Деловая игра "Знатоки проектного метода"
материал

Назарко Татьяна Сергеевна
- совершенствовать педагогическое мастерство, - повышать методический уровень в овладении технологии проектирования, - способствовать творческому поиску.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Сегодня наше общение пройдет в форме деловой игры «Знатоки проектного метода».

Перед нами стоят такие задачи:
- совершенствовать педагогическое мастерство, 
- повышать методический уровень в овладении технологии проектирования,
- способствовать творческому поиску.
Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Затрагивая эту тему, я предлагаю отправиться в педагогическое путешествие на нашем пароходе «Сказочная полянка» к теплым берегам проектной деятельности на остров Проектов. Чтобы освежить и использовать свои знания проектного метода в своей творческой деятельности.

Сегодня, уважаемые коллеги, наше общение пройдет в форме деловой игры «Знатоки проектного метода».

Но, прежде мне хотелось бы, рассказать Вам притчу:

 Король предложил своим придворным испытание, чтобы выбрать из них достойного на важный пост при дворе. Множество сильных и мудрых людей собрались вокруг него. Он подвел всех собравшихся к двери в отдаленном уголке сада. Дверь была огромных размеров и, казалось, вросла глубоко в землю. «Кто из вас сможет открыть эту каменную громаду?» - спросил король. Один за другим его придворные выходили вперед, оценивающе оглядывали дверь, говорили «нет» и отходили в сторону. Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание. Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, дернул сильным рывком. И дверь открылась. Она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно. Король сказал: «Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать».

Философское определение этой притчи «Практика - критерий истины».

На сегодняшний момент мы с вами практикуемся в разных видах инновационной проектной деятельности.

Перед игрой предлагаю  Вам снять психологическое напряжение, настроиться на игру с помощью упражнения «Ассоциации». Я начну фразу, а вы, продолжите эту фразу. устно

Если педагог – это цвет, то какой?
Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?
Если педагог – это настроение, то какое?
Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?
Если время года, то какое?
Если педагог – это вид спорта, то какой?
Если педагог – это цветок, то это…
Если педагог – это драгоценный камень, то какой?
Если педагог – игра, то какая?
Если педагог – это планета?

Уважаемые коллеги поприветствуем команду «Дружба». И участников команды «Радуга».
Итак. Отплываем. Закройте глаза, откиньтесь на спинку стула и послушайте, как шумит море (запись шума моря). Открывайте глаза, мы с Вами уже далеко от берега, кругом океан. А пока мы плавно покачиваемся на волнах, давайте вспомним, что же такое Проект.

Задание 1: 
на каждую букву названия Вашей команды в течение 3 минут необходимо подобрать слова, которые имеют отношение к проектной деятельности.

Д – дети

Р – реализация, риск

У – успех

Ж – желание

Б – будущее

А – алгоритм

Р – результативность, разработка

А – актуальность

Д – достижения

У – умения

Г – группа

А – активность

2 Задание: Подберите определение, что такое проект?
Проект , это………
1. Сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов (реферат, доклад, отчет);
2. Способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и другое (коммуникация);
3. Работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата (проект);
4. Это обеспечение условий для становления у детей общечеловеческих ценностей, формирование у них нравственных смыслов и установок – отношения к миру по законам Добра, Правды, Красоты (воспитание);
5. Это стремление ребенка к согласованной, слаженной работе в детском коллективе (сотрудничество) 

 В словаре слово "проект" заимствовано из латыни и означает "выброшенный вперёд", "выступающий", "бросающийся в глаза". В переводе с греческого - проект – это путь исследования. 
Было выявлено, что понятие "проект" – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.. Суть "метода проектов" в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. 

Наше путешествие к острову Проектов продолжается. Откройте билет № 3 и давайте вспомним, какие же бывают проекты. Сначала прочитайте задание, обсудите, а потом ответьте на вопрос.
3 Задание: Подбери определение.
Исследовательские проекты это ... - После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
Творческие проекты это... - Дети проводят опыты, наблюдения после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок и другое.
Информационные проекты это... -Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Игровые проекты это ...- Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы,отдельных уголков и прочее).
Таким образом, мы видим, что проекты классифицируются:
а) по доминирующему методу (исследовательские, информационные, творческие, игровые),
б) по количеству участников (индивидуальный, парный, групповой и фронтальный);
в) по продолжительности (краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный),
г) по характеру контактов (осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, общественными организациями… (открытый проект). 

Задание4: кот в мешке

Вы «тяните» из мешка карточку, зачитываете вопрос с вариантами ответов.

  1. Что такое педагогическое проектирование?
  • Дань моде
  • Догма профессиональной деятельности
  • Вид педагогической деятельности
  1. Что такое гипотеза?
  • Короткая аннотация проекта
  • Опасение педагога о неудачной реализации проекта
  • Предположение, требующее объяснения и подтверждения
  1. Какое из трех определений подчеркивает типы проекта по доминирующему виду деятельности?
  • Коллективный
  • Исследовательский
  • Долгосрочный 
  1. Кто является основоположником проектного метода?
  • Американский педагог демократ Джон Дьюи
  • Великий русский педагог К.Д.Ушинский
  • Французский психолог Ж.Пиаже
  1. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для практического (исследовательского) этапа?
  • Реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами и родителями
  • Выдвижение гипотезы
  • Открытый показ деятельности по теме
  1. Какой вид деятельности следует исключить из заключительного (контрольно-регулировочного) этапа проекта?
  • Сопоставление цели и результата проекта
  • Рефлексивная оценка
  • Выбор содержания и форм проектной деятельности к каждому этапу

7.Какой характер педагогической деятельности не является показателем высокого уровня владения педагогом технологии проектирования?

