Сценарий НОД по ОО "Познавательное развитие" и "Речевое развитие" для детей старшей группы на тему «Животные жарких стран»
методическая разработка (старшая группа)

Миханкова Марина Витальевна

 

Цель – закреплять и расширять знания детей о животных жарких стран.

Задачи:

образовательная:

- уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных жарких стран;

-формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;

- совершенствовать диалогическую форму речи;

- продолжать учить высказывать собственные суждения;

 развивающая:

- развивать интерес к представителям живой природы;

- расширять активный понятийный словарь воспитанников;

- развивать внимание при решении игровых заданий;

воспитательная:

- воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie1_zhivotnye_zharkih_stran.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект

интегрированного занятия для детей старшей группы на тему «Животные жарких стран»

Цель – закреплять и расширять знания детей о животных жарких стран.

Задачи:

образовательная:

- уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных жарких стран;

-формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;

- совершенствовать диалогическую форму речи;

- продолжать учить высказывать собственные суждения;

 развивающая:

- развивать интерес к представителям живой природы;

- расширять активный понятийный словарь воспитанников;

- развивать внимание при решении игровых заданий;

воспитательная:

- воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга;

Оборудование и материалы:

1) Глобус;

2) Презентация с изображением животных, обитающих в теплых странах;

3) Фигурки животных в количестве более, чем присутствует детей на занятии.

4) Иллюстрации с изображением животных

5)  Аудиозапись игры-упражнения «У жирафа…».

Предварительная работа 

  1. Организация развивающей среды (внесение тематических альбомов «Животные жарких стран», иллюстраций и фотографий с изображением животных разных стран для рассматривания);
  2. Беседы о животных разных стран, обитателях Африки;
  3. Загадывание загадок о животных, чтение стихотворений;
  4. Рассматривание картин «Животные зоопарка», «Львы» и т.д., составление по ним рассказов;
  5. Рисование и раскрашивание животных разных стран в свободной деятельности.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Дети заходят в зал, здороваются с присутствующими, педагог обращает внимание детей на предмет, стоящий на столе. Это глобус – модель Земли.  

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что это?

Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно. Это глобус – модель Земли. Ребята, а вы любите путешествовать? Хотите отправиться   со мной в большое путешествие? Догадайтесь, куда мы с вами отправимся?


«Самый теплый материк живописен и велик. 
Тут живёт среди саванн много львов и обезьян». 

Дети: Африка.

Воспитатель: Правильно. Мы отправимся с вами на очень жаркий континент.   Африка – царство самого жгучего в мире солнца и горячего песка. Кто может показать Африку на глобусе?

Воспитатель: Запоминайте волшебные слова, повторяйте за мной:

                                           Волшебный глобус я кручу,

                                           Попасть я в Африку хочу   

(Дети поворачиваются вокруг себя под музыку)

Воспитатель: Вот мы и в Африке. Посмотрите на экран. Это и пустыни, и жаркие равнины -полупустыни, и плодородные тропические степи - саванны, и влажные тропические леса - джунгли. Каких животных вы хотите там увидеть?

Дети отвечают: «Я хочу увидеть…» (проговаривание с разными интонациями и высотой голоса)

Воспитатель:  Хорошо. Я надеюсь, что ваши желания исполнятся.

А сейчас я загадаю вам загадку:          

Царь зверей – большая кошка

Порычит со зла немножко,

Спит он в логове, поев

Носит гриву, грозный…   (лев)

(показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном)

  • Почему льву важно быть незаметным? (он хищник, выслеживает добычу)
  •  Почему мы его не видим? (цвет шерсти позволяет быть незаметным среди желтой сухой травы).
  • Кто ходит на охоту? Львы или львицы? Почему?

          (На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижные, ловкие,                   более удачливы в охоте. Львы тяжелы, неторопливы, ленивы. Добытое львицами мясо сначала отведывает хозяин. Поэтому он всегда полноват, сыт и сам не охотится.)

  • А чем внешне отличаются львы от львицы? (у льва большая пушистая грива, а у львицы ее нет).
  • На кого охотятся львицы? (их добычей становятся жирафы, антилопы, зебры).
  • Какую пользу приносят хищники?

