Главные вкладки

    Консультация:
    Консультация "Здоровьесберегающие технологии"

    Петрова Наталия Александровна

    Здоровье сберегающие образовательные технологии 

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zdorovesberegayushchie_tehgnologii.docx28.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ.

                Актуальность.

    Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка.

    Здоровье сберегающие образовательные технологии –

    1. системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей;

    2. качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;

    3. технологическая основа здоровье сберегающей педагогии

    Цель здоровье сберегающей технологии:

    обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья

    Задачи здоровье сберегающей технологии:

    1. объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.

    2. обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.

    3. осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.

    Оздоровительная работа.

    Профилактическо-оздоровительная  работа в  ДОУ направлена в первую очередь на выполнение требований СанПиНа ФГОС ДО. Большое внимание уделяется профилактическим мероприятиям:

    • осуществляется проветривание помещений, в которых пребывают дети, в соответствии с графиком;
    • дважды в день проводится  влажная уборка групповых помещений;
    • не загромождаются групповые помещения мебелью, коврами;
    • 2 раза в год выполняется сушка, выморозка постельных принадлежностей (матрацев, подушек, одеял);
    • 2 раза в год осуществляется чистка ковровых изделий (летом - стирка, зимой - чистка снегом);
    • правильно осуществляется подбор комнатных растений;
    • своевременно (до начала цветения) производится покос газонов и участков;
    • соблюдаются правила применения (хлорирования) и хранения моющих средств;
    • во время карантинных мероприятий строгое соблюдение санэпидрежима.

    Профилактически-оздоровительная работа с детьми в ДОУ осуществляется:

    1) специфической иммунопрофилактикой. Ее цель – усилить или ослабить формирование иммунитета к возбудителю конкретного заболевания. Активная профилактическая вакцинация детей проводится в определенные периоды жизни, направлена  на выработку общего специфического иммунитета.

    2) неспецифической иммунопрофилактикой. К средствам повышения неспецифической резистентности организма относятся:

    • плановые оздоровительные мероприятия (витаминизация, кварцевание);
    • закаливающие мероприятия;
    • нетрадиционные методы – дыхательная гимнастика, массаж профилактика нарушения осанки, сколиоза и плоскостопия, близорукости.

    Система закаливающих мероприятий имеет своей целью проведение закаливания, направленного на укрепление здоровья и снижение заболеваемости детей. Данная система включает:

    - продуманную организацию закаливающих мероприятий;

    - использование комплекса апробированных закаливающих процедур;

    - индивидуализацию закаливания;

    - организацию и проведение врачебно-педагогического контроля.

    .   Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей всей моей работы. При этом, рассматривая здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном), стремлюсь создать комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат, использую разлисный материал для популяризации здорового образа жизни.

    При планировании своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться следующих принципов:

    - создание здоровьесберегающих условий обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

    - рациональная организация образовательной деятельности  (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

    - необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

    Использование нетрадиционного оздоровления.

    1. Элементы точечного массажа по А.А.Уманской.
    2. Пальчиковая гимнастика.
    3. Дыхательная и звуковая гимнастика по А.Стрельниковой.
    4. Психогимнастика по методике М.Чистяковой.
    5. Игровой массаж А.Уманской и К.Динейки.

    Все здоровье сберегающие технологии можно разделить на 4 группы:

    1Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

    • динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.)

    • подвижные и спортивные игры

    • контрастная дорожка, тренажеры

    2Технологии обучения здоровому образу жизни

    • утренняя гимнастика

    • физкультурные занятия

    • точечный массаж

    • спортивные развлечения, праздники

    • День здоровья

    • СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)

    3Технологии музыкального воздействия.

    • музыкотерапия

    • сказкотерапия

    4Технология коррекции поведения.

    Для осуществления обогащенного физического развития и оздоравливания детей в детском саду используются нетрадиционные приемы работы. В каждой группе должны быть оборудованы «Уголки здоровья». Они оснащены как традиционными пособиями (массажными ковриками, массажерами, спортивным инвентарем и т. д., так и нестандартным оборудованием, сделанным руками педагогов.

