Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах
статья (подготовительная группа)

Фадеева Ольга Николаевна

Предлагаю материал по обучению детей дошкольного возраста  игре на  музыкальных инструментах из моего опыта работы. Я выступала с этим материалом на методобъединении музыкальных руководителей в ресурсном центре. Материал будет интересен музрукам.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Обучение детей дошкольного  возраста игре на музыкальных

инструментах».(слайд №1)

        Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. С каждым годом все больше детей получает в детском саду систематическое музыкальное развитие. Рассматривая картинки, дети учатся понимать живопись, слушая рассказы воспринимают художественное слово, а слушая песни или пьесы, сыгранные на каком- либо музыкальном инструменте, они учатся любить, понимать и осознавать музыку. Задача музыкального руководителя научить детей понимать музыку, а для этого прежде всего необходимо развивать музыкальный слух.

Одним из средств восприятия музыки и развития слуха является собственное музицирование детей. Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и музыкальных игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Важно отметить то, что инструментальное музицирование препятствует возникновению у детей «барьера неполноценности». Далеко не сразу и не все дети могут правильно и хорошо двигаться под музыку, петь, объяснять свои впечатления о прослушанной музыке, поэтому игра  в оркестре на доступных детям музыкальных инструментах в некоторой степени компенсирует их вынужденную бездеятельность, повышает интерес дошкольников к занятиям музыкой.

  Работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах актуальна и поможет музыкальным руководителям расширить процесс овладения музыкальной деятельностью ребенка.

    Весь комплекс приемов приобщения детей к занимательному и сложному музыкальному исполнительству хорошо готовит их к будущим занятиям в школе. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах включается во все виды музыкальной деятельности, а также во все режимные моменты.  Начиная с младшего возраста, в течение трех лет музыкальный руководитель обучает детей игре на музыкальных инструментах.

Цель работы: Формирование у детей навыков игры на музыкальных инструментах.                         (Слайд №2)

Задачи:   В области знаний:

  •   расширение музыкального кругозора детей;
  •   формирование музыкальных способностей: чувства ритма,

            звуковысотного и тембрового слуха.

  •   развитие творческой активности;
  •   приобщение к инструментальной музыке и      самостоятельному  осмысленному музицированию;
  •  ознакомление детей с названиями  инструментов;
  •  определение характера  звучания инструментов ;                
  •  освоение приемов игры на них;

           В области умений:

  •   владеть простейшими приемами игры на разных инструментах;
  •   развивать чувство ансамбля, слаженность звучания в оркестре;
  •   играть индивидуально простейшие песенки, попевки;  
  •   уметь слышать и исполнять свою партию в многоголосной   фактуре;          
  •   уметь подбирать по слуху хорошо знакомые песенки;

Обучение дошкольников игре  на музыкальных инструментах осуществляется  через разные формы работы:         (Слайд№3)

  •  фронтальные и подгрупповые занятия;
  •  тематические  занятия;
  •  развлечения, праздники;
  •  театрализованные игры с музыкальным сопровождением;
  •  музыкально- дидактические игры;
  • индивидуальная работа с детьми;
  • создание музыкальных зон в группах.

Во всех группах созданы  музыкальные уголки для развития детей. В помощь работе мною была сделана тематическая подборка статей из журналов «Музыкальный руководитель»,  «Музыкальная палитра», содержащих идеи оформления уголка. Это дало толчок к проявлению фантазии и творчества в составлении музыкальных уголков.            (Слайд №4, 5,6,7)

          Планирование – одно из важных условий организации педагогического процесса.  Задачи музыкального воспитания в детском саду подчинены общей цели всестороннего развития личности ребенка. В центре внимания стоит задача воспитания у детей интереса и любви к музыке,  развитие музыкальных способностей детей  (развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, чувства ритма, музыкального слуха и т. д.),  формирование простейших навыков в различных видах музыкальной деятельности. Эти задачи осуществляются во всех видах детской музыкальной деятельности.

На первых порах ставятся простейшие задачи обучения игре на инструментах, которые усложняются по мере роста ребенка. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления.

         Знакомство с инструментами  я осуществляю как на музыкальных занятиях,  уделяя обучению 7-10 мин., так и во время индивидуальной работы с детьми.  Работу по обучению детей игре  на музыкальных инструментах стараюсь проводить организованно и последовательно.В процессе обучения детей игре на детских музыкальныхинструментах  пользуюсь попевками из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной, а также известными русскими  народными песнями и попевками  в обработке Е. Тиличеевой.  Попевки помогают развивать у детей мелодический слух, чувство ритма, голос, способность сравнивать и различать звуки по высоте и тембру. Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху построена на постепенном расширении диапазона  исполняемых попевок.  Вначале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке.  Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает ее в моем исполнении. Когда ребенок играет мелодию на одном звуке, он должен точно воспроизвести ритмический рисунок. Для этого я применяю  прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии, а также пропевания мелодии со словами. Пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов. Пропевание  попевок  позволяет детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления. Попевку лучше всего выучить наизусть.
Для того, чтобы узнать как дети запомнили попевку,  я прошу их закрыть глаза и пропеть ее с использованием движений руки (в виде лесенки). После этого я показываю детям, где на металлофоне находится новая нота, которая появилась на данном занятии.

