"Развитие зрительной памяти у детей 3-4 лет"
учебно-методический материал (младшая группа)

В  дошкольном возрасте происходит качественное преобразование в памяти – переход от  непосредственного  к  опосредованному   запоминанию, в этот  период  она  наиболее  интенсивно  развивается.  Память     ребенка   этого   возраста – это   его    интерес.   Ребенок    легко  и  надолго     запоминает   то,    что    вызвало   у  него   непосредственный   интерес,  что   привлекло   его   своей  яркостью,   необычностью,   то,    с   чем    ребенок   непосредственно      действовал. 
Память - это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.
Зрительная память - способность человека и других животных воспринимать и удерживать в памяти зрительные образы, воспроизводить их в своём сознании в тех или иных целях.
У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов.
Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам, их организует взрослый.
Дидактическая   игра   имеет  возможность повлиять на развитие зрительной памяти дошкольников. Разработанные дидактические игры тренируют зрительную память детей в игровых условиях,  способствовуют развитию активности детей и самостоятельности их мышления, помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности.  Дидактическая игра создает мотивацию, включает в себя  игровые правила и действия направленные на запоминание символических и конкретных изображений.  Все это создаёт благоприятные условия для развития произвольной зрительной  памяти у детей дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ДЕТСТВА «ЖЕМЧУЖИНКА»

Доклад

"Развитие зрительной памяти у детей 3-4 лет"

Воспитатель:

 Ананьева Марина Юрьевна

Клин 2017

Введение

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

В  дошкольном возрасте происходит качественное преобразование в памяти – переход от  непосредственного  к  опосредованному   запоминанию в этот  период  она  наиболее  интенсивно  развивается.  Память     ребенка   этого   возраста – это   его    интерес.   Ребенок    легко  и  надолго     запоминает   то,    что    вызвало   у  него   непосредственный   интерес,  что   привлекло   его   своей  яркостью,   необычностью,   то,    с   чем    ребенок   непосредственно      действовал.

Память - это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

Память это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации индивидом. Она «связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития личности»

По виду анализатора, через который поступает информация память делится на:

А) слуховую

Б) зрительную

В) двигательную (моторная)

Г) смешанную

Целью данной работы заключается в развитие зрительной памяти у детей 3-4 лет. Обогощении словарного запаса и развитии речи у детей 3-4 лет.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить особенности зрительной памяти;

2. Формировать у детей представление о зрительной памяти;

3. Развить зрительную памятьт;

4. Формировать навыки позитивного общения. 

Развитие зрительной памяти у детей 3-4 лет

Зрительная память - способность человека и других животных воспринимать и удерживать в памяти зрительные образы, воспроизводить их в своём сознании в тех или иных целях.(Зритльная память - память на представления, зрительные образы.)

Одним из самых ранних проявлений памяти является узнавание. Младенцы узнают свою мать, затем других близких людей, улыбается им.

Память в дошкольном возрасте, по представлению В.С. Мухиной, носит преимущественно непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было направлено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно.

Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, насколько активно ребенок действует по отношению к ним, в какой мере происходят их детальное восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия. Так, при простом запоминании картинок ребенок запоминает гораздо хуже, чем в тех случаях, когда ему предлагают эти картинки разложить по своим местам, например отложить отдельно изображения для сада, кухни, детской комнаты, двора. Непроизвольное запоминание является косвенным, дополнительным результатом выполняемых ребенком действий восприятия и мышления.

У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов.

Памяти в дошкольном возрасте принадлежит, как показывают исследования, доминирующая роль.

В дошкольном возрасте память по скорости развития опережает другие способности, ребенок рассматривает картинку, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, красивое, необычное, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно, другими словами, он запоминает, не желая того.

В дошкольном возрасте главным видом памяти является зрительная Зрительная память - связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.  Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка и прежде всего в познавательных процессах - восприятии и мышлении.  

К концу дошкольного детства у ребенка появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.

Однако тот факт, что память развивается у дошкольника наиболее интенсивно по сравнению с другими способностями, не значит, что следует удовольствоваться этим фактом. Наоборот, следует максимально развивать память ребенка в период, когда к этому располагают все факторы. Поэтому можно говорить о развитии памяти ребенка, начиная с раннего детства.

Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам, их организует взрослый. Объем запоминаемого будет зависеть от состояния зрительного и слухового восприятия и внимания. Поэтому с раннего возраста необходимо развивать у детей эти способности и речь, чтобы способствовать развитию всех видов памяти.

