Рабочая программа учителя-логопеда
рабочая программа

Мальцева Ольга Сергеевна

Рабочая программа учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_maltseva_o.s.docx110.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский Детский сад «Солнышко»

Рассмотрено

на заседании Педагогического совета

Детского сада «Солнышко»

Протокол №______________________

от______________________________

Утверждено

Заведующей Детским садом «Солнышко»

Чечикова О.Е.

Приказ________________________

от____________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

Составитель: О.С. Мальцева,

 учитель-логопед

с. Яр-Сале

2018

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

      1.1.Пояснительная записка______________________________________3

      1.2.Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры_4

1.3.Актуальность программы     __________________________________6

1.4.Цели, задачи, принципы рабочей программы____________________8

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Возрастные и индивидуальные особенности контингента логопункта Детского сада «Солнышко»_____________________________________12

2.2.Характеристика детей с ФФНР_______________________________13

2.3. Характеристика детей с ОНР________________________________15

2.4.Направление коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда_____________________________________________________16

-Этапы работы

-Консультационно-профилактическая работа

-Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса  в Детском саду «Солнышко»

 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ_____________________________________________________22

Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы логопеда_______________________________________________25

ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

I.1. Пояснительная записка

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.

В настоящее время в нашем ДОУ реализуется образовательная программа, в основе которой лежит примерная образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. В связи с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, ЗРР, дизартрия), отсутствие специализированных ДОУ шаговой доступности с одной стороны и принятие новых федеральных образовательных стандартов дошкольного образования предусматривающих возможность организации и создания специальных условий для детей имеющих ограниченные возможности здоровья с другой стороны, есть необходимость в функционировании для таких детей логопункта в ДОУ. Анализ организационной и содержательной сторон деятельности логопункта выявляет, что при чёткой организации логопункт может обладать высокой эффективностью коррекционного, профилактического воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе. Он в определённой степени синтезирует элементы работы логопеда детской поликлиники и дошкольной логопедической группы для детей с нарушениями речи, имеет при этом определённую специфику работы. Модель логопункта органично вписывается в систему ДОУ любого типа, результативна и малозатратна.

Если рассматривать специфику работы логопедического пункта, то можно отметить следующее:

  1. В течение года логопед работает с 25детьми.
  2. Основной контингент – дети с достаточно разноплановыми проблемами речевого развития (есть дети с дизартрией, дислалией, ФФНР, ОНР).
  3. Преимущественно подгрупповая, индивидуальная формы занятий, занятия в микрогруппах.

Программа составлена в соответствии с:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  • Программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова;
  • ООП муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

1.2. Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры.

В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка.

Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет

основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы  (маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса.

Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей логопункта, ежегодном отчете учителя-логопеда.  

В конце обучения на логопункте ребенок должен приобрести следующие знания и умения:

  • Понимание речи;
  • Представления о таких областях окружающего мира как «овощи», «фрукты», «игрушки», «дикие и домашние животные», «одежда», «обувь», «мебель», «посуда», и др. лексические темы.
  • Способность к обобщению, знание обобщающих понятий по соответствующим темам;
  • Умение различать понятие «звук», «слово», «предложение»;
  • Умение составлять рассказы по темам в соответствии с планом, схемой;
  • Начальное представление о частях речи, именуемых как «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки», а также о числительном;
  • Умение использовать в речи словоформы (падежные, уменьшительно-ласкательные и другие);
  • Представление о загадках, умение составлять их по схеме и самостоятельно;
  • Умение мыслить и оперировать символами, запомнить и пользоваться при составлении предложений и рассказов символами (картинки, помощник), цвета, формы, вкуса, материала и другое.
  • владение средствами общения и способами взаимодействия, способность изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками.

1.3. Актуальность программы.

Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи в первую очередь дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи.

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6-летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки (Парамонова Л.Г.). Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Недостатки устной речи могут являться причиной ошибок в письменной речи. У 16,7% будущих первоклассников имеются предпосылки к артикуляторно-акустической дисграфии (Парамонова, 2006). У детей с нечёткой артикуляцией необходимо проводить дифференциацию звуков родного языка.

Кроме того, научными исследованиями в области дефектологии доказано важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе (Т.А.Власова, 1972). Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста приводит к значительной их компенсации.

В основе деятельности учителя - логопеда по коррекции речевых нарушений на данный момент лежат традиционные, классические программы:

1. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы) Сост.: Каше Г.А., Филичева Т.Б.  М.: Просвещение, 1978.

2. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с  фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). Программа и методические рекомендации.  Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 2004.

3. Программа коррекционного обучения и воспитание детей  с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1989.

4. Программа коррекционного обучения и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1991.

5. Воспитание и обучение детей с ФФН (подготовительная группа). Программа и методические рекомендации для образовательных учреждений компенсирующего вида. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Лагутина А.В.  М.: 2004.

Эти программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования на логопедическом пункте общеразвивающего детского сада и не предполагают использование новых методов, приёмов, технологий, не учитывают клинических особенностей детей, что является необходимым.        Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

Рабочая программа позволяет определить возможные пути включения деятельности учителя-логопеда ДОУ в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации ФГОС в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Данная рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации. Рабочая программа направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Данная рабочая программа сообразуется с образовательной программой детского сада «Солнышко», отвечает ФГОС ДО. Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст) с нарушениями речи, может быть  успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также  педагогов  и  специалистов детского сада  (музыкальный руководитель, руководитель по физической  культуре). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также на занятиях по труду, изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные  у ребёнка  умения и навыки.

