Консультация для педагогов и родителей «Как играть с матрёшкой?»
консультация по окружающему миру (младшая группа)

Матрёшку относят к дидактическим игрушкам. Игры с матрёшкой, как и игры с пирамидкой и кубиками, способствуют развитию у детей восприятия и мышления. В ходе этих игр можно научить детей выделять признаки предметов, сравнивать их по высоте, ширине, цвету и т. д. Она создана в помощь по развитию у малышей речи, мышления, памяти, внимания, воображения, воли, творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей «Как играть с матрёшкой?»

Матрёшку относят к дидактическим игрушкам. Это значит, что она создана в помощь по развитию у малышей речи, мышления, памяти, внимания, воображения, воли, творчества.

Это игрушка разборная. Она имеет гладкую, округлую форму. Чтобы добраться до следующей куклы, которая прячется внутри, нужно терпеливо и настойчиво открыть её. Поэтому тут понадобятся — и усидчивость, и крепость пальчиков, и настойчивость, и смекалка.

Когда все куколки извлечены и собраны, в них можно играть. При этом, можно дать каждой имя, строить по росту, воображать, что это семья или подруги. Ребёнку интересно прятать матрёшек друг в друга, подбирать подходящих по размеру.

Поскольку матрёшки бывают различных видов, их можно иметь несколько. Каждая поможет развивать кругозор и речь.

Так, матрёшка «Семья» воспитывает правильное представление о семье, вызывая положительные эмоции, привьёт понятия о предназначении каждого члена семьи.  

Есть матрёшки в виде любимых героев из сказок или мультфильмов. Это так же развивает воображение и речь. С такими игрушками можно ставить спектакли в настольном театре.

Матрёшка – замечательная народная игрушка – получила заслуженное признание педагогов. Игры с матрёшкой, как и игры с пирамидкой и кубиками, способствуют развитию у детей восприятия и мышления. В ходе этих игр можно научить детей выделять признаки предметов, сравнивать их по высоте, ширине, цвету и т. д.

В группе в достаточном количестве должны быть матрёшки с разным количеством вкладышей (от трех).

«Знакомство с матрёшкой»

Для детей, незнакомых с матрёшкой, очень важен момент первой встречи с ней. Нужно постараться сделать эту встречу интересной и радостной.

Педагог (взрослый) садится с ребёнком или двумя-тремя детьми за столик и говорит: «Посмотрите, какую интересную игрушку я вам сейчас покажу!» С этими словами взрослый торжественно ставит на стол большую матрёшку и обращает внимание малышей на её красоту: «Посмотрите, какая красавица к нам пришла! Её зовут Матрёшка. Какой у неё платочек, какие, щёчки». Педагог даёт детям возможность рассмотреть игрушку, погладить её, подержать в руках. Полюбовавшись матрёшкой, взрослый берёт её в руки и удивлённо говорит: «Что-то наша матрёшка тяжёлая, может быть, у неё внутри что-нибудь есть? (трясёт матрёшку). Давайте посмотрим, что там гремит? (открывает матрёшку). Матрёшка, матрёшка, откройся немножко!» Процесс открывания матрёшки можно слегка растянуть, чтобы усилить любопытство детей.

Открыв большую матрёшку и обнаружив в ней ещё одну, взрослый удивляется: «Ой, здесь ещё одна матрёшка!» Он ставит матрёшек рядом и обращает внимание детей на то, что одна матрёшка большая, а другая поменьше. Затем предлагает посмотреть, не спрятался ли в меньшей матрёшке ещё кто-нибудь. С теми же словами: «Матрёшка- матрёшка, откройся немножко», - достаёт третью матрёшку. Педагог ставит матрёшек в ряд и сравнивает их. Таким образом, педагог достаёт остальных матрёшек и расставляет их по росту в порядке убывания.

Педагог (взрослый) вместе с детьми любуется матрешками: «Вот какие наши матрёшки хорошенькие. Посмотрите, они похожи друг на друга, как сестрички». Обращая внимание детей на сходство матрёшек (лица, наряды и их различие). «Вот самая большая матрёшка – это мама, а вот матрёшка поменьше – наверное, это старшая сестричка. А это сестричка помладше, а это – совсем маленькая, самая младшая сестричка».

Педагог (взрослый) показывает детям, как матрёшки прячутся одна в другую. Потом раздаёт малышам матрёшек, состоящих из двух-трёх вкладышей, и предлагает разобрать и собрать их. Возможно, сначала дети будут стараться силой втиснуть одну матрёшку в другую. В этом случае следует помочь им подобрать соответствующие детали и научить соединять их.

«Матрёшки-крошки»

Эта игра поможет ребёнку освоить принцип действия с матрёшкой, то есть научит его вкладывать меньшую матрёшку в большую.

Педагог (взрослый) даёт ребёнку две матрёшки, которые могут различаться по числу вкладышей, размеру, внешнему облику. Задача ребёнка – сначала разобрать матрёшек, а затем правильно их собрать. При необходимости педагог (взрослый)помогает малышу, обращая его внимание на отличительные признаки матрёшек.

«Матрёшки играют в прятки»

Педагог (взрослый) говорит детям, что матрёшки решили поиграть в прятки. Маленькие матрёшки «просят» матрёшек побольше спрятать их. Дети прячут матрёшек и убеждаются, что спрятаться в матрёшке может только та матрёшка, что меньше ростом.

«Матрёшки обедают»

Для игры понадобятся матрёшки и соответствующее им количество тарелок (круги разной величины).

Педагог (взрослый) говорит детям: «Матрёшкам пора обедать. Давайте их покормим». Он помогает малышам подобрать матрёшкам подходящие тарелки: самая большая тарелка – для самой большой матрёшки, чуть поменьше – для матрёшки поменьше и т. д. Малыши расставляют матрёшек по росту и перед каждой из них ставят тарелку соответствующего размера.

«Уложим матрёшек спать»

Для игры понадобятся матрёшки и соответствующие им по размеру бумажные полоски, квадраты или круги разной величины («кроватки»).

Педагог (взрослый)  предлагает малышам уложить матрёшек спать. Он помогает детям подобрать матрёшкам подходящие кроватки. Педагог (взрослый) объясняет ребятам, что сначала нужно уложить младших (маленьких, а потом старших (больших) матрёшек.

Матрёшки могут «закапризничать», например, две из них могут поспорить из-за одной кроватки, или большая матрёшка захочет улечься в маленькую кроватку. Но, в конце концов, дети укладывают матрёшек спать, каждую в свою кроватку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ «ЗИМНИЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ».

Консультация для родителей "Зимние игры и забавы"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ «ЗИМНИЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ».

Материал поможет как родителям ,так и воспитателям сделатьинтересной и разнообразной зимнююпрогулку, доставив небывалую радость дошколятам ....

Консультация для педагогов и родителей. « Подвижные игры для мальчиков и девочек»

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребенка дошкольного возраста. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познав...

Консультация для педагогов и родителей Творческие игры

консультация для педагогов и родителей Творческие игры...

Консультация для педагогов и родителей «Подвижная игра в жизни ребёнка раннего возраста

Вся жизнь – игра… Игра начинается с началом жизни человека. Как только малыш рождается, он начинает играть. Игра для ребёнка – важный момент его развития. Играя, он позн...