В дошкольный период память развивается очень интенсивно, поскольку дети начинают задавать множество вопросов и получают огромное количество информации. В этот период по скорости развития она опережает другие способности. Вот чем объясняется легкость, с которой 3-6 летние детишки запоминают стишки, сказки, считалки, загадки, а также все необычное и красочное.

Развитие зрительной памяти

через дидактические игры.

Дидактическая   игра   имеет  возможность повлиять на развитие зрительной памяти дошкольников. Разработанные дидактические игры тренируют зрительную память детей в игровых условиях,  способствовуют развитию активности детей и самостоятельности их мышления, помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности.  Дидактическая игра создает мотивацию, включает в себя  игровые правила и действия направленные на запоминание символических и конкретных изображений.  Все это создаёт благоприятные условия для развития произвольной зрительной  памяти у детей дошкольного возраста.

Игры для развития зрительной памяти

«Запомни рисунки»

Цель: развивать зрительную память.

Ход игры: ребенку предлагают 9 - 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти предметы в течение 2 минут. Затем картинки уберите, а ребенка попросите назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

 Эту игру можно организовать и с несколькими детьми. И в парах. Выигрывает тот из ребят, кто запомнил больше предметов.

«Какой игрушки не хватает?»

Цель: развивать зрительную память и внимание детей.

Ход игры: поставьте перед ребенком на 15-20 секунд 5 игрушек.

Затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну игрушку. Спросите ребенка: «Какой игрушки не хватает?»

Игру можно усложнить:

увеличив количество игрушек,

ничего не убирая, только менять игрушки местами.

Игрушки для проведения игры могут быть следующие: заяц, попугай, медведь, крокодил, собака. Игра будет восприниматься ребенком как новая, если брать другой набор игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

«Запомни картинки»

Цель: развивать зрительную память и внимание.

Вариант 1.

Задание: предложите ребенку внимательно посмотреть в течение 30 секунд – 1 минуты (чем меньше возраст, тем больше времени дается) на картинку и постараться запомнить  детали картинки.

Затем переверните страницу; пусть ребенок посмотрит на второй рисунок и ответит, что изменилось?

Вариант 2.

Задание: предложите ребенку внимательно посмотреть на рисунок в течение 30 секунд – 1 минуты и постараться запомнить все детали рисунка. Затем переверните страницу и покажите ребенку второй рисунок. Пусть ребенок ответит, что изменилось?

«Что потерялось?»

Цель: развивать внимание и зрительную память.

Изображенные на рисунке игрушки живут дома у очень неряшливой и небрежной девочки. Все они имеют жалкий вид.

Задание: попросите ребенка внимательно посмотреть на картинки, а затем по памяти рассказать, что же случилось с игрушками?

Обсуждению рисунков следует уделять особое внимание, так как отдельные признаки предметов, на которые ребенок обращал внимание, позволяют формировать в его памяти образ предметов.  

«Найди такой же корабль»

Цель: развивать зрительную память и внимание.

Задание: предложить ребенку внимательно посмотреть на корабль в течение 5-10 секунд и запомнить его. Затем закройте корабль чистым листом бумаги и попросите ребенка найти такой же среди 7 кораблей.

«Бусы»

Цель: развивать зрительную память, восприятие, внимание.  

Задание: попросите ребенка внимательно посмотреть. Из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать такие же бусы на листе бумаги.

«Шапка – невидимка»

Цель: развития зрительной памяти.

 Ход игры: в течение 3 – 5 секунд рассмотреть предметы, находящиеся на столе (3-5предметов), затем накрыть их шапкой и предложить ребенку назвать, что спряталось под шапкой - невидимкой. Начинать знакомство с игрой с небольшого количества предметов, постепенно увеличивая по степени развития памяти.

Требования к дидактическим играм.

- процесс запоминания должен начинаться со специально организованного восприятие, направленного на выделение таких разнообразных признаков объекта как свет, форма, величина, пространственное расположение и т.д.;

- процесс запоминания должен опираться на мыслительные операции:  анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных свойств предметов;

- должно быть предусмотрено усложнение дидактических игр, в процессе игры необходимо обеспечивать рационально сочетание руководства педагога и самостоятельной деятельности детей;

- необходимо обеспечивать развития самоконтроля, состоящего в проверке результатов запоминания и анализа ошибок;

- игра должна способствовать развитию произвольной памяти и поэтому строится с учетом выделенных этапов этого процесса.