Срок реализации программы: 2года

1.4.Цели, задачи, принципы рабочей программы

        Цель программы – обеспечение системы средств и условий для устранения  речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях логопункта. Предупреждение возникновения возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой и фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников. Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

Профессиональная деятельность учителя-логопеда ДОУ направлена на оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными видами речевых нарушений. Одной из основных задач Рабочей программы учителя-логопеда является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

 

В процессе коррекционного обучения детей-логопатов решаются следующие задачи:

  • Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ДОУ.
  • Преодоление недостатков в речевом развитии.
  • Воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия.
  • Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта. Профилактика нарушений письменной речи.
  • Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи.
  • Развитие      психических функций:     слухового     внимания, зрительного   внимания,   слуховой  памяти, зрительной   памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.
  • Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами медицинских учреждений. Обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.
  • Формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии.

Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

Программа имеет в своей основе следующие принципы:

  • принцип гуманно-личностного отношения к ребенку, что позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы
  • принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;
  • онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;
  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принципы интеграции усилий специалистов;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип постепенности подачи учебного материала;
  • принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
  • принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
  • принцип обеспечения активной языковой практики.

 

Кроме этого, успешность коррекционно-развивающей деятельности на логопункте в условиях ФГОС ДО обеспечивается реализацией таких принципов, как:

  • Единство диагностики и коррекции. Согласно этому принципу на логопункте проводится обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определяются цели и задачи индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связной речи ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний. 
    Для реализации этих задач проводится следующая работа:
    •    комплектование группы детей в соответствии с логопедическими заключениями;
    •   составление расписания занятий с учетом основного расписания НОД;
    •   составление календарно-тематическое планирования коррекционной логопедической работы с  подгруппами, исходя из специфики речевых  недостатков.


    Зачисление на занятия и выпуск обучающихся проводится в течение учебного года. В связи с этим, диагностическое направление работы включает обследование речи детей в начале и в конце учебного года, а также в середине учебного года.

 

  • Деятельностный принцип коррекции. На логопедических занятиях дети в игровой форме закрепляют лексико-грамматические категории, развивают связную речь, упражняются в правильном звукопроизношении. Дети получают хороший опыт общения друг с другом и со взрослыми. Умело подобранная развивающая среда, также способствует реализации этого принципа. В нашем логопедическом кабинете большое разнообразие дидактических игр и пособий для развития дыхания, мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации.

  • Учет возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
    В своей работе использую различные упражнения и задания, способствующие развитию памяти, внимания, логического мышления, таким образом на логопедических занятиях ребёнок получает возможность самореализовываться в образовательной деятельности.

 

  • Комплексность методов психологического воздействия. Этот принцип позволяет использовать в обучении и воспитании детей с нарушениями речи всё многообразие методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Мы применяли такие методы игровой коррекции, как  пальчиковая гимнастика, применение различных круп, пальчиковые шаги для развития мелкой моторики.

  •  Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
    С этой целью проводится  консультирование родителей по вопросам состояния речевых навыков детей, содержания логопедической работы, её результативности, закрепления результатов в домашних условиях.

Задачи речевого развития, обозначенные в ФГОС ДО:

  • овладение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной  монологической и диалогической  речи;
  • развитие речевого творчества;
  • знакомство с книжной культурой, детской  литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической  активности   как предпосылки обучения грамоте;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

3.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Возрастные и индивидуальные особенности контингента логопункта детского сада «Солнышко»

Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет.

На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий; глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.

Круг чтения ребенка 5–6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением. Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20–25 мин вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым.

Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства (в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки).

В 5–6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи и отношения.

Возрастные особенности детей  от 6 до 7  лет.

 В сюжетно-ролевых играх дети этого возраста начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь, трудоустройство. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому.  Продолжает развиваться восприятие, образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Развивается воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.

Внимание дошкольников становится произвольным, время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Продолжают развиваться все компоненты речи,  диалогическая и некоторые виды монологической речи. Расширяется словарь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст:  ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

3.2.Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФНР)

       Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

   В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность

к анализу и синтезу.

   Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.

    К ОНР IV уровня отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.

    Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция.

   Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.

   Коррекционно-развивающая работа с ФФНР и ОНР IVур. строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

   Исходя из неоднородности состава детей на логопункте (с ФФНР и ОНР IVур.), обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.

Цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта  позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Цель – развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников.

Задачи:

  • Обследование воспитанников  и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.
  • Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
  • Привитие детям навыков коммуникативного общения.
  • Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.
  • Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.
  • Формирование у педагогического коллектива детского сада и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
  • Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).
  • Организация эффективного коррекционно-развивающего сопровождения детей с различными речевыми нарушениями.

 Для достижения конечного результата коррекционно-образовательной деятельности – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников, коррекционный процесс планируется в соответствии с основными этапами и задачами каждого этапа, что можно представить в виде следующей модели:

Содержание коррекционно-развивающей работынаправлено на создание условий для устранения речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков.

3.3.Характеристика детей с общим недоразвитием речи.

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой  деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Речевая недостаточность при общем недоразвитии  у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с ярко выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико – фонематического недоразвития.

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи.

