Методическая разработка по ФЦКМ на тему "Ленинград в дни блокады"
методическая разработка (подготовительная группа)

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА

«Ленинград в дни блокады»

(подготовительная к школе группа)

ООД №2: «Дорога Жизни. Прорыв блокады»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_ftskm_blokada_doroga_zhizni.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия разработан

воспитателем ГБОУ СОШ №296

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Коваленко Татьяной Борисовной

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА

«Ленинград в дни блокады»

(подготовительная к школе группа)

ООД №2: «Дорога Жизни. Прорыв блокады»

Использование современных образовательных технологий:

  • Технология уровней дифференциации (дифференцированное обучение)
  • Педагогика сотрудничества
  • Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.И.Закатова)
  • Технология саморазвития (М.Монтессори)

Средства ИКТ: компьютер с выходом в интернет, проектор, интерактивная доска, музыкальный центр.

Цель: 

-Обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде, о жизни наших соотечественников.

Задачи:

Образовательные:

 - расширять знания детей об истории родного города, о героизме людей, переживших блокаду;

- активизировать словарь детей понятиями по теме проектной деятельности: блокада, эвакуация, маскировочные чехлы;

- узнавать на фотографии памятники архитектуры, называть их;

-учить ориентироваться в карте города.

Развивающие:

-развивать память, восприятие, способность к обобщению по одному или нескольким признакам;

 развивать способность строить предположения на основе минимального собственного опыта.

Воспитательные:

- формировать у детей нравственные понятия и этику истинного петербуржца;

- воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества;

- воспитывать любовь к родному городу, гордость за него.

Материал к ООД:

 Интерактивная доска с проектором для показа презентаций  на тему «Дорога Жизни» и «Освобождение Ленинграда от фашистской блокады», аудиозапись песни «Ладога», отрывок видеофильма о жизни блокадного города.

 Предварительная работа:

Беседы о начале войны, об установлении блокады в Ленинграде. Показ презентаций «Блокадный Ленинград» и «Дети блокадного Ленинграда», чтение с детьми стихов и рассказов о блокаде.

Просмотр отрывков документального фильма Сергея Лозницы «Блокада».

Слушание «Ленинградской седьмой Симфонии» Дмитрия Шостаковича, и знакомство с его творчеством.

ХОД ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вступительная часть:

Звучит отрывок из песни «Синий платочек» (К.Шульженко).

Воспитатель привлекает внимание детей, задает вопрос, о чем напоминает детям данный музыкальный отрывок? (ВОв, блокадный Ленинград)

Воспитатель предлагает детям вспомнить, что они знают об этом периоде истории нашей страны, ответить на вопросы:

Что такое война?

О событиях какой войны мы с вами говорили на прошлой неделе?

 В каком веке была Великая Отечественная война?

Как называлась наша страна в 20 веке?

Какая страна напала на СССР 22 июня 1941г?

Как назывался наш город в прошлом веке?

Что такое блокада?

Как изменилась жизнь города Ленинграда и его жителей в период установления блокады?

(ответы детей)

Основная часть:

Рассказ воспитателя:

 Мы с Вами вспомнили, как установилась блокада.  Осенью 1941 года фашистские войска окружили город Ленинград со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной.

- Посмотрите карту, на что это похоже?- Круг, кольцо.

(Воспитатель показывает на интерактивной доске карту блокадного Ленинграда)

Так и говорили: ’’Кольцо вокруг города сомкнулось’’. Это кольцо и называют блокадой. Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру. Потянулись страшные 900 дней. Каждую ночь гул самолётов, разрывы бомб. Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда ещё не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света.

 В самый тяжёлый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день (показ). И всё, больше ничего - только вода, за которой ходили на Неву. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.  

Воспитатель показывает небольшой фрагмент о жизни ленинградцев из видео-презентации, просмотренной на предыдущем занятии.

И даже тогда работали заводы, с Кировского завода на фронт уходили танки. Работало радио: передавали новости с фронта, музыку, стихи. Часто артист или диктор терял сознание от голода, но передачи не прекращали, ведь это была единственная связь со страной.

