Конспект НОД "Моя родословная"
план-конспект занятия (средняя группа)

Наталия Малая

Каждая семья - это уникальная история. Наши дети должны знать историю своей семьи, ее обычаи, традиции., а также не забывать своих предков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodoslovnaya.docx15.77 КБ

Предварительный просмотр:

Цель НОД

1. Сформировать представления

о связях между членами семьи;

о родственных отношениях;

2. Формировать умение составлять родословное древо.

3. Учить определять смысл пословиц о семье.

4. Стимулировать желание узнавать историю семьи, проживание детьми позитивных эмоций от познания прошлого.

5. Воспитывать уважение к прошлому.

Материал:

Иллюстрация-репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри», магнитофонная запись «Сражение Ильи Муромца с Соловьем-разбойником, Добрыни Никитича с Чудищем», макеты бумажного дерева на каждого ребенка, фотографии бабушек, дедушек, родителей, братьев и сестер у каждого ребенка.

Предварительная работа:

Беседа о семье, рассматривание семейных альбомов, чтение былины об Илье Муромце, заучивание пословиц и поговорок о семье.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она - наша Родина. Родина - значит родная, как мать и отец. Горячо любили наши предки нашу родину, потому и защищали ее своей богатырской силой.

(Предложить детям прослушать магнитофонную запись «Сражение Ильи Муромца с Соловьем – разбойником, Добрыни Никитича с чудовищем».)

Воспитатель: Какое впечатление произвело на вас это произведение?

Дети: Отличное! Захватывает дух, особенно, когда происходит само сражение.

(Предложить рассмотреть картину В. М. Васнецова «Богатыри».)

Воспитатель: Ребята, вам нравится картина?

Дети: Да!

Воспитатель: А что больше всего понравилось?

Дети: Богатыри! Они такие сильные и смелые. Они служили на пользу людям. Настоящие герои!

Воспитатель: Ребята, а почему люди помнят об этих героях?

Дети: Это наши предки и мы должны помнить о них.

Воспитатель: Я согласна с вами, а вы помните о своих предках?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, а как запомнить всех своих предков?

Дети: По фотографиям, по рассказам родителей, по рисункам.

Воспитатель: Верно! Я думаю, что каждому человеку интересно узнать о своих предках. Кем они были, чем занимались, как жили? У каждой семьи своя история. Свою связь с предками и родными можно изобразить на рисунке. Такой рисунок называется родословное дерево.

(Показать детям родословную своей семьи.)

Воспитатель: Ребята, а вы желаете узнать, как составляется такое дерево?

Дети: Да.

(Воспитатель раздает каждому ребенку макеты бумажного дерева.) Рассмотрите его и скажите, какой величины листочки на верхней ветке, а какие внизу?

Дети: Вверху маленькие, а внизу большие.

Воспитатель: Ребята, ваша семья, как это дерево. А каждый член семьи – листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Листочками будут фотографии ваших родных.

- Ребята, покажите фотографии своих родителей.

- Как по-другому вы называете маминого и папиного папу? (маму)

Дети: Дедушка и бабушка.

Воспитатель: Сколько у вас бабушек и дедушек?

Дети: Две бабушки и два дедушки.

Воспитатель: Чем они занимаются? Как их зовут? Каждое дерево имеет свои корни – так и родословное дерево тоже имеет корни. Подумайте и скажите, чьи фотографии вы положите в исток, на корни родословного дерева?

Дети: Фотографии бабушек и дедушек.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Если бы не было бабушек и дедушек, то не было бы ни пап, ни мам.

Воспитатель: Итак, мы определили корни родословного дерева. Каждое дерево от корней растет вверх, образуя ствол и крону – так и в родословном дереве есть ствол. Подумайте и скажите, чьи фотографии нужно поместить на это место?

Дети: Фотографии своих родителей.

Воспитатель: Ребята, а куда вы поместите свою фотографию?

Дети: На крону родословного дерева.

Воспитатель: Как вы думаете, ваше дерево будет расти?

Дети: Когда у нас будут свои дети, наше дерево продолжит рост.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у вас родственников – предков. И всех мы любим. Вот какое родословное дерево у нас получилось.

Воспитатель: Дружно, весело и интересно жили наши предки. Уважали старых и любили малых. Их жизненный опыт дошел и до наших дней в пословицах. А какие пословицы о семье вы знаете?

Дети говорят пословицы и коллективно обсуждают, выясняя их смысл:

• «На что клад, коли в семье лад»

(Не нужно богатства, если семья живет дружно) .

• «Вся семья вместе, так и сердце на месте»

(Когда все дома родители не волнуются)

• «Нет такого дружка, как родная матушка»

(Самый лучший друг на свете – это мама)

• «Братская любовь крепче каменных стен»

(Если братья дружат, то им ничего не страшно)

• «Без корня и полынь не растет»

(Всем нужна опора и людям и растениям)

• «Изба детьми весела»

(Если много детей в семье, то и дома весело)

• «В своей семье всяк отец самый большой»

(Отец – глава семьи)

Предложить детям снять с дерева фотографии того, кого воспитатель называет. На столе выкладываются последовательно рядами фотографии бабушек, дедушек и т. д. Дети делают вывод, кто старше, кто моложе.

Дети садятся в круг и рассказывают, за что они любят свою семью.

Рассказ ребенка:

Моя семья большая. У меня две бабушки, два дедушки, мама, папа, а скоро у меня будет сестрёнка. Я её уже люблю. Маминых родителей зовут Ольга Николаевна и Виктор Андреевич. Они пенсионеры. Бабушка и дедушка живут в городе, и я к ним часто езжу. Папиных родителей зовут Нина Сергеевна и Виктор Евгеньевич. Они живут с нами. Дедушка работает водителем на Авто Вазе, а бабушка бухгалтер. Я очень люблю свою семью, стараюсь оказать помощь всем. Наша семья дружная. Мы всей семьей ходим в лес, катаемся на лыжах, купаемся на речке. Я горжусь своей семьей, потому что она большая, крепкая и дружная.

В конце НОД, воспитатель подводит итог, для чего нужно знать историю своей семьи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Конспект занятия «Родословная — русская народная традиция»

Конспект занятия  к совету  педагогов на тему  русских  традиций....

Конспект занятия "Родословная моей семьи"

Задача. Воспитывать чувство долга и внимание к ближним.Раскрыть понятия «род», «родители», «семья», «право детей на воспитание в семье».Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться этими...

Статья из опыта работы по проекту "Семья.Родословная." "Семья. Родословная. Каждый ребенок имеет право..."

В статье подводится итог работы над проектом и результаты работы с родителями и детьми....

Конспект занятия «Родословная - старинная русская традиция»

Задачи:1)Закреплять имеющие знания о родственных отношений;2)Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, традициях и обычаях;3)Воспитывать любов...

Конспект НОД «Родословная – старинная русская традиция»

- закрепить имеющиеся у детей знания о родственных отношениях;- формировать элементарные представления о том, что такое род, родословная;- о происхождении фамилий, о традициях и обычаях;- развивать по...

конспект НОД Родословная - старинная русская традиция

- закрепить имеющиеся у детей знания о родственных отношениях;- формировать элементарные представления о том, что такое род, родословная;- о происхождении фамилий, о традициях и обычаях;- развивать по...