Дидактическая игра как средство развития активного словаря у детей 5-6 лет с задержкой психического развитии
статья по логопедии (старшая группа)

Апанасенко Татьяна Викторовна

 

         Актуальность работы связана с тем, что в настоящее время в рамках введения новых ФГОС ДОО, проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в теории, так и в практики.

Основная цель ДОУ в развитии речи и обучении русскому языку состоит в формировании устной речи и навыков речевого общения с окружающими.   Речевое развитие ребенка рассматривается в психологии и педагогике как общая основа обучения и воспитания, совершенствование и развитие ребенка возможно лишь при непременном условии овладения речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zpr_statya.docx64.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дидактическая игра как средство развития активного словаря у детей 5-6 лет с задержкой психического развитии

            Актуальность работы связана с тем, что в настоящее время в рамках введения новых ФГОС ДОО, проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в теории, так и в практики.

Основная цель ДОУ в развитии речи и обучении русскому языку состоит в формировании устной речи и навыков речевого общения с окружающими.         Речевое развитие ребенка рассматривается в психологии и педагогике как общая основа обучения и воспитания, совершенствование и развитие ребенка возможно лишь при непременном условии овладения речью.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она  является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и  формой обучения, и самостоятельной  игровой деятельностью, и средством  всестороннего воспитания личности ребенка.

Позиция понимания  целесообразности игры в  обучении детей дошкольного возраста, вывела исследователей на проблему разработки дидактической игры А.П. Усова, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, Ф.Н. Блехер, Т.С. Комарова, В.А. Аванесова, А.К. Бондаренко, Л.В. Артёмова, Г.Г. Григорьева. В игре ребёнок не только уточняет и закрепляет свои знания, но и вновь эмоционально переживает знакомые явления и жизненные ситуации. В игре возникает потребность ребёнка воздействовать на окружающий его мир.

Использование дидактической игры в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений вызвано, прежде всего, тем, что игра является ведущей деятельностью в этом возрасте.

Формирование словаря ребенка с ЗПР тесно связано с его психическим развитием и во многом определяется уровнем развития познавательной деятельности и развитостью основных мыслительных процессов.

Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития.

Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры способствуют развитию активного словаря дошкольников.

        Особенности формирования лексики в детском возрасте изучали
многие авторы. Наиболее ярко раскрыты они в материалах А.Н. Гвоздева
[11], Е.А. Аркина, Е.И. Тихеевой, М.М. Кольцовой [20], Е.Ф Архипова [5] в
своих работах систематизировала и обобщила эти сведения.
        Л.С. Выготский отмечал, что развитие значения слова у детей тесно
связано с развитием познавательной деятельности и отражает процесс
формирования понятий [12, с. 34]. Он выделил этапы понятийного
обобщения. Л.С. Выготский и А.М. Шахнарович доказали, что этим этапам
свойственны и определенные уровни овладения семантикой слова. Они
выделили три уровня отражения: образ (представление), псевдопонятие
(переходное явление от образца) и понятие [3; с. 89].

                Словарь - это слова (основные единицы речи), обозначающие
предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.
        По словам А.Н. Гвоздева [11; с. 134], вначале ребенок пользуется
упрощенными и модифицированными в соответствии с его произноситель-
ными возможностями, звуковым абрисом слова. Ведущим мотивом является
необходимость номинации явления в процессе общения.
Е.Ф. Архипова [5; с. 83] приводит данные о том, что в начальной лексике
ребенка преобладают лепетные слова и звукоподражательные комплексы.

        Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности
и развитие общения с окружающими людьми приводит к постепенному
количественному росту словаря. В литературе отмечаются некоторые
расхождения в отношении абсолютного состава словаря и его прироста, так
как существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в
зависимости от условия их жизни и воспитания.

        Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития
ребенка в целом и формирования словарного запаса как части речевой
функции закладывается в дошкольном возрасте, поэтому речь в этом
возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.

Согласно педагогическому энциклопедическому словарю, задержка психического развития (ЗПР) - вариант психического дизонтогенеза (нарушение развития психики в целом или её отдельных составляющих), к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия. Процесс развития познавательных способностей при ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка [2; с. 56].

Под термином «задержка психического развития» понимаются синдромы временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма (В.М. Астапов, 1994).

        В. В. Лебидинский, говоря о ЗПР, указывает на то, что здесь речь идет не о стойком и, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены нерезко. В других случаях, наоборот, будет преобладать   замедление   развития   интеллектуальной сферы. То есть данные задержки в психическом развитии, чаще всего, могут быть ликвидированы, а дети достигнут соответствующего их возрасту интеллектуального, психического и физического развития  [6, с. 44 ].

        Термин ЗПР предложила Г. Е. Сухарева и отождествляла его с понятием «психический инфантилизм». Она выделяла при ЗПР прежде всего нарушения в эмоциональной сфере, указывая на то, что дети обычно развиты нормально и, в большинстве случаев, страдают лишь плохой сосредоточенностью внимания, гиперактивностью,  рассеянностью, незрелой волевой сферой, плохо развитой логикой [8; с. 142].

        При задержке интеллектуального развития могут наблюдаться следующие нарушения: нарушение восприятия (нарушения построения целостного образа), памяти, проблемы с речью (может быть связано как с темпом развития, так и систематическое нарушение лексико-грамматического строя речи), отставание в развитии всех форм мышления, а в первую очередь – словесно-логического, низкая познавательная активность.

        Характерной основной чертой речи детей с ЗПР является его бедность и неточность (Е.В. Мальцева, С.Г. Шевченко), как известно, развитие словаря ребенка тесно связано с его психическим развитием, с развитием представления об окружающей действительности. В связи с этим, особенности словарного запаса детей с ЗПР отражают своеобразие познавательной деятельности этих детей, ограниченность их представлений об окружающем мире, деятельности этих детей, ограниченность их представлений об окружающем мире, трудности осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности.

        Во многих случаях картина речевых нарушений свидетельствует о наличии общего недоразвития речи, о задержке процесса речевого развития.

У детей с задержкой психического развития отмечается разной степени выраженности недоразвитие лексической стороны речи. По данным Е.В. Мальцевой [16; с. 56], грубое нарушение лексики имеет место у 8,8% младших школьников, что составляет 22,5% от количества детей с задержкой психического развития, имеющих дефекты речи.

        По данным И.А. Симоновой [19; с. 79] специфической особенностью речи детей с задержкой психического развития является бедность лексико-семантической стороны, что выражается как в ограниченности словарного запаса, так и в недостаточном владении значениями слова, выражающемся в неправильном их употреблении.

        Многие слова не имеют чётко дифференцированных значений. Часто из-за отсутствия в словаре нужного слова дети используют имеющиеся в их лексиконе слова, придавая им новое значение. Автор указывает, что типичной ошибкой при подборе антонимов свидетельствуют об ограниченности словаря, - замена антонимов словом с частицей "не". В обиходной речи мало прилагательных, наречий, конкретные прилагательные подменяются более общими.

        Таким образом, И.А. Симонова делает вывод, что на фоне психических особенностей детей с задержкой психического развития выступает своеобразие их речи.

        В устных высказываниях отражаются особенности их познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Недостаточный уровень развития всех сторон речи и, особенно, ограниченность её лексического запаса создают дополнительные трудности при обучении детей с задержкой психического развития.

