Отчет по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей 4-5 лет в соответствии с ФГОС».
материал

Рябенко Наталья Леонтьевна

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.  Чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_otchet.docx22.19 КБ
Файл prezentatsiya_k_1_otchet.pptx1.55 МБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей 4-5 лет в соответствии с ФГОС».

(слайд 1)  Мной была выбрана для изучения тема «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей 4-5 лет в соответствии с ФГОС».

(слайд 2)   С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.  Чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.

(слайд 3)   Работая над этой темой, я поставила перед собой цель: пополнить свои знания по теме: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей 4-5 лет в соответствии с ФГОС».

(слайд 4)   Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения методической литературы.

2.  Накопление  методической литературы (специальная литература, картотеки,  методические разработки) по познавательно-исследовательской деятельности.

3.  Создание развивающей среды в группе  для исследовательской активности детей.

(слайд 5)   В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме, а именно Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»; Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ и " Познавательно-исследовательская деятельность как направление развитие личности дошкольника"; Королева Л.А." Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ"; Лосева Е.В."Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников"; Костюченко М.П., Комалова Н.П "Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории". Так же изучила опыт коллег на интернет- сайтах.

(слайд 6)   Я создала благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности дошкольников. В группе оборудована «мини-лаборатория». Она оснащена специальным оборудованием, разнообразным материалом:

  • -приборы-помощники: лупа, песочные часы, магниты;
  • -природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др. ;
  • -разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) ;
  • -медицинские материалы: пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
  • -прочие материалы: зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
  • -утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др.

(слайд 7)  Здесь дети проводят самостоятельную и совместную с взрослым исследовательскую деятельность. Одна из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

(слайд 8)  Во время наших экспериментов дети приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигают новые идеи, актуализируют прежние знания при решении новых задач.

(слайд 9)  Опытно – экспериментальная деятельность детей соответствует возрасту и возможностям детей.

(слайд 10)  В процессе экспериментирования воспитанники учатся:

  • видеть и выделять проблему;
  • принимать и ставить цель;
  • решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;

  • высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.

(слайд 11)   Экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. (слайд 12)   С этой целью для родителей  были проведены открытые занятия в рамках недели открытых дверей  на темы:

 " Знакомство с профессией "повар"" и  (слайд 13)   "Удивительные пузыри",  были разработаны консультации для родителей об исследовательской деятельности по следующим темам: «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование»; «Организация детского экспериментирования дома»; выпущены папки-передвижки по данному вопросу.

Родители принимали активное участие в конкурсе "Уголков экспериментирования", помогали в его оборудовании и пополнении необходимыми материалами.

(слайд 14)   В результате работы за год я:

  • Изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.
  • Создала картотеку опытов и экспериментов.
  • Создала картотеку дидактических игр по экспериментальной деятельности.

(слайд 15)  

  • Создала условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе.
  • Разработала конспекты НОД по экспериментированию.
  • Подготовила  консультации для родителей по данной теме.
  • Оформила папки-передвижки в родительский уголок.

(слайд 16)   Проанализировав свою работу по теме самообразования, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.

   В перспективе планирую продолжить работу по данной теме. Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких "почемучек" и направляя их исследовательскую инициативу, мы смогли развить у детей изобретательность, творческую активность, познавательный интерес; открыли перед детьми удивительный мир экспериментирования. (слайд 17)  

Управление образования администрации муниципального

образования городского округа «Усинск»

(Управление образования АМО ГО «Усинск»)

«Усинск» кар кытшын муниципальнőй юкőнлőн администрацияса

йőзőс велőдőмőн веськőдланiн

(«Усинск» КК МЮА йöзöс велöдан веськöдланiн)

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад  общеразвивающего вида № 24»  г. Усинска

(МБДОУ «ДСОВ № 24»  г. Усинска)

«Челядьöс сöвмöдан 24 №-а видзанiн» школаőдз велöдан Усинск карса

муниципальнőй сьöмкуд учреждение

(«ЧС 24 №-а В» ШВ Усинск карса МСУ)

Отчет по самообразованию

«Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей

 4-5 лет в соответствии с ФГОС».

Рябенко Н.Л.,

воспитатель

2015-2016 учебный год


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отчет по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей 4-5 лет в соответствии с ФГОС» Подготовила: Рябенко Наталья Леонтьевна, воспитатель. МБДОУ «ДСОВ № 24» г.Усинска

Слайд 2

Актуальность «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Ребенок усваивает все прочно и надолго когда слышит, видит и делает сам.

Слайд 3

Цель: Пополнить свои знания по теме: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей 4-5 лет в соответствии с ФГОС».

Слайд 4

Задачи: 1.Повысить собственный уровень знаний путём изучения методической литературы. 2. Накопление методической литературы (специальная литература, картотеки, методические разработки) по познавательно-исследовательской деятельности. 3. Создание развивающей среды в группе.

Слайд 5

Литература:

Слайд 6

Мини - лаборатория

Слайд 7

Коллекции:

Слайд 8

Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать Научиться наблюдать, Будем вместе развивать качество – внимательность, А поможет всё узнать Наша наблюдательность.

Слайд 10

В процессе экспериментирования дети учатся: видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент; высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.

Слайд 11

А у нас в саду дела - эксперименты снова, Сам волшебник никогда не творил такого!

Слайд 12

Фрагменты НОД "Знакомство с профессией повар"

Слайд 13

Фрагменты НОД «Удивительные пузыри»

Слайд 14

В результате работы за год я: Изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе. Создала картотеку опытов и экспериментов. Создала картотеку дидактических игр по экспериментальной деятельности.

Слайд 15

Создала условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе. Разработала конспекты НОД по экспериментированию. Подготовила консультации для родителей по данной теме. Оформила папки-передвижки в родительский уголок.

Слайд 16

Вывод Проанализировав свою работу по теме самообразования, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений. В перспективе планирую продолжить работу по самообразованию по данной теме. Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, мы смогли развить у детей изобретательность, творческую активность, познавательный интерес; открыли перед детьми удивительный мир экспериментирования.

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности, детей старшего дошкольного возраста»

создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников,  как основы интеллектуально – личностного, творческого развития....

План по самообразованию на тему: "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста"

Повышение профессиональной компетенции педагога по вопросу "Детское экспериментирование"...

Тема самообразования«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктив...

ПЛАН ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Актуальность «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и про...

Отчет по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности младших дошкольников»

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает...

ПЛАН ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...