Главные вкладки

    Рабочая программа по развитию графо-моторных навыков "Ловкие пальчики"
    рабочая программа (старшая группа)

    Носова Наталья Владимировна

    Для решения проблем индивидуального развития детей дошкольного возраста, удовлетворения их особых образовательных потребностей, запроса родителей была разработана дополнительная общеразвивающая программа по формированию у дошкольников графо-моторных навыков «Ловкие пальчики».

    Программа рассчитана на два учебных года и включает в себя следующие структурные части: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание дополнительной образовательной программы, методическое обеспечение, список литературы.

    В пояснительной записке отражена: направленность программы, новизна, актуальность и педагогическая целесообразность, цель и задачи, отличительные особенности программы, возраст детей, сроки реализации, формы и режим занятий, ожидаемые результаты и способы их проверки, формы подведения итогов.

    В содержании дополнительной образовательной программы представлен перспективный план занятий на учебный год.   

    В учебно-тематическом плане отражены наименование тем, количество занятий, количество минут, отводимых на теорию и практику. Учебно-тематический план оформлен с учетом возрастных особенностей и возможностей детей. Конкретизировано содержание образовательной деятельности по реализации программы. Решение программных образовательных задач предусмотрено в игровой, коммуникативной и продуктивной деятельности дошкольников. Особое внимание уделено методическому обеспечению программы.

    Содержательная связь между разделами программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

           Программа дополнительных образовательных услуг по формированию графо -моторных навыков «Ловкие пальчики» для детей старшего дошкольного возраста  с ТНР рекомендуется к использованию в дошкольном учреждении.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kruzhok_lovkie_palchiki.docx56.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    муниципального образования «Город Архангельск» 

    «Детский сад компенсирующего вида № 112 «Гвоздичка» 

       Программа рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета

    МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 112 «Гвоздичка»

    Протокол №__ от «___» 20__г.

    Заведующий МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида  № 112 «Гвоздичка»

    Стульнева А.В._______________

    Рабочая программа кружка

    для детей старшего дошкольного возраста

    на 2018-2020 учебный год.

    «Ловкие пальчики»

    Ответственный:  Носова Н.В.., воспитатель,

     первая квалификационная категория

    Содержание:

    1. Пояснительная записка

    1. Организационно-методическое обеспечение программы

    1. Перспективное планирование

    1. Список литературы

    Пояснительная записка

    Ум ребенка находится

    на кончиках его пальцев.

    В.А. Сухомлинский

    Рабочая программа разработана с учётом возрастных психологических особенностей

    детей 5-7 лет.

    Бывает так, что ребенок умеет читать, считать и писать, но придя в школу, постепенно снижает свою успеваемость. Что же происходит? С первых дней поступления ученика в школу его начинают обучать первоначальным навыкам письма и чтения,  без которых дальнейшее обучение было бы просто невозможно.  Начинать подготовку необходимо с дошкольного периода. Для этого необходимо соблюдение основных гигиенических требований: формирование графически правильных начертаний элементов, способов соединения, ритмичности написания элементов и т.д.

    Наблюдения свидетельствуют, что стремление написать красиво, четко, быстро способствуют повышению грамотности.

    Актуальность и педагогическая целесообразность  программы

    Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

                  У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук.  Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Тонкая моторика – основа развития психических процессов.

                    В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с разного рода нарушениями в развитии, что приводит в дальнейшем к эмоциональной и физической усталости с последующим падением интереса к процессу обучения как таковому.

    Цель и задачи программы

    Цель:

    Формирование у детей предпосылок, необходимых для осуществления любой и особенно учебной деятельности, которая требует  развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений), развитых внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и мышления, волевых усилий, навыков планирования и самоконтроля (облегчение процесса овладения навыками рисования, письма и чтения).

    Основные  задачи:

    -сформировать умение соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради, карандаша)

    -учить детей работать в тетрадях в мелкую клетку.

    -с опорой на клетки создавать контуры более сложных предметов.

    -учить обводить и штриховать буквы алфавита. Использовать разные виды штриховки в одном рисунке.

    -совершенствовать первоначальные графические навыки ориентировки на листе бумаги, укрепляя мышцы руки и пальцев.

    -  повышение умственной работоспособности, синхронизации работы глаз и рук (база для овладения графо-моторными навыками),

    - развитие графо-моторных навыков, плавности, точности, скоординированности движений рук (развитие крупной и мелкой моторики),

    - развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, пространственных представлений,

    - развитие произвольной сферы.

    Тип, вид и преемственность программы

    Данная рабочая программа позволяет сформировать необходимую базу для полноценного и лёгкого овладения навыком письма в период школьного обучения.                                    

    Адресат

     Старшие дошкольники, (особенно те дети, у которых страдает моторика рук, речь, наблюдаются трудности в овладении навыками письма, рисования, чтения и т.д.).

    Возрастные особенности развития

    дошкольника 5 – 7 лет

    В возрасте 5–7 лет у ребенка интенсивно развивается центральная и периферическая нервная системы, опорно-двигательный аппарат, дыхательная система, сердечнососудистая и эндокринная системы. С одной стороны дети становятся выносливее, сильнее, более активнее, а с другой стороны у детей возникает эмоциональное перенапряжение и повышенная утомляемость. Противоречивость развития ребенка 6-ти лет можно уверенно сравнивать с возникающими противоречиями в подростковом возрасте. 

             В данном возрасте у ребенка развивается произвольное внимание, он становится более усидчив, может придерживаться правил поведения на занятиях. Однообразная деятельность снижает устойчивость внимания ребенка, а вот в процессе интересной для него игры внимание может быть устойчивым длительное время.

             Такие закономерности детей 6-7 лет отмечаются и в развитии памяти. В этот возрастной период формируется непроизвольный характер памяти. Ребенок лучше запомнит то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет более яркое впечатление. Объем материала, который может зафиксировать ребенок, определяется его эмоциональным отношением к данному ситуации, явлению или предмету. 

    Воображение ребенка формируется в непосредственной зависимости от речевого развития ребенка. В этом возрасте воображение расширяет у ребенка возможности во взаимодействии с окружающей средой, способствует ее освоению, совместно с другими.

    Представление старшего дошкольника характеризует процесс развития мышления, которое в этот возрастной период в значительной степени связано со способностью оперировать представлениями произвольно. Старший дошкольный возраст представляет возможности для развития образного мышления. Огромное значение имеет подражание, хотя оно в данный период развития становится более управляемым. Несомненное значение имеет словесная инструкция, данная взрослым, побуждающая ребенка к действиям. В игре ребенку необходимо заранее выбрать определенное поведение. Поэтому игра способствует совершенствованию способностей к волевой регуляции поведения.

             Старший дошкольный возраст благоприятен для формирования самооценки ребенка, что способствует стимулированию умения сравнивать себя со сверстниками.

    Говоря о физическом развитии будущего школьника, следует также отметить его успехи в освоении движений, появление полезных двигательных качеств (ловкости, быстроты, силы, точности, координации движений). В процессе разнообразных и специально подобранных упражнений развилась кисть, мелкая мускулатура пальцев рук, что служит гарантией овладения письмом.

    За годы дошкольного детства у ребенка сформировались ценные гигиенические навыки и привычки (мыть руки, чистить зубы, следить за внешним видом и т. п.). Он получил первые представления о значении здоровья, режима дня, важности занятии спортом, утренней гимнастикой. Все это подтверждает, что основы физической готовности к школе сформировались успешно.

            Ребенок проявляет интерес к творчеству, у него развито воображение, выражено стремление к самостоятельности. За годы пребывания в детском саду он приобрел опыт успешной деятельности, и это придало ему уверенности в себе, укрепило в стремлении к новым достижениям. Ребенок нацелен на достижение положительных результатов в новой социальной роли - ученика.

            В его поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: он стремится сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость. Эти элементы произвольности очень ценны для предстоящей учебной деятельности. Но у дошкольника они еще только складываются, и подходить с высокими требованиями к произвольному управлению ребенком своей активностью еще преждевременно.

    Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

            Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.

    Основные принципы программы

    Принцип единства диагностики и коррекции - определение методов коррекции с учетом диагностических данных.

    Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

    Деятельностный принцип коррекции. Коррекционная работа, таким образом, должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.

    Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

    Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

    Вариативность.

    Срок реализации, режим  и структура занятий

                    Программа рассчитана на 28 занятий. Возраст детей, посещающих занятия по развитию графомоторных навыков: от 5 до 7 лет. Количество детей в группе – 5 человек. Продолжительность занятия по 25 минут 1 раз в неделю.

    Система работы  включает в себя 28 конспектов занятий с коррекционно-развивающими упражнениями, демонстрационные таблицы для выполнения зрительных диктантов, альбом для штриховки и рабочую тетрадь для развития графических навыков.

            Занятия основного этапа начинаются с третьей недели сентября и проводятся фронтально, один раз в неделю, в вечерние часы.

    Коррекция тонкой моторики руки ребёнка проводится систематически во всех видах деятельности ребёнка всеми специалистами ДОУ и родителями.

    Структура занятия 

    по  программе «Развитие графо-моторных навыков у дошкольников» выглядит следующим образом:

            1.Пальчиковая гимнастика.

    Для активизации пальцев руки ребёнка занятия начинаются с пальчиковой гимнастики или самомассажа пальцев и кистей рук. Любое из предложенных упражнений можно использовать после письма элементов в тетради для расслабления мышц рук.

            2.Работа в тетради.

            3.Зрительная гимнастика.

    После работы в тетради дети испытывают зрительное напряжение (ещё недостаточно развиты тонкие и точные координации движений). Поэтому для профилактики нарушения зрения используются серии расслабляющих упражнений для глаз- дети следят глазами за кончиком указки педагога, который «рисует» с её помощью различные фигуры (ломаные линии, геометрические фигуры, спирали, цифры и т.д)

            4. Зрительный и слуховой диктант.

    Зрительный диктант проводится с использованием таблиц. Педагог показывает таблицу в течение 5 секунд и убирает её. Дети должны вспомнить порядок расположения фигур и последовательно выложить их на столе. Затем результат сравнивается с оригиналом.

            5.Динамическая пауза.

    Они могут проводиться под стихотворный текст или с мячом.

            6.Упражнения для развития мелкой моторики, межполушарного взаимодействия.

            7.Работа в альбоме.

    Проводится в конце занятия. Включает упражнения по развитию мелких движений мышц руки (штриховка или проведение непрерывной линии)

            Занятия по данной системе предполагают использование следующих видов пособий для развития мелкой моторики.

    • Пуговицы разной формы, величины, цвета.
    • Цветные скрепки,
    • Прищепки,
    • Спички без головок, счётные палочки,
    • Бусы, леска,
    • Бисер,
    • Верёвка,
    • Проволока тонкая без обмотки и в цветной обмотке,
    • Шнурки разноцветные,
    • Нитки разной фактуры и цвета (шерстяные и мохеровые),
    • Мелкие шарики,
    • Разноцветные камешки,
    • Фасоль, горох, крупы: перловка, рис, гречка,
    • Грецкие орехи, каштаны,
    • Семечки от арбуза, тыквы,
    • Бумажные салфетки (разноцветные),
    • Фольга,
    • Разные виды бумаги (цветная, бархатная, простая),
    • Массажный мячик, губка, пищащие игрушки,
    • Чудесный мешочек с набором мелких игрушек и геометрических форм,
    • Разрезные картинки,
    • Игры для складывания картинок из пазлов,
    • Кубики по сказкам, кубики с предметными картинками, с буквами,
    • Пособия по шнуровке, застегиванию,
    • Шнуры для макраме,
    • Цветные ленты разного цвета, длины и ширины,
    • Конструкторы металлические, пластмассовые, лего, буквенные,
    • Разные мозайки,
    • Игры « Танграм», «Пифагор», « Колумбово яйцо», « Волшебный круг»,
    • Карандашики, штампы,
    • Шестигранные карандаши,
    • Линейка, лекала, трафареты.

    Варианты упражнений

    1. Ритмирование:

     «Телеграфисты».  Дети по очереди воспроизводят серии ударов по столу, разделенных длинными и короткими паузами. Серии постепенно удлиняются и усложняются по структуре. Образцы ритмов:

    №  1 -  III, III

    №  2 -  III I, I III, II II

    №  3-  II III, III, II

    №  4 -  III III, II IIl, III, II

    «Повтори ритм». Педагог задает ритм, отстукивая его одной рукой, например, «2–2–3» (в начале освоения дается зрительное подкрепление — ребенок видит руки педагога). Затем происходит постепенный переход только к слуховому восприятию, с закрытыми глазами):

    — ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары по столу), комбинированно (например, «2» – правой рукой, «2» – левой рукой, «3» – одновременно двумя руками);

    — ребенку предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами: сначала отмашка всей ногой, затем движения только стопой; прыжки на одной, двух ногах.

    «Ритм по кругу». Дети садятся полукругом. Педагог отбивает какую-то ритмическую серию. Дети внимательно слушают ее и повторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, они получают команду: «Давайте прохлопаем этот ритм так: каждый по очереди отбивает по одному отрывку из всего заданного ритма. Слева направо. Когда ритм закончится, следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала; и так до моей команды «Стоп». Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу, сделавший лишний хлопок — получает штрафное очко или выбывает из игры».

    «Придумай ритм». Упражнения с применением ритмических музыкальных инструментов. Здесь ребенок может либо повторять заданный ритм, либо придумать его и воспроизвести. Это упражнение хорошо выполнять в группе, когда одни по кругу то воспроизводят ритмы других, то задают свой, контролируя при этом правильность повторения.

    «Ладушки». Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком — научите его играть сначала в классическом варианте, но не только руками, но и сидя — ногами. Затем усложните задачу:

    а) хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «левая-правая», хлопок, хлопок с партнером «правая-левая». Далее задача усложняется, увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов. Аналогично — ногами.

    б) «кулак-ладонь»: руки ребенка все время повернуты ладонями друг к другу; хлопок в ладоши, хлопок кулака о ладонь, хлопок, хлопок ладони о кулак (поза меняется на противоположную. Играя в паре, ребенок после хлопка «кулак-ладонь» делает с вами. В еще более сложном варианте — «кулак-ладонь» с партнером делается перекрещенными руками (впереди то левая, то правая рука).

    в) «ладушки» с разворотами ладоней: классический вариант, в котором хлопки с партнером осуществляются так, что одна ладонь ребенка смотрит вниз, а другая — вверх (ставятся друг на друга ребрами).

    Перекрестные движения «Шаги в море». Медленная ходьба на месте под счет педагога (с 5-10 шагов с постепенным увеличением до 100): ребенок попеременно касается правым локтем левого колена и левым локтем – правого. Модификация: пальцы обеих рук смыкаются в замок то под правым, то под левым приподнятым коленом под счет педагога.

    «Цыганочка». И.п.-стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Дотронуться правой  рукой до левого колена  (согнутая в колене нога поднимается вперед и вверх). Затем сзади дотронуться левой рукой до правой пятки (согнутая в колене правя нога отводится назад). Повторить весь цикл 3 раза.

    «Здравствуйте, ушки!». По команде «ушки» дети дважды перекрестно накладывают руки на ушки, слегка захватив мочки (левая рука  - на правое ушко и одновременно с этим правая рука – на левое; правая рука сверху, при повторном касании правая рука  - снизу). По команде «Плечи» - дети дважды перекрестно, меняя «верхнюю» руку, захватывают руками именно плечи. 10-20 р.  – чередуя команды «Ушки-Плечи-Колени-Локти». Усложнение: ведущий может намеренно «путать» детей их несоответствием.

    «Ушко-носик». Левой рукой взяться  за кончик носа, правой  - за противоположное (левое) ухо. Одновременно отпустить  ухо и нос, поменять положение рук «с точностью наоборот» (другой вариант - одновременно отпустить  ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью наоборот»).

               

     2.Упражнения, повышающие энергетический потенциал:  

    Массаж и самомассаж:

    - подушечек пальцев и рук, фаланг пальцев,  потягивания растирание ладоней («ручки замерзли»), растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев («расческа»), легкие постукивания пальчиками одной руки по ладони другой («прыгают зайчики»), одну ручку в кулачок  - постукивания по ладони другой руки («мишка ходит»); (с помощью карандаша, толстой веревки, ореха, массажного мячика, шарика-суджок, сенсорного коврика - наждачная бумага);

    - Растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно; особое внимание следует уделить большим пальцам. Имитация «силового» мытья, растирания и пожатия рук;

     «Мытье головы»

    а) Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: 1) ото лба к макушке, 2) ото лба до затылка и 3) от ушей к шее.

    б) Пальцы слегка согнуты, поверхность ногтей и первые фаланги плотно соприкасаются с поверхностью головы сразу за ушами; массаж производится ребенком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.

    «Обезьяна расчесывается». Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая рука — от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у основания волос (большие пальцы — по средней линии); в такой позе ребенок интенсивно массирует голову ото лба к шее и обратно.

    -ушей:

    - «Ушки»: массирующими движениями «вверх и назад» для верхней части уха и «строго вниз» - на мочках  -5 раз. Другой вариант: уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются три раза сверху вниз – по вертикали; возвратно-поступательным движением растираются в другом направлении – по горизонтали (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед). Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение.

    «Гибкая шея, свободные плечи». Массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающие, похлопывающие, пощипывающие, растирающие, спиралевидные движения.

    Аналогично:

    правой рукой массировать левое плечо в направлении от шеи к плечевому суставу, затем левой рукой — правое плечо;

    правой рукой взяться за левое плечо и сделать 5–10 вращательных движений по часовой стрелке и против нее, то же — левой рукой, затем обеими руками одновременно.

    «Глазки отдыхают». Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3–5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз, повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.

    После массажа век и области вокруг глаз 3–5 раз повернуть глазные яблоки влево, вправо, вверх и вниз, по кругу. На несколько секунд широко открыть глаза, затем сильно зажмурить. Это снимает напряжение и улучшает кровообращение в области глаз, улучшает зрение.

     «Часики» - и.п. сидя; энергично наклонять голову то к правому, то к левому плечу/вперед, назад (можно добавить слова «тик-так», вначале делать осторожно; до 25 раз).

    «Молоток 1» - расположить свои ладони перпендикулярно друг другу и производить резкие хлопки (5-10 хлопков); места соприкосновения  - углубления между запястьем и нижней частью ладони; затем местами соприкосновения становятся внешние стороны запястья.

    «Молоток 2» - руки вытянуты вперед, кисти сжаты в кулак; резкие удары выполнять сначала кулаками, обращенными вверх, а затем  - вниз; во время удара должно происходить полное совмещение боковых поверхностей сжатых кулаков.

    3. Упражнения для развития мелкой моторики, межполушарного взаимодействия:

    «Ладонь-кулак» - руки ладонями вниз лежат на столе, затем  одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.

     

    «Солнышко и тучка»/ «Лягушка» - Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак («тучка»),  другая  лежит  на плоскости стола (ладошка – «солнышко»). Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

     

    «Зеркальце и полочка» - ладонь правой руки раскрыта и поставлена вертикально, большой палец отставлен в сторону; взгляд -в центр ладони («зеркальце»); ладонь левой руки горизонтальна, большой палец руки плотно прижат к ладони, средний палец приставлен к ребру девой ладони у основания мизинца («полочка»)  

     «Кулак-ребро-ладонь» - Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет сначала вместе с педагогом, затем по памяти. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, потом двумя руками вместе (можно помогать себе командами вслух или про себя: «кулак – ребро - ладонь»)

    «Колечки» - Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Сначала выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу), потом в   обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе

    «Лезгинка» -  Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6 - 8 смен позиций

    «Змейки»  - Предложите ребенку представить, что его пальцы – это маленькие змейки. Они могут двигаться, извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. При двуручном направлении ладони сначала «смотрят» от ребенка, потом – друг на друга. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки)

    «Паровозик» - правую руку положить на левую надкостную мышцу, одновременно делая 10-12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед, затем столько же назад. Поменять позиции рук и повторить упражнение  

    «Рисующий слон» - сесть в позу слона. Колени слегка подогнуты. Наклониться головой к плечу. Вытянуть руку вперед и рисовать ей горизонтальную восьмерку, затем повторить тоже другой рукой

    «Сова» - с силой схватить левое плечо правой рукой, головой медленно пересекать среднюю линия тела, поворачивая налево, направо. Расслабиться. Сделать три полных цикла дыхания на три поворота головы. Повторить тоже для другого плеча. Добавить вокализацию: голова у плеча – вдох, голова на груди – выдох с вокализацией «у-у-х», голова у другого плеча  - вдох и т.д.

    «Замок» - скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе; двигать пальцем, на который укажет ведущий; палец должен двигаться точно и четко.

     «Ленивые восьмерки»/ «Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза одной рукой, потом другой, затем двумя ускорении  

     «Рисуем в воздухе»/ «Симметричные рисунки» - нарисовать в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки

    4.Упражнения для  развития  графо-моторных навыков:

    «Обводка, копирование рисунков» (Г.М. Зегебарт, О.С. Ильичева «Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков»): комплект «Волшебные обводилки» включает в себя 12 рисунков в формате А4 и 34 рисунка формата А3; листы располагаются вертикально или горизонтально; дети могут обводить и раскрашивать (заштриховать) рисунки одной рукой или двумя, стоя или сидя;  упражнения на основе рисунков задуманы таким образом, чтобы у ребенка как можно дольше сохранялся интерес к работе, которая требует многократного копирования одних и тех же рисунков-образцов, которые могут быть использованы для штриховки, раскрашивания, создания разного рода поделок.

     «Продолжи узор» 

    «Рисование по клеточкам» 

    «Лабиринты» 

               Функциональные упражнения для развития концентрации внимания и двигательного контроля 

    «Чайничек с крышечкой» - ребенок пропевает песенку, сопровождая ее жестами:

    Чайничек! (вертикальные движения ребрами ладоней)

    На чайничке – крышечка (левая рука складывается в кулак, правая – ладонью делает круговые движения над кулаком).

    На крышечке  - шишечка (вертикальные движения кулаками).

    В шишечке – дырочка (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки).

    Из дырочки пар идет (указательными пальцами рисуются спиральки).

    Пар идет с дырочки,

    Дырочка в шишечке,

    Шишечка на крышечке,

    Крышечка на чайничке.

    «Руки – ноги» - и.п. стоя; прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами:

    1.Ноги вместе  - руки врозь.

    Ноги врозь  - руки вместе.

    Ноги вместе – руки вместе.

    Ноги врозь – руки врозь.

    2.Ноги вправо – руки влево.

    Ноги влево – руки вправо.

    Ноги вправо – руки вправо.

    Ноги влево  - руки влево.

    3.Левая рука вперед, правая рука назад + правая рука вперед, левая рука назад.

    Левая рука назад, правая рука вперед + правая нога назад, левая нога вперед.

    Левая рука вперед, правая рука вперед + правая нога назад, левая нога назад.

    Левая рука назад, правая рука назад + правая рука вперед, левая  нога вперед.

    «Буратино» - и.п. стоя.

    Правая рука вверх + прыжок на левой ноге.

    Левая рука вверх + прыжок на правой ноге.

    Правая рука вверх + прыжок на правой ноге.

    Левая рука вверх + прыжок на левой ноге.

    «Парад» - и.п. стоя. Марш на счет «раз-два-три-четыре» с добавлением хлопков:

    Раз (хлопок) – два  - три  - четыре.

    Раз -два (хлопок) – три – четыре.

    Раз – два -три (хлопок) – четыре.

    Раз -два -три – четыре (хлопок).

    «Море волнуется» - детям предлагается в быстром темпе двигаться по комнате, принимая различные позы:

    Море волнуется  - раз.

    Море волнуется -  два.

    Море волнуется - три.

    Морская фигура -  замри.

    Планируемые результаты освоения программы

    -у детей сформировано умение соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради, карандаша)

    - дети умеют работать в тетрадях в мелкую клетку.

    -с опорой на клетки создают контуры сложных предметов.

    -умеют обводить и штриховать буквы алфавита. Используют разные виды штриховки в одном рисунке.

    - у детей развиты графо-моторные навыки, плавность, точность, скоординированность движений рук.

    Выявление полученных результатов обучения проводится в форме итогового тестирования. Кроме того, проводятся и собственные наблюдения педагога за развитием каждого ребенка.

    Лексические темы на учебный год для подготовительной логопедической группы.

    Дата

    Тема недели.

    Сентябрь

    1-2 неделя

    День знаний.

    3-4 неделя.

    Воспоминания о лете.

    Октябрь

    1-3 неделя.

    Осень.

    4-5 неделя.

    Птичий двор и ферма

    Ноябрь

    1-2

    3-4

    Дикие животные

    Декабрь

    1-2

    Обитатели морей и рек.

    3-4

    Зима. Новый год.

    Январь

    2

    Зимние забавы.

    3-4

    Мебель. Посуда. Продукты питания (гжельская роспись).

    Февраль

    1

    2-4

    Профессии. Моя семья.

    Март

    1

    8 марта.

    2

    Весна.

    3-4

    Одежда. Обувь. Головные уборы.

    Апрель

    1-3

    Мой дом. Малая Родина. Моя планета.

    4-5

    Транспорт.

    Май

    1-2

    Насекомые. Полевые цветы.

    3-4

    Здравствуй, лето!

    Календарно-тематическое планирование.

    Лексическая   тема

       №

    Тема занятия

             Виды работ

    Цели и задачи работы

               Осень

     

    1

    Рисование точек и крестиков

    1.Пальчиковая гимнастика «Замок».

    2.Работа в тетради.

    3.Упражнения: « Ладонь-кулак», «Лягушка».

    4.Зрителный диктант.

    5.Работа в альбоме.

    Познакомить детей с тетрадью в клетку; научить ориентироваться в клетке с одновременным рисованием точек; развивать зрительную память, конструктивные навыки, общую и мелкую моторику.

     2

    Рисование коротких вертикальных и горизонтальных линий.

    1.Пальчиковая гимнастика « Дружба».

    2.Выполнение фигур из счётных палочек «Забор»

    3.Работа в тетради.

    4. Упражнение для глаз « Молния»

    5.Зрительный диктант.

    6.Работа в альбоме.

    Научить проводить короткие вертикальные линии по точкам и самостоятельно; формировать навык ритмичности, двигательной функции кисти руки; развивать зрительное восприятие, зрительную память.

    3

    Рисование длинных вертикальных и горизонтальных линий в чередовании.

    1.Пальчиковая гимнастика « Листочки».

    2.Работа в тетради.

    3.Упражнение для предупреждения зрительного утомления.

    4.Зрительный диктант.

    5.Упражнение « Кулак-ребро-ладонь».

    6.Слуховой диктант.

    7.Физкультминутка «Ветер»

    8.Работа в альбоме.

    9.Игра с мячом. Лексические упражнения.

    - Учить проводить короткие и длинные горизонтальные линии по точкам и самостоятельно;

    -Учить выполнять фигуры по образцу, проводить линии в заданном направлении;

    -Активизировать  словарь слов-действий; учить образованию относительных прилагательных; закрепить названия деревьев.

    -Развивать слуховую память.

     

    4

    Рисование наклонных линий. Закрепление навыков штриховки.

    1. Пальчиковые шаги:

    «Гусеница», «Муравьишка».

    Пальчиковая гимнастика «Птички»

    2. Работа в тетради.

    3.Гимнастика для глаз.

    4.Слуховой диктант.

    5.Игра « телеграфисты».

    6.Работа в альбоме.

    7.Лексические упражнения.

    Учить рисовать наклонные линии по точкам и по образцу; учить ориентироваться в плоскости листа; закреплять знания о геометрических фигурах.

    5

    Рисование уголков.

    1.Пальчиковые шаги «Птенцы» пальчиковая гимнастика «Птички».

    2.Работа в тетради.

    3.Упражнение для глаз « Уголки»

    4.Зрительный диктант.

    5. Игра « Телеграфисты».

    6.Физ.мин-ка «Журавли учатся лететь»

    7. Работа в альбоме.

    8.Лексические упражнения.

    Закрепить у детей умение рисовать короткие наклонные линии; учить образовывать сложные прилагательные и согласовывать числительные с существительными; развивать конструктивные навыки, координацию движений.

    6

    Рисование бордюра.

    1.Пальчиковые шаги « Курочка», пальчиковая гим-ка « В гости к пальчику большому»

    2.Работа в тетради.

    3.Гимнастика для глаз « Жмурки»

    4.Зрительный диктант.

    5.Физ.мин-ка «Воробей»

    6.Упраж-ние « Ладонь-кулак-ребро»

    7. Работа в альбоме.

    Закрепить умение рисовать короткие наклонные линии; формировать нажим карандаша; формировать навык ритмичности руки; учить ориентироваться на плоскости листа; развивать зрительную память.

    7

    Рисование квадратов.

    1. Пальчиковые шаги « Курочка».

    2.Работа в тетради.

    3.Гимнастика для глаз « Зигзаги»

    4.Зрительный диктант.

    5.Физ.мин-ка «Домашние птицы»

    6.Упражнение «Колечки»

    7.Работа в альбоме.

    Закрепить навык проведения коротких горизонтальных и вертикальных линий; формировать навык ритмичности руки; учить ориентироваться на плоскости листа; развивать зрительную память.

       Дикие животные

    8

    Рисование прямоугольников.

    1.Пальчиковые шаги «Мёд и медвежонок», выкладывание прямоугольника из палочек.

    2.Работа в тетради.

    3.Упражнение для глаз « Прямоугольники»

    4.Зрительный диктант.

    5.Физ.мин-ка «Медвежата».

    6.Упражнение « Кулак-ребро-ладонь», « Колечки».

    7.Работа в альбоме.

    Учить детей рисовать прямоугольники со штриховкой; закрепить понятие о геометрической фигуре « прямоугольник»; развивать творческое воображение; развивать зрительное восприятие и зрительную память.

    9

    Рисование дуг. Штриховка дугами различных видов.

    1.Пальчиковые шаги « Котик», упр. «  Маленький конструктор», пальчиковая гимнастика « Котята».

    2.Работа в тетради.

    3.Упражнение для глаз « Волны».

    4.Слуховой диктант « Дорожка».

    5.Физкультминутка.

    6.Упражнение « Колечки».

    7.Работа в альбоме.

    Учить детей рисовать дуги по точкам и по образцам (вниз, вверх); учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения; развивать ритмичность двигательной функции кисти; воспитывать аккуратность.

    Обитатели морей и рек

    10

    Рисование кругов. Штриховка кругами.

    1.Игра « Соберём жемчуг со дна моря», упражнение « Колечки».

    2.Работа в тетради.

    3.Упр. для глаз « Пузырьки».

    4.Зрительный диктант.

    5. Физкультминутка.

    6.Работа в альбоме.

    Учить детей рисовать круги по точкам и самостоятельно; развивать внимание, зрительную память; закрепить навык проведения наклонных линий.

    11

    Рисование фигур и предметов из кругов.

    1.Выкладывание силуэта рыбки горохом и рисом, пальчиковая гим-ка «Жил да был один налим».

    2.Работа в тетради.

    3.Упражнение для глаз « Рыбки плавают».

    4.Зрительный диктант.

    5. Физ. мин-ка «Рыбка».

    6. Работа в альбоме.

    Закрепить у детей умение рисовать круги; учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения предметов; развивать координацию речи и движения.

    Зима. Новый год.

    12

    Рисование узоров из квадратов и кругов.

    1.Самомассаж и пальчиковая гим-ка «Шарик».

    2.Работа в альбоме.

    3.Упр.для глаз «Поймай зайку».

    4.Зрительный диктант « Фонарики».

    5.Подвижная игра « С Новым годом»

    6.Работа в альбоме.

    Закрепить у детей умение рисовать квадраты и круги. Развивать зрительное внимание и память. Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе. Развивать творческое воображение.

    13

    Рисование ёлочек.

    1.Пальчиковые шаги « Весёлые подружки», самомассаж пальцев рук «Ёлочка».

    2.Работа в тетради.

    3.Упражнение для глаз « Стрельба глазами»

    4.Зрительный диктант « Ёлочки»

    5.Физ.мин-ка «Где мы были мы не скажем…»

    6.Работа в альбоме.

    7.Лексические упражнения.

    Закрепить у детей умение рисовать прямые и наклонные линии; учить подбирать слова антонимы; согласовывать числительные с существительными; развивать зрительное восприятие и зрительную память.

    Зимние забавы

    14

    Рисование овалов. Дифференциация круга и овала.

    1.Пальчиковые шаги « Весёлые подружки», упражнение « Ловкие ручки».

    2.Работа в тетради-рисование овалов.

    3.Гимнастика для глаз.

    4.Физ.мин-ка «Снежная баба»

    5.Работа в альбоме.

    6.Лексические упражнения.

    Учить рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без неё; закрепить понятия о геометрических фигурах; развивать сообразительность, активизировать словарь.

    Мебель. Посуда.

    Продукты питания

    15

    Рисование овалов.

    Знакомство с графическими диктантами.

    1.Пальчиковые шаги «Весёлые подружки», упражнение

    «Накрываем стол».

    2.Работа в тетради- упражнение «Слива».

    3.Упражнение для глаз «Овалы».

    4.Зрительный диктант «Посуда».

    5.Динамическая пауза «Овощи».

    6.Игра « Паучок»

    7.Графический диктант «Стул».

    8.Работа в альбоме.

    Учить детей рисовать овалы по точкам и самостоятельно; познакомить детей с графическим диктантом; развивать слуховую память.

    16

    Рисование кругов и овалов. Графический диктант

    1. Пальчиковые шаги «Весёлые подружки»,

    упражнение «Маленький конструктор».

    2.Работа в тетради: упражнение «Конфета» самомассаж рук.

    3.Гимнастика для глаз.

    4.Зрительный диктант « Конфета».

    5.Физ. мин-ка.

    6.Упр. « Лезгинка».

    7.Графический диктант «Ключик».

    8.Работа в альбоме.

    Закрепить у детей умение рисовать круги и овалы, объединять эти фигуры в предмет; учить выполнять движения в соответствии с заданной схемой; учить отсчитывать нужное количество клеточек для графического диктанта; развивать пространственные отношения, слуховое внимание.

    17

    Рисование посуды.

    1.Пальчиковые шаги « Улитка», игра « Склей посуду».

    2.Работа в тетради. Упр.- я: « Нож, чашка, чайник, кастрюля».

    3.Упражнение для глаз.

    4. Слуховой диктант.

    5.Динамическая пауза.

    6.Графический диктант « Незнайка».

    7. Работа в альбоме.

    Закрепить графические навыки детей при изображении предметов посуды по клеткам; развивать зрительное восприятие и зрительную память; закрепить умение штриховать в заданном направлении; продолжать знакомить с графическим диктантом.

    Профессии. Моя семья.

    18

    Рисование узоров с использованием овала.

    1.Упражнение «Конструкторы», пальчиковая гимнастика « Гвозди».

    2.Работа в тетради.

    3. Графический диктант « Сторожевая собака».

    4.Упражнение для глаз « Уголки».

    5.Зрительный диктант « Часы», « Телевизор».

    6.Динамическая пауза.

    7. Работа в альбоме.

    Закрепить у детей умение рисовать прямые и наклонные линии; учить симметрично воспроизводить предметы; развивать конструктивные навыки, координацию речи и движения.

    19

    Рисование вертушек.

    1.Пальчиковая гимнастика « Моя семья», игра « Конструкторы»,

    2. Работа в тетради.

    3.Упражнение для глаз. Стрельба глазами.

    4.Графический диктант « Девочка».

    5.Зрительный диктант « Вертушки».

    6.Игра « Покажи где…»

    7.Физ. мин-ка.

    8. Работа в альбоме.

    Закрепить навык проведения прямых и наклонных линий; развивать конструктивные навыки; координировать речь и движения.

    20

    Рисование палочек с присоединением уголков.

    1.Пальчиковая гим-ка «Солдаты», самомассаж кистей и пальцев рук.

    2.Работа в тетради.

    3.Упражнение для глаз « Стрельба глазами».

    4.Зрительный диктант « Танк».

    5.Графический диктант « Танк»

    6.Физ. мин-ка « Дружно встали».

    7.Работа в альбоме.

    Закрепить у детей умение рисовать овалы и включать их в различные узоры; формировать временные представления; учить графически воспроизводить направления; развивать мелкую и общую моторику детей.

    8 марта

    21

    Выполнение упражнения « Продолжи строчку». Выполнение узоров.

    1.Пальчиковая гим-ка « Мамочка», пальчиковые шаги « Улитка».

    2.Работа в тетради.

    3.Зрительный диктант « Василёк».

    4.Упражнение для глаз « Цветок».

    5.Физ. мин-ка « Мамам дружно помогаем».

    6.Графический диктант « Цветок».

    7.Физ. мин-ка « Цветочки, лепесточки».

    8.Работа в альбоме.

    Закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях, учить выполнять действия по образцу; формировать нажим на карандаш; воспитывать слуховое внимание, сочетать действия со словом.

    Весна

    22

    Рисование птиц.

    1.Игра « Корм для птиц», пальчиковая гим-ка « ласточка».

    2.Работа в тетради.

    3.Упражнение для глаз «Ручейки».

    4.Зрительный диктант « Кораблик».

    5.Граф.диктант «Летящая птица».

    6.Физ. мин-ка « Зима прошла».

    7. Работа в альбоме.

    Закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях, учить выполнять действия по образцу; формировать нажим на карандаш; учить подбирать родственные слова; образовывать приставочные глаголы движения ( от глагола лететь); воспитывать слуховое внимание, совершенствовать умение действовать по сигналу, сочетать действия со словом.

    Одежда, обувь,

    головные уборы

    23

    Рисование узоров с использованием овала.

    1.Упражнение «Волшебная пуговица», пальчиковая гимнастика « Одежда».

    2.Работа в тетради.

    3.Упр.для глаз «Рисуем шарики».

    4.Графический диктант « Белка».

    5.Самомассаж « Крючочки»

    6.Физ. мин-ка.

    7.Работа в альбоме.

    Продолжать формировать у детей умение рисовать круги и овалы; учить штриховать предметы в разных направлениях; учить внимательно рассматривать, сравнивать и воспроизводить изображения, закрепить и уточнить знания об одежде.

    24

    Рисование ломаной линии.

    1.Пальчиковые шаги « Кот и бабочка», упр. « Маленький конструктор».

    2.Самомассаж кистей и пальцев рук.

    3.Работа в тетради.

    4.Упражнение для глаз « Стрельба глазами».

    5.Графический диктант.

    6.Физ. мин-ка « Обувь».

    7.Упр. « Лезгинка».

    8.Работа в альбоме.

    Учить детей проводить прямые ломаные линии без отрыва; закрепить умение рисовать прямые и наклонные линии; развивать внимание, конструктивные навыки.

    Мой дом. Малая Родина. Моя планета.

    25

    Симметричное рисование по клеточкам

    1.Пальчиковые игры «Чудо-пуговицы», «Дом».

    2.Работа в тетради.

    3.Гимнастика для глаз.

    4.Графический диктант « Домик»

    5.Динамическая пауза « Прогулка по Земле».

    6..Зрительный диктант « Дом».

    7.Работа в альбоме.

    Учить детей симметрично завершать начатый рисунок по клеточкам, закрепить основные виды штриховок, развивать мелкую моторику руки, координацию движений, развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве.

    26

    Копирование рисунков по клеточкам.

    1.Пальчиковая гим-ка «Четыре братца», упр. «Конструкторы».

    2.Работа в тетради.

    3.Зрительный диктант « Ракета».

    4.Гим-ка для глаз               « Поймай звезду»

    5.Физ. мин-ка « Космонавт».

    6.Самомассаж.

    7.Графический диктант « Ракета».

    8. Работа в альбоме.

    Закрепить у детей рисовать круги и включать их в различные узоры; продолжать учить графически воспроизводить направления; закрепить основные виды штриховки, развивать мелкую и общую моторику детей, пуговицы.

    27

    Закрепление сформированных навыков.

    1.Игра « Волшебные пуговицы»

    2.Работа в тетради.

    3.Зрительный диктант.

    4.Гим-ка для глаз.

    5.Физ. мин-ка «Мы шагаем по планете…»

    6.Графический диктант

    7.Работа в альбоме.

    Закрепить умение работать по образцу при выкладывании палочек.

    -корректировать  мелкую моторику пальцев рук через выполнение упражнений, пальчиковых игр.

    - упражнять в согласовании движений с текстом.

    - развивать тактильные ощущения при нахождении предмета на ощупь.

    Транспорт

    28

    Закрепление сформированных навыков

    ( Итоговое)

    1.Разминка для пальцев, пальчиковые шаги.

    2.Упр. « Пройди по дорожке».

    3.Графический диктант « Бабочка».

    4.Игра « Собирай-ка».

    5.Муз. ритмическое упр. «Маленький волшебник».

    6.Игра « Волшебная крупа».

    7.Игра « Намотай нитку».

    Стимулировать речевое развитие детей путём активных движений пальцев рук.

    Закрепить умение составлять графическое изображение пространственных отношений и моделировать их в виде рисунка,

    проводить кривые, прямые (вертикальные и горизонтальные) линии по намеченному контуру.

    Литература.

    1. Киселёва Г.А. «Книжка-учишка». Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков.
    2. Колесникова Е.В. « Тесты. Готов ли ваш ребёнок к школе? Мышление. Моторика», Москва, 1996.
    3. Крупенчук О.И. « Научите меня говорить правильно»,2005.
    4. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики-развиваем речь. Подготовительная группа детского сада.
    5. Крушельницкая  О.И « Вправо-влево, вверх-вниз».
    6. Подрезова И.А. « Школа умелого карандаша» перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями, Москва, 2009.
    7. Прописи для дошколят. Подготовка к школе.
    8. «Послушный карандаш» папка для дошкольника.
    9. Нищева Н.В. « Система коррекционной работы в подготовительной группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», СПб, 2000.

    1. http://dohcolonoc.ru/kruzhkovaya-rabota.html?start=10
    2. http://www.kindergenii.ru/grdiktant.htm
    3. http://detsad-kitty.ru/index.php?do=search


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие графо-моторных навыков детей с ОНР старшего дошкольного возраста

    Задачи предшкольного образования разнообразны. Среди них необходимо выделить центральные: оказание помощи в социализации детям и их семьям, поддержка развития личности ребенка, психопрофилактика...

    Развитие графо-моторных навыков у детей с ДЦП

    В статье "Развитие графо-моторных навыков у детей с ДЦП" можно четко увидеть проблему в работе с детьми такой категории. Здесь предложены специальные упражнения для развития графо-моторных возможносте...

    Программа по формированию графо-моторных навыков у старших дошкольников

    В программе сформулированы цели, задачи и виды графо-моторной деятельности...

    Рабочая программа по развитию мелкой моторики - "Умелые пальчики"

    предназначена для детей первой младшей группы...

    Рабочая тетрадь по развитию графо-моторных навыков.

    С точки зрения лингвистики графика — это система отношений между письменными знаками и звуками речи, а также изображение буквы, воспринимаемый оптически, и операции по ее производству с помощью ...