(Львы не дают травоядным животным (антилопам, зебрам, жирафам) размножаться в больших количествах, спасая растительный мир от полного уничтожения, а также уничтожают больных животных).

Воспитатель: Следующая загадка:

Вот лошадки, все в полосках,
Может быть они в матросках?
Нет, они такого цвета.
Угадайте, кто же это?    (
зебра)

(показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном)

Зебра - это черная лошадка в белую полоску или белая лошадка в черную полоску?

  • Каждая зебра покрыта полосками, и они не повторяются.

(По рисунку детеныш зебры узнает свою мать.  А также их окрас позволяет им сбить с толку хищников, они не могут выделить одну зебру. Их много, и они сливаются в одно большое полосатое пятно).

Воспитатель: Послушайте о ком следующая загадка?

Такой длинной шеи

Не видывал люд:

Всех выше на свете

                                                    Пятнистый… (в рифму хочется сказать «верблюд», но это жираф)

Вот живой подъёмный кран,
Обитатель жарких стран.
Со стволов многоэтажных
Рвёт и листья, и банан. (
жираф)

(показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном)

  • Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом, половина высоты приходится на шею.
  • Зачем ему такая шея? (легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья).
  • Рядом с жирафом пасутся зебры, антилопы, страусы, косули.

Чем привлекает их жираф? (высокий рост, чуткие уши и зоркие глаза помогают ему увидеть хищника и объявить всем тревогу. Глаза у жирафа так посажены, что, не поворачивая головы, он видит все вокруг.)

Воспитатель:  О ком же следующая загадка?                               

 Носом – шлангом великан

Моется, как в душе.

Это житель жарких стран

Всех крупней на суше.

Какое самое большое животное в Африке?  СЛОН

(показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном)

  • Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона? (нет, слон – могучее, очень сильное животное, льву с ним не справится).
  • Самое удивительное у слона – хобот.

Что делает им слон? (с помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет. Он переносит очень толстые деревья. Хоботом слон защищается от врагов, выражает нежность, поглаживает с любовью своих детенышей.)

  • Кто может принести вред слону? (Мышь, когда слон спит, забирается в хобот и прогрызает всё; а муравей, во время сна слона, прогрызает подошвы ног, и слон не может ходить).

Воспитатель: Вдруг из воды показались глаза, уши и ноздри огромного зверя. Он целыми днями сидит в воде, чтобы догадаться, кто это, надо отгадать загадку.

В Африке толстяк живёт, у него огромный рот,

В зной весь день сидит в воде, думает лишь о еде,

Травку тоннами жуёт ненасытный… (бегемот)

Только в Африке найду
Зверя этого в пруду.
Если выйдет он на сушу,
                  Станет очень неуклюжим.  (
бегемот)

(показ иллюстрации, беседа на уточнение знаний о животном)

  • У нашего  большого  бегемота есть маленький друг. Кто это?  (Бегемот дружит с птицами).
  • Как они ему помогают? (Птичка сидит на голове у бегемота, когда он сидит в воде, так она ловит рыбу для себя; птица  бегемоту чистит от насекомых шкуру, лечит ранки).

.

Воспитатель: Молодцы! Вы уже много интересного рассказали и узнали о животных Африки. А теперь давайте отдохнем.

(проводится игровой массаж на развитие общей моторики – упражнение «У жирафа…»)

Дети встают в круг. Воспитатель включает музыкальное сопровождение.

Воспитатель: А каких еще животных Африки мы не назвали?

(Дети перечисляют: обезьяна, верблюд, носорог, антилопа и т.д.)

Обезьяны, леопарды, лемуры, цепкохвостые медведи -животные тропических лесов. Они свободно могут передвигаться по деревьям, лианам за счет цепких лап и хвостов Верблюд, тушканчик - животные пустынь.

Воспитатель: В Африке всегда очень жарко. Как же животные приспособлены жить в районах с высокими температурами?

Ответы детей.

