проект по сказкотерапии
проект (средняя группа)

Федорова Наталья Анатольевна

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств.

На рубеже 60-70-х годов ХХ века появился уникальный метод  работы с внутренним миром ребенка – сказкотерапия, разработанный  М. Эриксоном.

Сказка – это повествовательное, народнопоэтическое произведение о вымышленных мирах и событиях, преимущественно с участием волшебных сил (Ожегов).

Мудрецы говорят, что самое главное – напитать душу ребенка добром. Наверное,  это и есть главная задача сказок.

Терапия – уход, забота, лечение.

В научно – педагогической литературе, сказкотерапия  - это забота  об эмоциональном  и психологическом здоровье личности  средствами народнопоэтических произведений  (т.е. сказами).

Цель метода сказкотерапии  - активизация творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.

Секрет метода  заключается в том, что в сказкотерапии важно последствие – та мощная сила, стимулирующая развитие личности. Развитие, не зависящее от психолога – собственное развитие.

Цель проекта – развитие интеллектуальной сферы ребенка дошкольника 4-5 лет методом сказкотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_skazkoterapii.docx81.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 180 «Журавлик» города Чебоксары Чувашской Республики

                                                                   Автор-составитель: воспитатель

                                                                  Федорова Наталья Анатольевна

                                                                 

                                        Чебоксары, 2017 г.

Информационная карта проекта

Наименование проекта

 «Развитие интеллектуальной сферы ребенка дошкольника 4-5 лет методом сказкотерапии»

Вид проекта

Творческий, ролево-игровой, комплексный

Основание для разработки проекта

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • «Конвенция о правах ребенка»;
  • «От рождения до школы. Основная общеобразовательная

программа  дошкольного образования»  под  ред.  Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,  М. А.  Васильевой

Цель проекта

Развитие интеллектуальной сферы ребенка дошкольника 4-5 лет методом сказкотерапии

Задачи проекта

  • формирование понимания эмоционального состояния героев сказок и своего собственного;
  • формирование практических навыков и умений двигательного воображения;
  • развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов;
  • развитие детского творчества в различных видах деятельности (продуктивная, речевая, художественная, игровая);
  • совершенствование навыков связной (диалогической, монологической) речи детей;
  • воспитание  интереса к сказкам;
  • воспитание умения совместно работать над постановкой, выступать вместе с коллективом сверстников.

Описание проекта

В проекте представлена системная технология развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством погружения ребёнка в сказку через различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, продуктивно-творческую.

Проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей, воспитателей и специалистов ДОУ, что способствует укреплению связей в едином образовательном пространстве: ребенок – семья – ДОУ.

Проект содержит перспективные планы  работы с детьми, взаимодействия с родителями, воспитателями и специалистами ДОУ; конспекты занятий, творческие игры и задания.

Для эффективной реализации проекта необходимы условия, которые представлены как ресурсное обеспечение проекта.

Сроки реализации проекта

1год (с сентября 2017г. - май 2018г.).

Этапы реализации проекта

I  этап (подготовительный):

Диагностика детей, составление плана работы, подготовка практического материала;

II этап (основной):

Проведение занятий, прослушивание русских народных сказок в аудиозаписи, драматизация сказок, показ настольного театра,  проведение совместных  мероприятий   с родителями;

III этап (заключительный):

Показательное выступление -  лучшая  фитбол - сказка, придуманная детьми и родителями по конкурсу «Семейное словотворчество»; проведение диагностики на конец года с целью отслеживания результата работы

Порядок управления реализации проекта

Управление реализацией проекта осуществляется воспитателем дошкольного учреждения в процессе воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Участники проекта

Дети, родители, воспитатели и специалисты ДОУ

Место реализации проекта

МБДОУ «Детский сад №180» г. Чебоксары

Разработчик проекта

Федорова Наталья Анатольевна,  воспитатель

Порядок мониторинга проекта

Оценка творческой деятельности воспитанников отслеживается через диагностику уровней умений и навыков дошкольников по театрализованной деятельности (адаптированная диагностика Комаровой Т.С. и Антипиной Е.А), которая проводится на основе творческих заданий, театрализации сказок, наблюдения во время проектной деятельности;

Ожидаемые результаты

  • формирование у детей понимания эмоционального состояния героев сказок и передачи  их образов, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию);
  • формирование  практических  навыков и умений двигательного воображения;
  • развитие творческих способностей  в различных видах деятельности (художественной, речевой, музыкальной  и игровой);
  • выразительное исполнение монологов, диалогов, реп-лик;
  • овладение навыками публичных выступлений;
  • формирование   устойчивого интереса  к сказкам;
  • формирование команды единомышленников: педагогов, детей и родителей;
  • повышение профессионализма в использовании метода проектов в образовательной деятельности.