 Заключение

В конце своей работе, я планирую, что дети научатся  быстро и точно запоминать изображения, сохранять и оперировать  имеющимися  представлениями,   образами,  так как    данные дидактические игры являются   эффективными средствами развития зрительной памяти.



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

"Развитие зрительной памяти

у детей 3-4 лет"

1. "Шерлок Холмс"

Цель: развития зрительной памяти.

Первым делом нужно разложить на столе самые разные предметы. Это делает воспитатель, дети в это время отворачиваются. Когда все готово, дети в течении одной минуты внимательно смотрят на стол и стараются запомнить, что и в какой последовательности лежит.

Затем дети снова отварачиваются, а в это время воспитатель перекладывает несколько предметов на столе. Дети повернувшись к столу должны заметить, что изменилось.

2. "Кто больше запомнит"

    Цель: развития зрительной памяти.

Детям полледовательно, одна за другой, показывают картинки с изображением различных предметов., которые они должны рассмотреть и запомнить, и попросить назвать, кто что вспомнит. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество.

3. "Вспомни и покажи"

Цель: развития зрительной памяти.

Берем карточки с изображением различных картинок. (количество картинок должно соответствовать возрасту детей, от 4 и более).

Разложите картинки перед ребенком (детьми) и вместе рассмотрите их. Затем переверните картинки изображениями вниз, не меняя их расположения. Попросите ребенка ( или детей         по очереди) показать вам, где лежит та или иная картинка.

Раскрыв все карточки, поменяйте их местами, фиксируя на этом внимание ребенка (детей). Вновь переверните и повторите игру.

Когда ребенок освоит правила, можно устроить соревнование - кто вспомнит больше картинок и сделает меньше ошибок.

4. "Что на что похоже?"

Цель: развития зрительной памяти и внимание.

Для этого упражнения нужны предметы разных групп, например, игрушечные машинки, овощи, предметы одежды. Обьясните ребенку, почему одни вещи вы считаете похожими, а другие - нет. Попросите его разложить предметы по парам: игрушку с игрушкой, овощ с овощем.

Эту игру можно развивать и усложнять почти до бесконечности. Например, можно выбирать пары по цвету, по размеру - подходят любые критерии.

5. "Бусы для мамы"

Цель: развивать зрительную память, восприятие, внимание.  

Для этого упражнения нужны бусы разных цветов ( в зависимости от возраста ребенка, то 2 и более цветов). С начало нанизывает бусы воспитатель, при этом обьясняя ребенку какую бусинку он нанизывает и в какой последовательности, комментируя каждую бусинку. После чего ребенок самостоятельно пытается нанизать свои бусы. Вспоминая как это делал воспитатель и в какой последовательности.

Эту игру можно развивать и усложнять почти до бесконечности. Например, можно добовлять бусинки разных цветов, разных форм и разныхразмеров. При этом их можно по разному комбинировать.

6. "Найди отличия"

Цель: развивать зрительную память и внимание.  

Для этого упражнения нужны парные картинки с небольшими отличиями. ( от 1 отличия, до 10 - в зависимости от возраста ребенка).

Предложите ребенку сравнить между собой картинки, указав признаки сходства и различия. Если ребенок не заметил 1 - 2 признака, подскажите ему, обратите его внимание на них.

 7. "Спрятанные вещи"

Цель: развивать зрительную память и внимание.  

Возьмите 3 мелких предмета, например, крышку от пластиковой бутылки, грецкий орех и какую-нибудь мелкую игрушку. Также приготовьте 3 разные чашки: они должны различатся. Например: на одной из них будет нарисован цветочек, на второй - ягодка, а на третьей - что-то ещё. Так, чтобы ребенок все видел, накройте каждый предмет своей чашкой, а затем предложите ему вспомнить, где что лежит. Вместо чажек, предметы можно прятать, например, в разные носки, и носки завязывать.Это тоже понравится ребенку - дети в восторге, когда предметы используются не по назначению; в такие игры они играют с большим удовольсьвием.

8. "Рисуем по крупе"

Цель: развивать зрительную память.  

Возьмите большую коробку из-под шоколадных конфет. Снимите с неё крышку - это будет наш поднос. На его донышко можшо приклеить цветную бумагу - красную или даже черную, чтобы был заметен контраст. Сверху насыпьте немного любой  крупы, можно пшеничной или рис. Пальцем нарисуйте на крупе 3 простых рисунка, напримерцветочек, ружицу и квадрат. Попросите ребенка внимательно рассмотреть ваши творения. Все ли он узнал? Если нет - поясните. Затем встряхните поднос так, чтобы картинки стерлись. Попросите ребенка вспомнить, что там было нарисованно.

