Статья на тему: «Влияние театрализованной деятельности на эмоциональное развитие дошкольника»
статья

Кокорева Светлана Викторовна

:Статья на тему: «Влияние театрализованной деятельности на эмоциональное развитие дошкольника»  раскрывает все  возрастные этапы эмоционального развития ребёнка  . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_igra.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Влияние театрализованной деятельности на эмоциональное развитие дошкольника»

Подготовила: Кокорева С.В.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.

Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознавать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения из связей с окружающим миром.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, принятый приказом №1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года направлен на решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В требованиях к структуре образовательной программы ФГОС ДО гласит: социально коммуникативное развитие направлено на… развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формировании готовности к совместной деятельности со сверстниками…


Из практики работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Дошкольники в ряде случаев нарушают элементарные правила поведения в группе и не выполняют простейших обязанностей по отношению к сверстникам не потому, что не знают эти правила или не хотят их выполнить, а потому что они не ориентируются на сверстников, не обращают внимания на их состояние, на возникающие у них трудности, на их нужды и интересы.

Формирование эмоций и чувств, развитие понимания и вербализация эмоциональных состояний детьми должна рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере, повышается уровень понимания детьми эмоциональных состояний, что выражается в умении правильно реагировать на эмоциональные состояния окружающих,  у ребёнка меняются его взгляды на мир и отношения к окружающим. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, её необходимо развивать.

Действенным средством для этого является творческая театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Это  средство, формирующее художественный вкус детей.

Театрализованную игру исследователь Л.В. Артёмова делит на две группы:драматизации и режиссёрские.

В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика. пантомима),

- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.

Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.) Игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые - это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.

К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные).

Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах


Младший возраст

Каждое музыкальное занятие в младшей группе –это маленький спектакль  с разными персонажами.

 Малыши живо интересуются играми с животными, куклами, их впечатляют небольшие сюжеты, они стараются выразить свои эмоции в двигательных образах под музыку. Именно на основе первых впечатлений от художественной игры впоследствии будут развиваться творческие способности детей. Например:

-К вам пришла кукла Маша в нарядном платье. Что это у Маши? (Бантик.) Да, это бантик. А это что? (Шляпка) Что у неё на ножках? (Туфельки) Давайте попросим Машу поплясать: "Маша, попляши, пожалуйста". (Маша пляшет.)  Наши дети тоже умеют плясать. Посмотри. (Дети пляшут под "Гопачок" укр. нар, мелодию).

Вам понравилась кукла Маша? Давайте пригласим Машу ещё к нам прийти в гости. Приходи к нам, Маша, еще, пожалуйста.

Средний возраст

  В среднем возрасте ребёнок постепенно переходит:

 - от игры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя;

 -от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат.

 Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации.

Мы используем инсценировки песен , хороводы, игры с разными персонажами.

«Огородная-хороводная» муз. Б. Можжевелова., «Кот и мышь» муз. Ф. Рыбицкого. Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера («Двигаемся как животные»). (Явления природы-падают листья , летают снежинки, дует ветер).

Большое внимание уделяем импровизации (дети двигаются в соответствии  с характером музыки «Марш» муз. Е. Тиличеевой, «Вальс» муз. А. Жилина, «колыбельная» муз. С. Левидова.) В ходе такого перевоплощения происходит совершенствование эмоциональной сферы; дети мгновенно, в рамках заданного образа, реагируют на смену музыкальных характеристик.

 

В работе с детьми используются:

 - игры – драматизации.

 - постановка спектакля по произведению.

. Развиваем режиссёрскую игру.  Поощряем желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания содержания текста.


Старший возраст

В старшей группе дети продолжаем совершенствовать свои исполнительские умения.

Игра - драматизация  становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Мы продолжаем  разыгрывать небольшие сюжеты,  придумываем и разыгрываем диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.

 Для развития воображения даю  задания по слушанию музыки  «Представьте что вам подарили новую игрушку. У вас хорошее настроение вы поднимаете её над головой , любуетесь ею»  «Новая кукла» П.И. Чайковский. и т. д. .  Предоставляем детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

Продолжаем сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта.

Например игра «Кто я?» Представь и расскажи. Я:

- ящерка;

- ветерок;

- макаронина;

- рыбка;

- книжка

 Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля - всё это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнёрами.

Анализ эмоционального развития дошкольников в процессе театрализованной игры, позволяет сделать следующие выводы:

  • театрализованная игра является для дошкольников формой организации жизни и имеет определяющее значение в его психическом развитии;
  • разностороннее влияние этой деятельности на личность ребёнка позволяет использовать её как одно из эффективных педагогических средств;
  • создание психолого-педагогических условий является основой развития театрализованной игры детей дошкольного возраста;
  • театрализованная игра является источником развития чувств, глубоких переживаний, приобщает к духовным ценностям;
  • театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события;
  • театрализованная игра важнейшее средство развития у детей эмпатиит.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия;
  • театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста." подготовительная группа

В любом возрасте в произведениях можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмо...

Статья на тему «Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей дошкольного возраста»

laquo;Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей дошкольного возраста»...

Влияние театрализованной деятельности на эмоциональное развитие детей.

Эмоции-это прежде всего , сама естественность поведения ребенка, непосредственность, грация и свобода. Иными словами ,эмоции показывают:либо мы стремимся к чему-то, либо бежим от цели. (В.В.Зеньковски...

Опыт работы воспитателя Любовь Сергеевны Гавриловой по теме ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА -

Именно театральная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования личности ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Театрализованная де...

Статья для родителей и воспитателей "Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие дошкольников 1.10.2021 г

Статья "Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие дошкольников"...