                Дети пропевают попевку, касаясь пальцами нужной пластинки металлофона. Только после того, как ребенок правильно покажет попевку на металлофоне, я разрешаю взять в руки молоточек. Разучивая попевку, дети  исполняют ее много раз, внося изменения в каждое новое исполнение. Это может быть игра по рядам;  игра, когда участвуют только мальчики или девочки («кто лучше»); аккомпанемент группе певцов- солистов и т. д.

                      Я постоянно слежу за правильностью приемов игры на металлофоне, напоминаю детям, что мы играем  на инструментах потому, что звонкое звучание металлофона позволяет нам лучше и чище петь.

                     Очень важно научить детей правильным приемам звукоизвлечения.  При игре на металлофоне молоточек необходимо держать так, чтобы он лежал на указательном пальце, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и , главное быть легким. Кисть при этом должна быть свободной. Если же ребенок будет держать молоточек зажатым в кулаке, ударять громко, задерживать его на пластинке, то звук получится глухим, неприятным. Когда играются длинные ноты, молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты - пониже.  Обучению игре на музыкальных инструментах в подготовительной к школе группе я уделяю особое внимание. К этому времени дети хорошо владеют такими инструментами, как металлофон, погремушки, трещотки, колокольчики, колотушки, треугольники, бубны, барабаны, коробочки и др.

В подготовительной группе ставятся новые задачи: научить детей играть по одному и в оркестре, своевременно вступать и заканчивать свою партию,
играть с динамическими оттенками.

Для обучения детей игре на музыкальных инструментах использую следующие методы:                                            (Слайд № 8)

  • «Педагог и ребенок»,
  •  словесный,
  •  наглядный,
  •  практический,
  •  игровой.

Метод «Педагог и ребенок» используется для совместной деятельности педагога с ребенком в ДОУ.

Словесный  метод  использую во время:

  •   проведения музыкально- дидактических игр
  •   рассматривания музыкального инструмента,
  •   вопросов педагога и ответов детей,
  •   экспериментирования.

Наглядный метод использую во время:

  •  проведения музыкально- дидактических игр
  •  экспериментирования,
  •  рассматривания демонстрационного и раздаточного материала;

Практический метод использую, когда необходимо:

  •   организовать продуктивную деятельность;
  •   провести игры.

Игровой метод использую в организации учебно-игровой деятельности.

  Использование дидактических игр в обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах.        (Слайд №9, )

         Применение музыкально- дидактических игр на занятиях дает возможность провести их наиболее содержательно. Иногда музыкально- дидактические игры проводятся на занятии, как отдельный вид деятельности. Такие игры имеют обучающий характер. В этом случае в доступной игровой форме у детей развиваются музыкальные способности. Все музыкально-дидактические игры подобраны по возрастам. Для их использования должны быть эстетично и красочно оформленные пособия и музыкальные инструменты. 

Музыкально-дидактические игры развивают чувство ритма, помогают правильно передавать ритмический рисунок хорошо знакомых мелодий, песен, а также работать над новыми. С этой целью используются и различные дидактические пособия: ложки, кубики, палочки, погремушки, колотушки, колокольчики, треугольники, молоточки.

В работе с детьми я стараюсь использовать простые, доступные и интересные музыкально-дидактические игры. Только в этом случае они побуждают детей играть на различных музыкальных инструментах.

В процессе музыкально-дидактических игр у дошкольников формируется чувство товарищества, ответственности . Использовать музыкально-дидактические игры надо начинать уже во второй младшей группе.  (Слайд № 10, 11,12, 13) Особо хочется сказать о шумовых инструментах, дети с удовольствием принимают активное участие в создании шумовых инструментов. Очень любят играть на этих инструментах.

Игры на развитие звуковысотного слуха и закрепления программного материала.

«Медвежата»

 Воспитатель раздает каждому ребенку колокольчик и объясняет: «Вы

все медвежата и спите в своих домиках, а я буду мама-медведица, я тоже сплю». Звучит колыбельная мелодия, медвежата спят на стульчиках, закрыв глаза. Под веселую мелодию медведица звенит большим колокольчиком будит медвежат. Те просыпаются и звенят ей в ответ своими маленькими колокольчиками.

«Какая птичка поет?».

На столе находятся игрушечные птички — большая и маленькая. Музыкальный руководитель показывает, как поет большая птичка (играет на металлофоне до первой октавы) и как маленькая (до второй октавы). Затем педагог отгораживает металлофон ширмой и поочередно берет «до» первой и «до» второй октавы, предлагая детям угадать, какая птичка поет.

Эту игру можно повторить в средней группе, но к игре на металлофоне привлекаю детей. При этом учу не только определять расположение низких и высоких звуков на металлофоне, но и извлекать их на инструменте.

        «Ступеньки»

   Игровой материал. Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), металлофон.