9. "Найди  пару"

Цель: развивать зрительную память и внимание.  

Распечатайте карточки-картинки и вырежьте парные картинки.

Карточки произвольно раскладываются на столе картинками вниз. Ребёнок переворачивает по очереди 2 карточки. Если картинки совпадают, - он выйграл и берёт их себе. Если не совпадают, - он кладет их на место, стараясь запомнить в каком месте лежит та или иная картинка, что бы в следующий ход воспользоваться этим.

Выигрывает тот, кто больше наберёт парных картинок.

10. "Запомни рисунки"

Цель: развивать зрительную память.

Ход игры: ребенку предлагают 9 - 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти предметы в течение 2 минут. Затем картинки уберите, а ребенка попросите назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

 Эту игру можно организовать и с несколькими детьми. И в парах. Выигрывает тот из ребят, кто запомнил больше предметов.

11. «Какой игрушки не хватает?»

Цель: развивать зрительную память и внимание.

Ход игры: поставьте перед ребенком на 15-20 секунд 5 игрушек.

Затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну игрушку. Спросите ребенка: «Какой игрушки не хватает?»

Игру можно усложнить:

увеличив количество игрушек,

ничего не убирая, только менять игрушки местами.

Игрушки для проведения игры могут быть следующие: заяц, попугай, медведь, крокодил, собака. Игра будет восприниматься ребенком как новая, если брать другой набор игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

12. «Запомни картинки»

Цель: развивать зрительную память и внимание.

Вариант 1.

Задание: предложите ребенку внимательно посмотреть в течение 30 секунд – 1 минуты (чем меньше возраст, тем больше времени дается) на картинку и постараться запомнить  детали картинки.

Затем переверните страницу; пусть ребенок посмотрит на второй рисунок и ответит, что изменилось?

Вариант 2.

Задание: предложите ребенку внимательно посмотреть на рисунок в течение 30 секунд – 1 минуты и постараться запомнить все детали рисунка. Затем переверните страницу и покажите ребенку второй рисунок. Пусть ребенок ответит, что изменилось?

13. «Что потерялось?»

Цель: развивать внимание и зрительную память.

Изображенные на рисунке игрушки живут дома у очень неряшливой и небрежной девочки. Все они имеют жалкий вид.

Задание: попросите ребенка внимательно посмотреть на картинки, а затем по памяти рассказать, что же случилось с игрушками?

Обсуждению рисунков следует уделять особое внимание, так как отдельные признаки предметов, на которые ребенок обращал внимание, позволяют формировать в его памяти образ предметов.  

14. «Найди такой же корабль»

Цель: развивать зрительную память и внимание.

Задание: предложить ребенку внимательно посмотреть на корабль в течение 5-10 секунд и запомнить его. Затем закройте корабль чистым листом бумаги и попросите ребенка найти такой же среди 7 кораблей.

15. «Шапка – невидимка»

Цель: развития зрительной памяти.

 Ход игры: в течение 3 – 5 секунд рассмотреть предметы, находящиеся на столе (3-5предметов), затем накрыть их шапкой и предложить ребенку назвать, что спряталось под шапкой - невидимкой. Начинать знакомство с игрой с небольшого количества предметов, постепенно увеличивая по степени развития памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию зрительной памяти у детей 5-7 лет

Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, игра и игровые упражнения становятся наиболее эффективным методом развития психических процессов у дошкольников. В данном мат...

Развитие зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность нашей темы обусловлена тем, что родители будущих первоклассников, воспитатели и педагоги обеспокоены тем, как дети будут учиться. Использование  игр, заданий будет полезным для разви...

Рекомендации для родителей "Дидактическая игра, как средство развития зрительной памяти у детей"

Дидактические (развивающие) игры помогут развитию зрительной памяти дошкольников. Так как, это необходимо и актуально сегодня для разностороннего развития ребенка, и поможет ему лучше усвоить социальн...

Рекомендации по развитию зрительной памяти у детей.

Рекомендации по развитию зрительной памяти у детей....

Развитие зрительной памяти у детей дошкольного возраста посредством игры

Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей ребёнка. По результатам исследования установлено, что у большинства людей зрительная память является ведущим видом...

Развитие зрительной памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данная  консультация  раскроет несколько действенных способов развития памяти для детей с ЗПР дома в игровой форме. Представлена картотека игр по развитию памяти у детей дошкольног...