  • Репродуктивный
  • Поисковый
  • Творческий

Презентуя проект, педагог должен:

  • Показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте проблеме
  • Проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта как методического пособия, которое окажет практическую помощь коллегам
  • Привлечь внимание слушателей и нацелить коллег на непременное использование презентуемого проекта в практике своей работы
  1. По срокам реализации проект может быть?
  • Краткосрочным
  • Срочный
  • Долговременный
  • Длительный

Краткосрочный проект это…

  • Одно или несколько занятий
  • Один месяц
  • Один год
  • Один час

Задание5:

Следующее задание «Проблемная ситуация»

Мы предлагаем вам проблемные ситуации:

  • Воспитатель предложил родителям принять участие в проектной деятельности, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло один человек. Воспитатель недоволен. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?

Перечислите все возможные формы и методы работы с родителями в проектной деятельности.

Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ ведётся по  следующим направлениям.

  • Информационно – аналитическое – это сотрудничество детского сада и семьи;
  •  Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание.

  • Наглядно – информационное направление включает в себя:
    - родительские уголки;
    - фотомонтажи , фотовыставки
  • Консультации -     при выборе консультаций для родителей педагоги проводят тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей и выбирают оптимальный вариант.
  • Досуговое направление - это совместные досуги, праздники, выставки
  • дни открытых дверей.
  • Семье Ивановых предложили принять участие в проекте. На все предложения воспитателя родители не реагировали. При выступлении других детей, Саша Иванов был расстроен. Почему ребенок был расстроен?

Перечислите формы участия родителей в проектной деятельности.

Формы участия родителей в проектной деятельности:

  • мотивационная поддержка – показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта;
  • информационная поддержка – родители выступают источником информации для ребенка, помощником в поиске нужной информации;
  • организационная поддержка – сопровождение детей в музей, библиотеку и т.д.;
  • техническая поддержка, фото и видео съёмка, монтаж материалов, составление презентаций, изготовление пособий.

- Как Вы знаете уважаемые педагоги, работа над проектом происходит в несколько этапов.

Следующее 6 задание:

 Предлагаю Вам расположить этапы в правильной последовательности .

I этап – организационно-подготовительный:

  • подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
  • изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;
  • пополнение предметно-развивающей среды;
  • подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей.

II этап - рефлексивно-диагностический:

  • анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта;
  • выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;
  • формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

III этап - практический:

  • коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
  • определение содержания работы как базового компонента в приоритетном направлении деятельности педагога;
  • реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;
  • обобщение и распространение опыта работы;
  • защита проекта на втором этапе аттестации педагогов ДОУ;
  • участие в городском конкурсе педагогических проектов.

IV этап - заключительный:

  • анализ достижения целей и полученных результатов;
  • определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Задание 7

Игра: «Дешифровщик». Вам необходимо расшифровать слово «Без этого не может быть самого проекта» (проблема)

4

5

4

1

3

2

4

1

1

а б в г

2

д е ж з

3

и й к л

4

м н о п

5

р с т у

6

ф х ц ч

7

ш щ ъ ы

8

ь э ю я

9

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. 

А закончить деловую игру хотелось бы притчей «Счастье»

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? – спросил Бог «Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь

оставшийся кусочек глины.

Несложно понять суть сей притчи, все в наших руках. Вот на такой позитивной ноте хотелось бы закончить нашу деловую игру. Удачи Вам, во всех ваших делах, лепите свое счастье сами.

А теперь настало время возвращаться в детский сад (шум моря). 

- Пока мы плывем назад, домой, я предлагаю обменяться полученными впечатлениями и продолжить фразу: «Я сегодня…» 
«Мечты – это паруса нашей жизни. Можно плыть и без них,… но медленно и недалеко. А Вам я желаю, что чтобы Ваш корабль «Работа» всегда плыл уверенно и сопровождался только положительными эмоциями. Творческих Вам успехов. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Кто хочет стать знатоком проектного метода?"

Деловая игра "Кто хочет стать знатоком проектного метода?"...

Деловая игра "Знатоки проектного метода"

Данный материал адресован  воспитателям ДОУ,  для систематизации знаний  по проектному методу...

Конспект педагогического совета в форме деловой игры "Знатоки проектного метода"

С помощью данного педсовета можно выявить уровень знаний педагогов о таком методе как проектная деятельность с детьми, а  также отработать практические навыки...

Деловая игра "Знатоки проектного метода"

Деловая игра "Знатоки проектного метода"...

Деловая игра «Знатоки проектного метода»

Цель: совершенствовать педагогическое мастерство педагогов.Задачи: уточнить знания педагогов по  образовательной технологии «Проектный метод»;устранить имеющиеся пробелы в реализации ...