        Исследование знаний и представлений об окружающем мире дошкольников с задержкой психического развития, проведённое С.Г. Шевченко [22; с. 123], выявило их бедность и своеобразие.

        В связи с ограниченностью представлений и знаний об окружающем мире, в словаре детей с задержкой психического развития отсутствуют многие обозначения хорошо известных детям предметов, действий качеств. Он делает вывод о том, что в активном словаре этих детей преобладают слова конкретного значения, а слова обобщающего характера вызывают большие затруднения.

        Исследованием выявлены и трудности актуализации словаря. В сознании ребёнка недостаточно закреплена связь между образом предмета и его названием. Так, вместо названия предмета, ребёнок часто даёт его описание. Во многих случаях наблюдалось противоположное явление, когда дети употребляют то или иное слово, но не соотносят его с определённым значением. Так, дети называют журавля - аистом или цаплей; грача - вороной, галкой, сорокой; скворца - соловьём. Вероятно, дети слышали названия этих птиц, но не усвоили, чем же отличаются эти птицы друг от друга. Большинство детей с задержкой психического развития вместо значимых характерных признаков предмета воспринимали несущественные детали, различные сведения, не являющиеся опознавательными. Дети выделяют признаки предмета, но не дифференцируют существенные, опознавательные для данного предмета, и несущественные, незначимые для данного опознания признаки.

        По данным Е.В. Мальцевой [16; с. 143], только половина детей с задержкой психического развития смогла правильно назвать 71-80% предъявленных картинок. Часто наблюдалась неточность употребления слов, их замены по семантическим признакам (вместо рама - окно, конверт - письмо, клевать - есть, платье - воротник). Слова-наименования часто заменяют описанием ситуации или действия (конура - тут собака спит, почтальон - газеты приносит).

        В словаре детей с задержкой психического развития преобладают существительные и глаголы. Усвоение же прилагательных вызывает определённые сложности. В речи этих детей используются лишь прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства предметов. У детей с задержкой психического развития возникают затруднения даже при определении цвета, а также формы предмета Е.С. Слепович [20; с. 66] отмечает, что прилагательные, употребляемые детьми с задержкой психического развития, менее разнообразны, чем у нормально развивающихся детей.

        

        В дошкольном возрасте игра основной вид деятельности. В игре ребенок развивается, познает мир, людей. В современной педагогике существует много разнообразных дидактических игр. Игры способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка [9, с.8].
        В дошкольной педагогике все дидактические игры делятся на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно - печатные и словесные игры [51, с.29].

        Дидактические игры с предметами очень разнообразны по материалам,
содержанию и организации проведения. В качестве дидактических
материалов используются игрушки, реальные предметы, природные
материалы. Игры с предметами помогают решать разные воспитательные и
образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать
мыслительные операции, совершенствовать речь, воспитывать
произвольность поведения, памяти, внимания.

        При игре с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) можно применить такие дидактические игры как «Чьи это детки?», «От какого дерева листок?», «Собери букет из осенних листьев», и др. Такие игры можно организовать во время прогулки.

        В таких играх закрепляются знания об окружающей среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
        К играм с предметами относятся сюжетно - дидактические игры и игры
инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют роли, к
примеру, врача и больного в игре «Больница» и др. Игры инсценировки
помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях,
литературных произведениях «Путешествие в страну сказок», о нормах
поведения «Что такое хорошо и что такое плохо?».

        Другой вид дидактических игр это настольные игры, которые разные по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать
знания, развивать мыслительные процессы. Можно выделить настольные
игры такие как. Подбор пары картинок, лото, домино, пазл, кубики и т. п.
        Словесные игры отличаются от других игр тем, что обучение осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. Словесные игры помогают для речевого развития, формирования слухового внимания,
совершенствуют мыслительные операции, вырабатывают быстроту реакции и умение понимать юмор.

        Дидактические игры состоят из нескольких задач: обучающие, игровые
действия и правила. Рассмотрим эти задачи:

        1. Обучающая задача - основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программа» игровых действий. Кроме того, с её помощью стимулируется желание их выполнить. Игровая задача часто бывает заложена в название игры: «Угадай по описанию», «Скажи наоборот» и т. п.

        2. Игровые действия - это способы проявления активности ребёнка в игровых целях. Игровые действия должны учитывать возраста и уровня развития детей. Дидактические игры должны носить раз развивающий эффект. Для этого игры должны быть разнообразны и содержательны.
        3. Правила - обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной, правилам должны подчиняются все участники игры.
        Одни правила направляют поведение и познавательную деятельность детей, определяют характер и условия выполнения игровых действий,
устанавливают их последовательность, иногда очерёдность, регулирует
отношения между игроками. Другие правила ограничивают меру
двигательной активности ребёнка, пускают её по иному руслу, усложняя тем
самым решение обучающей задачи. В некоторых играх есть правила,
запрещающие какие-то действия и предусматривающие наказание.
Запрещающие правила усиливают контроль ребёнка за своим поведением,
что повышает произвольность последнего.

        Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами
существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а
правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень
подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать
уже имеющимися знаниями и представлениями.

        Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что
выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми
действиями. Сорокина А.И., Колунова Л.А., Швайко Т.С., отмечали, что игры, построенные на словах и действиях играющих, учат детей опираться на
имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в
этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания, в новых
обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные
задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают
по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы
по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и
др.[35,с232].
        Сохин Ф.А. говорил о том, что словесная игра таит в себе большие
возможности для развития умственной деятельности детей, в частности для
развития словаря, так как воспитатель может сам варьировать условиями
этих игр в зависимости от образовательной задачи [37,с 62].

        Широко используется упражнение «Подбери определение»: дети подбирают к слову определение, например, дом какой? – высокий, кирпичный, теплый.

        В таких упражнениях ребенок отвечает одним или несколькими подходящими словами. Он должен быть внимательным к ответам товарищей, чтобы не повторяться.

        Перед тем как начать игру, надо заинтересовать ребенка и вызвать желание играть. Для этого применяются загадки, считалочки, момент сюрпризов, интригующего вопроса. Подбор материала для дидактических игр должен определяться задачами словарной работы. Для активизации бытового словаря подбирают игрушки или картинки, изображающие предметы быта. Для активизации природоведческого словаря подбирают природный материал. Одним из условий чёткого руководства играми является определение перечня слов, подлежащих усвоению.

        Таким образом, анализ научной литературы свидетельствует о том, что у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста, имеются проявляющиеся в разной степени стойкие нарушения в освоении лексики.

        1) особенности словарного запаса детей с ЗПР отражают своеобразие познавательной деятельности этих детей, ограниченность их представлений об окружающем мире, трудности осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности.

        2) У детей с ЗПР отмечается значительное количество пропусков предлогов или их неправильное употребление при выполнении заданий на повторение различных предложений, и особенно при пересказе или в самостоятельной речи.

        3) Встречается неадекватное обозначение определенных временных периодов при повторении предложений. При составлении самостоятельного рассказа по картинкам и при пересказе текста у дошкольников с ЗПР выявляются трудности или невозможность отразить с помощью имеющихся у них речевых средств категории времени.

