"Поведение за столом". Старшая группа.
план-конспект занятия (старшая группа)

Комова Валерия Викторовна

Занятие в старшей группе по этикету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povedenie_za_stolom.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Чудо- Садик»

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

КОНСПЕКТ

Организации непосредственно образовательной

деятельности с детьми

в старшей группе № 5

по теме «Поведение за столом»

Дмитриева В.В.

Воспитатель

Москва

Цели:

- формирование навыков поведения за столом в различных ситуациях приёма пищи; - изучение формул речевого этикета, применяемых за столом.

Задачи:

- объяснить социальную значимость владения правилами столового этикета и поведения за столом;

- изучить основные формулы речевого этикета, применяемые в процессе приёма пищи;

- закрепление полученных навыков поведения за столом с помощью заданий.

Словарная работа:

- застолье, первое блюдо, второе блюдо, гарнир.

Перечень заданий:

- коллективное задание «Скульптуры в парке» для разбора плохих поведенческих привычек за столом;

- индивидуальное задание «Распутай узелки» для того, чтобы выучить в какой руке нужно держать ложку и вилку;

- игра «Команда для вилки и ложки» для закрепления информации о том, какими приборами что нужно есть;

- чтение стихотворения Ю. Шевченко «Невоспитанная белка» и беседа о правилах поведения за столом;

- физкультминутка;

- групповое задание «Пластилиновая посуда» для создания положительного эмоционального настроя;

- отгадывание загадок.

Оснащение:

- сказочный персонаж «Улыбка»;

- письмо-приглашение в путешествие по парку Застолья;

- наглядный материал для задания «Скульптуры в парке»;

- индивидуальное задание для каждого ребёнка «Распутай узелки»;

- карточки с изображениями блюд для игры «Команда для вилки и ложки»;

- наглядный материал для стихотворения «Невоспитанная белка»;

- пластилин для каждого ребёнка, доски или картон.

Ход занятия:

Педагог: ребята, в гости к нам пришла необычная гостья. Встречайте!

Появляется сказочный персонаж Улыбка.

Улыбка: здравствуйте, ребята! Меня зовут улыбка. Я хозяйка удивительного города под названием Этикетия. Может кто-нибудь скажет, от какого слова произошло название этого города?

Дети: от слова этикет. Этикет – это правила поведения взрослых и детей в обществе.

Улыбка: сегодня мы отправимся с вами в путешествие по улицам волшебного городка и познакомимся с его необычными жителями. Нашим верным помощником будет карта города Этикетия, которая покажет маршрут и поможет нам не заблудиться в дороге.

Педагог показывает карту города Этикетия и кратко с детьми изучает улицы.

Улыбка: жители нашего городка очень рады гостям и с удовольствием рассылают приглашения посетить их улицы. Давайте посмотрим, от кого нам пришло приглашение, и узнаем, где нас сегодня ждут.

Педагог достаёт письмо-приглашение на прогулку в Парк Застолья.

Улыбка: почти на самой окраине нашего городка находится старый парк Застолья. А что такое застолье, кто из вас знает?

Дети: застолье – это праздничный стол, за которым сидят, кушают всякие вкусности и общаются.

Улыбка: а по какому случаю устраивают застолья?

Дети: на день рождения, 8 марта, новый год…

Улыбка: наш парк интересен своими необычными скульптурами. Они могут показаться вам смешными, и это неудивительно. Ведь на их создание скульптора вдохновляли некоторые привычки детишек., которые не умеют вести себя за столом. Дети: да!

Педагог: тогда посмотрите на скульптуры в парке и скажите, какие плохие привычки они демонстрируют?

Дети: сидит сутуло, кушает с ножа, читает во время еды, набивает рот едой, положил локти на стол.

Дети с помощью педагога разбирают плохие привычки, которые демонстрируют статуи.

