«Использование игровых технологий в работе музыкального руководителя»
учебно-методический материал

Египко Оксана Александровна

Игровые технологии в работе музыкального руководителя.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Использование игровых технологий в работе музыкального руководителя»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Нам с Вами посчастливилось жить во времена перемен. Все вы знаете о переменах, которые произошли в системе образования. ФГОС предлагает дошкольное образование ориентированное, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. Предлагается использовать в работе игровой и разносторонний подход индивидуализированный, нацеленный на раскрытие потенциала каждого ребёнка.

Именно поэтому я и решила обратится к теме игры, точнее современных игровых технологий.

Игра — оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей.

Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по:

• отбору, разработке, подготовке игр;

       (Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого педагога.)

• включению детей в игровую деятельность;

• осуществлению самой игры;

• подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Педагогическая технология музыкального воспитания – это инструмент, позволяющий музыкальному руководителю эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности.

В своей работе я использую различный игровой материал, который подбираю исходя из поставленных мною педагогических целей и задач.

Вовлечение ребенка в процесс музицирования начинается с первых минут занятия, в этом мне помогают музыкальные игры –приветствия, использование которых решает задачи:

  • развития коммуникативных навыков
  • работы над ощущением формы
  • развития двигательной координации
  • развития чувства ритма.

Музыкальные игры-приветствия:

«Хей-хей!», «Рано утром», «У окошечка», «Здравствуйте ребята»,

«Мы начнем», «Здравствуйте».

Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)

Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, все они пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

В координационно—подвижных играх соединяются три главных компонента: музыка, речь и движение. Они учат ребенка ощущать свое тело и управлять им, а также развивают двигательные способности, память, речевое интонирование и чувство ритма.

Вам всем известны многие игры, в некоторые из них мы играли в детстве. «Гуси, гуси», «Цепи», «Барашеньки-крутороженьки»,«Слушай сигнал», «Колечко» и др.

Пальчиковые игры (музыкальные и речевые)

Ценность пальчиковых игр, в контексте развития музыкальности детей, заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы.

Пальчиковые игры

  • развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность
  • предвосхищают сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений)
  • повышают общий уровень организации ребёнка.

В своей работе использую пальчиковые игры Е.Железновой, М.Ю.Картушиной, И.Каплуновой, И.Новоскольцевой

 «Хор рук»

Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». Данная форма направлена на развитие

координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.

Игры звуками и элементарное музицирование.

В своей работе я использую Технологии Татьяны. Эдуардовны Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», которые содействует развитию у детей их творческих способностей, природной музыкальности, создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования.

Данная технология включает в себя ритмические игры с различными предметами (игра с палочками, игра на ложках, игра с ведерками, со стаканчиками, с воздушными шарами, с мячами, бумажный оркестр и т. д.)

В целом музыкальной деятельности применяется целый комплекс методов, которые усложняются в зависимости от поставленных задач и возрастных возможностей детей. Если вначале чаще применяются приёмы, предусматривающие действия по показу репродуктивные (делай как я) то постепенно детей подводят к самостоятельным, творческим действиям, но как сделать так, чтобы детям было всегда интересно?  

 Целостный подход к музыкальному воспитанию предполагает развитие специальных музыкальных способностей:

 - мелодический, звуковысотный слух,

ритмический слух, чувство лада;  

- выразительные интонации в пении; мимику и движения в     инсценировании;

 - освоение ритмических и танцевальных движений;

  - элементы творчества в исполнительской и продуктивной музыкальной деятельности;

  -оценку качества исполнения собой и товарищем.

Но процесс усвоения музыкального опыта всегда индивидуален. Выполнение одних и тех же заданий в разной степени стимулирует того или иного ребёнка. Для одних эти задания доступны, для других сложны. Именно поэтому необходим дифференцированный подход и индивидуальная работа с детьми. И чем интересней, наглядней и образней будут эти приёмы, тем успешнее обучение.   Попробуем убедиться в этом на примере ПЕНИЯ.

В своей работе я обратилась за опытом к известному и любимому многими современному педагогу, музыкальному руководителю Евтодьевой А.А.

Пособие: «Учимся петь и танцевать, играя». На основе глубокого анализа факторов, повлиявших на формирование певческих навыков, автор пособия показывает своеобразие организации игрового распевания и вытекающего из него успешного обучения пению.

Проблем у развития певческого голоса немало.

  • форсирование звука во время пения,
  • нечёткая дикция,
  • нарушения мелодичности и напевности звучания. 

Дошкольники не научены фальцетному голосообразованию, в результате чего поют в основном в разговорной манере, интонируют фальшиво и напряжённо, имеют небольшой диапазон звучания, нет необходимых навыков вокально-слуховой координации, дикции, артикуляции.

