука. Вместо этого она представляет собой условный овал, весь он усыпанный цветами. У нее более плавный контур и вытянутые пропорции. (слайд 8)

В.: Какие цвета вы видите на этой матрешке? (черный,желтый,красный,зеленый).

 В.: Каждая Матрешка хороша по – своему. У этих кукол много общего. Все они символизируют любовь, благополучие , семейное счастье. (слайд 9)

В.: Давайте немного поговорим о том ,как изготавливают матрешек.

В.: Из чего она сделана? ( из дерева).

В.: Кто знает, из какого дерева делают матрешку? (липа,береза,осина).

В.: Мастер выбирает древесину, сушит ее не менее 2 лет. (слайд 9)

В.: На токарном станке мастер  вытачивает  матрешку.(слайд  10)

В.: Сделали заготовку. Ее шлифуют, покрывают крахмальным клеем, чтобы краска лучше ложилась. (слайд 11)

В.: Затем ее расписывают, как вы думаете, чем? (красками, гуашью, акварелью).

-Начинают расписывать куклу с лица. (слайд 12)

- Наносят краски, расписывают матрешку и покрываем чем? (лаком)

-А для чего покрывают матрешку лаком? (чтобы она блестела, чтобы краска держалась). (слайд 13)

Физкультминутка:

А сейчас давайте немного отдохнем!

Хлопают в ладошки дружные матрешки,

На ногах сапожки, топают матрешки!

Влево, вправо наклонись,

Всем знакомым поклонись.

В сарафанах наших пестрых мы похожи, словно сестры!

Ладушки – ладушки, веселые матрешки!

Практическая часть.  Дети присаживаются за столы.

В.: А сейчас, ребята, я приглашаю вас в нашу творческую мастерскую. Ребята, посмотрите, мастера сделали заготовки матрешек, но забыли их расписать.Давайте станем художниками и распишем наших матрешек. Но рисовать мы будем не красками, а пластилином.

В.: И эта техника называется? (пластилинография)

В.:Кто мне напомнит, как рисовать этой техникой?( Берем брусок пластилина, отламываем небольшой кусок, раскатываем между ладонями небольшой шар. Прикладываем его на контур и начинаем рисовать, размазываем пластилин пальцами аккуратно, не выходя за контур).

В.:Когда вы закончите расписывать свою матрешку, у вас на столе есть украшения ( бусины,бисер,пайетки).Как мы будем обращаться с мелкими деталями? (не засовывать в рот,в уши, приклеивать по одной, не разбрасывать)

В.: Как вы думаете, с чего мы начнем украшать матрешку? (с мелких деталей: глаза,рот,волосы,платок,фартук и сарафан)

В.: Чтобы ваши руки не устали, предлагаю вам сделать пальчиковую гимнастику:

Чтоб матрешек украшать надо пальчики размять,

Указательный, и средний, безымянный и последний,

Поздоровались с большим, чтоб работать от души!

Кулачки разжали, сжали!

Вот и пальчики размяли!

А сейчас нам, мастера, за работу все пора!

В.: У вас на столах для работы все есть. Можете приступать. Спинки ровные, ноги вместе.

 Дети рисуют, играет музыка.

Итоги:

Воспитатель: Вы прекрасно справились с пластилинографией!

В.:Давайте вспомним, что нового вы узнали о матрешках?

В.:С какими матрешками мы познакомились?

(Семеновская, Загорская и Полхов – Майданская)

В.: Как появилась матрешка в России? (привезли из Японии).

В.: Давайте устроим выставку ваших матрешек, посмотрим, какие они замечательные получились, все разные и красивые!

В.: Молодцы, ребята. Сегодня вы были необычными художниками. Матрёшки просто замечательные. И вы очень хорошо справились! Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Большое Вам спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Тема: "Матрешки"

Тема: «Матрешки»Задачи: Учим детей действовать со сборно-разборными игрушками из двух однотипных частей. Формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с...

Конспект НОД "Матрешка" ОО "Художественно-эстетическое развитие", "Социализация"

Знакомство с народным промыслом  народным промыслом (павловопосадские шали). Воспитание чувства гордости за народных умельцев своего края.Развитие творческого восприятия и воображения, умен...

Конспект НОД «Матрешки»

Для воспитателей групп раннего возраста...

Конспект Тема: «Матрешка в подарок»

Непосредственной образовательной деятельности: Художественное творчество (лепка) в первой младшей группе детского сада ...

Конспект "Русские матрешки"

Конспект по художественно-эстетическому развитию в старшей группе...

Конспект занятия "Матрешка"

Интегративное занятие по художественно-эстетическому развитию...

Конспект ООД "Матрешки"

Развивающее музыкальное заняти на основе фольклерных потешек....