        

        На втором уровне речевого развития у детей наблюдаются зачатки общеупотребительной речи. У них появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остаётся искажённой в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи детей отмечаются уже различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьёй, знакомыми явлениями окружающего мира, но они не знают многих слов, обозначающих животных и их детёнышей, части тела, одежду, мебель, профессии и т.д.

        Характерным остаётся резко выраженный аграмматизм: смешение падежных форм; отсутствие согласования глаголов с существительными; ошибки в употреблении числа и рода существительных, глаголов; нарушение согласования прилагательных и числительных с существительными; трудности при пользовании предложными конструкциями (часто предлоги вообще опускаются). Понимание обращённой речи остаётся неполным, так как многие грамматические формы различаются детьми недостаточно.

        Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений, На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений.

        Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов.

        Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

        Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок при выполнении задания.

        Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений.

        С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.

        Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально  организованной работы по их коррекции.

Особенности образовательного процесса:

- интеграция образовательных областей,

- увеличение количества индивидуальной и подгрупповой занятий  за счет  сокращения фронтальной работы  ввиду сложности речевых дефектов у детей,

- взаимодействие всех участников образовательного процесса,

- наличие логопедических уголков в групповых помещениях.

Условия для речевого развития детей:

- наличие оснащенного логопедического кабинета  

- проведение индивидуальных логопедических занятий с детьми в присутствии родителей (по приглашению логопеда или по желанию) в течение учебного года.

3.4..НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА ЛОГОПУНКТЕ ДОУ

Нарушения устной речи

Направления коррекционной работы

        Общее недоразвитие речи

- обогащение словаря;

- развитие грамматического строя речи;

- развитие связной речи;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие слоговой структуры слов;

- коррекция звукопроизношения.

ПЛАН  ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ  РАБОТЫ

ПО  ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ

I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.                                                                                                        

Задача:                                                                                                                                                 тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

в) формирование    и    развитие    артикуляционной    моторики    до    уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

в) в    процессе    систематических    тренировок    овладение     комплексом пальчиковой гимнастики;

г)         укрепление    физического    здоровья    (консультации врачей -  узких  специалистов   при   необходимости медикаментозное   лечение,   массаж)

II. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЗНОСИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Задачи:

а) устранение дефектного звукопроизношения;

б) развитие умений и навыков дифференцировать  звуки,     сходные артикуляционно  и акустически;

               в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически   чистой, лексически развитой,  грамматически  правильной) речью.

             Виды коррекционной работы на данном этапе:

                                 

1). ПОСТАНОВКА ЗВУКОВв такой последовательности:

-свистящие С, 3, Ц, С’, 3'

  • шипящий  Ш
  • сонор Л
  • шипящий  Ж
  • соноры  Р,  Р'


2). АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОГАХ:

По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:

а)  3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямыхслогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением  согласных;

б)  Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в)  Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

3). АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОВАХ:   Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же  последовательности.                                                                                    

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

4). АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.   Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.

5).ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ:

С – З,   СЬ – Ц,   С – Ш;  

                               Ж – З,   Ж – Ш;  

                               Ч – ТЬ,   Ч – СЬ,    Ч – Щ;

                              Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;

                              Р – Л,   Р – РЬ,   РЬ – ЛЬ,   РЬ – Й,    ЛЬ – Л

6).АВТОМАТИЗАЦИЯ В СПОНТАННОЙ РЕЧИ (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).

Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению. (Коноваленко, 1998)

III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯи навыков анализа и синтеза слов параллельно  с коррекцией звукопроизношения

IV. СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ внимания, мышления на отработанном материале.

V.РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ на базе правильно произносимых звуков.  

                                                                                                                   

Роль индивидуальных занятий особенно велика в работе с детьми, индивидуальные (поведенческие, характерологические) особенности которых мешают им установить продуктивные контакты со взрослым, а тем более со сверстниками. Тем не менее постепенный отход от индивидуальных занятий к занятиям в микрогруппах в течение учебного года позволяет оптимизировать временные затраты и перейти к формированию некоторых навыков совместной продуктивной  и речевой деятельности детей.

        Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН, ОНРIVур.р.

 6-го года жизни,  разделено на 3 периода обучения

Iпериод  – октябрь – ноябрь. 9 недель, 18 занятий – 2 занятия в неделю.

II период – декабрь – февраль 12 недель, 24 занятий – 2 занятия в неделю.

III период – март – май 12 недель, 24 занятие – 2 занятия в неделю (звукопроизношение + связная речь)

Всего 66 занятий в год.

С 15 мая – повторение пройденного материала

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФНР, ОНРIVур.р.

7 года жизни разделено на 2 периода обучения

I период – сентябрь – декабрь. 13 недель, 26 занятий – 2 занятия в неделю.

II период – январь–май. 21 неделя 42 занятия –  2 занятия в неделю (звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная речь)

Всего 68 занятий в год.

С 15 мая – повторение пройденного материала.

Консультационно-профилактическая работа

Учителем-логопедом организуется как индивидуальное, так и групповое консультирование родителей. Консультирование предполагает работу по запросу родителей или педагогов.

На индивидуальных консультациях родителям воспитанников логопункта учитель-логопед сообщает результаты диагностического обследования речи детей, дает ответы на запросы родителей по вопросам организации воспитания, обучения и развития ребенка с нарушениями речи. Родители постоянно информируются о достижениях ребенка в речевом развитии. Индивидуальное консультирование родителей о ходе коррекционного процесса осуществляется на протяжении всего учебного года и дополняется посещением ими индивидуальных занятий, овладением приёмами автоматизации корректируемых звуков, созданием развивающей среды вне детского сада – т.е. активным участием в коррекционном процессе.