        Краткая аннотация проекта

В проекте  представлены разработанные и апробированные занятия с элементами сказкотерапии, а также эффективные формы обучения детей среднего дошкольного возраста, направленные на активизацию творческого потенциала личности ребенка, что отвечает современным запросам системы образования и социальному заказу общества.

Актуальность

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств.

На рубеже 60-70-х годов ХХ века появился уникальный метод  работы с внутренним миром ребенка – сказкотерапия, разработанный  М. Эриксоном.

Сказка – это повествовательное, народнопоэтическое произведение о вымышленных мирах и событиях, преимущественно с участием волшебных сил (Ожегов).

Мудрецы говорят, что самое главное – напитать душу ребенка добром. Наверное,  это и есть главная задача сказок.

Терапия – уход, забота, лечение.

В научно – педагогической литературе, сказкотерапия  - это забота  об эмоциональном  и психологическом здоровье личности  средствами народнопоэтических произведений  (т.е. сказами).

Цель метода сказкотерапии  - активизация творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.

Секрет метода  заключается в том, что в сказкотерапии важно последствие – та мощная сила, стимулирующая развитие личности. Развитие, не зависящее от психолога – собственное развитие.

Цель проекта – развитие интеллектуальной сферы ребенка дошкольника 4-5 лет методом сказкотерапии.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование понимания эмоционального состояния героев сказок и своего собственного;
  • формирование практических навыков и умений двигательного воображения

Развивающие:

  • развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов;
  • развитие детского творчества в различных видах деятельности (продуктивная, речевая, художественная, игровая);
  • совершенствование навыков связной (диалогической, монологической) речи детей

Воспитательные:

  • воспитание  интереса к сказкам;
  • воспитание умения совместно работать над постановкой, выступать вместе с коллективом сверстников.

        Ожидаемые результаты

  • формирование у детей понимания эмоционального состояния героев сказок и передачи  их образов, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию);
  • формирование  практических  навыков и умений двигательного воображения;
  • развитие творческих способностей  в различных видах деятельности (художественной, речевой, музыкальной  и игровой);
  • выразительное исполнение монологов, диалогов, реплик;
  • овладение навыками публичных выступлений;
  • формирование   устойчивого  интереса  к сказкам;
  • формирование команды единомышленников: педагогов, детей и родителей;
  • повышение профессионализма в использовании метода проектов в образовательной деятельности.

Исполнители проекта и основные участники:

В данном проекте примут участие дети среднего дошкольного возраста, их  родители, воспитатели и специалисты ДОУ, что способствует укреплению связей в едином образовательном пространстве: ребенок – семья – ДОУ.

Формы подведения итогов реализации проекта:

  • Показательное  выступление - лучшая  фитбол - сказка, придуманная  детьми и родителями по конкурсу  «Семейное словотворчество»
  •  Диагностика на начало и конец года (приложение 1).

Сроки и этапы реализации проекта:

Раздел

Сроки

Формы работы

Выход

1.Подготовительный

Диагностика детей, составление плана работы, подготовка практического материала: наглядно – дидактических  пособий, иллюстраций, аудио и видео материалов,  подбор библиотеки,   оформление уголка для родителей по русским народным сказкам-

консультационный материал,  советы, рекомендации.

Конспекты занятий, консультации, наглядно-иллюстрированный материал, дидактические игры:

 «Узнай сказку»

«Собери сказку»

«Кто лишний»

«Узнай по силуэту»

2. Основной

Совместная  деятельность  взрослых  и  детей: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия, прослушивание русских народных сказок  в  аудиозаписи, драматизация сказок, показ настольного театра, проведение совместных мероприятий с родителями: мастер-класс, семейное словотворчество, совместно-продуктивное творчество (конкурсы  рисунков, творческая мастерская по изготовлению атрибутов, декораций, афиш к спектаклю, разных видов театра.