        4). Дети не только не могут верно исправить ошибку допущенную экспериментатором при построении предложения, но часто не замечают её вовсе. Так же у детей с ЗПР имеется недостаточное понимание логико-грамматических конструкций, выражающих пространственно-временные отношения.

 

        Дидактические игры – это игры с правилами, которые развивают интеллектуальные способности детей. Подобные игры способствуют решению конкретных задач обучения. С помощью дидактической игры взрослый оказывает обучающее воздействие на детей, в то время как, игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Поэтому дидактическая игра преследует две цели: первая – обучающая (с позиции взрослого), вторая – игровая, ради которой действует ребенок [2; с. 67].

        Дидактическая игра является средством обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала  и проводиться на занятиях как  учителем-дефектологом (индивидуальных и групповых), так и воспитателем, может быть одним из занимательных  элементов на прогулке, может представлять собой и особый вид деятельности.

        В дидактической игре создаются  такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной

Ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

        Это особенно важно для детей с ЗПР, у которых опыт действий с предметами значительно беднее, не зафиксирован и не обобщен. Ребенку с задержкой психического развития для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку.         Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

        Посредством дидактических игр познавательные возможности дошкольников с ЗПР претерпевают положительные изменения, и дети становятся способными усваивать мыслительный материал.

        Организация дидактических игр педагогом  осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической  игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
  • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;
  • определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  • подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
  • подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

      Проведение дидактических игр включает:

        -дидактическая задача: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

        -коррекционно-развивающая  задача: использование материала  дидактической игры для развития  высших психических функций у  ребёнка;

        -игровые правила: объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

        -игровые действия: показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то' из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

        -ход игры: определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

        -итог: подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

        В конце  игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно  играть в новую игру, она будет  также интересной. Дети обычно с  нетерпением ждут этого дня.

        

Неделя

Тема недели

Содержание работы

Дидактические игры

1-я неделя

Детский сад. Профессии

Расширение и активизация словаря, в том числе словаря синонимов, по теме «Детский сад. Профессии» (профессия, работа, педагог, заведующая детским садом, воспитатель, психолог, логопед, музыкальный руководитель, врач, медицинская сестра, повар; воспитывать, учить, помогать, лечить, готовить, варить, жарить; нужный, необходимый, полезный, любимый).

«Кто что делает?», «Цепочка», «Кто скорее?», «Наша группа», «Семейка слов», «Нужные предметы», «Синий – зеленый», «Самое нужное», «Кто лишний?»

2-я неделя

«Профессии. Швея»

Расширение и активизация словаря по теме «Профессии. Швея» (профессия, работа, ателье, фабрика, швея, портниха, одежда, ткань, пуговица, швейная машина, нитки, ножницы, метр: кроить, шиты нужный, необходимый, полезный).

«Нужные предметы», «Найди и раскрась», «Украшаем сарафан», «Подбери слова»,

3-я неделя

Профессии на стройке

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Профессии на стройке» (профессия, работа, стройка, строитель, рабочий, плотник, маляр, штукатур; строить, копать, рыть, красить, крыть, стеклить, проводить; нужный, трудный, полезный).

«Маляры», «Кто что делает?», «Кто лишний?», «Что делает?», «Вспомни и повтори», «Какой? Какая? Какие?», «Что лишнее?»

4-я неделя

Наша армия

Расширение и активизация словаря по теме «Наша армия» (армия, Родина, граница, защита, работа, военный, летчик, моряк; защищать, охранять, любить, работать, трудиться, трудный, опасный, интересный, полезный, нужный).

«Пограничник», «Моряки», «Разноцветные кораблики», «Кто скорее?», «Перекати-поле», «Кто что делает?», «Угадай, кто это?», «Кто лишний?», «Разноцветная эскадрилья»

1-я неделя

Весна

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна» (весна, солнце, облако, сосулька, капель, верба, лужа, ручей, льдина, почка, подснежник, фиалка, трава; стая, гнездо, скворец, грач, ласточка ь, голубой, прозрачный, первый, наступать, таять, пригревать, капать, течь, расцветать, прилетать, вить, растить).

«Приметы весны», «Весенний ручеек», «У кого больше корабликов», «Выбери картинки», «Грачи», «Веселые утята», «Семейка слов», «Парочки», «Весенние букеты»

2-я неделя

Комнатные растения

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Комнатные растения» (растение, толстянка, розан, герань, кактус, горшок, лейка; ухаживать, поливать, рыхлить, комнатный, сочный, зеленый, гладкий, колючий).

«Комнатные растения», «Что лишнее?», «Подбери листок», «Вот такие!», «Исправь ошибки», «Чего не стало?»

3-я неделя

Рыбы

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Пресноводные рыбы» (животное, рыба, река, пруд, озеро, аквариум, золотая рыбка, гуппи, меченосец, туловище, хвост, плавник, чешуя; прозрачный, зубастый, длинный, блестящий, серебристый; ловить, плавать).

«Цепочки слов», «Кто живет в пруду?», «Кого не стало?», «Кто лишний?», «Семейка слов», «Веселые рыбки», «Чей? чья? чьё? чьи?»

4-я неделя

Наш город

Расширение и активизация словаря по теме «Наш город» город, река, улица, проспект, площадь, музей, театр; красивый, стоять).

«Расскажи, какой», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

1-я неделя

Весенние сельскохоз. работы

Расширение и активизация словаря по теме «Весенние сельскохозяйственные работы» (рабочий, хлебороб, овощевод, садовод, пастух, поле, сад, огород, трактор, лопата, грабли, семена, ведро, кисть, весенний, черный, влажный, белый; пахать, копать, сеять).

«Попробуй так же», «Грядка», «Кто чем пользуется?», «Подбери пару», «Подбери слово», «Назови ласково», «Волшебный сундучок», «Что лишнее?», «Семейка слов»

2-я неделя

Космос

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос» (космос, космонавт, корабль, ракета, станция, полет, планета, звезда, космический, летать, запускать).

«Ракета», «Кто же это?», «Семейка слов», «Что делает?», «Посмотри и назови»

3-я неделя

Хлеб

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Хлеб» (хлеб, колос, комбайн, мельник, мука, тесто, булка, пряник, печенье, пирожное, торт; золотой, белый, свежий, вкусный; растить, ухаживать, убирать, печь).

«Золотая рожь», «Кого чем угостим?», «Соберем семейку слов», «Чего не купишь в булочной?», «Что не растет в поле?»

4-я неделя

Почта

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Почта» (почта, почтальон, сумка, ящик, газета, журнал, письмо, послать, отправлять; почтовый, свежий, поздравительный).

«Подбери слова», «Подскажи словечко», «Отправь посылку», «Волшебная посылка», «Чего не хватает?», «Скажи наоборот», «Получи письмо»

1-я неделя

Правила дорожного движения

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Правила дорожного движения» (движение, дорога, тротуар, переход, светофор, остановка, дорожный, пешеходный, соблюдать, переходить, нарушать).

«Найди отличия», «Есть – нет», «Машины», «Семейка слов»

2-я неделя

Насекомые и пауки

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Насекомые и пауки» (насекомое, паук, жук, бабочка, пчела, шмель, муравей, оса, божья коровка; ползать, летать, порхать, кружиться, жужжать, пестрый, разноцветный, полезный, вредный).