 Групповые консультации проводятся при условии, что у нескольких родителей появляется общий запрос на логопедическую помощь специалиста. Даются рекомендации по коррекции и развитию детской речи.

Индивидуальные консультации по запросу проводятся логопедом и для родителей других воспитанников ДОУ, которые не посещают логопункт. Круг вопросов касается профилактики нарушений устной речи, дифференциации возрастного и индивидуального в развитии речи конкретного ребенка, при раннем выявлении детей  с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, дизартрия, алалия, заикание, нарушение слуха) и задержкой психоречевого развития, родителям (законным представителям) во время индивидуальной консультации предлагается обратиться за помощью в  ПМПК для определения их дальнейшего образовательного маршрута с целью достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений.

Консультирование педагогов проводится в индивидуальной (с целью выработки общих подходов к работе с конкретным ребенком и его семьей)  или групповой форме (семинар-практикум, выступление с сообщением на педагогическом совете ДОУ и т.п. с целью повышения компетенций по вопросам речевых нарушений и речевого развития). Пропаганда логопедических знаний является условием успешного решения задач коррекционно-развивающего направления деятельности логопеда ДОУ.

Организация системы взаимодействия с педагогами   ДОУ

Развитие речи детей – это общая задача всего педагогического коллектива. Достижение положительного результата коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников предполагает реализацию комплексного подхода в деятельности всего педагогического коллектива и семьи воспитанников.

В работе по таким  образовательным областям, как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» при ведущей роли других специалистов (воспитателей, музыкальных руководителей, воспитателя по физической культуре) учитель-логопед выступает в роли консультанта и помощника.  Он может помочь  педагогам выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с нарушениями речи  и этапа коррекционной работы. Более подробно модели взаимодействия учителя-логопеда с педагогами ДОУ рассмотрены ниже (см.  «Модели взаимодействия»)

Таким образом, целостность коррекционной работы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников

                             Модель взаимодействия субъектов

                          коррекционно-образовательного процесса

                          в Детском саду «Солнышко»

Семья

Логопед

Воспитатели

Ребёнок

Воспитатель по

физ. культуре

Музыкальный

руководитель

Условия реализации

Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды

Важное значение при формировании высших психических функций у ребенка с

проблемами в развитии имеет организация предметно-пространственной развивающей среды в кабинете  логопеда. Известно, что предметно-пространственная развивающая среда создает возможности для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для ребенка сферах жизни и позволяет включить в активную познавательную деятельность одновременно всех детей группы. В ней они реализуют свои способности. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе. Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуально еразвитие в целом, так как осуществляется в форме игры, интересной ребенку, предоставляющей ему полную свободу действий.

Организация развивающего пространства в логопедическом кабинете логопункта является  сложной задачей.

Во-первых, в кабинете должны быть созданы комфортные, обеспечивающие безопасность детей условия для занятий.

Во-вторых, создавая развивающую среду, логопед должен учитывать такой фактор, как эмоциональное благополучие ребенка. Это должно быть место, куда ребенок идет с радостью и удовольствием. А значит, особое внимание нужно уделить оформлению мест для занятий за столом и у зеркала. Пастельные тона в оформлении интерьера, достаточный уровень освещенности, удобная мебель, яркие картинки и интересные игрушки —немаловажные детали.

На закрытых полках в шкафах в специальных папках или коробках хранится сменный материал по всем изучаемым лексическим темам.

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Форма организации работы логопункта

Эффективность логопедической работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов.

Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида, то есть в расписании непосредственно образовательной деятельности не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя - логопеда. Логопедические индивидуальные занятия проводятся с 16 сентября по 15 мая как в часы, свободные от непосредственно образовательной деятельности, так и во время её проведения. Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в микрогруппе (2-3 человека).

Основной формой логопедической коррекции являются индивидуальные занятия. Микрогрупповые занятия проводятся с воспитанниками, имеющими: общее недоразвитие речи; заикание; однотипность нарушения звукопроизношения. Логопедические занятия проводятся не менее 2 раз в неделю с детьми, имеющими фонетические, фонетико-фонематические нарушения речи. По мере формирования у детей произносительных навыков учитель-логопед может объединять детей в микрогруппы для автоматизации произношения. Продолжительность индивидуального занятия должна составлять не более 20 мин и микрогруппового – не более 25 минут. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.  Программа составлена с учётом основных форм организации коррекционных занятий:

индивидуальные - основная цель  - подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии. При этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребёнка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.);

Задачи и содержание индивидуальных занятий:

  • развитие артикуляционного праксиса;
  • фонационные упражнения;
  • уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях;
  • вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
  • первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.

микрогрупповые - основная цель - воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи. Для логопедической работы во время микрогрупповых занятий 2-3 ребёнка объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения.

Состав детей в микрогруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребёнка. Задачи и содержание микрогрупповых занятий:

  • закрепление навыков произношения изученных звуков;
  • отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
  • воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
  • расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
  • закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учётом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

Преобладающей формой коррекционной работы являются индивидуальные занятия, поэтому не ведется тематическое перспективное планирование групповой работы с детьми. Планирование содержания логопедических занятий осуществляется ежедневно: описываются основные направления, по которым планируется работать на занятии, названия дидактических игр, артикуляционных упражнений. Такое планирование позволяет более наглядно отслеживать этапы, на которых завершилась работа на предыдущих занятиях и, следовательно, эффективнее проводить коррекцию.

Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы логопеда

  1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. и др. От рождения до школы: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного  возраста  с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и  методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.
  3. Аганович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
  4. Арефьева Л.Н.// Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008
  5. Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001.
  6. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996.
  7. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985.
  8. Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издатшкола 2000.
  9.   Коноваленко В.В., КоноваленкоС.В.Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
  10. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998.
  11. Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
  12. Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 1997.
  13. Лопухина  И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996.
  14. Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008.
  15. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.
  16. Туманова ТВ.  Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс,  1999.
  17. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.
  18. Е.В. Кузнецова, Е.В. Тихонова //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий.-М.: ТЦ «Сфера», 1999.
  19. С.П Цуканова, Л.Л Бетц //учим ребёнка говорить и читать . Конспекты занятий по развитию Фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
  20. Пожиленко Е, А // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.
  21. 5. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом        в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002
  22. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия
  23. в  старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс,
  24. 1999.
  25. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

ПРИЛОЖЕНИЕ

                                                 Речевая карта

Фамилия, имя ребёнка

Возраст

Дата зачисления в логопункт

Анамнез

(краткие сведения врача-педиатра)

Данные о ходе развития речи

Состояние артикуляционного аппарата

Звукопроизношение

(отсутствие, искажение, замена отдельных звуков)

Фонематическое восприятие

Словарь

Грамматический строй речи

Краткая характеристика ребёнка по данным психолога и воспитателя

Заключение учителя-логопеда

                          ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

I период 

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Развитие общих  речевых навыков

1.Продолжать работу по развитию речевого дыхания

2.Продолжать работу по формированию правильной голосоподачи и плавности речи.

3.Учить детей соблюдать голосовой режим, не допуская форсирования голоса, крика.

4.Учить произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо, шепотом.

Артикуляционная гимнастика

1.Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата с помощью статической и динамической арт. гимнастики.

2.Подготовка органов артикуляции к правильному произношению звуков.

3. Развивать мимическую мускулатуру. 

Звукопроизношение

1.Закреплять навыки четкого произношения звуков, уже имеющихся в речи.

2.Формировать правильное произношение звуков и начать автоматизацию у вновь поступивших детей.

3.Продолжать автоматизацию правильного звукопроизношения.

Работа над слоговой структурой слова

1.Воспириятие и воспроизведение неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, речь с движением и др.)

2.Деление слов на части (слоги) с опорой на зрительные ориентиры (фишки, карточки).

3. Проговаривание слов, доступных по слоговому классу. Упражнять в произнесении многосложных слов.

Развитие фонематических представлений

1.Учить различать неречевые и речевые звуке по силе, высоте и тембру.

2.Учить выделению гласных на фоне других гласных и согласных.

3.Формировать умение дифференцировать на слух сохранные звуки.

4.Упражнять в выделении начальных ударных гласных звуков А, У, И в слогах и словах (Аня, ухо и т.п.)

Лексика

Лексические темы

Сентябрь                            4 неделя - « Грибы».

Октябрь                              1 неделя - «Овощи».

                                              2 неделя - «Фрукты».

                                              3 неделя - «Ягоды. Домашние заготовки».

                                              4 неделя - «Осень. Деревья. Осенняя одежда».

Ноябрь                                 1 неделя - «Дикие животные».

                                             2 неделя - «Дикие животные готовятся к зиме».

                                             3 неделя - «Перелётные птицы».

                                             4 неделя - «Зимующие птицы».

1.Сиситематизация знаний о грибах, фруктах, ягодах, о диких животных, об осени, об осенних явлениях природы. Познакомить с осенними месяцами. Закрепить знания о названии деревьев.

2.Уточнить понятие «овощи», «фрукты» расширить представления о труде взрослых в огородах, садах, полях осенью. Закрепить знания названий основных цветов и их оттенков.

3.Систематиировать представления детей о многообразии перелетных и зимующих птиц.

4.Закреплять и расширять знания детей о перелетных и зимующих птицах, их поведении осенью.

5.Расширять представления детей о многообразии растений осеннего леса, уточнить знания о грибах и лесных ягодах.

6.Систематизировать представления детей о местах обитания диких животных.Расширить и углубить представления о подготовке их к зиме.

7.Уточнить и расширить представления об осенней одежде, обуви, головных уборах и материалах, из которых они сделаны.

8.Сформировать представления о труде людей на селе, о пользе их труда.

9.Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и  глаголы по изучаемым лексическим темам. Развивать вариативность лексики, способствовать формированию точности смыслового значения слов и выражений, включая переносные, абстрактные и пр.

10.Развивать понимание и умение объяснять значение устойчивых выражений; объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словообразовательные процессы.

Развитие грамматического строя речи

1.Совершенствовать умение детей образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе (темы: «Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды. Домашние заготовки», «Осень. Деревья. Осенняя одежда», «Дикие животные», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы»).

2.Продолжать работу по обучению согласовывать прилагательные с существительными, по практическому употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи (по указанным темам).

3.Закрепить умение употреблять в речи простые предлоги, уточнить понимание значений и начать формировать у детей умения употреблять сложные предлоги из-под, из-за.

