Статья. Здоровьесберегающая деятельность педагога по охране и развитию зрения дошкольников.
статья
В статье освещается опыт работы в группах компенсирующей направленности по охране и развитию зрения, созданию условий для восстановления зрения и стабильного повышения уровня зрительного восприятия. Затрагиваются вопросы применения технологий зрениесбережения и взаимодействия специалистов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 74 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровьесберегающая деятельность педагога по охране и
развитию зрения дошкольников»
Н.Э. Смирнова, старший воспитатель
ГБОУ начальной школы - детского сада № 662
Кронштадтского района Санкт-Петербурга
В статье освещается опыт работы в группах компенсирующей направленности по охране и развитию зрения, созданию условий для восстановления зрения и стабильного повышения уровня зрительного восприятия, а также применению в образовательном процессе технологий, способствующих зрениесбережению и взаимодействию специалистов.
Здоровье всегда было и будет самой большой ценностью для человечества. По большому счету здоровье – это то, чего не хватает всегда и к чему стремится человек на протяжении всей жизни. По мнению медиков более половины всех болезней взрослого человека заложено в детские годы.
Ухудшение здоровья связано не только с экономическим и социальным неблагополучием многих семей, ослаблением иммунитета, генетическими нарушениями, экологической обстановкой, малоподвижным образом жизни взрослых и детей, но и в достаточной мере этому способствует стремительно развивающиеся компьютеризация, телевидение, смартфоны, айфоны, мобильные телефоны, ИКТ. С каждым годом на нашей планете увеличивается количество взрослых и детей страдающих глазными заболеваниями.
Педагоги нередко задают вопрос: ИКТ –враг или друг?
Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромна, а отдыхают они только во время сна. Ежедневное длительное время у телеэкрана и монитора компьютера дает отрицательное воздействие на здоровье: ребенок находится в неподвижности, происходит усталость органов зрения и слуха, головные боли, сонливость, апатия, сменяющаяся агрессивностью. Если к этому добавить уличный шум, громкую музыку, сотовые телефоны, то проблемы со здоровьем начинают сказываться на развитии ребенка уже в дошкольном возрасте.
В последнее время в ДОУ возрастает количество детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Для таких детей создают особые специальные условия развития и воспитания – группы компенсирующей направленности, в которых обучение и развитие воспитанников проходит с участием специалистов: учителей-дефектологов (тифлопедагогов), педагогов-психологов, учителей-логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей, медработников.
Задумывались ли Вы когда-нибудь какую роль в нашей жизни играет зрение? Хорошо видящий человек не придает значения роли зрения, он воспринимает мир во всем его разнообразии. 90 % информации человек получает благодаря зрению.
Чтобы понять и оценить роль зрения достаточно закрыть глаза и задать себе вопрос: «Сможете ли Вы читать, писать, рисовать, перемещаться в пространстве, не боясь столкнуться с препятствиями? Конечно, нет! Роль зрения в жизни неоспорима «Не зря люди говорят, «что лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать».
Что такое нарушенное зрение? Обратите внимание на слайд, здесь наглядно представлены особенности восприятия окружающего мира при нормальном видении и при нарушениях зрения.
У детей с нарушением зрения (амблиопией, косоглазием, гиперметропией, миопией) слабо развито зрительное восприятие, нарушена ориентировка в пространстве. Отмечается пониженная работоспособность и быстрая утомляемость, они неусидчивы в связи с тем, что быстрая зрительная утомляемость, сопряженная с патологией зрения, не позволяет им длительное время сосредотачивать внимание на предлагаемом материале. Зрительные расстройства значительно снижают двигательную активность.
Приоритетными задачами ДОУ компенсирующего вида являются:
- создание здоровьесберегающей среды,
- отбор методов и приемов, способствующих зрениесбережению,
- активное использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий,
- организация педагогического процесса, сберегающего здоровье детей, а также способствующего охране и укреплению зрения дошкольников
- взаимодействие с родителями по приобщению к ЗОЖ.
В нашем ОУ благодаря правильной организации всей системы лечения, воспитания и обучения, сочетания специальных охранно-гигиенических мероприятий, интенсивной лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в условиях обычного режима жизни детей специалистами достигаются хорошие результаты восстановления зрения и стабильное повышение уровня зрительного восприятия у детей.
Специалисты осуществляют свою работу с детьми по следующим направлениям:
Офтальмологическое обеспечивается медико-профилактическими технологиями, способствующими сохранению и приумножению здоровья детей под руководством медицинского персонала.