«Разноцветные бабочки», «Гусеница», «На полянке», «Кто лишний?», «Разноцветные ромашки»

        

Список литературы

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведений / М.М, Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2016. – 400 с.
  2. Алексеева, М.М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях / М.М. Алексеева, О.С. Ушакова // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2017. - С.27-43.
  3. Арушанова, А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 2017. - №5. - С. 51.
  4. Белопольская,  Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития. - М.: Наука, 2016. – 376 .
  5. Белопольская, Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. - М.: Наука, 2017. – 523 с.
  6. Бобровская, Г.В. Активизация словаря младшего школьника / Г.В. Бобровская // Начальная школа. – 2015. - №4. -С.47-51.
  7. Бордовская, Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - С-Пб. -Питер, 2016. – 298с.
  8. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М.: Наука, 2016. – 486 с.
  9. Борякова,  Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития, - М.: Просвещение, 2017. – 447 с.
  10. Бронникова, Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников / Ю.О. Бронникова // Начальная школа, 2016. - №10. -С.41-44.
  11. Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2017. - 255 с.
  12. Бутко, Г.А. Особенности формирования двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития. // Коррекционная педагогика. - № 2. - 2015. – 386 с.
  13. Генинг, М.Г. Обучение дошкольников правильной речи/ М.Г. Генинг, Н.А. Герман.Чебоксары: Академия, 2017. - 345 с.
  14. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 1. - С. 18-23.
  15. Гербова, В.В. Составление описательных рассказов / В.В, Гербова // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 9. - С. 28-34.
  16. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев.- М.: Просвещение, 2016. – 218с.
  17. Дементьева, Т. В. Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста / Т. В. Дементьева // Приоритетные направления развития науки и образования : материалы V Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 12 июня 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 2 (5). – С. 137–138.
  18. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2018. - N 1. – С. 17.
  19. Жукова, Н. С. Логопедия: Преодоление общ. недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т.Б.Филичева. — Екатеринбург: АРД-ЛТД, 2014. — 320с.
  20. Зайнуллина, Р.А. Формирование связной речи у детей младшего дошкольного возраста / Р. А. Зайнуллина // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 08 мая 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 135–136.
  21. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. - М.:Совершенство, 2017. –368с.
  22. Исаева, Т.Н., Забрамная С.Д. Изучаем обучая: Дети с ограниченными возможностями: Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью . - М.: Сфера, 2017. – 485 с.
  23. Каше, Г.А. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста [Текст] / Г.А. Каше, Т.Б. Филичева. — М., 1979. – 755 с.
  24. Колодяжная, Т. П. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы / Т.П. Колодяжная, Л.А.Колунова. - Ростов-н/Д:ТЦ «Учитель», 2016. - 21с.
  25. Ладыженская, Т.А. Обучение связной речи в школе. Методы обучения в современной школе: Сб. статей / Т.А. Ладыженская/ под ред.Н.И. Кудряшова. – М.: Просвещение, 2016. – С.8–25.
  26. Ладыженская, Т. А. Речь. Речь. Речь / Т.А. Ладыженская. – М.,2015. – 237 с.
  27. Лебединская, К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. - М., 2016. – 453 с.
  28. Левина, Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: избранные труды [Текст] / Р.Е. Левина. — М.: АРКТИ, 2015. – 221с.
  29. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания [Текст] / А.А. Леонтьев. — М.: КомКнига, 2007. — 312 с.
  30. Лепская, Н.И. Язык ребенка. (Онтогенез речевой коммуникации) [Текст] / Н.И. Лепская. - М.: Филол. фак. МГУ, 2017. — 151 с.
  31. Лисина, М.И. Генезис форм общения у детей [Текст] / М.И. Лисина // Возрастная и педагогическая психология. - М.: Изд-во МГУ, 2016. - С.210-229.
  32. Логопедия: Учебник для ВУЗов [Текст] / Под ред. Л.С.Волковой. – Издание пятое, перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 678с.
  33. Мухина, В.С. Детская психология/ В.С. Мухина. - М.: ООО «Апрель-Пресс», ЗАО «ЭКСМО-Пресс», 2016. – 315с.
  34. Парамонова, Л.Г. Воспитание связной речи у детей / Л.Г. Парамонова. – Детство‐Пресс. - 2018. - 176 с.
  35. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2015. – 128 с.
  36. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/75-correctional/1030-2012-03-01-12-07-41.html
  37. Речевые игры и упражнения для дошкольников. - М.: Изд-во института психотерапии, 2018. - с.93.
  38. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду/ О.И. Соловьева. - М.: Просвещение, 2016. – 176с.
  39. Сомкова, О.Н. Развиваем речь детей [Текст] / О.Н Сомкова // Дошкольное воспитание. — 2016. - № 1. - С. 37-46.
  40. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада / Ф.А. Сохин. – изд. испр. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с.
  41. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)/ Е.И. Тихеева. Пос. для восп. дет.сада. 5-е изд., -М.: Просвещение, 2016. – 238с.
  42. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника / О.С. Ушакова. - М.: Изд-во института психотерапии, 2017. - С.133.
  43. Ушакова, О. Развитие речи детей 4-7 лет/ О. Ушакова //Дошкольное воспитание. - 2015. - №1. - С.59-66.
  44. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ Л.П. Федоренко Л.П., Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. - М.: Просвещение, 2016. – 239с.
  45.  Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С.Н.Цейтлин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. - 240 с.
  46. Чулкова, А.В. Формирование диалога у дошкольников: учебное посо-бие / А.В. Чулкова. - Издательство: Феникс+, 2018. - 221 с.
  47. Шахнарович, А.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи) [Текст] / А.М. Шахнарович, Н.М. Юрьева. - М.: Наука, 2016. - 168 с.
  48. Шахнарович, А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики: Лексика. Семантика. Грамматика [Текст] / А.М. Шахнарович. - М.: Когито-центр, 2016. - 260 с.
  49. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д.Б.Эльконин. - Воронеж, 2015. - 226 с.

Приложение 1

Дидактические игры для развития активного словаря у детей 5-6 лет с задержкой психического развития

Название дидактической игры

Содержание дидактической игры

Дидактическая игра «Кто что делает?»

Педагог: Я буду бросать мяч и называть профессию. Вы должны перечислить, что делает этот человек, например, логопед – учит детей красиво и правильно говорить.

Помощник воспитателя –

Психолог –

Логопед –

Повар – и т.д.

Дидактическая игра «Кто лишний?»

Педагог выставляет на доске картинки, спрашивает у детей, кто лишний и почему:

Воспитатель, охранник, парикмахер, повар.

Логопед, прачка, физ. руководитель, продавец.

Кухня, групповая комната, магазин, спальня.

Дидактическая игра «Кто больше»

Педагог делит детей на две команды и дает задание.

– Я назову слово, а вы должны будете подобрать к нему как можно больше родственных слов, за каждое родственное слово команда получает фишку. Выиграет та команда, которая наберет больше фишек.

Дети подбирают слова.

Дидактическая игра «Нужные предметы»

Педагог рассыпает на столе маленькие предметные картинки поварешка, сковорода, кастрюля, скакалка, мяч, обруч, шприц, лекарство, вата, зеркало, соска, шпатель).

