Эффективные игры и приемы для развития мелкой моторики у детей 4–5 лет с задержкой психического развития (ЗПР)
статья

Гудова Марина Васиьевна

Развитие мелкой моторики играет ключевую роль в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР). У многих таких детей наблюдаются слабый мышечный тонус, недостаточная координация движений и трудности в выполнении точных действий. Пальчиковые игры и упражнения помогают стимулировать речевые центры, улучшают внимание, память и готовят руку к письму. В этой статье рассмотрим эффективные игры и приемы для развития мелкой моторики у детей 4–5 лет с ЗПР.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные игры и приемы для развития мелкой моторики у детей 4–5 лет с задержкой психического развития (ЗПР)

Введение.  

Развитие мелкой моторики играет ключевую роль в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР). У многих таких детей наблюдаются слабый мышечный тонус, недостаточная координация движений и трудности в выполнении точных действий. Пальчиковые игры и упражнения помогают стимулировать речевые центры, улучшают внимание, память и готовят руку к письму. В этой статье рассмотрим эффективные игры и приемы для развития мелкой моторики у детей 4–5 лет с ЗПР.  

1. Польза пальчиковых игр для детей с ЗПР. 

- Стимуляция речевого развития (связь между мелкой моторикой и речевыми зонами мозга).  

- Улучшение координации и ловкости рук.  

- Развитие концентрации внимания и памяти.  

- Снижение эмоционального напряжения (игры действуют как элемент арт-терапии).  

- Подготовка к письму и другим сложным действиям.  

2. Простые пальчиковые игры.

🔹 «Сорока-белобока» (классическая игра).

Текст:

«Сорока-белобока кашу варила, деток кормила…»  

Действия: Взрослый водит пальцем по ладошке ребенка, а на словах «этому дала» загибает пальчики по одному.  

🔹 «Пальчики здороваются»  

Упражнение: Ребенок поочередно соединяет подушечки пальцев с большим пальцем, проговаривая:  

«Здравствуй, пальчик мой большой, здравствуй, указательный…»

🔹 «Человечек» (ходьба пальчиками)

Упражнение: Указательный и средний пальцы «ходят» по столу, имитируя шаги. Можно усложнить: добавить «прыжки», «бег».  

3. Упражнения с предметами

🔸 Игры с прищепками

- «Солнышко»– прикреплять прищепки к картонному кругу (лучики).  

- «Ежик» – цеплять прищепки на спинку игрушечного ежика. 

🔸 Перебирание круп и бусин  

- «Найди клад» – спрятать мелкие предметы в крупе (фасоль, горох).  

- «Бусы для мамы» – нанизывать крупные бусины на шнурок.  

🔸 Лепка из пластилина и теста  

- Раскатывать «колбаски» и «шарики».  

- Вдавливать крупу или бусины в пластилин.  

4. Массаж и самомассаж пальчиков  

- Катание грецкого ореха между ладонями

- Рисование на манке или песке (ребенок рисует пальчиком).  

- Использование массажных мячиков (су-джок).  

5. Рекомендации для родителей и педагогов  

 Регулярность – заниматься ежедневно по 5–10 минут.  

 Эмоциональная вовлеченность – хвалить, поддерживать интерес.  

 Постепенное усложнение – от простых движений к более точным.  

 Сочетание с речью – проговаривать стихи, потешки.  

Заключение  

Пальчиковые игры – это не только весело, но и крайне полезно для детей с ЗПР. Они помогают развивать моторику, речь и когнитивные функции в игровой форме. Главное – систематичность и позитивный настрой!  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие общей и мелкой моторики у детей дошкольного у детей с задержкой психического развития.

Развитие общей и  мелкой моторики у детей  дошкольного у детей с задержкой психического развития....

Технологии развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из показателей интеллектуального развития  детей дошкольного возраста является  уровень развития мелкой моторики рук. У  этих  детей  отстает техника движения и  та...

Педагогический опыт по теме «Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр у детей с задержкой психического развития»

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой нарушение сроков формирования психических и познавательных функций у ребенка, отставание в темпе освоения различных видов деятельности....

Учебно-методическое пособие по теме:«Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр у детей с задержкой психического развития»

У детей с ЗПР страдают все предпосылки успешной деятельности, имеют место эмоционально-волевые нарушения, что в свою очередь приводят к снижению общей активности и низкой мотивации детей. Следует конс...

Особенности мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Особенности мелкой моторики рук у детей докольного возраста с ЗПР...

Способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)

В данной статье озвучены разнообразные материалы для педагогов и родителей, а также дан перечень  программ и методик, направленных на улучшение мелкой моторики, которые по-прежнему имеют значимос...