Воспитатель: У многих из них кроме большой поверхности тела еще и большие уши, позволяющие испарять больше воды, а это сильнее охлаждает тело. У многих (например, у верблюда) большие запасы подкожного жира, который при жаре перерабатывается в воду, и животные подолгу могут оставаться без воды. У верблюдов такой запас жира находится  в горбах. Это очень важно: если бы жир был распределен равномерно по всему телу, как у животных полярных областей (моржа, белого медведя, тюленя), то верблюда ожидал бы тепловой удар.

Вопросы поискового характера.

А чего хочется больше всего, когда стоит жара? Что делают животные, когда хотят пить? (идут к водопою)

  • Что такое водопой? (У водопоя собираются все животные саванны: напиться, искупаться)

Воспитатель: Ребята, кто может прийти к водопою? (Жираф, зебра, лев). А кто живёт в воде почти всё время? (черепаха, бегемот).

Жирафу удобно было бы жить в джунглях?

Могли бы львы прожить без антилоп?

Воспитатель: Молодцы! Вы много интересного рассказали и узнали о животных Африки. А теперь давайте отдохнем.

Физкультминутка «Чудесное превращение».

Дилы-дилы-дилы появились крокодилы,

Моты-моты-моты появились бегемоты.

Афы-афы-афы -жуют листики жирафы.

Ны-ны-ны -водой брызгают слоны.

Яны-яны-яны - по веткам скачут обезьяны.

-Дети изображают дремлющего крокодила.

Показывают, как шагают бегемоты, как широко они открывают рты.

Дети тянутся вверх изображая жирафов

Надувают щеки, как бы набирая

Дети изображают скачущих

обезьян.

Воспитатель: Раз вы так хорошо знаете животных жарких стран, я предлагаю вам игру «Волшебный мешочек»

Отгадайте на ощупь какого животного вы взяли. Назовите детенышей. (образование названий детенышей в единственном и множественном числе).

У львицы – львенок, львята

У тигрицы – тигренок, тигрята.

У слонихи – слоненок, слонята.

У жирафа – жирафенок, жирафята.

У верблюдицы – верблюжонок, верблюжата.

У кенгуру – кенгуренок, кенгурята.

У зебры – зебренок, зебрята.

Дидактическая игра «Определи лишнее слово»

- Жираф – высокий, копытный, пятнистый, длиннохвостый. (У жирафа нет длинного хвоста, он не длиннохвостый).

- Слон – большой, ушастый, рогатый, сильный. (У слона нет рогов, он не рогатый).

- Крокодил – зелёный, зубастый, ласковый хищник. (Крокодил не может быть ласковым, потому что он- хищник).

- Бегемот – толстый, тяжёлый, длинноносый, травоядный. (У бегемота нет длинного носа, он не длинноносый).

- Носорог – опасный, маленький, толстый. (Носорог – опасный, толстый, но не маленький).

             

Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу

                                           Волшебный глобус я кручу,

                                             Попасть обратно я хочу   

Воспитатель: Где мы сегодня с вами побывали? (в Африке). Что вам запомнилось? Каких животных мы встретили? Какие районы Африки вы запомнили?

Дети прощаются, выходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в старшей группе на тему "Животные жарких стран"

Образовательные области: познание, коммуникация, художественное творчество...

НОД в старшей группе на тему "Животные жарких стран"

Образовательные области: познание, коммуникация, художественное творчество...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе по теме: «Животные жарких стран».

Цели:1. Коррекционно-образовательные: -уточнить названия животных жарких стран и их детенышей;-учить согласовывать существительные с числительными;-учить образовывать названия детенышей животных;-учит...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему «Животные жарких стран и Севера»

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему «Животные жарких стран и Севера»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «...

Конспект проведения НОД(окр. мир) для детей старшей группы на тему «Животные жарких стран» (интегрированное занятие).

Цель – закреплять и расширять знания детей о животных жарких стран, отражая собственные впечатления в художественной деятельности....

Конспект НОД по развитию речи детей средней группы на тему: «Животные жарких стран».

Познакомить с животными жарких стран, учить описывать их, сравнивать, употреблять антонимы и притяжательные прилагательные, развивать внимание, мышление....