Открытые мероприятия, выставка детских рисунков по теме «Моя любимая сказка»,  наполнение предметно–развивающей  среды  костюмами, декорациями, атрибутами к спектаклю,  разными видами театра

3.Заключительный

Показательное выступление: лучшая фитбол-сказка, приду-манная  детьми и родителями по конкурсу: «Семейное словотворчество»; проведение диагностики на конец года  с целью отслеживания  результатов работы

Рефлексия (самоанализ)

Перспективный план работы с детьми

№ п/п

Тема

Цель

Формы  работы

Месяц

1

Знакомство со  сказкой

 «Теремок»

Познакомить  детей с действием сериации (выстраивание  объектов  в порядке возрастания и убывания какого - либо признака) – одно из первых мыслительных действий в дошкольном возрасте;  развитие творческого воображения  и речи.

8 занятий: 1.читаем сказку и отвечаем на вопросы; 2.раскладываем картинки; 3.замещаем персонажей сказки; 4.моделируем сказку; 5.разыгрываем сказ-ку6.рассказываем фрагменты сказки; 7.рассказываем всю сказку; 8.рызыгрываем сказку

с помощью фитбол – мячей (здоровьесберегающие технологии)

сентябрь

2

Сказка  с

шумовым сопровождением «Заяц в лесу».

Комплексное   развитие

ребенка: мелкой моторики, слуховой  памяти,  творческой  фантазии, формирование навыков сотрудничества и сотворчества.

Чтение сказки, используя между паузами звуковые эффекты

октябрь

3

«Просто так» (стретчинг с элементами сказкотерапии)

Укрепление  здоровья, развитие  двигательной памяти,  творческого мышления  и воображения.

Специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме под  речитатив сказок

ноябрь

4

Сказка «Три медведя»

Развитие мышления,

творческого воображения  и речи.

8 занятий: 1. читаем сказку и отвечаем на вопросы; 2.раскладываем картинки; 3.подбираем предметы по величине; 4.моде-лируем сказку; 5.разыгрываем сказку; 6.рассказываем фрагменты сказки; 7.рассказываем всю сказку; 8.рызыгрываем сказку с помощью театра-масок или  магнитного театра

декабрь

5

«Сказки

вместе сочиняем, а потом мы в них

играем»

«Звери шли к теремку  и

оставили следы»

Развитие  творческого

воображения и мышления

закрепление пройденного материала (сказка «Теремок»), развитие творческого воображения

Семейное словотворчество

Игры на прогулке (дети оставляют следы на снегу)

январь

6

Сказка «Три

поросенка»

Развитие мышления,

творческого воображения  и речи.

8 занятий: 1. читаем сказку и отвечаем на вопросы; 2.раскладываем картинки; 3.подбираем предметы по величине; 4.моделируем сказку; 5.разыгрываем сказку; 6.рассказываем фрагменты сказки; 7.рассказываем всю сказку; 8.рызыгрываем сказку с помощью кукольного театра или «театра кружек»

февраль

7

«Моя любимая сказка»

Сказка «Репка»

Учить выражать своё отношение к героям, отображать свои эмоции в рисунках, формировать и развивать творческий замысел и фантазию. Укрепление  здоровья, развитие  двигательной памяти и творческого воображения

Изобразительная деятельность

Разыгрываем сказку с помощью фитбол – мячей (здоровьесберегающие технологии)

март

8

Игровые занятия: «Сказка  за сказкой»;

«Сказка  по кругу» (с мячом);

«Вы попали в сказку»;

Игра-танец «Мы  из сказки»;

Игры в уголке ряженья (переодевание в  костюмы  персонажей сказки)

Продолжать знакомить детей с разными чертами характера литературного персонажа.

Учить рассказывать новую сказку, передавая мяч друг другу. Развивать  творческое

мышление  детей обучать  выполнять ритмико - двигательные движения, проявляя творческую   импровизацию

Игровая деятельность

Художественная деятельность

апрель

9

Игровая деятельность

Д/игры: «Узнай сказку», «Собери сказку», «Кто

 лишний»,

«Узнай   по

силуэту».

Закрепить знания о героях сказки. Учить по силуэту, характерной форме узнавать сказочных героев, описывать их внешний вид и характерные признаки.

Игровая деятельность

апрель

10

Аппликация: пригласительная открытка на спектакль

Воспитывать интерес к театрально - игровой деятельности, желание создавать открытки - приглашения для родителей, поддерживать стремление проявлять  свою творческую  фантазию, воображение в изготовлении приглашений.

