Главные вкладки

    Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в работе музыкального руководителя»
    консультация

    Дмитриева Светлана Генриховна

    Игра — оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_igrovye_tehnologii.docx43.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 «Солнышко» г.Волжска РМЭ.

    Консультация для педагогов

    «Использование игровых технологий в работе музыкального руководителя»

    Подготовила

    Музыкальный руководитель

    Дмитриева С.Г.

    Здравствуйте, уважаемые коллеги! Нам с Вами посчастливилось жить во времена перемен. Все вы знаете о переменах, которые произошли в системе образования. ФГОС предлагает дошкольное образование ориентированное, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. Предлагается использовать в работе игровойи разносторонний подход индивидуализированный, нацеленный на раскрытие потенциала каждого ребёнка.

    Именно поэтому я и решила обратится к теме игры, точнее современных игровых технологий.

    Игра — оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей.

    Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по:

    • отбору, разработке, подготовке игр;

           (Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого педагога.)

    • включению детей в игровую деятельность;

    • осуществлению самой игры;

    • подведению итогов, результатов игровой деятельности.

    Педагогическая технология музыкального воспитания – это инструмент, позволяющий музыкальному руководителю эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности.

    В своей работе я использую различный игровой материал, который подбираю исходя из поставленных мною педагогических целей и задач.

    Вовлечение ребенка в процесс музицирования начинается с первых минут занятия, в этом мне помогают музыкальные игры –приветствия, использование которых решает задачи:

    • развития коммуникативных навыков
    • работы над ощущением формы
    • развития двигательной координации
    • развития чувства ритма.

    Музыкальные игры-приветствия:

    «Хей-хей!», «Рано утром», «У окошечка», «Здравствуйте ребята»,

    «Мы начнем», «Здравствуйте».

    Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)

    Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, все они пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

    В координационно—подвижных играх соединяются три главных компонента: музыка, речь и движение. Они учат ребенка ощущать свое тело и управлять им, а также развивают двигательные способности, память, речевое интонирование и чувство ритма.

    Вам всем известны многие игры, в некоторые из них мы играли в детстве. «Гуси, гуси», «Цепи», «Барашеньки-крутороженьки»,«Слушай сигнал», «Колечко» и др.

    Пальчиковые игры (музыкальные и речевые)

    Ценность пальчиковых игр, в контексте развития музыкальности детей, заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы.

    Пальчиковые игры

    • развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность
    • предвосхищают сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений)
    • повышают общий уровень организации ребёнка.

    В своей работе использую пальчиковые игры Е.Железновой, М.Ю.Картушиной, И.Каплуновой, И.Новоскольцевой

    «Хор рук»

    Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». Данная форма направлена на развитие

    координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.

    Игры звуками и элементарное музицирование.

    В своей работе я использую Технологии Татьяны. Эдуардовны Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», которыесодействует развитию у детей их творческих способностей, природной музыкальности, создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования.

    Данная технология включает в себя ритмические игры с различными предметами (игра с палочками, игра на ложках, игра с ведерками, со стаканчиками, с воздушными шарами, с мячами, бумажный оркестр и т. д.)

    В целом музыкальной деятельностиприменяется целый комплекс методов, которые усложняются в зависимости от поставленных задач и возрастных возможностей детей. Если вначале чаще применяются приёмы, предусматривающие действия по показу репродуктивные (делай как я) то постепенно детей подводят к самостоятельным, творческим действиям, но как сделать так, чтобы детям было всегда интересно?  

     Целостный подход к музыкальному воспитанию предполагает развитие специальных музыкальных способностей:

     - мелодический, звуковысотный слух,

    ритмический слух, чувство лада;  

    - выразительные интонации в пении; мимику и движения в     инсценировании;

     - освоение ритмических и танцевальных движений;

      - элементы творчества в исполнительской и продуктивной музыкальной деятельности;

      -оценку качества исполнения собой и товарищем.

    Но процесс усвоения музыкального опыта всегда индивидуален. Выполнение одних и тех же заданий в разной степени стимулирует того или иного ребёнка. Для одних эти задания доступны, для других сложны. Именно поэтому необходим дифференцированный подход и индивидуальная работа с детьми. И чем интересней, наглядней и образней будут эти приёмы, тем успешнее обучение.   Попробуем убедиться в этом на примере ПЕНИЯ.

    В своей работе я обратилась за опытом к известному и любимому многими современному педагогу, музыкальному руководителю Евтодьевой А.А.

    Пособие: «Учимся петь и танцевать, играя». На основе глубокого анализа факторов, повлиявших на формирование певческих навыков, автор пособия показывает своеобразие организации игрового распевания и вытекающего из него успешного обучения пению.

    Проблем у развития певческого голоса немало.

