Мастер класс 2019 Воспитатель: Нестерова.Н.В.
материал

Нестерова Наталья Владимировна

С незапамятных времен в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончарное, кузнечное дело и другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

С незапамятных времен в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончарное, кузнечное дело и другое.

Здравствуйте, гости дорогие!

Милости просим!

Будьте здоровы и счастливы!

А наша встреча пусть будет веселой и радостной!

Сегодня мы с вами поговорим ….., а впрочем, отгадайте сами!

Длиннохвостая лошадка

Привезла нам каши сладкой.

Ждёт лошадка у ворот –

Открывай по шире рот.    (Ложка)

Да, сегодня мы поговорим о ложке. О старинной деревянной русской ложке.

Первые упоминания о  ложке можно встретить в древнерусской летописи «Повесть временных лет», датированной 1110 годом нашей эры. Кстати, само значение русского слова произошло от корня «лог» – углубление.

История возникновения деревянной ложки насчитывает тысячи лет. Археологи утверждают, что находили этот предмет даже в захоронениях египетских фараонов.

До крещения Владимиром русского народа, люди не пользовались столовыми приборами. Пищу употребляли прямо руками. В целях повышения культурного уровня православного люда, великий князь издал приказ, в котором повелевал отныне пищу подносить только с помощью ложек.

С этих времен и началась история создания деревянной ложки. Появились мастера, которых называли «ложкари», искусно вырезавшие их разной длины, формы и объема. Из чурбана делалась грубая заготовка, которую впоследствии отшлифовывали специальными растениями и камнями. Обычно они изготавливались из липы и плодовых деревьев, таких как вишня, слива, яблоня, рябина.

Размеры ложек поражают воображение – от маленьких чайных, до литровых половников-великанов. В последнее время обычаи наших предков стали возвращаться, всё чаще можно увидеть свадьбы, фестивали и праздники, проводимые в народных костюмах, с традиционными русскими гуляньями. Существует даже целый день, который назван в честь данного столового прибора.

В старину взрослые делали кукол для игры с  детьми, из травы, цветов, палочек, щепок, к которым привязывали камешек-голову, полешек, веточки, похожие на человечков, кукурузные початки. Мамы сворачивали кукол из носовых платочков, шалей, платков, кофт, определенным способом скручивая их. Это были куклы, чтобы занять ребенка. Потом платок или кофта развязывались и снова служили маме.

На Севере, в Архангельской губернии, была распространена кукла на ложке. Делали ее из кусочков ткани и красных шерстяных ниток. Цвет этот связывали с кровью - рудой, как называли ее в народе, с родом, к которому принадлежит человек. Возможно, кукла на ложке символизирует то, что родившийся человечек имеет свой надел, свою долю в семье.

Часто женщина мастерила куклу на скорую руку. Необходимые материалы – деревянная ложка, небольшие лоскутки ткани, кружев, тесьмы, нитка. И на глазах у детей обыкновенная ложка превращалась в красивую куклуКукла на ложке! Волшебство! Чудо!

Предлагаю Вам сотворить это чудо.

Для работы нам понадобятся:

- деревянная ложка;

- проволока шинил для рук и закрепления головы;

-  цветная ткань для сарафана,  и платка, ленточка для повойника;

- ткань для передника;

- Глаза, нос, рот, фломастеры для рисования.

Как изготовить куклу из ложки вы узнаете из пошаговой инструкции, которая лежит перед вами.

Шаг 1. В отверстие в лоскутке ткани вставляем ложку, «надеваем на куклу сарафан», расправляем складочки, перевязываем проволокой шинил, формируем руки куклы.

Шаг 2. С помощью ленточки приклеиваем кукле повойник на голову (во внутрь ложки).

Шаг 3. Повязываем поверх повойника платок. Лоскут для него по размеру больше, чем ленточка для повойника. Концы платка завязываем любым способом.

Шаг 4. Фартук поддерживаем поясом. Надевая фартучек на куклу, поясом обматываем сзади, завязываем.

Шаг 5. Украшаете на своё усмотрение из имеющего материала.

Приступаем к работе.

Они работают.

Включаю музыку сама

Включаем слайды, пока работают

Выключается музыка. Работа с залом

А вы знаете, что есть праздник Международный день ложки?

Можете назвать, когда он проводится? (2 апреля).

В народе существовало много ложечных примет.

Кто-нибудь из вас знает эти приметы?

  1. Если уронить ложку – придёт женщина, если нож – мужчина.


2. Две ложки в одном соуснике – к свадьбе.


3. Ложку на столе после обеда забыть – к гостю.


4. Нельзя класть на стол лишнюю ложку, иначе будет лишний рот или сядет за стол нечистая сила.

А кто знает пословицы о ложке? Назовите.

     Бочка мёду, ложка дёгтю - всё испортит.

     Голова с пивной котёл, а ума ни ложки.

     Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.

  (Я)  Один с сошкой,  (зал) - семеро с ложкой.

     Что положишь в котел, то попадет в ложку.

         

Полюбуйтесь – просто диво,

            Как всё чудно и красиво.

            (к залу)         Нравятся вам  ложки?

             (к коллегам) Спасибо чудо - мастерам!

Время быстро пролетело.

Жаль мне, честно говоря.

Не забуду эту встречу.

И спасибо ложкарям! (поклон коллегам)

(Кладут куклу на стол, берут ложки)

Ложки в руки мы возьмем

Вместе с ними в пляс пойдем

(включить музыку «ложки»)

Танцуют.

Сделай шаг, и дорога появится,

И сама побежит впереди.

Горизонт задрожит закачается,

Ну а ты не пугайся, иди.

Корни держат? Но ты не растение,

Отрывайся смелей от земли,

Начинай потихоньку движение…

Приглядись, кто-то машет вдали.

Ты боишься ветров и бездомности,

В чаще леса не видишь дорог,

Но ты сделай лишь шаг в невесомости,

И тропинка возникнет у ног…

Шаг за шагом можно достигнуть цели.

А вообще-то,  хочу вам сказать: если лифт к успеху не работает, используйте ступеньки. Шаг за шагом  можно достигнуть цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...