Ручной труд

май

11

«Фитбол сказки» (придуманные детьми и родителями)

Развитие двигательного воображения, творческого мышления

Художественная деятельность

май

Перспективный план работы с родителями

№ п/п

Форма работы

Тема

Сроки

1

Консультация – рекомендация на информационном стенде

«Роль сказки в жизни ребенка»

сентябрь

2

Работа библиотеки «В помощь родителям»

«Играем в сказку» (сборник Д/игр, заданий, вопросов, аудио-сказок,  игровых ситуаций по сюжетам сказок).

сентябрь - октябрь

3

Консультация

«Речевые игры по мотивам русских народных сказок»

ноябрь

4

Консультация –практикум

«Сказки на кончиках пальцев»

ноябрь

5

Консультация в форме презентации

«Вкусная сказка из теста»

декабрь

6

Семейное словотворчество

Сказки вместе сочиняем, а потом мы в них играем.

январь

Родительская Мастерская (изготовление атрибутов, костюмов, декораций для спектакля)

Мастерим для театра

февраль -март

Изготовление театральной афиши  (детско-родительское творчество)

«Спешите видеть!»

апрель

Фоторепортаж

«Готовимся к спектаклю»

май

Просмотр спектакля и отзывы родителей на премьеру

«Мы спектакль посмотрели..»

май

Перспективный план работы с воспитателями и специалистами ДОУ:

№ п/п

Форма работы

Тема

Сроки

1

Консультация

«Сказкотерапия  как мощный инструмент формирования и развития личности ребенка»

сентябрь

2

Семинар-аукцион

«Ребенок. Сказка. Творчество»

октябрь

3

Семинар-практикум (Су-Джок терапия – упражнения с массажным  мячом по мотивам русских сказок)

«Сказочные мячики»

ноябрь

4

Презентация

«Кукольный театр »

ноябрь

5

Мастер-класс (персонажи кукольного театра)

«Сказки на картоне»                            

декабрь

6

Оформление картотеки

«Подвижные игры по мотивам русских народных сказок»                                

январь

 Ресурсное обеспечение проекта

  • Учебно-методическое:

  • Программная литература по проектированию: Романова Т.А.   «Проектирование развития ДОУ»;
  • Методические рекомендации  по  сказкам: «Теремок», «Три медведя», «Три поросенка» (Н.Е. Веракса,  А.Н. Веракса);
  • Методические разработки «Занимательный материал» (художественная литература, наглядные пособия, дидактические игры, аудио-сказки,  подборка речевых, подвижных игр, упражнений с массажным мячом по мотивам русских сказок, подборка консультаций для родителей, воспитателей и специалистов ДОУ, презентации);
  • Диагностико-дидактическое обеспечение (Т.С.Комарова)
  • Материально-техническое:

  • Магнитофон с возможностью проигрывания записей на CD-RW и CD-R как в формате CD-audio, так и в формате МР3, по возможности - компьютер и мультимедийный проектор;
  • Театральные реквизиты по сказкам,набор театральных костюмов;
  • Разные виды театра: кукольный, пальчиковый, настольный, плоскостной, «театр кружек»;
  • Канцелярские принадлежности;
  • Спортивное оборудование: гимнастические  коврики,  мячи «Су-Джок», фитболы.

Список литературы:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Театрализованные занятия и игры в детском саду. - М.: АРКТИ, 2010.- 144 с.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Методические рекомендации к наглядно-дидактическому пособию «Теремок» - М.: Мозайка-синтез, 2009.-10с.
  3. Веракса  Н.Е., Веракса  А.Н. Методические рекомендации к наглядно-дидактическому пособию «Три медведя» - М.: Мозайка-синтез, 2009.-10с.
  4. Веракса  Н.Е., Веракса  А.Н. Методические рекомендации к наглядно-дидактическому пособию «Три поросенка» - М.: Мозайка-синтез, 2009.-10с.
  5. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающаясказкотерапия  для детей. Спб. Речь; М.: Сфера, 2008. – 221с.
  6. Новиковская  О. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет.- СПб.: Паритет, 2007.-112с.
  7. Организация творческой деятельности детей 3-7 лет / авт.- сост. И.П.Посашкова. – Волгоград: Учитель, 2009.- 222с.
  8. Овчинникова Т.С, Потапчук А.А. Двигательныйигротренинг  для дошкольников. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.- 176с.
  9. «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозайка-Синтез, 2011г. –336 с.
  10. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович. - СПб.: Речь, 2004.-

224с.

