Рекомендации для родителей "Дидактическая игра, как средство развития зрительной памяти у детей"
консультация на тему

Викторова (Собянина) Ирина Владимировна

Дидактические (развивающие) игры помогут развитию зрительной памяти дошкольников. Так как, это необходимо и актуально сегодня для разностороннего развития ребенка, и поможет ему лучше усвоить социальные знания, умения и навыки и подготовит к следующей ступени образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей и педагогов

Дидактическая игра,

как средство развития зрительной памяти у детей

Комплекс предлагаемых дидактических (развивающих) игр поможет развитию зрительной памяти дошкольников.

Это необходимо и актуально сегодня для разностороннего развития ребенка, и поможет ему лучше усвоить социальные знания, умения и навыки и подготовит к следующей ступени образования.

Память – это процессы организации и сохранения прошлого личного опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память связывает прошлое, настоящим и будущим субъекта и является важнейшей познавательно - исследовательской функцией, лежащей в основе развития, воспитания и обучения.

Следует отметить факты, отражающие, Государственную политику РФ в жизнедеятельности человека также подтверждают эту необходимость:

ФЗ «Об образовании РФ» говорит о необходимости создания развивающей предметно – пространственной среды, как условия для успешного, качественного обучения и воспитания;

«Конвенция о правах ребенка» говорит о необходимости полноценного психического развития и подготовки к школе, а также воспитания разносторонне развитой личности.

Описание содержания дидактических игр

«Кому что нужно для работы»

Дидактическая задача:

- закреплять знания детей о профессиях и орудиях труда необходимых каждой из них.

Игровое правило:

- за определенное время правильно разобрать картинки или предметы по темам.

Игровые действия:

- поиск, складывание картинок или предметов по темам.

Ход игры: 

В детский сад пришла посылка с картинками или новыми игрушками для игр детей. Открыв посылку, дети определяют, что это предметы необходимые для работы людям разных профессий. Но в дороге все они перепутались и необходимо, разобрать предметы по соответствующим профессиям.

Количество профессий и орудий труда может быть разным. (8 – 10).

«Создай образ»

Дидактическая задача:

- упражнять в запоминании геометрических фигур и изображении этих фигур с помощью жестов и поз.

Игровое правило:

- изображать геометрические фигуры с помощью только жестов и поз.

Игровые действия:

- запоминать геометрические фигуры (формы), изображать их с помощью жестов и поз.

Игровой материал:

В группе развешены  картины или расставлены игрушки изображающие диких и домашних животных.

Ход игры:

Предложить детям отправится в заповедник (на скотный двор), понаблюдать за дикими (домашними) животными. Обратить внимание детей, что громко  разговаривать там нельзя, животные могут испугаться.

Для передачи информации детям предлагается  запомнить условные слова, зашифрованные в геометрические фигуры.

В процессе запоминания дети должны изображать позой, жестом каждый из предметов (геометрические фигуры расположены в ряд, от 5 до 10 фигур).

Как «стирающий» фактор можно использовать прослушивание аудиозаписи с голосами леса (скотного двора).

Прогуливаясь по заповеднику, дети могут делиться впечатлениями с помощью зашифрованных слов – фигур, изображая их позами и жестами.

«Не забудь картинку»

Дидактическая  задача: 

-упражнять в запоминании геометрических фигур, расположенных, на каждой картинке по - разному;

- находить по памяти парную картинку или собирать узор по памяти.

Игровые правила:

- находить в зоне ближнего окружения «номер» (набор геометрических фигур) гаража, такой же, как у машины, уметь доказать их сходство.

Игровое действие:

- поиск знакомых «номеров».

Ход игры: 

Первый вариант:

Заранее подготавливают несколько парных карточек (номеров) для машин и гаражей.

Воспитатель объясняет детям правила игры, что они будут играть в подвижную игру «Автомобили».

Каждый автомобиль получит свой номер (бейджик одевается ребёнку). Нужно его хорошо запомнить, для того чтобы после п/игры поставить автомобиль в свой гараж, с таким же номером.  

Воспитатель:

- Сегодня дождливая погода, дороги скользкие и очень грязные.

Грязь так и летит из - под колес на номер.

Во время игры номера переворачиваются (забрызгиваются гуашью (имитируя грязью)).

Детям  предлагается найти свой гараж, с тем же номером как у автомобиля.

Воспитатель:

Номер невидно его «спрятала» грязь.

Постарайтесь вспомнить свой номер автомобиля, и вы найдете свой гараж.

Второй вариант:

Сильный ветер перепутал цифры (геометрические фигуры) на номере гаража, нужно его восстановить.

«Нарисуй правильно схему»

Дидактическая задача:

- упражнять в умении удерживать в памяти рисунки и их образы, воспроизводить их по необходимости в ходе игры.

Игровые правила:

- запоминать необходимые схемы, правильно их воспроизводить.

Игровые действия:

- запоминание, воспроизведение, преодоление препятствий.