Мы рыли рвы - хотелось пить.

Бомбили нас - хотелось жить.

Не говорилось громких слов.

Был дот на каждом из углов.

Был дом – ни света, ни воды.

Был хлеб – довесочек беды.

Была судьба на всех одна.

Мы растеряли имена.

Мы усмиряли потный страх.

Мы умирали на постах.

Мы умирали…..

Город жил - исполнен наших малых сил.

 В городе заканчивалось продовольствие, боеприпасы. Однако страна не забыла Ленинград. Чтобы как - то облегчить жизнь городу с 21 ноября 1941 года начала действовать ледовая трасса по Ладожскому озеру. Эту дорогу назвали "Дорогой жизни", так как она спасла жизнь очень многим людям.

По ней под огнём противника перевозили хлеб в город, а обратно - эвакуировали стариков, детей, раненых. Дорогу заметало, во льду образовывались трещины, вражеская авиация обстреливала машины - но дорога существовала.

Показ  презентации: «Дорога Жизни».

Слушание песни «Ладога»

Когда сошёл лёд, хлеб стали перевозить на баржах. В январе 1943 года наши войска перешли в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили сильнейший удар на врага. Началась боевая операция «Искра» за освобождение Ленинграда

И вот 18 января 1943 года кольцо блокады было прорвано, а через год 27 января 1944 года наш город был окончательно освобождён от блокадного кольца. В честь этого был торжественный салют. Битва за Ленинград была закончена. За этот подвиг наш город был удостоен звания Города - героя.

Чтение стихотворения ’’Блокадные дни’’:

В блокадные дни.

Под обстрелом, в снегу

Не сдался, не сдался,

Наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славится всюду их доблестный труд!

Просмотр презентации: «Освобождение Ленинграда от фашистской блокады».

Многие здания в освобождённом здании были разрушены.

На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется ’’ Разорванное кольцо’. За мужество и героизм наш город получил звание ’’Города-героя’’. Подвиг наших земляков мы никогда не забудем. На Пискарёвском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, возвышается скорбная фигура Матери-родины. За ней – гранитная стена со словами ленинградской поэтессы Ольги Бергольц, прожившей в Ленинграде все 900 блокадных дней:

Здесь лежат ленинградцы

Здесь горожане – мужчины, женщины, дети…..

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем.

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто.

Подведение итогов, рефлексия:

Обсуждение с детьми, что им наиболее запомнилось.


Мы рыли рвы - хотелось пить.

Бомбили нас - хотелось жить.

Не говорилось громких слов.

Был дот на каждом из углов.

Был дом – ни света, ни воды.

Был хлеб – довесочек беды.

Была судьба на всех одна.

Мы растеряли имена.

Мы усмиряли потный страх.

Мы умирали на постах.

Мы умирали…..

Город жил - исполнен наших малых сил.

Чтение стихотворения ’’Блокадные дни’’:

В блокадные дни.

Под обстрелом, в снегу

Не сдался, не сдался,

Наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славится всюду их доблестный труд!

Здесь лежат ленинградцы

Здесь горожане – мужчины, женщины, дети…..

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем.

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по ФЦКМ " Мой город - Ломоносов"

Цели: продолжать знакомить детей с родным городом, его историческим прошлым, достопримечательностями; воспитывать любовь к родному городу, уважение к тем, кто создал славу нашему городу, бережное отно...

Методическая разработка . День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Никто не забыт и ничто не забыто!

Этот материал для праздника детей старшего и подготовительного возраста ко дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Много хороших стихов и песен, а также классической музыки П.И. Чай...

Методическая разработка, музыкально-литературный досуг, посвященный Дню снятия блокады Ленинграда

Расширение представления детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны....

Методическая разработка. Конспект НОД "Железная дорога во время Блокады Ленинграда"

Ознакомление детей с работой железной дороги во время блокады Ленинграда...