4.Уточнять понимание значений глаголов с различными приставками (о, под, при, под) и начать образовывать приставочные глаголы, а также  закреплять их в речи.

5.Совершенствовать умение согласовывать числительные два, пять с существительными (по указанным темам).

6.Работать над коррекцией аграмматизмов в речи детей.

Обучение связной речи

1.Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.

2.Продолжать обучать составлять предложения по картинке (серии), учить распространять предложения второстепенными членами предложения.

3.Закреплять умение составлять описательные рассказы о предметах на материале пройденных лексических тем.

4.Учить грамотно задавать вопросы. Стимулировать развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.

5.Совершенствовать умение отвечать на вопросы по небольшим текстам, развивать речевой слух.

6.Совершенствовать навык составления рассказов по картине ( по картинкам, по серии картинок).

7.Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения и классификации.

8.Учить устанавливать причинно – следственные связи, развивать словесно-логическое мышление.

Развитие пространственных, временных представлений

1.Уточнить представления о пространственных отношениях, выраженных предлогами в, на, под, за.

2.Упражнять в умении ориентироваться на плоскости и в пространстве. Учить активно использовать слова сверху, внизу, слева, справа.

3.Уточнить и расширить представления о временных отношениях. Ввести в активный словарь слова месяц, неделя.

4.Учить точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения (за, вы, пере, ото, у).

5.Упражнять детей в употреблении различных предложно-падежных конструкций.

6.Упражнять в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, толщине, в классификации и объединении их по 3-4 признакам.

II период

 (декабрь, январь, февраль)

Развитие общих речевых навыков

1.Продолжать работу по развитию  у детей правильного речевого дыхания.

2.Совершенствовать навык голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.

3.Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

4.Совершенствовать у детей умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.

5. Формировать навыки выразительного чтения стихотворений , развивая правильность, беглость, выразительность и осознанность.

Артикуляционная гимнастика

1.Ввести интерактивную артикуляционную гимнастику-сказку.

2.Подготовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.

3.Развивать мимическую мускулатуру.

Звукопроизношение

1. Продолжать работу над автоматизацией правильного произношения поставленных звуков.

2.Формировать правильное произношение звуков у вновь поступивших детей.

Работа над слоговой структурой слова

1.Проговаривать слова доступного речевого класса.

2.Постепенно увеличивать сложность классов.

Развитие фонематических представлений

1.Закрепить умение подбирать слова на заданный звук.

2. Совершенствовать навык выделения заданного звука из слова.

3.Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа дом, кот.

Лексика

Лексические темы

Декабрь                            1 неделя - «Домашние животные ».

                                          2 неделя - «Домашние животные и птицы и их детёныши».

                                          3 неделя – «Зима. Зимняя одежда».

                                          4 неделя – «Зимние забавы. Новый год».

Январь                              1 неделя - «Человек. Части тела».

                                           2 неделя - «Транспорт».

                                           4 неделя - «Транспорт. Правила дорожного движения».

Февраль                              1 неделя - «Материалы и инструменты».

                                            2 неделя - «Профессии. Строительство».

                                            3 неделя - «Защитники Отечества».

                                            4 неделя - «Времена года. Календарь. Весна».

1.Систематизировать знания о зиме, о зимних явлениях природы.

Познакомить детей с зимними месяцами. Закрепить знания детей о зимующих птицах. Расширить представления о поведении и повадках вороны, синицы, снегиря, свиристеля. Объяснить, почему зимой нужно подкармливать птиц. Расширить представления о жизни диких животных зимой.

2.Уточнить понятия , расширить представления о материалах и инструментах.

3.Закрепить представления детей о новогоднем празднике. Закрепить знания о том, что в году 12 месяцев, что год начинается 1 января. Дать представления о том, как встречают Новый год в разных странах.

4. Систематизировать представления детей о транспорте, о профессиях на транспорте.

5.Закрепить и расширить знания детей о профессиях, о содержании труда, о роли механизации труда. Воспитывать уважение к людям труда и потребность трудиться.

6.Закрепить и расширить знания детей об инструментах, используемых представителями различных профессий, и действиях, выполняемых с помощью этих инструментов.

7.Систематизировать представления детей о местах обитания домашних животных и диких зверей. Расширить и углубить представления о подготовке их к зиме. Добиться понимания детьми роли человека в содержании домашних животных.

8.Ввести в активный словарь сущ., прил. и глаголы по изучаемым лексическим темам.

9.Развивать понимание и объяснять переносное значение устойчивых выражений; объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словообразовательные процессы.

Развитие грамматического строя речи

1.Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи сущ. в ед.ч. и мн.ч.( по темам: «Человек», «Части тела», «Транспорт», «Профессии», «Строительство», «Защитники Отечества», «Времена года. Календарь. Весна».

2.Познакомить детей со способами словообразования( по теме «Материалы и инструменты»).

3. Продолжать работу по обучению согласованию имён прилагательных с именами существительными ( по всем лексическим темам).

4.Учить правильному употреблению в речи относительных и притяжательных прилагательных (по лексическим темам «Домашние животные», «Домашние животные и птицы», «Зима. Зимняя одежда», «Человек. Части тела»).

5.Продолжать работу над обучением образовывать и употреблять в речи глаголы с приставами; глаголы, обозначающие трудовые действия. (по всем темам).