Игровой материал:

- карточка № 1 с изображением картинок и схем;

- карточка № 2 с изображением только картинок;

- кубы большие из мягкого модуля или любое физическое оборудование, для полосы препятствий, наушники.

Ход игры:

Первый вариант:

Детям предлагают игру в разведчиков.

Разбившись на подгруппы по два человека – распределяют роли (радист, связной).  

Группы, перед выполнением задания, знакомят с шифровальной таблицей (карточка с изображением картинок и схем).

Радисты уходят ждать связных в условленное место (конец полосы препятствий).

Связные получают «информацию» (карточка № 1 на которой обведены 5 – 10 изображений). С собой «информацию» нести нельзя, нужно запомнить.

Преодолев полосу препятствий связной зарисовывает запомненные схемы. Радисту необходимо расшифровать схемы (найти на карточке № 2 соответствующие рисунки) и передать информацию в «Центр».

Играющие дети меняются ролями.

Второй вариант:

Внести соревновательный элемент – кто из пар быстрее и точнее передаст информацию, тот и выигрывает.

«Поможем  маме»

Дидактическая  задача:

- упражнять в составлении целого из отдельных частей.

Игровое правило: 

- правильно  собирать  из частей  целое.

Игровые действия: 

- поисково – исследовательская деятельность, складывание частей целого.

Игровой материал:  

- рамки – вкладыши Монтессори, из них собираются вазы.

Ход игры:

Роль мамы может исполнять  воспитатель или любой желающий ребенок.

Детям объясняют, что их маме нравятся красивые вазы. Их у нее много.

Вазы рассматриваются (вазы расставляются там, где есть опора например мольберт, полка).

Затем детей отвлекает «стирающее» событие: приходит гость или начинается мультфильм. В это время кот – шалун роняет вазы. Мама огорчается.

Детям предлагается порадовать маму, собрать и «склеить» вазы.

Как усложняющий момент можно предложить то, что при падении кусочки ваз перемешались.

«Кодовый замок»

Дидактическая задача:

- упражнять в запоминании узора, в воспроизведении его по памяти.

Игровое правило:

- входная дверь откроется в том случае, если правильно набран код замка.

Игровые действия:

- запомнить узор, воспроизвести узор по памяти.

Ход игры:

Проводится, как часть любой сюжетной игры, где в сюжете необходима дверь.

Например: в сюжетной игре «Дом», перед уходом ребенка на прогулку (школу, магазин и т.п.) мама знакомит его с новым кодовым замком.

Объясняет, что если забыть код дверь дома не откроется.

С внутренней стороны двери висит схема кода

(карточка с узором, состоящим из разноцветных кругов),

с наружной – магнитная доска с набором разноцветных магнитов.

Возвращаясь с прогулки ребенку необходимо вспомнить и «набрать» правильный код замка.

Карточки с рисунком кода можно менять, так же увеличивать количество кружков.

«Заколдованный мешочек»

Дидактическая задача:

- упражнять детей в различении предметов на ощупь по форме, материалу.

Игровое правило:

- не подглядывая в мешочек найти необходимый предмет.

Игровые действия:

- поиск в мешочке определенного предмета.

Игровой  материал:

- мешочек с разнообразными мелкими игрушками и пластмассовыми фруктами (по возможности настоящие).

Ход игры:

«Дед Мороз оставил (прислал) для малышей мешочек с игрушками.

Эти игрушки нужно отдать в ясельную группу, когда туда придут новые детишки. Но это будет еще не скоро.

Баба Яга решила снова повредничать и подложила в мешок свежие фрукты (овощи). Фрукты от долгого хранения портятся, испортятся и игрушки. Мешочек она еще и заколдовала, если его открыть, то все исчезнет».

Детям предлагается осторожно, не заглядывая в мешочек, на ощупь достать все фрукты (овощи).

После того, как все фрукты будут извлечены и мешок расколдован, расспросить детей, какие, по их мнению, в мешочке лежат игрушки.

После ответов сравнить их с содержимым мешочка.

«Магазин»

Дидактическая  задача:

- учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.

Игровое правило:

- мама покупает игрушку, если о ней хорошо рассказал ребенок, и она её узнает.

Игровые действия:

- считалкой выбирают того, кому будут покупать игрушку;

описание игрушки. 

Ход игры:

В магазин привезли новые игрушки.

Детям мама сможет купить игрушку в том случае если ребенок хорошо, подробно его опишет (сам предмет не называется) и она сможет узнать ее в магазине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию зрительной памяти у детей 5-7 лет

Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, игра и игровые упражнения становятся наиболее эффективным методом развития психических процессов у дошкольников. В данном мат...

Рекомендации по развитию зрительной памяти у детей.

Рекомендации по развитию зрительной памяти у детей....

Развитие зрительной памяти у детей дошкольного возраста посредством игры

Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей ребёнка. По результатам исследования установлено, что у большинства людей зрительная память является ведущим видом...

Дидактические игры и упражнения как средство развития зрительной памяти у детей 4-7 лет.

Память – способность к запоминанию, сохранению, накоплению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей человека, являясь необходимой основой для приобретения новых знаний, ф...

Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения....