«Формирование краеведческих представлений у детей младшего дошкольного возраста совместно с родительской общественностью»
статья (младшая группа)

Костарева Наталья Васильевна

Данный материал можно использовать в работе с родителями по формированию у детей младшего дошкольного возраста краеведческих представлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование краеведческих представлений у детей младшего дошкольного возраста совместно

 с родительской общественностью»

Костарева Наталья Васильевна

МБДОУ «Детский сад № 8 «Солнышко»

г. Оса

«Тот уголок земли, где ты увидел мир,

                                                                где сделал первый шаг, всегда должен

                                                           быть для тебя самым лучшим на свете».                     Эдуардас Межелайтис,

литовский поэт, переводчик.

Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к близким, к родному краю.

При ознакомлении детей с родным краем, создаются благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, любознательность, обогащается и развивается речь.

Необходимость развития интересов дошкольников в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей большой и малой Родине.

Любовь в своему дому, к своим родным людям, к своему детскому саду, к родному городу, родному краю –  это первые шаги на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей Родине. И начинать эту работу необходимо с младшего дошкольного возраста.

Учить познавать родной край, воспитывать любовь к Родине – это задачи не только детского сада, но и семьи. Эта работа более эффективна, если установлена тесная связь с семьёй. Родители не только помощники, но и равноправные участники формирования личности ребёнка. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребёнка.

В 2017 - 2018 учебном году, с октября по апрель, в нашей группе мы реализовали проект «Краеведение для малышей», группа была вторая младшая.

Создание общности детей, воспитателей и родителей выступает как основа реализации проекта. Создание такой общности – процесс сложный, требующий от педагогов умения налаживать контакты с родителями, выделять дополнительное время для работы с ними.  От родителей этот подход требует преодоления отношения к детскому саду как учреждению, которое всю ответственность за воспитание ребенка берет на себя.

В основу успешного взаимодействия педагогов и семьи при реализации проекта легли следующие принципы:

  1. Краеведческий принцип - максимальное включение в образовательный процесс изучения материала о родном городе.
  2. Обеспечение субъективной позиции всех участников педагогического процесса - каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, проявлять активность. Главное - сотрудничество, а не наставничество.

3. Принцип интеграции. Особая роль в проекте отводится интеграции краеведческого содержания в различные виды детской деятельности и через различные способы её организации. Мы реализовали этот принцип в сотрудничестве с семьей, краеведческим музеем. При ознакомлении дошкольников с историко-культурными особенностями города Оса сочетали разные виды деятельности.

4. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей предполагает: позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями — значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

5.  Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы.

6. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей.

7. Принцип опоры на игровую деятельность как ведущую в органической связи её с другими видами деятельности: изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной, которые взаимодействуют и обогащают друг друга.

8. Развивающий принцип - формирование и развитие духовно-личностных качеств ребенка, в том числе позитивного, уважительного отношения к родным людям, родному городу, труду.

 В ходе работы над проектом, родители приняли участие в выставках: из природного материала «Осенние фантазии», ко дню матери «Мамины руки не знают скуки», семейных мини – газет «Любимая книга нашей семьи», рисунков родителей «Стихи моего детства», для создания альбома по стихам А. Барто, «Семейное древо», фото выставка «Зимняя прогулка по родному городу», семейных рисунков «Дом, в котором я живу».

Было проведено совместное мероприятие, родители и дети «Читаем стихи вместе».  Посетили вместе с детьми и родителями музей природы.  К празднику 23 февраля провели мероприятие «Парная гимнастика», с приглашением пап. Итоговых мероприятий по проекту было два - с детьми «Прогулка по родному городу», и совместное с родителями «Моя семья во всём неповторима».

Работа над реализацией проекта позволила раздвинуть рамки традиционных контактов с родителями, которые смогли внести свой вклад в образовательную работу.

Были созданы условия для позитивных, доброжелательных отношений между участниками проекта, можно отметить, что у детей появился интерес к родному городу, ребята имеют представления о своей семье, знают имена членов своей семьи, с удовольствием посещают детский сад, знают имена детей в группе, воспитателей и сотрудников детского сада, которые непосредственно с ними работают.

Практическая значимость представленного опыта работы состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения, возможности использования в рамках любой образовательной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация игровой среды для формирования гендерных представлений у детей младшего дошкольного возраста

Организация игровой среды для формирования гендерных представлений у детей младшего дошкольного возраста...

«Формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста, как средство общего развития»

Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познае...

Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр

I.Введение     Глава I. Дидактическая игра как средство развития математических представлений  у детей младшего возраста.1.1. Психологические  особенности  обучения ...

Роль пальчиковых игр в формировании математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

   Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, помогают проявить творческие способности, фантазию, способствуют формированию математических представлений. Одни...

представление опыта работы «Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий»

Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий. Знакомство с кейс-технологией. Виды кейс-технологий. Использование кейс-технологии в...