    • форсирование звука во время пения,
    • нечёткая дикция,
    • нарушения мелодичности и напевности звучания. 

    Дошкольники не научены фальцетному голосообразованию, в результате чего поют в основном в разговорной манере, интонируют фальшиво и напряжённо, имеют небольшой диапазон звучания, нет необходимых навыков вокально-слуховой координации, дикции, артикуляции.

    Чтобы решить перечисленные проблемы требуются определённые тренировочные действия: повторения, упражнения, закрепление. Но самое главное - чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности.   Все упражнения, которые даются для овладения определёнными навыками и умениями, должны носить игровую форму, быть образными.

    Согласитесь, что пожалуй, самое трудное для музыкального работника – развить у ребёнка звуковысотный слух для этого нужно с раннего детства подводить детей к осознанному восприятию высоких и низких звуков во всех видах музыкальной деятельности. Очень помогают в этом музыкально-дидактические игры по принципу «высоко-низко», «большой – маленький» (младший возраст)

    С раннего возраста на каждом занятии необходимо проводить образное слушание, в котором ребёнок находит образные, зрительные ассоциации к музыке.

       Если мелодия сыграна в высоком регистре, значит, музыка своей волшебной кисточкой нарисовала нам птичку, бабочку, цветок, дождик, зайчика и т.д., при этом необходимо делать акцент  на то, что только  высокая музыка позовёт к нам этих персонажей, а на звучание средней или низкой музыки к нам в гости придут медвежонок, тигрёнок, машина и т.д..

    Евтодьева Алла Анатольевна, предлагает использовать на музыкальных занятиях игровое распевание (упражнения для развития певческого голоса и слуха).

    Игровое распевание для развития вокальных способностей детей.

    ИГРОВОЕ РАСПЕВАНИЕ включает в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса. В основе лежат понятные детям сюжеты, героев сказок или образные зарисовки, несложный текст и мелодия в двух регистрах: среднем и высоком. Наглядность и образность этих картинок помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях. Контрастность этих образов помогает детям чётко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало важно, ИГРАТЬ в них. (Картинки с нотами

    Игровое распевание многофункционально:  

    1. Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т.е  .чистое интонирование.

       2. Формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение         и пение товарищей;

     3. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении;

    4. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание ТЕАТРАЛЬНЫХ ЭТЮДОВ   с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.

     5.  Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально - ритмических движений, музицирование детей

    Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно, понятно ребятам, проходит в игровой форме и, как показывает опыт, является весьма результативным в достижении контрастного интонирования, которое так необходимо в ПЕНИИ.

     Игровое распевание развивает:

    -Чистое интонирование (за счет образности персонажей, пения по ролям)

    -дикцию, артикуляцию, дыхание

    -артистические способности (жесты мимику через театральные этюды)

    Основная задача музыкальных занятий в дошкольном возрасте – научить непринужденному и выразительному пению. Дети способны почувствовать и передать настроение песни. Путём бесед с детьми, рассуждений, проб и ошибок, мы с детьми приходим к выводу, что песня будет исполнена прекрасно, только если выполнены ТРИ условия:    

    C:\Users\oksana\Desktop\d3a3924f4627d17b93ff5f5a3f48d4a3.jpg-Чисто спетая мелодия

    -Выразительность исполнения

      -Хорошая дикция

    /Если хоть одно условие из этих составляющих не выполнено, значит, песня «заболела» и нужно её полечить. Разве можно обидеть Песню?/

    И вот только тогда, когда все эти ТРИ ПРАВИЛА соблюдены, песня станет ПЕСНЕЙ, она порадует слух и взор и исполнителей, и слушателей.

    ДЕТСТВО – это, прежде всего, ИГРА. Если ребенок познает мир, получает знания в ИГРОВОЙ форме, то эти сведения усваиваются им быстрее и легче.  Вот и на  музыкальных занятиях игровые приёмы должны использоваться  во всех видах деятельности, тогда процесс обучения будет  живым, интересным и, главное, результативным.  Я убедилась в этом сначала на примере «РАСПЕВАНИЯ».

    И если это обучение будет игровым, наглядным, то успех не замедлит проявить себя, и дети сами получат не только пользу, но и радость от этих занятий.

    А отработанное чистое интонирование в распевании, несомненно, даст свои плоды в ПЕНИИ интересных и красивых мелодий с широким диапазоном.

    Речевая игра со звучащими жестами

    Цель: развивать ритмичность движений и умение сочетать их с произношением слов, вырабатывать у детей выдержку,развивать слуховое внимание.

    Игра «Булки»

    Стоя в кругу, хлопаем «Остинато» (2 хлопка – восьмые, развести руки в стороны – четверть)

    Раз, два, всем привет!

    Побежали, прибежали дружно все в буфет.

    А теперь назад идём,

    Булки все жуём.