Улыбка: молодцы! Я уверена, что вы таких ошибок не делаете! Чтобы не стать моделью для подобной статуи, нужно запомнить несколько несложных правил и придерживаться их. Первое, что нужно сделать, прежде чем есть за стол – хорошо вымыть…

Педагог делает паузу, чтобы дети ответили сами…

Дети: руки!

Улыбка: А после того, как мама или бабушка поставили перед вами тарелку с ароматной едой, вы должны положить на колени тканевую салфетку, чтобы не испачкать одежду.

Улыбка: в нашем порке, кроме скульптур, есть весёлые аттракционы, которые помогают ребятишкам вспоминать, в какой руке держать вилку, а в какой ложку и как правильно пользоваться ножом.

Выполнение задания «Распутай узелки»

Левая и правая рука на картинке держат верёвочки, к которым привязана ложка, вилка и нож. Распутай узелки, чтобы понять, какой рукой что держать.

Улыбка: самое время приступить к обеду! Для этого нам нужно узнать, какие блюда нужно есть вилкой и ножом, какие ложкой, а какие просто руками. Первые блюда (суп, бульон, борщ) едят ложкой, аккуратно поднося её ко рту, чтобы не проливать обратно в тарелку. Вилкой едят второе блюдо: рыбу, мясо и гарнир (овощи, макароны, картофельное пюре), а также салат. Для того, чтобы набрать гарнир на вилку, можно помочь себе ножом. Также ножом пользуются, чтобы разрезать мясо или другое блюдо на небольшие кусочки. Хлеб, печенье и фрукты берут руками.

Игра «Команда для вилки и ложки»

Педагог раскладывает на столах два набора карточек с изображениями различных блюд, которые можно есть вилкой и ножом или ложкой. Детей делят на две команды «команда вилки и ножа», а также «команда ложки». Задача каждой команды собрать как можно больше своих карточек и не взять чужих.

Улыбка: здорово поиграли! Теперь вы не перепутаете, какими столовыми приборами воспользоваться. А что ещё нужно знать о поведении за столом… Например, можно ли читать за столом?

Дети: нет!

Улыбка: Конечно же, за столом не принято заниматься посторонними вещами: читать или играть. Это не только невежливо, но и вредно: портится зрение или можно испачкать одежду.

Улыбка: чтобы не стеснять своих соседей по столу и не мешать им, не нужно класть локти на стол. Вы можете случайно толкнуть соседа или сбросить его приборы со стола. Покажите, как нельзя складывать локти! (дети показывают локти на столе). А как правильно сидеть за столом, давайте покажем! (педагог вместе с детьми демонстрирует правильную позу за столом).

Улыбка: а ещё нельзя говорить с набитым ртом. Так можно подавиться. Если вас спросили о чём-то, сначала нужно проглотить пищу, а затем отвечать. А что делать, если то, что вы хотите взять, стоит далеко от вас?

Дети: попросить того, кто сидит ближе.

Улыбка: если блюдо, которое вы хотите взять, стоит далеко, нельзя тянуться через весь стол. Лучше попросить того, кто сидит ближе, положить немного или передать тарелку. Как нужно попросить?

Дети: Передайте, пожалуйста, салат!

Педагог хором с детьми произносит просьбу.

Улыбка: молодцы! Сколько правил вы теперь знаете. Давайте мы прочитаем стихотворение про белочку, которая не знала этих правил.

Чтение стихотворения «Невоспитанная белка» и беседа о поведении за столом.

Что это у белки

На праздничной тарелке?

Колбаса и гренки,

С вишнями вареники,

Каши манной горка

И от хлеба корка.

Все она смешала,

Чем белку угощали.

Посмотрела белка

На свою тарелку:

-Аппетита нет совсем.

- Я, пожалуй, все не съем!

Может быть, синица

этим угостится?

Стыдно ей не знать, друзья,

Так вести себя нельзя!

Помогите, белке, дети,

Разобраться в этикете.

