Роль театрализованной игры в развитии детей
консультация

Семинар-практикум для музыкальных руководителей ДОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное  общеобразовательное

учреждение

«Детский  сад №43»

г. Славгорода Алтайского края

Семинар-практикум для воспитателей

«Роль театрализованной игры в развитии детей»

Трощинская Лариса Ивановна,

музыкальный руководитель


Большое значение для развития личности ребенка имеет среда, которая способствует его самовыражению в процессе творческой и художественной деятельности. По-настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в равной степени развито и эмоциональное и интеллектуальное начало.

Данный семинар рекомендуется воспитателям для повышения знаний о применении театрализованной деятельности в детском саду.

Цель: Расширить и систематизировать знания педагогов о роли театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста и об ее организации.

Задачи:

1. Показать значимость театрализованных игр в развитии ребенка.

  1. Познакомить педагогов с многообразием театров для детей.
  2. Систематизировать знания педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.
  3. Закрепить знания о педагогическом руководстве театрализованной деятельностью в детском саду.

Предварительная работа

  1. Подбор литературы и оформление выставки театрализованных игр
  2. Подготовка вопросов для педагогов к обсуждению театрализованных игр

-Какую роль по вашему мнению играет театрализованная деятельность в детском саду?

  • Развитию каких способностей у ребенка способствует театрализованная деятельность?
  • Какие виды театрализованных игр вы знаете?
  • Какие виды театрализованных игр вы применяете?
  • Какой комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО, решаем с помощью театрализованной деятельности в системе обучения детей ДОУ?
  1. Подготовка к театрализованной игре с педагогами
  2. Разработка методических рекомендаций для занятий театрализованной деятельностью.

План семинара-практикума

  1. Роль театрализованных игр в развитии детей — выступление Знакомство с разновидностями театра (опрос, демонстрация и обсуждение возможностей применения)

  1. Инсценировка с педагогами театрализованной игры «Козлята и волк»
  2. Театральный ринг
  3. Подведение итогов семинара.

Материал и оборудование:

• компьютерная установка и проекционный экран для презентаций;

• выставка театрализованных игр.

Ход проведения.

Музыканты – это слово

Лаской светится сердечной.

Детству мы служить готовы

Бескорыстно, бесконечно!

Чтобы наши ребятишки

Жили в мире светлом самом!

Чтоб девчонки и мальчишки

К нам тянулись, словно к мамам!

Бывают в жизни моменты, когда понимаешь, что все в жизни не случайно… Не случайно, то где ты родился и живешь, не случайны встречи с людьми, которые становятся твоими друзьями и помощниками. Не случаен и выбор профессии, которой отдаешь всю свою жизнь.

Слайд3

Пусть по профессии я музыкант, не важно…

Призвание душа мне выбрала однажды.

К детишкам с давних пор она стремилась,

И не жалею я совсем, что так все получилось!

Пока мой опыт не велик, но главное желание.

Стремлюсь во всем я получить,

Как можно больше знаний!

А выбранная роль трудна-

Быть сложно педагогом.

Веду детей я за собой

А это значит много!

Хочу открыть им мир искусств,

Театрамузыки союз.

Чтоб рассказать о главном-

Сплетенье творчества и муз!

Театр в жизни ребенка—это праздник, всплеск эмоций, сказка; ребенок сопереживает, сочувствует, мысленно «проживает» с героем весь его путь. В процессе игры в театр развиваются и тренируются память, мышление, воображение, фантазия, выразительность речи и движений.

Слайд4

Основная цель музыкально- театрализованной деятельности – эмоциональное развитие дошкольника на музыкальных занятиях через элементы театрализованной игры.

Слайд5

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссёрские игры и игры-драматизации.

Слайд6

Игры - драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы и персонажи. Ребёнок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности – интонации, мимику, пантомимику.

Слайд7

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребёнок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Слайд8

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы рук и надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Слайд9

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

В традиционной педагогике игры-драматизации относятся к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.

Слайд10

Игры с использованием приёмов театрализации.

Такие игры могут быть самыми разнообразными, поскольку и сам театр представляет собой синтез слова, движения, музыки, взаимодействия с партнёром и т. д., и игровые приёмы театрализации могут использоваться в каждом из перечисленных направлений.

Слайд11

Коммуникативные (социальные) игры.

Это игры на знакомство детей друг с другом и с педагогом, на установление контакта, выстраивание взаимоотношений, сплочение коллектива.

К числу первых и самых распространённых игр на знакомство относятся игры с именами.

Например, «снежный ком», где каждый следующий по кругу повторяет все прозвучавшие до него имена и добавляет своё.

Или «кто ты?» - игра, в которой каждый ребёнок называет своё имя, а дети хором его повторяют. Как вариант, здесь можно использовать игрушку, от имени которой дети представляются.