Педагог: Теперь давайте выберем предметы, которыми пользуются работники детского сада. Выберите каждый по три предмета, положите их под свою большую картинку и составьте предложение – ответ на вопрос «Кто чем пользуется?»

Дидактическая игра «Синий – зеленый»

Педагог: А теперь давайте поучимся узнавать слова, в которых есть звуки [с]–[c']. Услышав звук [с], вы будете поднимать синий флажок, а услышав звук [с'], вы будете поднимать зеленый флажок,

Далее педагог произносит цепочку слое (воспитатель, медсестра, градусник, сковорода, воспитывать, справедливый, стирка, синька, рисовать, рассказывать), а дети поднимают нужные флажки. Педагог следит за правильностью выполнения задания детьми. Затем педагог с детьми обсуждают, что означает каждое названное слово.

Дидактическая игра «Самое нужное»

Педагог помещает на магнитную доску картинки с изображениями прачки, дворника, воспитателя, логопеда, врача.

Педагог: А сейчас мы с вами разгадаем ребус «Самое нужное». Узнаем, что нужно для работы всем, кто трудится в детском саду. Посмотрите на первую картинку. Кто это? Что ей нужно для работы? (и далее по всем картинкам).

Дидактическая игра «Нужные предметы»

Педагог помещает на магнитную доску картинку с изображением швеи за работой и предметные картинки с изображениями необходимых ей предметов и инструментов.

Педагог: Внимательно рассмотрите предметы и инструменты, нужные швее и ответьте на мои вопросы. Чем пользуется швея? (Швея пользуется швейной машиной, нитками, ножницами, мелом, портновским метром) Кому нужны все эти предметы? (Швейная машина, нитки, ножницы, мел, портновский метр нужны швее) Без чего не может обойтись швея? (Швея не может обойтись без швейной машины, ниток, ножниц, мела, портновского метра)

Педагог убирает ножницы и нитки.

Педагог: Чего не хватает швее? (Швее не хватает ножниц и ниток)

Дидактическая игра «Найди и раскрась»

Педагог раздает детям рисунки, ставит на стол контейнер с карандашами.

Педагог: Посмотрите на рисунок. Найдите изображение швеи, обведите его и все, что нужно швее, а потом раскрасьте рисунок.

Дети раскрашивают рисунки. Педагог беседует с ними по ходу выполнения работы, выясняя знание всех изображенных предметов.

Дидактическая игра «Украшаем сарафан»

Педагог раздает детям плоскостные изображения сарафанов, рассыпает на ковре небольшие предметные картинки.

Педагог: Давайте представим, что вы все стали портными. Украсьте сарафаны аппликацией. Накладывайте картинки на сарафаны и называйте их.

Дети накладывают на сарафаны картинки (жираф, Чебурашка, рыбка, рысь, ракета, кукуруза, роза, сорока) и четко произносят их названия.

Дидактическая игра «Подбери слова»

Педагог: Сейчас я буду протопывать слова, а вы будете подбирать названия предметов, нужных швее.

Педагог топает один раз два раза, три раза, четыре раза. Дети подбирают слова мел, метр, нит-ки, нож-ни-цы, ка-туш-ка, ма-шин-ка.

Дидактическая игра «Маляры»

Педагог: Маляры известку носят,

 (Дети идут по кругу друг за другом,

держат в руках воображаемые ведра.)

Стены кистью купоросят.

(Повернулись лицом в круг, движения воображаемой кистью вверх-вниз.)

Не спеша разводят мел.

(Наклонились, мешают кистью в воображаемом ведре.)

Я бы тоже так сумел. (Красят.)

Какие новые слова вам встретились? Что они означают?

Дидактическая игра «Кто что делает?»

Педагог выставляет на доске картинки с изображением людей разных профессий и просит детей сказать, что делают эти люди на своей работе? Например: Строитель – строит, копает, кладет…

Дидактическая игра «Кто лишний?»

Педагог: Мне очень хочется проверить, какие вы внимательные. Давайте сыграем в игру «Кто лишний?» Слушайте внимательно, определяйте лишнего и объясняйте, почему вы так решили.

Воспитатель, машинист, логопед, психолог. Кто лишний?

Врач, воспитатель, каменщик, логопед. Кто лишний?

Маляр, продавец, штукатур, архитектор. Кто лишний?

Кондуктор, крановщик, экскаваторщик, плотник, сантехник. Кто лишний?

Летчик, капитан, плотник, машинист. Кто лишний?

Дидактическая игра «Что делает?»

Педагог: Сейчас я буду называть специальности строителей и бросать вам мяч. Тот, кто поймает мяч, должен сказать, что делает этот строитель, и бросить мяч мне. Экскаваторщик. Бульдозерист. Каменщик. Штукатур. Маляр. Кровельщик. Стекольщик. Крановщик.

Дидактическая игра «Вспомни и повтори»

Педагог читает рассказ про стройку.

Педагог: Перечислите названия профессий, инструментов, оборудования из рассказа, в которых есть звук [р].

Дидактическая игра «Моряки»

Педагог: Я буду кидать мяч и говорить, где служит человек, а вы скажете, кем он служит. Например: На вертолете – вертолетчик. В разведке – Стреляет из пулемета – На границе – В пехоте – На танке – В десанте – В море –

Дидактическая игра «Кто скорее?»

Педагог: А сейчас игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех. Что получилось?

Дидактическая игра «Перекати-поле»

Педагог: Это растение называется перекати-поле. Ветер носит его в степи, катает, перекатывает. Давайте проведем еще одно соревнование, узнаем, чье перекати-поле скорее докатится до пограничного столба.

Дидактическая игра «Кто что делает?»

Педагог: Мы с вами много говорили о профессиях военных, рассматривали картинки, учили стихи, играли. Давайте вспомним, что они делают, чем занимаются. Я качу мяч одному из вас и называю профессию. Вы ловите мяч, говорите, что делает этот человек, и возвращаете мяч мне. Летчик. Пограничник. Капитан военного корабля. Танкист.

Дидактическая игра «Угадай, кто это?»

Педагог привлекает внимание детей к картинкам, стоящим на доске.

Педагог: Хотите стать участниками соревнования? Сейчас и буду загадывать вам название профессии, Тот, кто первым его отгадает, получит фишку. Победит ребенок, который наберет наибольшее количество фишек. Слушайте внимательно. Это название профессии начинается со звука [к], а заканчивается звуком [н]. Кто это? (капитан). Слушайте следующую загадку. В середине этого названия профессии есть звук [т], а заканчивается слово звуком [к]. Кто это? (летчик). Следующая загадка вот такая. Это название профессии начинается со звука [т] и им же заканчивается. Кто это? (танкист).

Дидактическая игра «Кто лишний?»

Педагог оставляет на магнитной доске картинки с изображениями капитана, летчика и пограничника, добавляет картинку с изображением продавца магазина игрушек.

Педагог: Посмотрите внимательно на картинки и определите, кто здесь лишний и почему

Педагог по очереди выставляет на доску еще три комплекта картинок.

Дидактическая игра «Разноцветная эскадрилья»

Педагог помещает на магнитную доску изображения взлетной полосы, двух облаком, радуги, леса. Берет в руки несколько разноцветных самолетиков-магнитов.

Педагог: Сейчас самолеты разноцветной эскадрильи будут совершать равные действия, а вы будете рассказывать об этом.