6. Закрепить умение правильно употребить в речи простые и сложные предлоги (по темам «Зима. Зимняя одежда», «Домашние животные»).

7.Работать над коррекцией аграмматизмов в речи детей.

Обучение связной речи

1.Совершенствовать умение составлять рассказы о предмете с использованием коллективно составленного плана, по картинке.

2.Учить детей составлять рассказы, опираясь на личный опыт, рассказывать о переживаниях, связанных с прочитанным, увиденным.

3.Учить детей пониманию и толкованию слов, сравнению, объяснению пословиц и загадок.

4. Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения и классификации.

5.Учить устанавливать причинно – следственные связи, развивать словесно-логическое мышление, развивать речевой слух.

Развитие пространственных, временных представлений

1. Учить детей отражать пространственное положение предметов в речи. Уточнить пространственные отношения, выраженные сложными предлогами из-за, из-под  и т.п.

2. Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, использовать прилагательные левее, правее, выше, ниже.

3. Закреплять представление о последовательности дней недели, месяцев года. Закрепить в речи названия дней недели и месяцев года. Учить устанавливать возрастные различия между людьми.

4. Ввести в речь слова шире, уже, выше, ниже, больше, меньше, длиннее, короче.

5.Упражнять в употреблении различных предложно - падежных конструкций.

6.Учить точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения (за-, вы-, пере-, от-, уехал).

III период 

(март, апрель, май)

Развитие общих речевых навыков

1.Развивать правильное голосоведение.

2.Продолжать работу над темпом и ритмом речи, четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в повседневном общении.

3.Продолжать развивать интонационную выразительность речи. Формировать полноценные интонации, работать над выразительностью речи. Учить осознанно использовать различные интонационные структуры предложений в экспрессивной речи.

4. Развивать и поощрять речевое творчество детей.

5. Совершенствовать чёткость дикции.

6. Закреплять навык правильного голосоведения на занятиях и в повседневной жизни.

Артикуляционная гимнастика

По необходимости (для детей пропустивших этот этап и для детей с тяжелыми формами дизартрии).

Звукопроизношение

1.Закончить автоматизацию всех звуков у всех детей.

2.Провести дифференциацию смешиваемых звуков.

Работа над слоговой структурой слова

1.Постепенно увеличивать сложность произносимых слов.

2.Проговаривать двустишия и четверостишия.

Развитие фонематических представлений

1.Упражнять в подборе слов на заданный звук, в различении гласных и согласных, в выделении звука из слова.

2.Закрепить умения проводить полный звуковой анализ слов кот, дом, сон.

Лексика

Лексические темы

Март                                1 неделя – «Мамин день. Семья ».

                                          2 неделя - «Ранние признаки весны. Первоцветы».

                                          3 неделя – «Электроприборы. Ателье».

                                          4 неделя – «Весна в природе».

Апрель                               1 неделя – «Труд людей весной».

                                           2 неделя - «Космос».

                                           3 неделя - «Возвращение птиц. Насекомые».

                                           4 неделя – «Посуда. Продукты питания».

Май                                    1 неделя - «Животные жарких стран».

                                            2 неделя - «Город. Адрес».

                                           

1.Обобщить представления о характерных явлениях в живой и не живой природе.

2.Познакомить с трудом взрослых на полях, в садах и огородах весной, с ролью техники в сельскохозяйственных работах.

3.Сформировать представления о космосе, о его освоении людьми.

4.Углубить и расширить знания о родном городе, о его отличительных чертах и достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за родной город.

5.Ввести в активный словарь существительные, прилагательные, глаголы по лексическим темам.

6. Раскрыть и углубить представления об изменениях, происходящих в живой и неживой природе поздней весной.

7.Обобщить знания детей о жизни перелётных птиц поздней весной (строительство гнёзд, выведение и выкармливание птенцов, ловля насекомых).

8.Углубить знания детей о России. Воспитывать чувство гордости за Родину.

9.Развивать понимание и объяснять переносное значение устойчивых выражений; объяснять значение слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словообразовательные процессы.

Развитие грамматического строя речи

1.Закрепить правильное использование в речи простых и сложных предлогов. (по теме «Возвращение птиц. Насекомые».

2.Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными (по темам: « Мамин день. Семья». «Город. Адрес».

3.Работать над коррекцией аграмматизмов в речи детей.

4.Совершенствовать умение образовывать сравнительные степени прилагательных (по теме «Возвращение птиц. Насекомые»).

5.Закрепить правильное использование в речи относительных и притяжательных прилагательных (по темам: «Возвращение птиц. Насекомые», «Животные жарких стран»), согласование прилагательных и числительных с существительными ( по всем темам).

Обучение связной речи

1.Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по картинке и по серии картинок, рассказа из личного опыта.

2.Развивать творческие способности детей в творческой речевой деятельности.

3. Развивать умение отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи, включая в повествование описание природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства.

4.Побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что они видели.

5.Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, анализа и синтеза, сравнения, обобщения и классификации.

6.Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать словесно-логическое мышление, развивать речевой слух.

7.Продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи. Стимулировать собственные высказывания детей.

8.Учить понимать свои переживания и чувства других людей и рассказывать об этом.

Развитие пространственных, временных представлений

1.Закрепить представления о последовательности дней недели, месяцев, об отношениях во времени (неделя-месяц, месяц-год).

2. Практиковать детей в отражении пространственного положения предметов в речи.