Чтобы решить перечисленные проблемы требуются определённые тренировочные действия: повторения, упражнения, закрепление. Но самое главное - чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности.   Все упражнения, которые даются для овладения определёнными навыками и умениями, должны носить игровую форму, быть образными.

Согласитесь, что пожалуй, самое трудное для музыкального работника – развить у ребёнка звуковысотный слух для этого нужно с раннего детства подводить детей к осознанному восприятию высоких и низких звуков во всех видах музыкальной деятельности. Очень помогают в этом музыкально-дидактические игры по принципу «высоко-низко», «большой – маленький» (младший возраст)

С раннего возраста на каждом занятии необходимо проводить образное слушание, в котором ребёнок находит образные, зрительные ассоциации к музыке.

   Если мелодия сыграна в высоком регистре, значит, музыка своей волшебной кисточкой нарисовала нам птичку, бабочку, цветок, дождик, зайчика и т.д., при этом необходимо делать акцент  на то, что только  высокая музыка позовёт к нам этих персонажей, а на звучание средней или низкой музыки к нам в гости придут медвежонок, тигрёнок, машина и т.д..

Евтодьева Алла Анатольевна, предлагает использовать на музыкальных занятиях игровое распевание (упражнения для развития певческого голоса и слуха).

Игровое распевание для развития вокальных способностей детей.

ИГРОВОЕ РАСПЕВАНИЕ включает в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса. В основе лежат понятные детям сюжеты, героев сказок или образные зарисовки, несложный текст и мелодия в двух регистрах: среднем и высоком. Наглядность и образность этих картинок помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях. Контрастность этих образов помогает детям чётко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало важно, ИГРАТЬ в них. (Картинки с нотами

Игровое распевание многофункционально:  

1. Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т.е  .чистое интонирование.

   2. Формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение         и пение товарищей;

 3. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении;

4. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание ТЕАТРАЛЬНЫХ ЭТЮДОВ   с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.

 5.  Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально - ритмических движений, музицирование детей

Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно, понятно ребятам, проходит в игровой форме и, как показывает опыт, является весьма результативным в достижении контрастного интонирования, которое так необходимо в ПЕНИИ.

 Игровое распевание развивает:

-Чистое интонирование (за счет образности персонажей, пения по ролям)

-дикцию, артикуляцию, дыхание

-артистические способности (жесты мимику через театральные этюды)

Основная задача музыкальных занятий в дошкольном возрасте – научить непринужденному и выразительному пению. Дети способны почувствовать и передать настроение песни. Путём бесед с детьми, рассуждений, проб и ошибок, мы с детьми приходим к выводу, что песня будет исполнена прекрасно, только если выполнены ТРИ условия:    

C:\Users\oksana\Desktop\d3a3924f4627d17b93ff5f5a3f48d4a3.jpg  -Чисто спетая мелодия

-Выразительность исполнения

  -Хорошая дикция

/Если хоть одно условие из этих составляющих не выполнено, значит, песня «заболела» и нужно её полечить. Разве можно обидеть Песню?/  

И вот только тогда, когда все эти ТРИ ПРАВИЛА соблюдены, песня станет ПЕСНЕЙ, она порадует слух и взор и исполнителей, и слушателей.

ДЕТСТВО – это, прежде всего, ИГРА. Если ребенок познает мир, получает знания в ИГРОВОЙ форме, то эти сведения усваиваются им быстрее и легче.  Вот и на  музыкальных занятиях игровые приёмы должны использоваться  во всех видах деятельности, тогда процесс обучения будет  живым, интересным и, главное, результативным.  Я убедилась в этом сначала на примере «РАСПЕВАНИЯ».

И если это обучение будет игровым, наглядным, то успех не замедлит проявить себя, и дети сами получат не только пользу, но и радость от этих занятий.

А отработанное чистое интонирование в распевании, несомненно, даст свои плоды в ПЕНИИ интересных и красивых мелодий с широким диапазоном.

Речевая игра со звучащими жестами

Цель: развивать ритмичность движений и умение сочетать их с произношением слов, вырабатывать у детей выдержку, развивать слуховое внимание.

Игра «Булки»

Стоя в кругу, хлопаем «Остинато» (2 хлопка – восьмые, развести руки в стороны – четверть)

Раз, два, всем привет!

Побежали, прибежали дружно все в буфет.

А теперь назад идём,

Булки все жуём.

С капустой, с морковкой, с клубникой…. и т.д.