Несомненно, к социальным играм относятся танцы – игры. Голландский «танец с приветствиями» хорошо подходит для общения, установления контакта. Во время запева каждый ребёнок как будто прогуливается по кругу, напевая песенку себе «под нос». А в припеве все смотрят друг другу в глаза, кланяются и поют «здравствуйте» и потом «до свидания».

Также, для этой цели прекрасно подойдёт танец встречи (шведский танец с хлопками). Богатейший материал для театрализованных социальных игр дают народные сюжетные песни. С их помощью легко сделать простые инсценировки, где дети будут импровизировать, творить, выражать себя. Приведу несколько примеров:

«Зеркало» - татарская народная песня (и аналогичные ей песни других народов) ;

«Как на тоненький ледок» - русская народная хороводная песня;

«Пошла коза по лесу» - хороводная игра;

Текст песни подсказывает, как сделать инсценировку. Важно только не перегрузить её движениями.

Слайд12

Речевые игры

Сюда относятся игры на развитие дыхания, силы голоса, артикуляции. Например, игра на развитие речевого дыхания «приятный запах».

Дети по очереди подходят к вазочке с фруктом (яблоком, мандарином или лимоном)и нюхают его. На выдохе произносят с выражением удовольствия слово или фразу«Хорошо; Очень хорошо; Очень приятный запах; Очень ароматное яблоко» и т. д. Первоначально детям предлагают предложения. В дальнейшем они сочиняют сами.

Здесь же можно использовать народные пословицы и скороговорки. Например, произнести скороговорку одними губами, беззвучно, как будто ты находишься за стеклом; потом шёпотом, но чтобы тебя услышали в конце зала и, наконец, громко и быстро три раза подряд.

Слайд13

Игра в театр (озвучивание сказок)

Это направление ближе всего к театрализации. Собственно это и есть занятия театром или игра в театр. В наше время практически во всех детских садах и школах, дети в той или иной мере занимаются театральной деятельностью.

Система музыкального воспитания «Каждый ребенок – музыкантдемонстрирует интересный подход к театру через музыку, точнее – через музыкальные инструменты.

Для озвучивания можно взять любую известную сказку («Колобок», например) и каждому персонажу подобрать подходящий музыкальный или шумовой инструмент. Причём нужно выбрать не только инструмент, но и способ игры на нём. Дети сами ищут инструменты, звуки, ритмы, шумы. Они пробуют, выбирают, сочиняют, импровизируют. И, в результате, рассказывают эту сказку без слов, одними только звуками.

А сейчас каждый из вас представит нашему вниманию один из видов театра, который вы используете в своей работе.

1.

2.

3.

Заключение

Использование приёмов театрализации в игровой деятельности дошкольников с успехом может помочь в реализации задач воспитания, развития и обучения детей.

Театрализованная игровая деятельность направлена на развитие чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, а также речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных умений и навыков. Это значит, что играя с детьми в театр, можно способствовать их более легкой адаптации к школьной среде и создать предпосылки для успешной учебы в начальных классах. Главное - чтобы игра оставалась игрой, приносила детям радость, а не была запланированной, заорганизованной деятельностью, нацеленной только на результат. В процессе игрынужно учитывать индивидуальные особенности детей и давать каждому возможность развиваться в своём темпе.

Авторская система «Каждый ребенок – музыкант адресована в первую очередь учителям музыки. При этом она достаточно многогранная и разносторонняя, в ней есть занятия речью, движением, ритмом, танцевальные композиции и музыкально – театральные постановки. Все эти направления используются в игровой театрализованной деятельности. Поэтому я, как педагог, пройдя «погружение» в данную систему, могу теперь более полно использовать возможности музыки и театра в своей работе. Описанные выше игры я начала применять на занятиях с детьми и вижу их восторженную реакцию, заинтересованность и, как следствие, положительные сдвиги в воспитании и обучении.

Слайд14

«Умение воспринимать прекрасное само не рождается, это умение нужно воспитывать. К музыке, живописи, театру нужно приучать, чтобы они стали для человека не развлечением, а необходимостью»

М. Ульянов.

А сейчас мы приглашаем вас окунуться в волшебный мир театра., Как вы уже заметили, вас у всех в руках билеты с изображением

 « Аплодисменты»  и « Браво».

По такому признаку и определились наши команды для участия в игре

«Театральный ринг». Прошу командам занять свои места! 

Уж полон зал. Вот-вот начало,

Надет костюм, наложен грим.

И ты готов, к восторгу зала,

К нему прийти совсем уже другим!

Оваций шум и крики « Браво!»

Приятны, что уж там таить?!

Но все же главное – не слава,

Когда выходишь ты на сцену жить!

( А. Степанцев)

 Этими замечательными словами мы начинаем наш « Театральный ринг».

  Сегодня мы будем  говорить о театре: отгадывать загадки, показывать этюды и просто играть! За каждое правильно выполненное задание команда будет получать театральную маску. По количеству масок в заключении мы выявим победившую команду.

1 раунд. « Разминка».