3.Закреплять представления о времени, ввести в активный словарь слова раньше, позже, вчера, завтра, старше, младше.

4.Упражнять в употреблении различных предложно-падежных конструкций.

5.Учить точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения.

6. Упражнять в ориентировке на плоскости и в пространстве. Учить активно использовать слова раньше, позже, вчера, завтра, старше, младше.

Примерное тематическое планирование по постановке и автоматизации звуков

тема

цели

Пути достижения

Оснащение

Работа с родителями

Участие других специалистов

1.Подготовительный этап.

Научить выполнять артикуляционную гимнастику в полном объеме для звуков для формирования артикуляционного уклада. Формировать длительную воздушную струю.

Выполнение артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, упражнений на развитие речевого слуха, упражнений на координацию речи и движений, упражнений направленных на тренировку плавного выдоха.

Карточки с артикуляционной гимнастикой, стимульный материал.

Занятие-консультация  «Тренируем язычок»,познакомить родителей с комплексами арт. Гимнастики.

Выполнение гимнастики в домашних условиях.

Артикуляционный и дыхательный тренинг для педагогов .Инструктор по физо: работа над координацией движений, логоритмические упр.

2.Постановка звуков.

Учить произносить звук изолированно. Игры.

Показ произношения. Механическая помощь.

Картинки с символами звуков.

Показ родителям артикуляции звука, тренировка изолированного звука дома.

Закрепить звук изолированно. Выполнение артикуляционной, пальчиковой гимнастики.

3.Автоматизация звуков. В открытых слогах и словах с открытыми слогами.

Учить сливать звуки. С гласными звуками, тренировать произношение звуков в открытых слогах и словах.

Использование схем, картинок, проговаривание сопряженное и отраженное.

Картинки, схемы.

Выполнение домашних заданий по тетрадям.

Задание на проговаривание.

4.Открытые слоги с изменением ритмического рисунка и с изменением ударения .Автоматизация в открытых слогах и словах с открытыми слогами.

Сопряженное и отраженное повторение.

Игра «Эхо», «Попугайчики»

Картинки, схемы.

Выполнение заданий по домашним тетрадям.

Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Повторение слогов и слов.

5.Звук между гласными, слова со звуком. между гласными.

Учить произносить слоги и слова со зв. Между гласными.

Отраженное повторение.

Работа со схемами и картинками.

Домашние задания по тетрадям.

Проговаривание слогов и слов по заданию логопеда.

6.Обратные слоги и слова с обратными слогами.

Тренировать произношение обратных слогов и слов с обратными слогами

Сопряженное и отраженное повторение .Упр. на развитие речевого слуха «Топни-хлопни»

Схемы, картинки.

Домашние задания.

Звуковой анализ обратных слогов, проговаривание.

7.Словосочетания и предложения с исправляемым звуком.

Учить произносить правильно звук в словах и предложениях.

Упр. «Попугайчики»

Схемы, картинки.

Упр. По домашним тетрадям.

Игра на развитие фонематического восприятия «Какой звук живет в начале слова?»

8.Звук со стечением согласных.

Учить произносить звук в слогах и в словах со стечением согласных.

Сопряженное и отраженное повторение.Д.У. «Эхо»

Схемы слогов. Лексико-грамматические упражнения «Назови много», «Какой картинки не стало?»

Домашние тетради.

«Слушай и повторяй»

9.Словосочетания и предложения со стечением согласных

Учить произносить звук со стечением согласных.

Отраженное повторение, лексико-грамматические задания, ответы на вопросы по содержанию предложения.

Речевые упражнения. «Скажи ласково»,Подскажи словечко», «Слова-неприятели»

Выполнение домашних заданий.

Выполнение л.гр.упр. «Скажи наоборот»,»Я начну, а ты закончи», «Назови ласково».

10.Потешки, стихи, чистоговорки.

Заучивание потешек, стихов, чистоговорок.

Заучивание наизусть.

Стихи, потешки, чистоговорки.

Задания по тетради.

Повторение потешек, стихов, чистоговорок.

11.Отработка звука в текстах.

Учить отвечать на вопросы полным предложением по тексту, пересказывать текст.

Ответы на вопросы. Пересказ текста.

Тексты.

Задания по тетради.

Пересказы.

12. Дифференциация  звуков в слогах.

Учить  различать слоги с дифференцируемыми звуками.

Отраженное повторение

Схемы.

Домашние задания.

Задания по проговариванию

13 Дифференциация  в словах.

Учить различать слова

Отраженное повторение

Картинки.

Домашние задания.

Проговаривание.

14.Д-ция в предложениях.

Учить правильно проговаривать предложения.

Проговаривание предложений, ответы на вопросы.

Картинки.

Домашние задания.

Составление предложений.

15.Д-ция в текстах

Учить пересказывать тексты.

Ответы на вопросы по тексту, пересказ.

Сюжетные картинки.

Домашние задания

Задания по пересказу.

16.Загадки. составление предложений.

Учить контролировать самостоятельную речь.

Отгадывание загадок. Составление предложений.

Картинки.

Контролирование речи детей.

Контроль за речью детей.

17. Составление рассказов по картинкам.

Учить контролировать самостоятельную речь

Составление рассказов.

Сюжетные картинки.

Контроль за речью детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога

Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...

Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности срок реализации программы 2019-2020 учебный год

Структура рабочей программы учителя-логопеда 1ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка          32.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ52.1. Образовательная дея...