 

Игра «Колпачок и палочка»

ЦЕЛЬ: Совершенствовать лёгкий танцевальный бег по кругу. Развивать слуховое внимание и чувство ритма.

Атрибуты: колпачок, закрывающий глаза, палочка.

Ход  игры:  Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия:

«На носочках друг за другом мы бежим веселым кругом

Будет палочка стучать, а ладошки повторять

И обратно друг за другом мы бежим веселым кругом,

Палочка, ты не молчи! Ритмы четко простучи!»

Дети стоят в кругу. В центре круга Водящий с палочкой, достающей до пола и в ярком колпачке, закрывающем глаза ребенка. 

Дети легко на носочках бегут по кругу в одну и другую сторону.  Водящий стоит.

Водящий отстукивает ритм палочкой по полу, дети одновременно хлопают в ладоши.

Дети два раза хлопают и говорят: «Повернись!»

 Водящий прыжком, опираясь на палочку, поворачивается на 180 %, и так 3 раза, когда дети говорят «Покажи!», водящий поднимает двумя руками перпендикулярно палочку, указывая на какого – либо ребенка. Поскольку колпачок закрывает глазки, водящий не видит на кого показывает, игра приобретает достаточный интерес у детей.

Ребенок, на которого указала палочка выходит.  Сам, или с помощью педагога снимает колпачок.

Игра «Угадай кто назвал»

Задачи: Развивать слуховое внимание, коммуникативные навыки детей.

Ход игры: Водящий стоит в центре круга в колпачке, который закрывает глаза.

Дети по кругу передают мячик. На остановку музыки тот ребенок, у которого оказался мячик называет имя.

Вне зависимости, угадывает ребенок или не угадывает – колпачек переходит к ребенку, который назвал имя. Игра повторяется.

Текст игры:

Мячик мы передаем,

Громко имя назовем,

Глазки ты не открывай,

Кто назвал тебя, узнай!

Игровой прием обучение детей ходьбе в хороводе.

Автор Евдотьева А.А.

Игра в прятки.

Спрячься, спрячься и сейчас будет ровным круг у нас

Ты за мной шагай, мой друг не ломай красивый круг

Кто неровно зашагал тот цепочку разорвал

Спрячься, спрячься, поскорей будет наш кружок ровней.

Умение водить хоровод нам пригодится в следующей игре

Игра «Лучики»

Растеряло солнышко лучи, но они совсем не горячи

Лучики возьмем, солнышку вернем,

лучики возьмем, солнышку вернем!

1-2-3, начало игры̀!

На полу в разных местах зала  лежат красное и желтое солнышки без лучиков.

Лучики (красные и желтые)  разбросаны широко по залу

Детки, (мальчики и девочки)  разбившись на 2 кружка водят хороводы вокруг своих  солнышек.

После слов 1-2-3, начало игры -  носят лучики своего цвета к своему солнышку.

Кто быстрее соберет красивое солнышко – тот победил.

Пришла пора передать эстафетную палочку моей коллеге, и в этом мне поможет опять игра.

Цель: создать благоприятные условия для позитивного настроения, условия для совместной игровой и познавательной деятельности.

Игра «Яблочко» автор Холодная И.

(пожелания имениннику)

Дети стоят в кругу, передают яблочко из рук в руки, именинник в центре. На окончание песенки тот, у кого остановилось яблочко выходит в центр, вкладывает яблочко в руки имениннику (яблочко волшебное, оно исполняет желание!), и говорит свое пожелание.

Далее игра продолжается

Текст:

Яблочко покатится по рукам

Яблочко в ладошки я передам!

Яблочко катись, катись,

А потом остановись,

В руки яблочко вложи, пожелание скажи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ"

Данная презентация освещает некоторые здоровьесберегающие технологии, которые можно с успехом использовать в непосредственно образовательной деятельности музыкального руководителя ДОУ....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя

в соответствии с новыми нормативными документами  особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая  внедрения здоровьесб...

Использование современных технологий в работе музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста и их родителями

В статье  предоставлены материалы из опыта педагогов детского сада №40 Колпинского района по взаимодействию и сотрудничеству в области музыкального воспитания детей. Перечислины принципы для дост...

Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя»

 Здоровье человека- актуальная  тема  для разговора во все времена. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, химические добавк...

Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в работе музыкального руководителя»

Игра — оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей....

Использование образовательных технологий в работе музыкального руководителя (Из опыта работы)

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении. на современном этапе, наполняется новым содержанием - растить человека способного к самостоятельному творческому труду, личнос...

Игровые технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения

Применение инновационных программ и технологий позволяет повысить уровень музыкального развития детей.  Развивая музыкальные способности детей на музыкальных занятиях, педагог способствует их воз...