Педагог совершает действия с игрушками, а дети их комментируют, образуя глаголы движения с приставками.

Синий самолет взлетает в небо.

Красный самолет подлетает к облаку.

Красный самолет залетает за облако.

Красный самолет взлетает из-за облака. (И т. п.)

В конце игры Педагог может предложить детям еще раз назвать слова,

Дидактическая игра «Приметы весны»

Педагог: Сейчас мы будем бросать мяч друг другу по кругу, и вспоминать приметы весны, которые наблюдали на прогулке в парке, по дороге в детский сад и из детского сада. Солнце светит ярко и пригревает.

Бросает мяч стоящему рядом ребенку.

(На солнце снег начал таять.)

Бросает мяч следующему ребенку.

(Появились первые проталинки вокруг деревьев.) и т.д.

Дидактическая игра «Весенний ручеек»

Педагог: Теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Весенний ручеек».

Педагог раздает детям предметные картинки (ветка вербы, грач, подснежник, три разноцветных бумажных парусника).

Педагог: Представьте, что вы стоите на берегу ручейка и видите все, что происходит рядом с ним. Ответьте на мои вопросы. Что отражается в ручейке? Начни свой ответ со слов «в ручейке…».

(В ручейке отражается ветка вербы.)

Педагог: Кто видит свое отражение в ручейке?

(Грач видит свое отражение в ручейке.)

Педагог: Что за цветок растет у весеннего ручейка?

(У весеннего ручейка растет подснежник.)

Педагог: Что мы видим в ручейке?

(В ручейке мы видим разноцветные парусники.)

Дидактическая игра «У кого больше корабликов»

Педагог раздает детям предметные картинки.

Педагог: А сейчас проведем соревнование. Вы должны рассказать обо всем, что может происходить с предметом на вашей картинке, что он делает. За каждое подобранное слово вы будете получать один кораблик. Победит тот, у кого будет наибольшее количество корабликов. Кораблики пригодятся вам, когда вы пойдете на прогулку к ручейку.

(Ветка вербы оживает, распускается, качается, наклоняется.)

(Грач летает, ходит, ищет червей, строит гнездо, выводит птенцов.)

(Подснежник появляется, расцветает, качается, дрожит.)

(Парусники плывут, качаются, переворачиваются.)

Дидактическая игра «Выбери картинки»

Педагог: Положи в корзинку картинки на звук [а] (о, у и т.д.)

Дидактическая игра «Грачи»

Педагог вновь приглашает детей за стол, помещает на магнитную доску плоскостное изображение вербы, кладет на стол плоскостные изображения летающих грачей, грачихи в гнезде, летящего грача с червяком в клюве, грача, сидящего на ветке.

Педагог: Возьмите изображения птиц, найдите для них место на вербе или рядом с ней, составьте предложения. Какие слова еще можно подобрать?

Дидактическая игра «Веселые утята»

Педагог: А сейчас давайте поиграем с уточками, которые тоже вернулись к нам из теплых стран. Слушайте внимательно. Перышко, камыш, шум, шумный, солнышко, малыш, шуметь.

Дидактическая игра «Весенние букеты»

Педагог достает картинки, на которых изображены девочки с букетами, или плоскостные изображения девочек и цветов.

Педагог: Придумайте девочкам имена со звуком [р] и расскажите о том, по сколько крокусов у них в букетах.

Дидактическая игра «Комнатные растения»

Вариант 1: Учить детей различать и называть комнатные растения по признакам внешнего вида (листьям, характеру расположения стеблей, размеру).

Ввести в словарь существительные – названия комнатных растений: толстянка, розан, герань, кактус.

Вариант 2: Педагог: Подберите названия комнатных растений, начинающиеся со звука [к].

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Педагог помещает на доску альбом «Живая природа. В мире растений».

Педагог: Рассмотрите и назовите комнатные растения.

(Герань, сенполия, кактус, бегония, камнеломка, традесканция.)

Педагог: Подумайте, какое из растений лишнее и почему.

(Гортензия, стебель, колеус, фикус, бальзамин.)

Педагог: Что лишнее и почему?

Дидактическая игра «Подбери листок»

Педагог приглашает детей к столу, на котором стоит пальчиковый бассейн. В бассейне среди чечевицы спрятаны листья комнатных растений.

Педагог: Опустите руки в бассейн и найдите каждый по одному листочку.

Дети выполняют задание.

Педагог: Вы узнали, с каких листьев эти растения? Скажите, с какого растения ваш листок, какой он по цвету, по форме, на ощупь?

Дидактическая игра «Вот такие!»

Педагог: Я буду спрашивать вас о том, как выглядят разные части комнатных растений или сами комнатные растения. Вы будете изображать их и говорить: «Вот такие!»

Дидактическая игра «Исправь ошибки»

Педагог помещает перед детьми коврограф, на котором закреплены плоскостные изображения растений, состоящие из частей. Части растений перепутаны.

Педагог: Посмотрите на растения. Правильно ли я собрала их?

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Педагог: Теперь вы будете закрывать глаза по моей команде, а я – убирать одно растение. А вы будете рассказывать, чего не стало.

Дидактическая игра «Цепочки слов»

Педагог: Мне очень хочется проверить, хорошая ли у вас память. Дайте поиграем в игру «Цепочки слов». Я скажу первое название рыбы. Вадик повторит его и добавит еще одно. «Настя» повторит два названия и добавит третье и так далее. Сом.

1-й ребенок. Сом, ерш.

2-й ребенок. Сом, ерш, щука.

3-й ребенок. Сом, ерш, щука, судак.

4-й ребенок. Сом, ерш, щука, судак, окунь.

Дети повторяют цепочку слов до первой ошибки. Тогда все дети по очереди пытаются помочь ребенку, допустившему ошибку. Они восстанавливают цепочку. Ошибившийся ребенок повторяет слова.

Дидактическая игра «Кто живет в пруду?»

Педагог приглашает детей за стол и помещает на магнитную доску плоскостные изображения рыб и символические изображения водоемов: пруда, каменистой речки, илистого дна реки, озера.

Педагог: Я сказала вам, что пресноводные рыбы могут обитать в разных водоемах. Например, форель обитает в быстрых каменистых речках. Карп и карась водятся в прудах. Ерши могут жить в любой реке на илистом дне. Красноперка обитает в озерах. А теперь ответьте на мои вопросы и поместите изображения рыб туда, где они обитают. Кто живет в пруду? Где обитает форель? Где водится ерш? Где может жить красноперка?

Дидактическая игра «Кого не стало?»

Педагог помещает на магнитную доску пять картинок с изображениями пресноводных рыб.

Педагог: Посмотрите внимательно и запомните, изображения каких рыб перед вами. Сейчас вы закроете глаза, я уберу одну картинку, а вы скажете, кого не стало.

По команде педагога дети закрывают глаза. Педагог убирает одну картинку.

Педагог: Кого не стало?

Дидактическая игра «Кто лишний?»

Педагог: Помогите мне определить, какое слово лишнее в цепочке и почему. Сом, ерш, гурами, щука. Кто лишний?

Дидактическая игра «Семейка слов»

Педагог приглашает детей выйти на ковер и берет в руки мяч.

Педагог: Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову рыба. Как можно назвать маленькую рыбу?

1-й ребенок. Рыбка.

Педагог: Как еще?