1.В какой стране появился первый театр? ( В Греции)

2.Как называли в старину первых актеров на Руси? ( скоморохами)

3.Главное место в театре? ( сцена)

4.Как называются шторы, которые закрывают сцену?(Занавес)

5.Перерыв во время спектакля? ( Антракт)

6.Обьявление о спектакле? Афиша)

7.Когда отмечается Международный день театра? ( 27 марта)

8.Что такое декорация? ( Художественное оформление театральной сцены)

9. Искусство изменения внешности актера специальными жировыми красками, которые наносятся на лицо, предварительно смазанное кремом, и легко снимаются. (гримм)

10. Подлинные и бутафорские вещи, необходимые актерам по ходу спектакля (Реквизит)

11. Первое представление спектакля? (премьера).

12. Что такое декорации? (оформление сцены и спектакля художником)

13. Что такое аншлаг? (объявление у кассы театра о том, что все билеты проданы)

14. Боковая «Одежда сцены», за ними стоят и ждут выхода действующие лица. (кулисы)

2. Следующее задание:

- Каждой команде нужно произнести скороговорку,  на подготовку дается  по 1 минуте:

1.  Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

2. Были галчата в гостях у волчат

Были волчата в гостях у галчат

Нынче волчата галдят как галчата

И как волчата галчата молчат

3 ИГРА «КТО Я?»  (Субботина)

4. «А НЕ ПОГАДАТЬ ЛИ ВАМ НА СЧАСТЬЕ?»

Оказывается, обычные предсказания могут быть очень веселыми и забавными, и воспринимать их серьезно не стоит. Данная игра поможет в этом убедиться.

Каждый записывает на листочке свое предсказание, непременно шуточное и веселое. Все эти листочки аккуратно сворачиваются и помещаются в шапочку, где тщательно перемешиваются. С помощью считалочки выбирается цыганка. Ей и вручается шапочка с предсказаниями.

Игрок, который выполняет роль гадалки, должен перевоплотиться в этот образ (для этого можно использовать грим и аксессуары) и затем предлагать собравшимся свои услуги. Каждый желающий узнать свою судьбу вытаскивает из шапочки любую бумажечку и читает предсказание.

Предсказания могут быть такими:

1. «Станешь знаменитой моделью»

2. «Будешь парикмахером

3. «Выиграл миллион долларов»

4. «сделаешь евроремонт»

5. «прыгнешь с парашютом»

6. «будешь отдыхать на море»

7. «откроешь ресторан»

8. «займёшься  йогой»

6. ОБЫГРАТЬ СЦЕНКУ с детьми

Игра «Как варили суп» на имитацию движений

Цель: развивать воображение и пантомимические навыки.

Правой рукою чищу картошку, шкурку снимаю с нее понемножку.

Держу я картошку левой рукою, картошку верчу и старательно мою.

Ножом проведу по ее серединке, разрежу картошку на две половинки.

Правой рукою ножик держу и на кусочки картошку крошу.

Ну, а теперь зажигаю горелку, сыплю в кастрюлю картошку с тарелки.

Чисто помою морковку и лук, воду стряхну с потрудившихся рук.

Мелко нарежу лук и морковку, в горсть соберу, получается ловко.

Теплой водой горстку риса помою, ссыплю в кастрюлю рис левой рукою.

Правой рукою возьму поварешку, перемешаю крупу и картошку.

Крышку возьму я левой рукою, плотно кастрюлю я крышкой закрою.

Варится супчик, бурлит и кипит. Пахнет так вкусно! Кастрюлька пыхтит.

— Ну вот, супчик готов. «Угощайте» друг друга!

(включается русская народная плисовая).

Дети и взрослые воображаемыми половниками разливают суп-похлебку в воображаемые тарелки и «едят».

— Подкрепились? А теперь каждый помоет за собой тарелку.

Дети открывают воображаемый кран, моют тарелки, ложки, закрывают воду, вытирают руки.

Игра-пантомима «Сугроб»

Цель: развивать выразительность мимики и жестов.

Дети имитируют движения по тексту.

На поляне сугроб. Большой-пребольшой. Но вот пригрело солнышко. Сугроб тихонечко стал оседать под лучами теплого солнца. И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они еще сонные и слабенькие. Но вот солнце пригрело еще сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали, огибая камушки, кустики, деревья. Вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река. Бежит река, увлекая с собой прошлогодние листья и ветки. И вскоре река влилась в озеро и исчезла.

— Почему река исчезла в озере?

У китайского народа есть изречение: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать – и я пойму». На этом была основана технология данной деятельности.

КАРАОКЕ «Бродячие артисты»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театрализованной игры в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу двух причин: в театрализованной деятельности используются лучшие образцы художественного...

Консультация "Роль театрализованной игры в развитии речи детей"

Театрализованные игры очень хорошо развивают речь детей....

Роль театрализованной игры в развитии речи дошкольников

        Развитие речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые вл...

Статья "Роль театрализованной игры в развитии связной речи дошкольников"

В статье рассказывается о роли театрализованной игры в развитии связной речи у детей...