  1. Рисуем кукольный спектакль: комплексные занятия, сюжетно- ролевые и дидактические игры/авт.-сост. Л.Г. Киреева, О.А. Саськова. - Волгоград:  Учитель, 2008. – 127с.
  2. Ребенок в мире сказок/авт.- сост.О.П. Власенько.- Волгоград: Учитель, 2009-44с.
  3. Сказочный театр физической культуры: физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок/ авт.-сост. Н.А. Фомина –Волгоград: Учитель, 2011.- 91с.
  4. Театрализованная деятельность. Занимательные материалы/ авт-сост. Р.А. Жукова-Волгоград: ИДТ «Корифей».-112с.
  5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков: Фолио; М.:ООО АСТ, 2000.- 464с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика выявления уровней умений и навыков по  театрализованной деятельности детей среднего дошкольного возраста

Оценка творческой деятельности воспитанников отслеживается через диагностику уровней умений и навыков дошкольников по театрализованной деятельности (адаптированная диагностика Комаровой Т.С. и Антипиной Е.А), которая проводится на основе творческих заданий, бесед с детьми, отражений своих впечатлений в рисунках, наблюдений во время проектной деятельности(таблица 1).

Таблица 1

1. Основы театральной культуры

Высокий уровень:

3 балла

Средний уровень:

2 балла

Низкий уровень:

1 балл

1.

Проявляет устойчивый

Интерес к театрально-

игровой     деятельности

(с удовольствием участвует в драматизации сказки)

Интересуется театральной деятельностью

Не проявляет интереса к театральной деятельности

2.

Называет различные виды театра, знает различия, с их помощью может разыгрывать сказку

Использует свои знания в театрализованной деятельности

Затрудняется назвать

различные виды театра, отказывается принимать участие в игре, драматизации

2. Речевая культура

1.

Понимает главную

идею  литературного произведения, поясняет свое высказывание

Понимает главную идею литературного произведения

Понимает содержание произведения

2.

Дает подробные словесные характеристики  главных и второстепенных героев

Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев

Различает главных и второстепенных героев

3.

Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения

Выделяет и может

охарактеризовать единицы сюжета

Затрудняется выделить единицы сюжета

4.

Умеет  пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно - образные средства выразительности

речи

В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения)

Пересказывает произведение

с помощью педагога

3. Эмоционально-образное развитие

1.

Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства

воспитателя

Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь в выразительности

Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения

2.

Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы

Передает в свободных пластических движениях характер  музыки

Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки

4. Основы коллективной творческой деятельности

1.

Проявляет инициативу,

согласованность действий с партнерами, творческую

активность на всех этапах работы над спектаклем

Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллетивной деятельности

Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем

Мониторинг развития детей 4-5лет по театрализованной деятельности (на начало организации проекта)

Ф.И. ребенка

Основы театральной культуры

Речевая культура

Эмоционально-

образное

развитие

Коллективно-творческая

деятельность

н

н        

н

             н

1.

н

н

н

н

2.

с

с

с

с

3.

с

с

с

с

4.

с

с

с

с

5.

с

с

с

с

6.

с

с

c

с

7.

с

с

с

с

8.

с

с

с

с

9.

с

с

с

с

10

с

с

с

с

11

с

н

н

с

12

с

с

с

с

13

с

с

с

с

14

с

с

н

с

15

с

с

н

с

16

с

с

с

с

17

н

н

н

н

18

с

с

с

с

19

с

с

с

с

20

с

с

с

с

Диагностика

Приложение 2

Фото1

Фото2

Фото3

Фото4

Фото5

Фото6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...

Презентация инновационного проекта по сказкотерапии.

Презентация инновационного пректа по сказкотерапии, направленного на качественное улучшение нравстенной сферы ребенка-дошкольника....

Проект по сказкотерапии «Играем в сказку» (как инновационная технология по активизации познавательно-речевой активности детей раннего возраста)

1.     Актуальность.Знание родного языка, имеет большое значение для каждого человека, но прежде всего детям, что помогает воспринимать окружающий мир и является средством общения....

Проект "Развивающая сказкотерапия для сотрудников"

Это проект был направлен на развитие креативности и раскрытие интеллектуально - творческого потенциала сотрудников....

Материал для проекта по сказкотерапии в старшей группе.

Цель: создание условий для развития у детей нравственных качеств....