2-й ребенок. Рыбешка.

Педагог: Как называют человека, который ловит рыбу?

3-й ребенок. Рыболов.

Педагог: А еще как?

4-й ребенок. Рыбак.

Педагог: Что делает рыбак?

1-й ребенок. Рыбачит.

Педагог: Куда ходит рыбак?

2-й ребенок. На рыбалку.

Педагог: Какой суп варят из рыбы?

3-й ребенок. Рыбный.

Педагог: Как можно назвать большую рыбу?

4-й ребенок. Рыбина.

Дидактическая игра «Веселые рыбки»

Педагог: Возьмите своих рыбок, опустите их в бассейн. Давайте поможем им отправиться в плавание, научим их плавать.

Дидактическая игра «Чей? чья? чьё? чьи?»

Педагог: А теперь немного отдохнем и поиграем в игру «Чей? чья? чьё? чьи?» Хвост щуки чей?

1-йребенок. Щучий.

Педагог: Усы сома чьи?

2-й ребенок. Сомовьи.

Педагог: Голова судака чья?

3-й ребенок. Судачья.

Педагог: Туловище окуня чье?

4-й ребенок. Окуневое.

Дидактическая игра «Расскажи, какой»

Выберите каждый по одной картинке. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?» к слову – названию места, нарисованного на картинке.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Педагог помещает на магнитную доску несколько открыток или фотографий с видами Новосибирска.

Педагог: Какие места нашего города вы видите на этих фотографиях?

Правильно. Сейчас вы закроете глаза, а я поменяю фотографии местами или заменю одну из них. Вы должны будете рассказать, что изменилось.

Дидактическая игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

Педагог: А теперь немного отдохнем и поиграем в игру «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» Хвост льва чей?

1-й ребенок. Львиный.

Педагог: Усы льва чьи?

2-й ребенок. Львиные.

Педагог: Голова льва чья?

3-й ребенок. Львиная.

Педагог: Туловище льва чье?

4-й ребенок. Львиное.

Дидактическая игра «Попробуй так же»

Педагог: Давайте образуем названия профессий людей, работающих на селе. Овощи выращивает, разводит овощевод. А кто работает в саду, разводит сад?

1-й ребенок. Садовод.

Педагог: А разводит домашних птиц?

2-й ребенок. Птицевод.

Педагог: Кто работает на ферме и разводит кроликов?

3-й ребенок. Кроликовод.

Педагог: Кто работаете рыбоводческом хозяйстве и разводит рыбу?

4-й ребенок. Рыбовод.

Педагог: Молодцы. А хлеб растит, работает для того, чтобы хлеб вырос, хлебороб. Повторите это слово.

Дети. Хлебороб.

Педагог: И тракторист, и комбайнер – хлеборобы, механизаторы. Давайте рассмотрим картинки, на которых изображены люди, работающие на селе.

Дидактическая игра «Кто чем пользуется?»

Педагог: Теперь давайте поиграем в мяч и поговорим о том, чем пользуются рабочие на селе. Чем пользуется тракторист?

1-й ребенок. Трактором, инструментами, плугом, бороной, сеялкой.

Педагог: Чем пользуется садовод?

2-й ребенок. Лопатой, граблями, кистью, ведром, лейкой, садовыми ножницами.

Педагог: Чем пользуется овощевод?

3-й ребенок. Лопатой, граблями, тяпкой, лейкой.

Педагог: Чем пользуется комбайнер?

4-й ребенок. Комбайном, инструментами.

Дидактическая игра «Подбери пару»

Педагог: Я произношу слог или слово со звуком [ж], а вы заменяете звук [ж] на звук [з]. Жа.

1-й ребенок. За.

Педагог: Жи.

2-й ребенок. Зы.

Педагог: Жо.

3-й ребенок. Зо.

Педагог: Жу.

4-йребенок. Зу.

Педагог: Кожа.

1-й ребенок. Коза.

Педагог: Ложа.

2-й ребенок. Лоза.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Педагог: Давайте поиграем в игру «Назови ласково». Я качу мяч одному из вас и называю один из инструментов или орудие труда. Вы останавливаете мяч, называете этот инструмент ласково и возвращаете мяч мне. Лопата.

1-й ребенок. Лопатка.

Педагог: Грабли.

2-й ребенок. Грабельки.

Педагог: Ведро.

3-й ребенок. Ведерко.

Педагог: Кисть.

4-й ребенок. Кисточка. (И т. п.)

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Педагог: Теперь я предлагаю вам игру на внимание. Слушайте и определяйте, что лишнее. Комбайн, трактор, «скорая помощь», сеялка.

Дети. Лишняя «скорая помощь». Комбайн, трактор и сеялка – сельскохозяйственная техника, а «скорая помощь – специальный транспорт.

Педагог: Отлично.

Педагог предлагает еще два-три аналогичных задания, а потом оценивает ответы детей.

Дидактическая игра «Семейка слов»

Педагог: Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову земля. Ведь именно на земле работают хлеборобы, овощеводы, садоводы. Как можно ласково назвать землю?

1-й ребенок. Земелька.

Педагог: Как можно назвать вал, сделанный из земли?

2-й ребенок. Земляной.

Педагог: Как называется лесная ягода, которая растет у земле на низких веточках?

3-й ребенок. Земляника.

Педагог: Как можно назвать человека, который работает на земле, делает что-то на земле?

4-й ребенок. Земледелец.

Дидактическая игра «Золотая рожь»

Педагог приглашает детей выйти на ковер и предлагает им выполнить упражнение.

Ветерок спросил, пролетая: Бегут по кругу на носочках, руки на поясе.

– Отчего ты, рожь, золотая? Меняют направление бега.

А в ответ колоски шелестят: Останавливаются, руки вверх, накло ны в стороны.

– Золотые руки растят! Два наклона к носочкам.

Е. Серова

Педагог Почему руки, которые растят хлеб, называют золотыми?

Дети. Они умелые, ловкие.

Педагог Верно. Точно так же о добром сердце говорят: «Золотое сердце». А про красивый голос говорят: «Золотой голос».

Дидактическая игра «Кого чем угостим?»

Педагог: Я бросаю вам мяч и начинаю предложение, а вы заканчиваете его, перечислив несколько хлебобулочных изделий. Помните о правильном произношении звука [р]. Мы угостим Красную Шапочку...

1-й ребенок. ...пирожками, булочками и печеньем.

Педагог: Мы угостим Чебурашку...

2-й ребенок. ...сушками, баранками и бубликами.

Педагог: Мы угостим Буратино...

3-й ребенок. ...тортами, вафлями и пряниками.

Педагог: Мы угостим Крокодила...

4-й ребенок. ...сухариками, пирожными и сдобной соломкой.

Дидактическая игра «Соберем семейку слов»

Педагог: Сегодня мы продолжим разговор о хлебе. И я предлагаю вам образовать слова одной семейки от слова хлеб в игре с мячом. Как ласково назвать хлеб?

1-й ребенок. Хлебушек.

Педагог: Как назвать магазин, где продается хлеб?

2-й ребенок. Хлебный.

Педагог: Как называется ящик для хранения хлеба?

3-й ребенок. Хлебница.

Педагог: Как называют гостеприимного человека?

4-й ребенок. Хлебосольный.

Дидактическая игра «Чего не купишь в булочной?»

