"Дидактическая игра, как средство развития зрительной памяти у детей с ОНР"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Андреева Татьяна Николаевна

Краткое описание опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_vnimanie_i_pamyati_u_detey_s_onr.docx15.84 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие внимание и памяти у детей с ОНР.

1. С каждым годом увеличивается  количество детей с тяжелой речевой патологией. Большинство детей, поступающих в школу, недостаточно владеют навыками связной речи, их словарь небогат. Кроме того у детей с речевой патологией идет отставание  в развитии и формировании других психических процессов(внимание, памяти, мышления, воображения)

2.Наличие интеллекта, т.е способности познавать внешний мир с помощью памяти, воображения, мышления, а так же речь-это важнейшие показатели развития личности человека. Роль памяти в развитии ребенка огромна систематическое, целенаправленное овладение знаниями и навыками предполагает определенный уровень развития памяти детей, в том числе и произвольной.

3.Наиболее чувствительным периодом для формирования произвольной, осмысленной памяти считаются дошкольное детство и младший школьный возраст. Важно не упустить этот момент.

Работая долгое время с детьми с ОНР, мы задумались над важностью поиска наиболее эффективных методов и приемов, отвечающих современным требованиям коррекционно-педагогической работы.

В результате поисков, мы пришли к выводу о необходимости создания системы дидактических игр и упражнений, позволяющих наиболее  эффективно способствовать развитию внимания и памяти, поскольку игра является основным видом деятельности дошкольника. Во время  игры у ребенка улучшается эмоциональное состояние, он получает огромное наслаждение от игры, что уравновешивает его психику, улучшает его физическое здоровье.

Многообразие занимательного дидактического материала, его яркость, красочность, доступность и возможность активного оперирования увлекает детей. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания.

Целью нашей работы стало создание системы дидактических игр и упражнений и исследование влияния этой системы  на развитие внимания и памяти у детей с ОНР.Исходя из обозначенной цели, можно выделить следующие задачи:

1.Теоретический анализ литературы.

2.Проведение диагностики.

3.Исследование влияния системы дидактических игр и упражнений в НОД на развитие зрительной памяти детей.

Исходя из обозначенной цели и задач, мы выдвинули следующую гипотезу: Мы предполагаем, что посредством дидактических игр и упражнений в НОД можно способствовать развитию зрительной памяти у детей.

Объект и предмет исследования:

Влияние системы дидактических игр и упражнений в НОД на развитие зрительной памяти у детей старшей- подготовительной группы логопедического детского сада №6 в количестве 15 человек(9 мальчиков и 6 девочек).

На первоначальном этапе нами была пересмотрена и изучена литература по данной тематике.

Большим подспорьем оказались работы Эльконина «Тренируем память» Касабуцкого «Давайте поиграем» и многие другие.

Было пересмотрено более 100игр и выбраны  на наш взгляд  наиболее эффективные игры  и упражнения для развития памяти. Многие игры были переработаны, дополнены различными  вариантами, некоторые были упрощены ,учитывая уровень интеллектуального развития детей.

Ко всем играм был подготовлен наглядный материал, дающий детям возможность оперирования с ним.

Все игры и задания были разделены на 4 блока, в общем составляющих систему игр, упражнений и игровых заданий для развития внимания, памяти, мышления(поскольку все психические процессы между собой тесно связаны)

В первый блок мы выделим игры  и упражнения, направленные на умение выделять цель запоминания ,воспроизведения ( т.е умение внимательно выслушивать задание до конца, стремиться его запомнить, самостоятельно исправить ошибки(самоконтроль).

Во втором блоке собраны игры на отработку приемов: рассматривание, сравнение, сопоставление, ассоциации и т.д

В этот же блок включены игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений.

А также игровые упражнения на ориентировку на листе в клетку, в которых активизируются такие процессы как концентрация, переключаемость, устойчивость внимания.

В третий блок включены игры и упражнения, обучающие ребенка обобщать, классифицировать предметы.

 А так же игры и упражнения с палочками на составление и трансформацию групп и фигур, лабиринты и схемы, во время которых ребенок занят поисковой работой, активизируя мыслительную деятельность.

В четвертый блок включены игры и упражнения на группировку предметов, обучение этим играм ведется на заключительном этапе, когда дети уже умеют выделять мнемическую задачу, умеют рассматривать, сравнивать, сопоставлять, а также обобщать  и классифицировать предметы.

 Игры и упражнения были включены в непосредственно образовательную деятельность, а так же используются в индивидуальной коррекционно-педагогической работе.

На втором этапе была проведена диагностика детей. Диагностика проводилась в октябре 2010 года психологом Кураковой Е.Е. по методике Н.Т.Гатановой * 10 картинок *

После проведенной диагностики выяснились следующие результаты:

Высокого уровня зрительной памяти у детей- нет.

Средний уровень - у 5 детей

Низкий уровень - у 10 детей

Сравнительная диагностика проводилась в мае 2012 года по той же методике.

На завершающем этапе обучения мы получили следующие результаты:

Высокий уровень – у 5 детей.

Средний уровень – у 8 детей.

Низкий уровень - у 2 детей.

После вторичной диагностики  нами был составлен  сравнительный график уровня зрительной памяти детей. Где хорошо видно что у детей значительно улучшились показатели зрительной памяти. Высокий уровень возрос на 33%,средний уровень на 20%  ,а низкий уровень снизился на  53%.

Несмотря на то, что у двух детей остался низкий уровень зрительной памяти, их показатели так же улучшились, приближаясь к нижней границе среднего уровня.

Кроме увеличения уровня  зрительной памяти, у всех детей отмечается улучшение свойств. внимания:концентрация,объем,переключаемость,устойчивость,повышение активности на занятиях, так же повышения любознательности и способности к логическому мышления. Дети стали ощущать себя эмоционально комфортно, снизился процент тревожных детей.

Проведя исследования сравнительной диагностики, мы увидели:

1. Созданная система дидактических игр и упражнений дала положительной эффект в развитии зрительной памяти детей.

2.С помощью данной системы, можно развивать тесно связанные психические процессы: внимание, мышления, воображения, речь.

Таким образом, гипотеза подтвердилась.

Данный опыт работы был представлен коллегам дошкольного учреждения №6,а также на городском методическом объединении для педагогов коррекционных групп. Были проведены мастер-классы и принято решение использовать этот опыт в дальнейшей работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей "Дидактическая игра, как средство развития зрительной памяти у детей"

Дидактические (развивающие) игры помогут развитию зрительной памяти дошкольников. Так как, это необходимо и актуально сегодня для разностороннего развития ребенка, и поможет ему лучше усвоить социальн...

Дидактическая игра, как средство развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста

Получаемая человеком информация об окружающем мире и происходящих вокруг событиях, оставляет в его сознании и подсознании, определённый след. Отражённые в таком отпечатке моменты начинают воспринимать...

Дидактические игры и упражнения как средство развития зрительной памяти у детей 4-7 лет.

Память – способность к запоминанию, сохранению, накоплению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей человека, являясь необходимой основой для приобретения новых знаний, ф...

Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения....

Дидактическая игра как средство развития активного словаря у детей 5-6 лет с задержкой психического развитии

       Актуальность работы связана с тем, что в настоящее время в рамках введения новых ФГОС ДОО, проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического ...