Музыкотерапия в развитии и воспитании детей с ОВЗ.
методическая разработка

Незнамова  Алла Николаевна

Методическая разработка для работы с детьми с ОВЗ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКОТЕРАПИЯ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Звучит пьеса Чайковского «Подснежник»

        Вы прослушали фрагмент музыкального произведения, прекрасная музыка великого русского композитора П. И. Чайковского, я думаю, никого не оставила равнодушными, нашла отклик в душе каждого.

Музыка, как самый эмоциональный  из всех видов искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила её воспитательного воздействия. «Музыка – модель человеческих эмоций» (В.В. Медушевский).

Музыкальное воспитание, как основная составляющая художественно-эстетической области, в нашем детском саду является частью общей системы развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности.

Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка - инвалида, так как оказывает большое эмоциональное воздействие.

 Эмоциональная сфера играет решающую роль в становлении личности ребенка, развития его психических функций, регуляции поведения

Целью моей деятельности является формирование средствами музыки  социально-адаптированной  личности ребенка, что возможно при наличии устойчивого интереса и создания условий на музыкальных занятиях эмоционального комфорта.

Сущность этой деятельности  я вижу в способности вызвать у «особого» ребенка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы  организма ребенка-инвалида.

Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья - это одна из самых главных задач, стоящих перед педагогами и родителями, направленная на подготовку детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизнедеятельности.

Среди проблем детей  инвалидов, посещающих наш детский сад можно назвать: непроизвольность движений, боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми, речевые нарушения или отсутствие речи, замкнутость, неактивность детей либо ярко выраженная расторможенность, отсутствие самоконтроля, быстрая утомляемость.

 Учитывая эти проблемы для восприятия информации необходимо создать эффекты, которые бы привлекали их внимание, заинтересовали. Для этого  я  использую  яркие, звучащие предметы, музыкальные инструменты, видеоролики. Применяю такие формы обучения как  игра, сказкотерапия, музыкотерапия, игры на развитие чувства ритма, игровой массаж, пальчиковые игры, игры со звучащими жестами.

Предлагаю вашему вниманию применение музыкальных инструментов

бубенцы – снятие мышечной закрепощенности развитие мышления, эмоциональной стабильности.

Следующий прием

 подушка – терапевтическая игра, снятие общего напряжения, подготовка к восприятию спокойной музыки.

 кубики – развитие двигательной реакции, внимания, памяти , коммуникативных навыков.

собачка -  концентрация внимания, развитие слуха, памяти, усидчивости.

Продумываю сценарии так, чтобы в нем было место и Аделине. Пусть ее роль кратковременна, но желание быть с детьми становится с каждым разом более устойчивым.

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее  состояние ребенка-инвалида, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Предлагаю вашему вниманию пример музыкотерапии, важной частью которой  является  возможность привлечь внимание детей,  заинтересовать, доставить удовольствие, эмоционально обогатить.

С помощью музыкотерапии осуществляется коррекция отклонений в развитии, уменьшается физическое и эмоциональное напряжение. Снижаются негативные тенденции: агрессивность, страх, неуверенность.

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение, раздражительность, головную и мышечную боль.

Восприятие музыки в движении успокаивает и выравнивает дыхание.

Занятие начинается с приветствия, которое  эмоционально  настраивает, помогает детям сконцентрировать внимание, поднимает настроение, задает позитивный тон, подготавливает голос к пению.

 Далее используется ритмопластика с эмоциональным заражением. (согласование движений с музыкой развивает воображение, снимает мышечную закрепощенность, улучшает физическое самочувствие, через ритмопластику ребенок выражает свои чувства и  высвобождает –выплескивает накопленную энергию)

Упражнение проходит под звучание классической музыки Э. Григ «Утро»

 Основная часть направлена на развитие воображения .

Упражнение «Бабочки» проходят под звучание музыки Гуно «Весенний вальс»

Далее под польку Чичкова, дети изображают зайчиков, обратите внимание, как активно включается в работу Аделина

(подобные упражнения способствуют развитию воображения, включают в работу оба полушария мозга, повышают общительность детей)

На занятиях  использую  дыхательную гимнастику В. Толкачева, А. Стрельниковой, которая оказывает терапевтическую, оздаравливающую и лечебную роль, положительно влияет на  обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении (в том числе и легочной ткани), способствуют восстановлению центральной нервной системы, улучшают дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

Игровой массаж А. Уманской, М. Картушиной благотворно влияет на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник (почему нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком?  Все дело в том, что массирую определенные точки тела,  мы бессознательно посылаем положительные  сигналу сердцу, легким, печени, желудку и другим органам. Благодаря массажу расширяются капилляры кожи, улучшается циркуляция крови, тонизируется центральная нервная система, а еще поднимается настроение, улучшается самочуствие, и повышаются защитные свойства всего организма, частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается)

Фонопедические упражнения В. Емельянова  стимулируют, тренируют мышцы голосового аппарата,  и направлены на профилактику простудных заболеваний верхних дыхательных путей и горла (эти упражнения являются подготовительными  к вокальной работе, решают координационные и тренажерные задачи)

Ритмические  упражнения Е. Железновой    развивают воображение, снимают мышечную закрепощенность, улучшают  самочувствие.( подобные упражнения способствуют процессу восприятия, через них ребенок  выражает свои чувства, развивают чувство ритма)

Ритмическая песенка «Дождик» - развивает чувство ритма, согласовывает движение с пением, повышает активность.

В своей работе использую классическую музыку, которая регулирует психоэмоциональное состояние детей с ограниченными возможностями.

Классическая музыка по-разному воздействует на организм ребенка

Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности : Мазурка Шопена,

Вальс Штрауса, Мелодии Рубенштейна

Для уменьшения раздражительности: Кантата №2 Баха, Лунная соната Бетховена.

Для общего успокоения: Симфония №6 Бетховена, Колыбельная Брамса

Для снятия симптомов гипертонии и напряженности: Концерт ре минор Баха

Для уменьшения злобности: Итальянский концерт Баха.

Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением: Венгерская рапсодия №1 Листа, Сюита Маскарад  Хачатуряна.

Для повышения концентрации внимания: Времена года Чайковского, Лунный свет Дебюси.

Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:

звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости,  уверенности, физически взбодрить.

Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы.

Интеллектуальной  сфере соответствует музыка, исполняемая на клавишных инструментах, особенно фортепианная музыка.

Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце.

А вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.

Таким образом, музыкотерапия представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение  и обогащение спектра переживаний и формирование психоэмоциональной сферы, которое помогает человеку быть здоровым и счастливым. Богатые чувства и высокие мысли являются главным составляющим этого вида психотерапии.                      

В заключение хочется сказать о благотворной роли музыкального воспитания в позитивных изменениях в состоянии ребенка-инвалида. Отмечается положительная динамика: наблюдается повышение психической активности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы, расширение коммуникативных навыков.

Все это стало возможным благодаря взаимодействию педагогов и специалистов. В качестве примера предлагаю фрагмент интегрированного занятия.

Где ярко  прослеживается динамика психического и речевого развития, формируется у детей с ОВЗ чувство уверенности в своих силах, улучшается эмоционально-личностная сфера через общение с музыкой. Музыка – радует, музыка – воспитывает, музыка – лечит.

                                                                                                                     Занятие «Весенняя сказка»

Однажды на лесной полянке   (солнце)                                                                                    Проснулось солнце спозаранку.

Облакам своим сказало: «Расстилайте одеяло»    (солнце, облака)                                            (УТРО  ГРИГ)  

                                                                                                                                                                                                                   Поднялось на небеса – вот такие чудеса!                                                                                              Все цветочки, распускаясь, вправо-влево наклоняясь   (цветы)                                         Улыбнулись солнцу, свету, долгожданному рассвету.                                                     (плавно покачиваться вправо-влево)  (Дети дарят друг другу улыбки. Сегодня такая замечательная погода, давайте пожелаем всем здоровья.)

   

(какой приятный аромат источают цветочки, давайте их понюхаем, Потянули носиком . понюхали и сказали Ах)                                                                                  Птички прилетели, свои песенки запели послушайте как они поют.

      (птички)      

 (имитация пения птиц- на воображение: чив-чив-чив; чик-чирик;тью-тью-тью)          

     Вот и  бабочки явились, в вальсе плавно закружились    (бабочки)                             (ГУНО    «Весенний вальс»)

(чтоб здоровье укреплять, будем мы как бабочки летать)

И на солнечной полянке появились братья-зайки    (зайцы)                                                (ЧИЧКОВ «Полька»)

(Весело прыгают: прыг-скок, прыг-скок, по полянке скачут)

Вдруг,- откуда не возьмись ветер закружился ввысь   (гром, молния)                                     Налетел на небеса…(прислушиваясь)                                                                                                              Слышны раскатов голоса…      (раскаты грома)

(а мы с вами грома не боимся, в барабаны стучим, веселимся) стучат в барабаны

Что же нужно сделать небу, чтоб отпраздновать победу? -                                                                      Дождик нужно нам позвать, чтобы Солнце выручать…

Дождик  капельки роняет, песню с нами запевает   (дождик)    

(какую вы песенку дождика знаете)                                                                                                       Кап – кап – кап   +

(хотите почувствовать как дождик бегает по нашим спинкам? Тогда положили ручки друг другу на спины и выполняем за мной)

(Массаж Дождик) :

- Дождик бегает по крыше –бом-бом-бом    (хлопки по спине)                                          - По веселой звонкой крыше – бом-бом-бом   (постукивание пальцами)

- Дома, дома посидите -бом-бом-бом   (поколачивание кулачками)                                - Никуда не выходите –бом-бом-бом   (растирание ребром ладони)

- Почитайте, поиграйте –бом-бом-бом  (ладони на плечи, разминание)                          - А уйду – тогда гуляйте –бом-бом-бом.    (хорошо, тепло стало нашим спинкам, значит массаж мы сделали правильно)  

Радуга семи цветами заиграла, как огнями  

Песню счастья всем даруя и победу торжествуя    (радуга)                                                                                                           (ШОСТАКОВИЧ, «Праздничная увертюра»)

(чтобы отпраздновать победу , предлагаю нам взять в руки кубики и сними потанцевать, а поможет нам музыка, слушайте внимательно и повторяйте за мной)

Игра: с кубиками

Вот и подошло к концу наша встреча на весенней полянке. Мы были с вами дружным , сплоченным коллективом. И прежде чем мы скажем друг другу до свидания, я предлагаю вспомнить и поделиться тем, что больше всего запомнилось и понравилось. Я буду передавать этот весенний цветок, а вы будете делиться своими впечатлениями.

А теперь скажем до свидания.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий для родителей по грамотному развитию и воспитанию детей: "Все о наших детях. Доступные вершины развития"

1. Как помочь детям реализовать свой потенциал?
2. «КАК помочь детям реализовать свой П О Т Е Н Ц И А Л? Сенситивные периоды развития» 3. Темперамент ребёнка. 
4. Общение в жизни ребёнка и взрослых.
5...

Музыкотерапия в развитии эмоциональной сферы детей с нарушениями зрения

1.     Особенности музыкотерапии, как психотерапевтического метода.2.     История развития музыкотерапии.3.     Практическое использование м...

«Роль дидактической игры в развитии и воспитании детей с отклонениями в развитии»

laquo;Роль дидактической игры в развитии и воспитании детей  с отклонениями в развитии»...

Проект Образовательная область – познавательное развитие (экологическое воспитание детей) «Наши пушистые друзья (кошки)» для детей 2 младшей группы

Актуальность выбранной темы.В современных городских условиях не каждая семья может позволить содержать домашнее животное в квартире. Проект позволяет расширить представления у детей о домашних животны...

Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному развитию и воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира....

Дополнительная образовательная программа Художественно-эстетического развития дошкольников " развитие и воспитание детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"

Рабочая программа составлена для воспитателей ДОУ , который реализуют дополнительную общетазвивающую программу по театрализованной деятельности....