          Ход игры. Ребенок-ведущий играет на инструменте, а другой ребенок определяет, куда движется мелодия — вверх, вниз или звучит на одном звуке и соответственно передвигает игрушку по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает ею на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой. Эта игра помогает закрепить знания детей о расположении звуков на различных инструментах.

                       Игры для развития чувства ритма.

«Определи по ритму».

Игровой материал: Бубен, музыкальная лесенка.

          Ход игры. Педагог исполняет на бубне различные ритмические рисунки, передающие движения неуклюжего медведя, быстрого зайчика и стремительной птички. Дети отгадывают предложенные им загадки и ставят соответствующую игрушку на определенную ступеньку музыкальной лесенки (медведя на нижнюю, зайчика на среднюю, птичку на верхнюю). Затем медленными ударами ладошкой правой руки по бубну передают ритмический рисунок мелодии медведя, образ зайчика — быстрым постукиванием указательным пальцем, птички — легким потряхиванием бубна над головой.  

«Бубен»

Игровой материал. Бубен.

Ход игры .Музыкальный руководитель показывает бубен, дети слушают, как он может звучать при встряхивании или когда по нему ударяют ладонью. Затем воспитатель берет бубен и, подняв его, вместе с детьми бежит по комнате (на первую часть музыки Г. Фрида. Бубен), на вторую часть останавливается и стучит по нему, дети хлопают в ладоши. После двукратного исполнения малыши выполняют упражнение по одному. Воспитатель напоминает, что сначала надо бежать вокруг стула, а затем остановиться и ударять по бубну ладошкой.

Для старшего дошкольного возраста.

Игры для развития чувства ритма.

 «К нам гости пришли».

 Игровой материал. Игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

Ход игры. Воспитатель обращается к детям: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук, педагог подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, воспитатель (с мишкой в руках) ритмично переступает с ноги на ногу, как медведь. Дети хлопают. Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточка по металлофону, лошадка скачет под четкие ритмические удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика.

«Наше путешествие»

Игровой материал. Металлофон, бубен, треугольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии и изобразить его на каком-нибудь музыкальном инструменте.

«Послушайте сначала, что придумала я,— говорит воспитатель.— Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне мелодию сверху вниз). Увидела подружку, которая прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, она побежала домой за скакалкой, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне мелодию вверх через один звук). Вы можете продолжить мой рассказ или придумать свой».

Игры для развития тембрового слуха.

«На чем играю»

Игровой материал. Карточки по числу играющих, на одной половине изображены детские музыкальные инструменты, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты.

Ход игры. Детям раздают по три-четыре карточки. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки.

«Определи инструмент».

Игровой материал. Аккордеон, металлофон, колокольчик , деревянные ложки.

Ход игры. Двое детей сидят спиной друг к другу,
Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты.

Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок ,другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку.

Игра проводится в свободное от занятий время.

Анализ проведенной работы.                         (Слайд №14)

Проведенная работа по обучению игры на музыкальных инструментах:
-  обогатила  детей опытом восприятия музыки;

-  воспитала интерес к детским музыкальным инструментам;
-  способствовала развитию чувство ритма;

-  научила различать музыкальные инструменты по тембру и внешнему виду;

-  способствовала обучению правильным приемам звукоизвлечения;

-  помогла играть по одному и в ансамбле, самостоятельно организовывать небольшой оркестр.

Результативность опыта.

Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование музыкально-дидактических игр эффективно помогает развивать музыкальные способности и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив.

Представленная система работы направлена не только на обучение игре на детских музыкальных инструментах, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку в процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка. На основе использования музыкально-дидактических игр и упражнений у дошкольников развиваются внимание, выдержка память, воображение, формируется целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированность.

Список использованной литературы  (Слайд №15)

1.  Методика музыкального воспитания в детском саду под ред. Н.А.   Ветлугиной . М., 1982.

2.  Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в  детском саду под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. М., Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.

3.  Н. Ветлугина. Музыкальный букварь М., Просвещение, 1990

4.  Н. Кононова. Музыкально- дидактические игры. М., Просвещение, 1982.

5.  Художественное творчество в детском саду М. Просвещение 1974      

6.  Н. Метлов. Музыка- детям. М., Просвещение, 1985.      

7. Журнал «Музыкальный руководитель»

      № 4, 2004г.

      № 5,6, 2005 г.

8. Журнал «Музыкальная палитра»

       №2, 2007г.

       № 4, 2008г.

       № 1, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме"Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах"

Представлен опыт работы по обучению дошкольников игре на музыкальных инструментах....

Методическая разработка мастер-класса «Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах».

Привлекая воспитателя к работе с детьми, необходимо в первую очередь подготовить его самого....

Конспект открытого занятия по теме «Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах в детском саду»

Игра на музыкальных инструментах влияет на познавательное развитие дошкольников и развитие творческих способностей....

Презентация "Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах"

Презентация"Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах"...

Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах.

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они включают в себя пения, слушание музыки, музыкально- ритмические движения и игру на музыкальных инмтрументах....

Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах.

Дошкольный возраст важен для овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальой деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознвние, это не пройдет бесследно для последующего раз...