    С капустой, с морковкой, с клубникой…. и т.д.

    Игра «Колпачок и палочка»

    ЦЕЛЬ: Совершенствовать лёгкий танцевальный бег по кругу. Развивать слуховое внимание и чувство ритма.

    Атрибуты: колпачок, закрывающий глаза, палочка.

    Ход  игры:  Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия:

    «На носочках друг за другом мы бежим веселым кругом

    Будет палочка стучать, а ладошки повторять

    И обратно друг за другом мы бежим веселым кругом,

    Палочка, ты не молчи! Ритмы четко простучи!»

    Дети стоят в кругу. В центре круга Водящий с палочкой, достающей до пола и в ярком колпачке, закрывающем глаза ребенка.

    Дети легко на носочках бегут по кругу в одну и другую сторону.  Водящий стоит.

    Водящий отстукивает ритм палочкой по полу, дети одновременно хлопают в ладоши.

    Дети два раза хлопают и говорят: «Повернись!»

     Водящий прыжком, опираясь на палочку, поворачивается на 180 %, и так 3 раза, когда дети говорят «Покажи!», водящий поднимает двумя руками перпендикулярно палочку, указывая на какого – либо ребенка. Поскольку колпачок закрывает глазки, водящий не видит на кого показывает, игра приобретает достаточный интерес у детей.

    Ребенок, на которого указала палочка выходит.  Сам, или с помощью педагога снимает колпачок.

    Игра «Угадай кто назвал»

    Задачи: Развивать слуховое внимание, коммуникативные навыки детей.

    Ход игры: Водящий стоит в центре круга в колпачке, который закрывает глаза.

    Дети по кругу передают мячик. На остановку музыки тот ребенок, у которого оказался мячик называет имя.

    Вне зависимости, угадывает ребенок или не угадывает – колпачек переходит к ребенку, который назвал имя. Игра повторяется.

    Текст игры:

    Мячик мы передаем,

    Громко имя назовем,

    Глазки ты не открывай,

    Кто назвал тебя, узнай!

    Игровой прием обучение детей ходьбе в хороводе.

    Автор Евдотьева А.А.

    Игра в прятки.

    Спрячься, спрячься и сейчас будет ровным круг у нас

    Ты за мной шагай, мой друг не ломай красивый круг

    Кто неровно зашагал тот цепочку разорвал

    Спрячься, спрячься, поскорей будет наш кружок ровней.

    Умение водить хоровод нам пригодится в следующей игре

    Игра «Лучики»

    Растеряло солнышко лучи, но они совсем не горячи

    Лучики возьмем, солнышку вернем,

    лучики возьмем, солнышку вернем!

    1-2-3, начало игры̀!

    На полу в разных местах зала  лежат красное и желтое солнышки без лучиков.

    Лучики (красные и желтые)  разбросаны широко по залу

    Детки, (мальчики и девочки)  разбившись на 2 кружка водят хороводы вокруг своих  солнышек.

    После слов 1-2-3, начало игры -  носят лучики своего цвета к своему солнышку.

    Кто быстрее соберет красивое солнышко – тот победил.

    Пришла пора передать эстафетную палочку моей коллеге, и в этом мне поможет опять игра.

    Цель: создать благоприятные условия для позитивного настроения, условия для совместной игровой и познавательной деятельности.

    Игра «Яблочко» автор Холодная И.

    (пожелания имениннику)

    Дети стоят в кругу, передают яблочко из рук в руки, именинник в центре. На окончание песенки тот, у кого остановилось яблочко выходит в центр, вкладывает яблочко в руки имениннику (яблочко волшебное, оно исполняет желание!), и говорит свое пожелание.

    Далее игра продолжается

    Текст:

    Яблочко покатится по рукам

    Яблочко в ладошки я передам!

    Яблочко катись, катись,

    А потом остановись,

    В руки яблочко вложи, пожелание скажи!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов "Использование информационно - коммуникативных технологий в работе педагога"

    Консультация для педагогов на тему: "Использование информационно - коммуникативных технологий в работе педагога"...

    Консультация для педагогов "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе воспитателя ДОУ"

    Консультация для педагогов о значении использования ИКТ в образовательной работе....

    «Использование игровых технологий в работе музыкального руководителя»

    Игровые технологии в работе музыкального руководителя....

    Консультация для педагогов «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»

    Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании...

    Консультации для педагогов "Использование информационно – коммуникативных технологий в работе с детьми."

    Консультации для педагогов "Использование информационно – коммуникативных       технологий в работе с детьми."...

    Консультация для педагогов "Использование современных игровых технологий математического развития детей дошкольного возраста"

    Консультация – тренинг - устное изложение материала сочетается с выполнением упражнений, направленных на развитие, формирование, коррекцию у человека необходимых профессиональных качеств. Консул...