Главные вкладки

    статья "Практические рекомендации педагогам для занятий по развитию зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения".
    статья по теме

    В этой статье я хочу дать несколько практических рекомендаций для развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения  на занятиях по ручному труду.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    В рамках общеобразовательного обучения у детей с нарушением зрения происходит формирование представлений о своих зрительных возможностях и умении пользоваться нарушенным зрением в предметно-практической деятельности. Однако, это связано у данной категории детей с трудностями синхронности действия руки и глаза, поэтому огромное значение имеет развитие мелкой мускулатуры пальцев, в процессе которого происходит тренировка мышечных усилий и тонкости двигательных реакций.

    Ручной труд является важнейшей составляющей продуктивной деятельности и, как следствие, одним из вариантов решения этой задачи. Но, т. к. данные дети страдают зрительной патологией и сопутствующими заболеваниями, то при проведении  занятий по ручному труду на педагога ложится дополнительная нагрузка по подаче материала. Большое значение при этом играют:

    1.Выбор оптимального времени для рассматривания образца (хорошее освещение рабочей зоны).

    2.Расположение экспозиции на уровне глаз ребёнка.

    3.Соблюдение требований предъявления наглядности:

    • Насыщенность цвета;
    • Высокая контрастность;
    • Увеличенный размер;
    • Усиление контура;
    • Отсутствие лишних деталей.

    4.Совместные обследующие действия педагогов и детей, сопровождаемые словесным описанием предмета

    При обследовании объекта важнейшим для детей с нарушением зрения является соблюдение последовательности.

    • В начале - целостное восприятие объекта, затем - детализация объекта и пространственное расположение деталей.
    • В завершении – повторное целостное восприятие.

    При объяснении порядка действий, при изготовлении чего-либо, педагог обязательно сопровождает показ описанием (с выделением свойств и качеств), приложением одного объекта к другому, а также пояснением и уточнением способов действия.

    Работа строится так, чтобы часть используемых приёмов была детям уже знакома, тем самым происходит закрепление материала предыдущих занятий.

    Затем показывается новый приём или способ и происходит освоение детьми нового способа (приёма).

    Для того, чтобы это происходило, педагогу необходимо тщательно продумывать тематику работ, материал и последовательность действий.

    Но, так как дети с нарушением зрения имеют определённые трудности на занятиях по ручному труду, задача педагога всячески им помогать.

    Практические рекомендации.

    Трудности детей с нарушением зрения

    Помощь и действия педагога

    Проведение прямых горизонтальных и вертикальных линий, а так же ломаных и волнистых линий в различных направлениях.

    Использовать опорные зрительные сигналы: цветные яркие точки, звёздочки, галочки.

    Обводка фигур (трафаретов).

    Подобрать трафареты ярких цветов, возможно более утолщённого материала.

    Обведение фигур по прерывистой и пунктирной линии.

    Проведение линий, указанных стрелками.

    Усилить толщину линий-указателей.

    Неправильное расположение деталей на листе бумаги, связанное с проблематичностью оценки пространственных отношений между предметами.

    Дополнительное объяснение, сочетающееся с перемещением деталей и показом «как правильно».

    Неправильное восприятие глубины пространства (предмет, перекрывающий контур другого,  расположен ближе, а, перекрываемый -  дальше).

    Объяснение и дополнительный показ на других предметах.

    Сложности с вырезанием деталей округлых форм.

    Усиление контура детали, напоминание о необходимости поворачивания листа бумаги левой рукой, возможно совместное поворачивание бумаги.

    Работа с мелкими деталями.

    Помощь педагога и дополнительное время.

    Неровное приклеивание деталей.

    Прикладывание линеек яркого, контрастного цвета.

    Потеря видимости зоны нанесения клея.

    Добавление небольшого количества красителя в клей.

    Учитывая особую роль занятий по ручному труду в совершенствовании зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения при начальном школьном обучении, могут быть предложены следующие рекомендации:

    • В зависимости от уровня сформированности зрительно-моторных навыков детей со зрительной патологией содержание конкретного задания может изменяться (усложняться или упрощаться) для полгруппы детей или отдельного ребёнка.
    • Необходимость учёта индивидуальных возможностей каждого из детей успешно решается в процессе изготовления коллективных работ (коллажей, картин). При этом дети с более низкой остротой зрения изготовляют (рисуют) более крупные по размеру детали.
    • Посадка ребёнка, показ, размер пособий и деталей производится в зависимости от диагнозов и рекомендаций врача-офтальмолога.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование графического планшета с целью развития зрительно-моторной координации у детей с нарушениями зрения.

    В данной статье описывается система использования графических планшетов в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения в детском саду компенсирующего вида № 37 «Хрусталик» г. Таганрога....

    Коррекционное занятие по развитию зрительно-моторной координации у детей 4-5 лет с нарушением зрения

    Конспект коррекционно-педагогического занятия-путешествия по развитию зрительно - моторной координации у детей 4-5 лет с нарушение зрения. В конспекте показано как можно ненавязчиво в форме игры...

    Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия формы для детей с нарушениями зрения подготовительной группы по теме «В волшебной стране Геометрии»

    Это конспект коррекционного занятия для детей старшего возраста с нарушением зрения по развитию зрительного восприятия формы. В процессе занятия дети закрепляют знания о знакомых геометрических фигура...

    Конспект занятия по развитию ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения 6-7 летнего возраста.Тема: «Весна. Прилетели птицы».

    Работа то теме перелетные птицы. Весна. развитие ориентировки в пространстве.Обогощение чувственного опыты....

    Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию социально-бытовой ориентировки для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

    Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию социально-бытовой ориентировки для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...

    Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук для детей с нарушением зрения Тема: «В гостях у бабушки».

    Цель: развитие мелкой моторики рук у детей с нарушение зрения через занимательные игры и упражнения....