Мероприятия, направленные на лечение, восстановление и повышение остроты зрения у детей - это аппаратное лечение зрительной патологии детей, это ношение очков по рекомендации врача, окклюзии (заклеивание здорового глаза).
Врач-ортоптист регулярно проводится офтальмологические осмотры, уточняет зрительный диагноз, назначает зрительную нагрузку и лечение, определяет зрительный режим.
Медсестра-ортоптист выполняет все назначения врача, проводя лечение на офтальмологических аппаратах, тренировочные упражнения на активизацию зрительных функций, развитие аккомодационного аппарата глаз и глазодвигательных мышц. Широко использует ИКТ коррекции и лечении зрения: компьютерно-диагностические с использованием программного комплекса «Окулист», лечебно-диагностические с использованием комплекса «Академик».
Тифлопедагогическое направление включает коррекционно-педагогическую работу с детьми и тифлопедагогические мероприятия, которые осуществляют учителя-дефектологи (тифлопедагоги). Они проводят специальные коррекционные занятия по РЗВ. В которых лежат специальные тифлопедагогические приемы, позволяющие системно обогащать сенсорный опыт детей, формировать способность зрительно различать и дифференцировать множество предметов окружающего мира, развивать зрительно-моторную координацию, ориентировку в пространстве, активизировать зрительное внимание и зрительные функции.
Все умения, полученные на занятиях тифлопедагога, закрепляются воспитателями в повседневной жизни детей во всех видах деятельности.
При проведении образовательной деятельности педагоги учитывают требования к правильной посадке детей, к освещению, к правильному ношению очков, к дидактическому материалу, к проведению зрительных гимнастик.
Требования к правильной посадке детей на занятиях. При правильной осанке происходит поступление крови в зрительную систему. Посадка детей на занятиях осуществляется по рекомендациям врача и тифлопедагога, учитываются не только зрительные возможности детей, окклюзия, но и общее состояние здоровья. Мебель должна соответствовать росту и зрительным возможностям воспитанников. Спина должна быть прямая с легким наклоном головы вперед. Детей, страдающих светобоязнью, подверженных частым простудным заболеваниям, сажают дальше от окна. На первый ряд с очень низкой остротой зрения (ниже 0,4), на второй ряд – детей с остротой зрения от 0,4 до 0,6.На третий ряд сажают детей с остротой зрения от 0,6 до 1,0. Если у ребенка окклюзия левого глаза, его сажаем справа от педагога, правого глаза – слева от педагога. Детей с нистагмом и парезами глазных мышц и с расходящимся косоглазием – по центру с учетом остроты зрения.
Требования к освещению. Недостаточная освещенность является одной из причин раннего развития близорукости. При использовании естественного освещения необходимо следить за чистотой оконных стекол, не допускать их загрязнения, запотевания, замерзания. Для защиты глаз от прямого слепящего воздействия солнечных лучей применяем жалюзи. Для нормальной зрительной работы важны такие качества освещенности как стабильность, равномерность, отсутствие прямых и отраженных бликов.
Если дневного света недостаточно, стараемся включать искусственное освещение в дополнение к естественному (светильники на столах).
Требования к дидактическому материалу. При подборе и предъявлении дидактического материала учитывают зрительные возможности детей и типы зрительных нагрузок. Пособия должны быть: по цвету – яркими, контрастными, насыщенными; по размеру соответствовать зрительному режиму; по форме-объемными или плоскими. Для детей с нарушением зрения характерна аномалия восприятия синего и фиолетового цветов, поэтому педагоги изготавливают дидактические пособия желто-красно-оранжевой и зеленой цветовой гаммы, т. к. именно она благоприятно действует на амблиопичный глаз. Проводя работу по рассматриванию предметов, используют указки для прослеживания объекта в полном объеме.
Воспитанникам, имеющим сходящееся косоглазие, педагоги располагают дидактический материал, используя индивидуальные фланелеграфы на вертикальных подставках для направления взора вверх. Детям с расходящимся косоглазием располагают дидактический материал горизонтально прямо на столе для направления взора вниз. Показ наглядных пособий педагог сопровождает четким, ясным и конкретным словесным пояснением, позволяющим детям понять, выделить конкретные визуальные признаки предметов и явлений окружающего мира.
Требования к правильному ношению очков. Основная направленность этих требований - приучение ребенка к личной гигиене и, в частности, к гигиене глаз. Воспитатели учат детей правильно умывать глаза, набирать в ладошки воду и брызгать на них, повышая тонус глаз. Учат пользоваться чистым носовым платком, если глаз чешется, или в него что-то попало. Дети знают, как правильно выполнять движения платком – от виска к носу. В группах выработаны правила бережного отношения к очкам: снимать очки, берясь за дужки, класть их на мягкую чистую ткань стеклами вверх.
Взрослые обращают внимание на то, как ребенок носит очки: если он их постоянно снимает, смотрит поверх очков, значит это сигнал обращения к врачу. Если на стеклах очков есть царапины, или грязь, педагог предлагает ребенку помыть их или говорит родителям о том, что нужно сменить стекла.
Требования к проведению зрительных гимнастик. Необходимость ее применения обусловлена функциональной анатомической незрелостью зрительной системы и значительными зрительными нагрузками, которые испытывает глаз ребенка в процессе обучения. В целях профилактики нарушений и укрепления зрения гимнастика для глаз полезна всем. Зрительные гимнастики бывают двух видов: на расслабление и на укрепление глазных мышц.
Комплексы гимнастик на расслабление глазных мышц и снятия зрительного напряжения применяются на занятиях статического характера: при раскрашивании, обведении по контуру, при выполнении штриховки и т. д.
В основе зрительных гимнастик на расслабление глазных мышц лежат приемы ограничения зрительных нагрузок: попеременная работа глаз вблизи и вдали с использованием точки на оконном стекле, попеременная работа глаз с использованием зрительного стимула, одетого на палец руки ребенка, частые моргания, которые выполняет ребенок при очень интенсивной зрительной нагрузке. Это упражнение хорошо выполнять при работе на компьютере, при чтении и рассматривании.
«Пальминг»- прикрытие глаз ладонями с легкими наклонами вперед. В народе пальминг называют «природным прогреванием глаз». Детям предлагается хорошенько растереть ладони друг о друга, чтобы ощутить тепло. Глаза необходимо закрыть теплыми ладонями, которые похожи на маленькие лодочки.
Зрительные гимнастики на укрепление глазных мышц используются в различных видах детской деятельности, на прогулках, на занятиях. Во время проведения зрительных гимнастик ребенку требуется фиксировать положение головы. Если упражнение проводится сидя за столом, предлагаем ему фиксировать неподвижность головы руками, сделать «скамеечку» под подбородком. Если ребенок выполняет упражнение стоя, используем мешочек с песком, объясняя, что мешочек на его голове находится с целью напоминания о том, чтобы голова была неподвижной, а спина ровной. Так корректируется осанка ребенка, и он запоминает правильное положение тела при выполнении зрительной гимнастики.
Комплексы зрительных гимнастик основаны на авторских методиках
Э. С. Аветисова, Г. Г. Демирчогляна, В. Ф. Базарного и др. Зрительные гимнастики проводим не менее двух раз в день в течении 3-5 минут, и обязательно во время непрерывной образовательной деятельности.
Чтобы гимнастика для глаз была интересной и эффективной, её проводят в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.
Офтальмотренажеры принадлежат к инновационным технологиям зрениесбережения, являются разновидностью зрительных гимнастик и неотъемлемой частью коррекционно-развивающей среды. Они основаны на одном из законов зрения – движении. Когда глаз перемещается, он видит. Если глаз долго и пристально смотрит вблизи, зрение слабеет.
Они изготовлены с учетом контраста изображения на больших листах бумаги, выложены на фланелеграфах из шнуров разного цвета и наклеены на стенах группы из отрезков цветной самоклейки (размер от 2-5 м). Зрительными ориентирами могут служить цифры, буквы, силуэты разных предметов. Для активного упражнения глазодвигательных мышц и развития прослеживающей функции глаз созданы офтальмотренажеры с игровым и познавательным сюжетом.
После продолжительной зрительной работы предлагаем ребенку переместить взгляд вдаль вверх и посмотреть на зрительный стимул, расположенный в глубине пространства.
Не менее важна для здоровьесбережения детей с нарушением зрения гимнастика кистей рук и пальцев. Она направлена на развитие точности и координации движений при выполнении графических заданий.
Активно используется метод Су-джок-терапии. Перед выполнением графического задания предлагаем выполнить гимнастику кистей рук и пальцев, направленную на развитие точности и координации движений. Используя в игре различные предметы (карандаши, мячики-ежики, шарики, массажные мячики, колючие валики, каштаны и пр.), стимулируем активные точки, расположенные на пальцах рук, активизируем речевые центры головного мозга. Хорошо развитые руки у детей с амблиопией и косоглазием компенсируют недостатки зрения.
Оздоровительное направление включает мероприятия по укреплению и поддержанию физического и соматического здоровья детей с использованием физкультурно-оздоровительныхе технологий, направленных на физическое развитие: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки, соблюдение режима дня, организацию прогулок.
Детский офтальмолог Ковалевский говорит, что «половину случаев миопии можно победить, если ребенок будет ежедневно гулять на свежем воздухе». Выполняя на прогулках различные двигательные упражнения для мышц спины и шеи, дети обогащают кислородом зрительный нерв, увеличивают приток крови к глазам.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии обучения ЗОЖ, воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его. Педагоги определяют, какие приемы работы, игры, упражнения с точки зрения здоровьесбережения можно использовать при организации непосредственно (непрерывной) образовательной деятельности – это оздоровительные физкультурные минутки, зрительные упражнения, гимнастика для глаз, дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастика, самомассаж, логоритмика, игры и упражнения на развитие навыков саморегуляции и мышечного расслабления, способности к самопознанию и самооценке, элементы су – джок – терапии, подвижные игры, психогимнастика, гимнастика мозга.
Взаимодействуя с семьями воспитанников, мы стараемся проводить работу с родителями интересно. Практика показывает, что наиболее эффективными, на наш взгляд, формами педагогического просвещения родителей являются систематически проводимые нами игротеки, игровые практикумы и тренинг, дни здоровья. Это мероприятия, в которых происходит активизация родительского участия, живое, непосредственное общение взрослых и детей в совместной игровой деятельности, доставляющее удовольствие и родителям и детям. Участвуя в практикумах родители узнают о возможности использования различных игр для развития познавательных способностей детей.
Наглядная информация, помещаемая в уголках для родителей, содержит материал о проведении охранно-гигиенических мероприятий, которые можно проводить с детьми дома. Информацию о полноценном и правильном питании детей с нарушенным зрением. Объясняем родителям, что в ежедневный рацион ребенка с нарушением зрения обязательно необходимо включать витамины и минералы, которые оказывают благоприятное действие на развитие зрительного аппарата, а их нехватка приводит к быстрому утомлению глаз, нарушению их кровоснабжения, снижению тонуса глазных мышц, нарушению деятельности нервной системы и т. д.
Проектная деятельность. В ОУ разработаны 2 проекта, посвященные зрениесбережению в реализации которых активно подключаются родители.
Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить без информационно-компьютерных технологий, которые позволяют распространять неограниченный объем информационного и обучающего материала с привлечением разных источников Интернет-ресурсов. Проводя психолого-педагогическое просвещение родителей, мы стараемся включать родителей в образовательный процесс, используя дистанционное общение, сайт детского учреждения и рекомендуемые сайты для родителей, создаем группы ВКонтакте («Здоровые глазки»), где помещаем различные материалы.
В перспективе планируем создание электронных газет. Общение с родителями по электронной почте.
В заключение хочется напомнить слова Василия Александровича Сухомлинского «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
Николая Михайловича Амосова (хирург, автор системного подхода к здоровью) «Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Практические рекомендации педагогам для занятий по развитию зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения".
В этой статье я хочу дать несколько практических рекомендаций для развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения на занятиях по ручному труду....

Статья "Совместная деятельность воспитателя и детей по развитию коммуникативных навыков общения у младших дошкольников. Как правильно общаться с ребенком"
Совместная деятельность воспитателя и детей по развитию коммуникативных навыков общения у младших дошкольников. Как правильно общаться с ребенком....

Статья "Совместная деятельность педагога и детей в проектной деятельности"
О проведении совместного проекта педагога и детей «Наши друзья - подземные жители дождевые червяки»....

Статья на тему: "Организационная деятельность педагогов по реализации речевого развития с детьми и взаимодействие с родителями".
Развитие речи – главный показатель умственного развития ребёнка. Речевое развитие ребенка – это первая и самая ответственная задача всей системы образования. Все задачи развития речи детей дошкольного...

Статья «Музыкальная деятельность как средство эмоционально-экспрессивного развития дошкольников»
В статье идет речь о влиянии музыкального воспитания на развитие способности к восприятию музыки, а также о его важной роли в формировании духовных потребностей человека, его нравственных ...

Статья: «Роль педагога в формировании и развитии личности дошкольника»
Аннотация: в данной статье автор делает попытку рассмотреть вопрос о роли воспитателя в формировании и развитии личности дошкольника. Произведен анализ литературных источников в области исследований л...

Деятельность педагога по коррекции и сохранению зрения в образовательном пространстве ДОУ
В статье перечислены офтальмологические основы воспитания и обучения в практике образовательных учреждений. Ребёнок с нарушениями зрения, находящийся в условиях образовательного учреждения, наряду с р...