    Поставленные цели успешно реализуются на практике.

    Динамические паузы, которые проводятся воспитателем во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

    -Подвижные и спортивные игры. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.

    -Релаксацию. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог в любом подходящем помещении. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.

    -Гимнастика пальчиковая. Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем или логопедом. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а так же во время занятий.

    -Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку

    -Гимнастика дыхательная. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.

    -Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам. Проводит воспитатель.

    -Гимнастика корригирующая и ортопедическая. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания.

    -Физкультурные занятия. Проводятся в хорошо проветренном помещение 2-3 раза в неделю, в спортивном зале. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания.

    Возможность целенаправленного формирования основ психической саморегуляции у детей 5-летнего возраста достигается через подвижные, сюжетно-ролевые игры,

    -Проблемно-игровые ситуации. Проводится в свободное время, можно во второй половине дня. Время быть организовано не заметно для детей, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности физкультминутки.

    -Занятия из серии «Здоровье» по ОБЖ для детей и родителей в качестве познавательного развития. 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста во второй половине дня. Проводят воспитатели.

    -Самомассаж. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во время физ. минуток, в целях профилактики простудных заболеваний. Проводят воспитатели.

    -Технология воздействия через сказки

    Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней, возможно, все чего не бывает в жизни.

    -Технологии музыкального воздействия. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Проводят воспитатели и музыкальный руководитель.

    Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда в ДОУ должна не только обеспечивать физическую активность детей, но и быть основой для их самостоятельной двигательной деятельности. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы рационально организовать среду в группе.

    При проектировании предметно-развивающей среды, способствующей физическому развитию детей, следует учитывать следующие факторы:

    • Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка.

    • Особенности его эмоционально-личностного развития.

    • Индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности.

    • Возрастные и поло-ролевые особенности.

    • Любознательность, исследовательский опыт и творческие способности.

    Социально-психологические особенности дошкольников предполагают стремление детей к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. Для этого в каждой возрастной группе должны быть условия для подгрупповых и индивидуальных активных движений детей (физкультурные пособия, спортивные комплексы) В целях реализации индивидуальных интересов предметно-пространственная среда должна обеспечивать право на свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие. Развитие любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей каждого ребенка основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментировании. Для этого можно использовать модули, маты, кегли и т. д.

    Развивающая среда для обеспечения физической активности и укрепления здоровья

    Спортивное оборудование

    Физкультурно-развивающие пособия, физкультурное оборудование и модули, игрушки-двигатели

    Комплекты оборудования для общеразвивающих упражнений, подвижных игр и игровых упражнений, для плавания и физкультурно-игровой деятельности на прогулке

    Комплекты оборудования для общеразвивающих, легкоатлетических и спортивных упражнений, подвижных и спортивных игр, для плавания, прогулок, туристских походов

    Оборудование для воздушных и водных процедур

    Оборудование для воздушных и водных процедур, массажные коврики и дорожки

    Оборудование для воздушных и водных процедур, массажные коврики и дорожки

    Оздоровительное оборудование

    Мягкие мячи, каталки

    Балансиры, батуты с держателем, мячи на резинке, обручи, кегли, летающие тарелки, скакалки

    Балансиры, батуты с держателем, мячи на резинке, педальные каталки, обручи, кегли, летающие тарелки, скакалки

    Какие здоровье сберегающие образовательные технологии используются в работе с родителями?

    - консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях, осветить эти вопросы так же и на родительских собраниях; папки-передвижки; личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) ; анкетирование; совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья; памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка? », дни открытых дверей; обучение родителей приемам и методам оздоравливания детей (тренинги, практикумы) ; выпуск газеты ДОУ и др. формы работы. Для создания педагогических условий здоровье сберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культуротворчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, педагога - психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя. Но важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

    Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

    Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.

    Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...

    Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

    Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

    Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...