Дидактические игры и упражнения как средство развития зрительной памяти у детей 4-7 лет.
статья (средняя группа)

Тихонова Рузанна Сергоевна

Память – способность к запоминанию, сохранению, накоплению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей человека, являясь необходимой основой для приобретения новых знаний, формирования различного рода умений и навыков. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Через игровую деятельность и движется ребенок, в этом смысле она может быть названа ведущей, так как определяет развитие.

Л. С. Выготский

Память – способность к запоминанию, сохранению, накоплению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей человека, являясь необходимой основой для приобретения новых знаний, формирования различного рода умений и навыков. [21; 182]

Память – важнейшая определяющая характеристика психической жизни личности. Она обеспечивает единство и целостность человеческой личности, сохранение и передачу исторического, культурного, индивидуального опыта.

В дошкольном возрасте память является одной из центральных психических функций, от нее зависит развитие других функций.

Дошкольный возраст — это период, когда создаются наиболее благоприятные условия для развития памяти, оно определяет развитие всех высших психических функций ребенка и необходимо для выполнения любой деятельности. В связи с быстрым развитием информационных технологий, изучение свойств памяти ребёнка данного возраста становится всё более актуальным.

Проблема развития зрительной памяти у детей занимает особое место в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.

        Фактически память любого человека можно считать строго индивидуальной, неповторимой, поскольку она представляет собой отражение опыта конкретного индивида. [1, 94, 95]

         Огромный вклад в изучение памяти внесли отечественные ученые, рассмотревшие в своих трудах вопросы онтогенеза памяти в дошкольном детстве (П. П. Блонский, П. И. Зинченко, З. М. Истомина, А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов и др.).

         Исходя из задач, в центре внимания должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию.

Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:

— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

— использование дидактических игр;

—применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти.

 Своеобразие дидактической игры состоит в том, что она выступает одновременно как вид игровой деятельности и как форма организации взаимодействия со взрослыми. В дидактической игре ребёнок усваивает общественно выработанные средствами способы умственной деятельности, не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их, у него развиваются познавательные процессы и способности. [3,77]

А.К. Бондаренко указывает, что организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ [1; 30]

С помощью взрослых ребёнок активно начинает использовать простейшие приёмы запоминания. Запомнить картинки ребёнку легче. Если складывать их по группам изображённых на них предметов: посуда, фрукты, одежда и т.д. Его память становится всё более подвластной ему.

 Используя возможности развития памяти дошкольников, можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед ними дошкольное обучение.

Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались многими исследователями: Ф.Н. Блехер, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером, Е.Ф. Иваницкой, Е.И. Радиной, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, А.П. Усовой, Б.И. и многими другими.  Во всех их исследованиях подтверждается взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А.П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания приемы позволяют повысить память детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность». [6; 46]

         Цель исследования: изучение влияния дидактических игр на развитие зрительной памяти у детей седьмого года жизни.

Объект исследования: особенности развития зрительной памяти у детей седьмого года жизни.

Предмет исследования: дидактические игры как средство развития зрительной памяти у детей седьмого года жизни.

Задачи исследования:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по развитию зрительной памяти, как средства коррекции смешанной дисграфии

Пособие расчитано для занятий с детьми старшего дошкольного возраста, испытывающих трудности в формировании навыков письма. Содержит различные игры и упражнения, построенные в игровой форме, которые н...

Рекомендации для родителей "Дидактическая игра, как средство развития зрительной памяти у детей"

Дидактические (развивающие) игры помогут развитию зрительной памяти дошкольников. Так как, это необходимо и актуально сегодня для разностороннего развития ребенка, и поможет ему лучше усвоить социальн...

Развитие зрительной памяти у детей дошкольного возраста посредством игры

Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей ребёнка. По результатам исследования установлено, что у большинства людей зрительная память является ведущим видом...

Дидактические игры на развитие зрительной памяти для детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры на развитие зрительной памяти для детей старшего дошкольного возраста...

Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения....