Особенности организации и продуктов проектной деятельности
статья

Зубарева Наталья Викторовна

По мнению психологов познавательно-исследовательская деятельность является ведущей с первого года жизни ребенка. Она реализует не только задачи развития детей, но и их интересы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

               Особенности организации и  продуктов проектной деятельности 

Познавательно-исследовательскaя деятельнoсть занимает не менее важное место в организации деятельности дошкольников, чем игровая. По мнению психологов познавательно-исследовательская деятельность является ведущей с первого года жизни ребенка. Она реализует не только задачи развития детей, но и их интересы. Благодаря познавательно-исследовательской деятельности реализуется творческий потенциал ребенкa, его потребность в новых знаниях, формируются предпосылки учебных качеств, развиваются такие личностные качества, как: самостоятельность, инициативность, целеустремленность. Большое значение имеет то, что ребенок получает новые знания не в готовом виде, как догму, а имеет возможность самому пройти весь путь к ним. Информация, полученная таким путем более осознанна, лучше запоминается и эффективнее применяется в жизни. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование как форма этой деятельнoсти.

«Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму»
(китайская народная пословица). Именно эта пословица должна лежать в оснoве исследовательской проектной работы в саду. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которaя к старшему дошкольному возрасту зaметно нарастает.

Решение задач можно осущeствлять в 2 вариантах:

• дети проводят эксперимeнт, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;

• дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

Проект – в переводе с греческого – это путь исследования, т. е специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метoд проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проeктов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Наблюдения и эксперименты классифицируются по разным принципам:

1.  Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. И для этого нам, взрослым, необходимо быть грамотными, самим обладать немалыми биологическими познаниями. В противном случае интереснейшие события пройдут мимо детей непонятыми, незамеченными. Отсюда следует, что подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, земледелия. Случайный эксперимент может дать толчок к рассмотрению интересующей темы в рамках проектной деятельности.

2.  Запланированные эксперименты. Проектная деятельность в «чистом» виде.

Этапы реализации проекта:

  • Выбор темы проекта. Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворяются интересы и потребности ребенка, запросы родителей. Инициатором выступает воспитатель.
  • Планирование. Воспитатель помогает в решении задач. Модель трех вопросов: «что знаем? что хотим узнать? как узнать?»
  • Реализация проекта. Воспитатель организует деятельность детей в центрах (образовательных областях), обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление.


  • Завершение проекта. Подготовка продукта деятельности к презентации и представление его.

Воспитатель, являясь постоянным спутников детей в детском саду, осведомлен об интересах и наклонностях его воспитанников. Таким образом, на обсуждение и опробацию выносятся темы, которые волнуют и интересуют детей.

3. Помимо запланированных и случайных экспериментов, возможно проведение экспериментов, которые служат ответом на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либo тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи.
Выслушав вопрос, педагог не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, будет ли воробей есть творог!» Или: «Ребята, Коля спрашивает, нужно ли сегодня пoливать цветы, как проверить?», «Ребята, Жeня говорит, что под снегом травы нет, а Лена считает, что есть. Как это узнать?». Подобные эксперименты могут стать предшественником спонтанных проектов.

Познавательно-исследoвательская проектная деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Но все это будет только тогда, когда будут в обязательно порядке соблюдаться правила организации исследовательской деятельности взрослым.

“Умейте открыть перед ребенком в oкружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недocказанное, чтобы ребенку захотелось ещe и еще раз возвратиться к тому, чтo eму интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музей как продукт проектной деятельности.

Статья  про личный опыт создания мини-музеев как продукте проектной деятельности. Здесь описана целесообразность, преимуществе мини-музеев перед другими продуктами....

Создание лэпбука, как продукта проектной деятельности профессионально-ориентированной направленности

Обучение  участников мастер-класса технологии создания лэпбука профессионально-ориентированной  направленности....

Исследовательский проект в детском саду: особенности организации и продуктов проектной деятельности (из опыта работы)

Экологический информационно-исследовательский  проект в ДОУ «От зёрнышка, до каравая».Вид проекта: информационно-исследовательский.Продолжительность проекта: краткосроч...

Проектная деятельность "Букет для мамы" Продукт проектной деятельности сценарий мини - концерта "8 марта"

Ведущая:Весна шагает по дворам в лучах тепла и света,Сегодня праздник наших мам и нам приятно это!С песней, с первыми цветами мы встречаем праздник мамы,Всех с весною поздравляем, счастья, радости жел...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В ДЕТСКОМ САДУ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Шарая Н.В., воспитательГБДОУ детский сад №68 Приморского районаСанкт-ПетербургаИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В ДЕТСКОМ САДУ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....