Педагог: А теперь игра «Чего не купишь в булочной?» Я перечисляю продукты, а вы отгадываете, чего не купишь в булочной. Хлеб, бублики, сметана, булочки.

1-й ребенок. В булочной не купишь сметану.

Педагог: Правильно. Батон, сухари, рыба, печенье.

2-й ребенок. В булочной нельзя купить рыбу.

Педагог предлагает детям еще две-три цепочки слов, а потом оценивает их работу.

Дидактическая игра «Что не растет в поле?»

Педагог: А сейчас мы с вами поиграем в мячик. Я буду перечислять растения, а вы должны будет сказать, что не растет в поле. Пшеница, рожь, ананас, кукуруза.

1-й ребенок. В поле не растет ананас.

Педагог предлагает вниманию детей еще несколько цепочек слов, для того чтобы имели возможность ответить все присутствующие на занятии дети.

Дидактическая игра «Подбери слова»

Педагог: Я предлагаю вам поиграть в мяч. Перечислите все, что можно делать с предметами, которые я назову. Письмо можно...

1-й ребенок. ...писать, класть в конверт, отправлять, получать.

Педагог: Марку можно...

2-й ребенок. ...покупать, наклеивать.

Педагог: Посылку можно...

3-й ребенок. ...собирать, подписывать, отправлять, получать.

Педагог: Газету можно...

4-й ребенок. ...покупать, читать.

Дидактическая игра «Подскажи словечко» (по стихотворению С.Я. Маршака «Почта»)

Педагог: Пароход отойдет

Через две минуты.

Чемоданами народ

Занял все каюты.

Но в одну из кают

Чемоданов не несут –

Там поедет вот что:

Почтальон и...

Дети. Почта.

Педагог:

Нетрудно письму

Увидеть свет:

Ему

Не нужен...

Дети. Билет.

Педагог:

Погляди, письмо за мной

Облетело шар земной.

Мчалось по морю, вдогонку

Понеслось на Амазонку.

Вслед за мной его везли...

Дети. Поезда и корабли.

Дидактическая игра «Отправь посылку»

Педагог помещает на коврограф плоскостные изображения Колобка, Хрюши и гусей; на стол ставит три маленьких коробки с написанными на них буквами К, Г, X и рассыпает картинки (конверт, кружка, стакан, платок, хлеб, халат, яхта, хурма, гранат, груша, гвозди, гольфы).

Педагог: Сейчас мы с вами будем отправлять посылки. Перед вами их получатели: Колобок, Хрюша и два веселых гуся. В посылки можно класть только те предметы, в названия которых есть первые звуки названий получателей: [к], [г] или [х]. Выбирайте картинки с изображениями предметов, раскладывайте их по коробкам и рассказывайте, кому и что вы отправите.

1-й ребенок. Я положу в посылку для Колобка конверт.

2-й ребенок. А я отправлю Хрюше игрушечную яхту.

3-й ребенок. Я хочу отправить гусям грушу.

4-й ребенок. Я положу в посылку для Колобка платок.

(И т. п.)

Дети раскладывают все картинки, педагог закрывает коробки и предлагает детям погрузить их в машину.

Дидактическая игра «Чего не хватает?»

Педагог помещает на доску перед детьми четыре картинки {газета, журнал, письмо, посылка) и предлагает назвать их.

Педагог: А теперь вы закроете глаза, а я уберу одну картинку. Открыв глаза, вы скажете, чего не стало.

Дети закрывают глаза, педагог убирает картинку.

Педагог Чего не стало?

(Не стало письма.)

Игра проводится до тех пор, пока не ответят все дети.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Педагог: А теперь игра «Скажи наоборот». Я наклеиваю марку.

1-й ребенок. А я отклеиваю марку.

Педагог: Я получаю посылку.

2-й ребенок. А я отправляю посылку.

Педагог: Я укладываю вещи в посылочный ящик.

3-й ребенок. А я достаю вещи из посылочного ящика.

Педагог: Я закрываю посылочный ящик.

4-й ребенок. А я открываю посылочный ящик.

Педагог: Молодцы. Очень хорошо.

Дидактическая игра «Найди отличия»

Педагог помещает на магнитную доску две сюжетные картинки.

Педагог: Рассмотрите картинки, на которых изображен пешеходный переход, и расскажите, чем они отличаются друг от друга. Обратите внимание на правильное или неправильное поведение пешеходов.

Дидактическая игра «Есть – нет»

Педагог: Теперь я предлагаю вам проиграть в уже знакомую игру «Есть – нет».

1-й ребенок. У меня есть два жезла.

2-й ребенок. А у меня нет двух жезлов, но есть пять светофоров.

3-й ребенок. А у меня нет пяти светофоров, но есть две фуражки.

4-й ребенок. А у меня нет двух фуражек, но есть пять дорожных знаков.

1-й ребенок. Ау меня нет пяти дорожных знаков, но есть два жезла.

Дидактическая игра «Семейка слов»

Педагог: Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову дорога. Как можно назвать маленькую дорогу?

1-й ребенок. Дорожка.

Педагог: Как можно ласково назвать дорогу?

2-й ребенок. Дороженька.

Педагог: Как называют растение, которое растет рядом с дорогой?

3-й ребенок. Подорожник.

Педагог: А как называют движение по дороге? Какое оно?

4-й ребенок. Дорожное.

Дидактическая игра «На полянке»

Дети закрепляют изображения насекомых на игровом поле.

Педагог: Расскажите, где находятся насекомые.

1-й ребенок. Жук спрятался в чашечке колокольчика и выглядывает из нее.

2-й ребенок. Стрекоза сидит и качается на стебле колокольчика.

3-й ребенок. Муравей бежит в траве под паутиной.

4-й ребенок. Гусеница ползет по листку одуванчика.

Педагог закрепляет на игровом поле еще несколько плоскостных изображений насекомых.

1-й ребенок. Бабочка кружится над полянкой с цветами.

2-й ребенок. Муха запуталась в паутине и громко жужжит.

3-й ребенок. Кузнечик прыгает с травинки на травинку.

4-й ребенок. Шмель сидит под листком одуванчика в траве.

Дидактическая игра «Кто лишний?»

Педагог: Я хочу проверить, насколько вы внимательны. Я буду произносить слова, а вы будете определять, какое слово лишнее и почему. Бабочка, комар, воробей, жук. Кто лишний?

1-ый ребенок. Лишний воробей. Это птица, а бабочка, комар и жук – насекомые.

Педагог: Божья коровка, кузнечик, паук, гусеница.

2-й ребенок. Лишний паук. Его не относят к насекомым.

Педагог предлагает детям еще несколько рядов слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»

Можно  утверждать,  что  театрализованная  деятельность  является  источником  развития  чувств,  глубоких  переживаний  и  открытия...

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПРЕАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПРЕАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ  РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР....

Статья "Использование элементов методики мнемотехники в развитии образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Данная научно-практическая статья посвящена развитию образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью элементов методики мнемотехники. В статье описыва...

Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования

Статья о развитии пространственных представлений у старших дошкольников с ЗПР в условиях инклюзивного образования....

«Дидактическая игра как средство обогащения активного словаря у детей старшего дошкольного возраста»

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования реализация образовательной области «Речевое развитие» включает, в частности, решение такой задачи, как обога...