Улыбка: объясните, правильно ли белка поступила, сложив всю еду в одну тарелку? Можно ли угощать друзей тем, что не захотел съесть сам? Можно ли предлагать кому-то угоститься из своей тарелки? А вы так себя за столом не ведёте?

Педагог ставит детей в круг для физкультминутки.

Физкультминутка

Невоспитанный Енот

Пришел к Сове под Новый год.

(кланяемся, как-будто представляемся)

Где еда? - спросил Енот

(разводим руками и удивляемся)

Растолкал честной народ.

(толкаемся локтями)

Брал с тарелок все подряд,

Съел салат и мармелад.

(показываем большую миску и жуем)

Громко ложкою стучал

Гостям общаться не давал.

(стучим воображаемой ложкой)

Рассердилась Сова:

Ну-ка, где моя метла?!

(грозим пальчиком)

Я такого не ждала!

И Енота прогнала!

(топаем ногами и сердимся)

Улыбка: к сожалению, Енот разбил чашку Совы, и она очень расстроилась. Давайте поможем Сове и слепим ей новые чашки и блюдца! Я дам вам пластилин, и мы с вами для Совы яркую волшебную посуду.

Выполнение задания «Пластилиновая посуда».

Педагог совместно с детьми лепит чашечки и блюдца из пластилина.

Улыбка: спасибо, очень красивые чашки получились! А еще важно помнить о том, что есть и пить за столом следует бесшумно. Не нужно стучать приборами по тарелке, громко прихлебывать или дуть на слишком горячее блюдо. Размешивать сахар в чае нужно так, чтобы не стучать ложкой по стенкам чашки.

Улыбка: мы с вами узнали сегодня много новых правил, а теперь будем отгадывать загадки.

Выполнение задания «Отгадай загадки».

Слонёнок съел в гостях не много:

Ведро варенья, бочку мёда,

Пятнадцать порций заварного...

Такого мы зовём .... (обжора)

Мишка пьет горячий чай

И сосет конфетку,

Не облейся невзначай,

Не забудь ... (салфетку)

Девочка Рита возле дорожки

Стол накрывает собаке и кошке.

Плошки расставив, скажет им Рита:

«Ешьте! Приятного вам ...» (аппетита!)

Хочешь щей из овощей,

Суп или окрошку?

Что тогда ты должен взять?

Нужно взять лишь... (ложку)

Маленькое, сдобное,

Колесо съедобное.

Я один тебя не съем,

Разделю ребятам всем. (бублик)

Улыбка: вот и все на сегодня. После прогулки по нашему старому парку вы стали настоящими знатоками столового этикета и можешь научить этим правилам своих друзей или родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарный план по формированию культуры безопасного поведения (ОБЖ) в старшей группе д/с.

План составлен с учетом возрастных особенностей детей данного возраста, а также по принципу сезонности....

Коллективный педагогический процесс. Мастер – класс. Тема: « Играя учимся вести себя за столом» (старшая группа) Воспитатель: Корясова О.Н.

Актуальность: Дети знакомятся с правилами этикета; учатся правилам поведения за столом, в гостях, в общественном месте. Дети учатся различать посуду по назначению: чайная. Дети знакомятся с...

конспект непосредственно образовательная деятельность на тему «Культура поведения за столом» средняя группа

Формирование у детей элементарных навыков поведения за столом, развитие умения сервировать стол по правилам этикета, пользоваться схемами....

конспект по познавательной области "Беседа о правилах поведения в лесу". Старшая группа

Дети знакомятся с правилами поведения в лесу. , им дается понятие, что животные и растения взаимосвязаны между собой, формируется понятие о лесе, как общем доме для животных и растений....

Конспект по развитию речи "Хлеб от поля до стола" старшая группа

Конспект "Хлеб от поля до стола" старшая группа...

Родительское собрание в нетрадиционной форме Круглый стол старшая группа

Родительское собрание в нетрадиционной форме Круглый стол старшая группа...