Методическая разработка
материал (подготовительная группа)
Использование игровых технологий для развития социально- коммуникативных навыков старших дошкольников.
В стандарте дошкольного образования выделяется пять основных образовательных областей (направлений) обеспечивающих развитие дошкольника в различных видах детской деятельности:
социально‑коммуникативное развитие;
● познавательное развитие;
● речевое развитие;
● художественно‑эстетическое развитие;
● физическое развитие.
На основе ФГОС дошкольного образования выделяется направление (область) социально‑коммуникативное развития.
Содержание этой образовательной области направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми
через решение следующих задач:
- Обеспечить развитие умения свободно общаться со взрослыми и детьми;
- Обеспечить развитие всех компонентов речи в различных формах и видах детской деятельности;
- Обеспечить практическое овладение воспитанниками нормами речи ;
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Федеральный государственный стандарт ориентируют педагогов на взаимодействия с детьми дошкольного возраста, которое основывается на: использования образовательных технологий деятельностного типа;
- субъектном отношении педагога к ребенку;
- индивидуальном подходе , учете зоны ближайшего развития ребенка;
- мотивационном подходе ;
- доброжелательном отношении к ребенку.
Актуальность темы
Формирование общительности, умения контактировать с окружающими людьми — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт,
адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
Цель:
Способствование формированию у детей ценных навыков и овладению способами поведения в
отношении с другими людьми, развитию коммуникативных качеств и социальной активности
дошкольников.
Задачи:
• Помогать детям преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.
• Обогащать языковыми средствами.
• Способствовать расширению представлений детей о различных способах коммуникации с
окружающими; формированию позитивного отношение к себе и к сверстникам.
• Направить усилия на достижение умения сотрудничать, находить общие решения в конфликтных ситуациях.
Занимательная непосредственно образовательная деятельность:
- Беседы;
- Сюжетные игры;
- Коммуникативные тренинги для детей;
- Ситуативный разговор;
- Дидактические игры;
- Составление и отгадывание загадок;
- Игры с правилами.
Значение игровых технологий:
Именно игра позволяет сделать содержание социально-коммуникативного развития - знакомство с правилами и поведения, способами проявления внимания, сочувствия со-радости и т.д. интересным для дошкольника. Игра позволяет избежать «дидактизма» в воспитании.
Игра позволяет ребенку занять активную позицию, быть не слушателем, а участником.
Игры, игровые ситуации затрагивают чувства ребенка, формируют его отношения к окружающим. Это особенно важно в его социально-личностном развитии.
Игровые ситуации позволяют смоделировать проблемы, с которыми ребенок не сталкивался в повседневной жизни, позволяют обогатить личный поведенческий опыт ребенка.
Особую роль в игровых технологиях занимают разные формы игр и игровых ситуаций:
- Коммуникативные игры (Игры знакомства, игры на развитие интереса и внимания к партнеру по общению, игры на развитие умений взаимодействовать со сверстниками)
- Игры-имитации, пантомимические этюды способствующие передаче различных чувств и состояний героев.
- Игры-этюды на передачу различных чувств и настроений героев
- Сюжетные игры-этюды- игры, направленные на проявление заботы, сочувствия, со-радости по отношению к разным персонажам.
- Игры-демонстрации –обыгрывание на глазах у детей простых диалогов, сюжетов с куклой или др. игрушками, в которые включаются сами дети.
- Сюжетно-дидактические игры-игры, имеющие сюжет и роли как сюжетно-ролевые игры, но организующую роль в них принадлежит педагогу.
- Сюжетно ролевые игры- в которых воспитатель обращает внимание на характер отношений между героями, культуру общения, отзывчивость и внимание персонажей по отношению друг к другу.
Условия реализации социально-коммуникативной технологии:
- Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка в группе детского сада.
- Ориентированность педагогического процесса группы на особенности воспитанников, их достижения, умения, проблемы.
- Внимание педагога к социально-личностному развитию дошкольников не только в ходе образовательной деятельности, но и в повседневной жизни.
- Умение педагога занимать разные педагогические позиции во взаимодействии с детьми- «наставника», «партнера», «опекаемого».
- Взаимодействие воспитателя с семьями дошкольников в решении задач социально-личностного развития детей.
Задачи социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста:
- Воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам.
- Развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении.
- Воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.
- Дальнейшее обогащение представлений о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях
- Воспитание толерантности по отношению к людям разных национальностей, формирование начал гражданственности.
- Формирование представлений о родном городе и стране, развитие гражданско-патриотических чувств.
- Развитие положительной самооценки, уверенности в себе, чувства собственного достоинства,
- Желания следовать социально-одобряемым нормам поведения,
- Помощь детям в осознании роста своих возможностей и стремление к новым достижениям.
Методы социально-коммуникативного развития будут:
- Организация развивающих проблемно- практических и проблемно-игровых ситуации, связанных с решением социально и нравственно значимых вопросов,
- Личностное и познавательное общение воспитателя с детьми на социально-нравственные темы;
- Сотрудничество детей в совместной деятельности гуманистической и социальной направленности (помощь, забота, оформление группы, уход за цветами);
- Совместные сюжетно-ролевые и театрализованные игры, игры на школьные темы, сюжетно-дидактические игры и игры с правилами социального содержания;
- Познавательно-этические беседы о культуре поведения, нравственных качествах и поступках, о жизни людей, о городе, родной стране, мире;
- Социально-коммуникативному развитию дошкольников будут способствовать:
- Экскурсии по городу, наблюдение за деятельностью людей и общественными событиями;
- - игры-путешествия по родной стране, городу;
- - чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, видеоматериалов, рисование на социальные темы (семья, город, труд людей);
праздники, досуги, направленные на знакомство с элементами национальной культуры народов России: национальная одежда, особенности внешности, национальные сказки, музыка, танцы, игрушки, народные промыслы;
Дошкольники при сопровождении воспитателя начинают понимать:
- Многообразие чувств, переживаемых людьми, формы выражения чувств и настроений (жесты, мимику, интонацию голоса, речь, движения, позы).
- Обстоятельства и причины, вызывающие те или иные чувства человека (поступки и действия других людей, природные явления, искусство, поэзию и пр.).
- Созвучность эмоций человека и окружающего мира (состояние природы, содержание музыки, живописи, настроение других людей).
- Связь эмоций человека и его физического состояния (усталость, болезнь, бодрость, выздоровление).
- Важность проявления отзывчивости и добрых чувств, учета эмоционального, физического состояния и настроения близких людей.
- Необходимость сдерживания негативных эмоций (злобы, раздражительности, высокомерия) и выражения их в адекватных формах, недопустимость причинения вреда людям и животным
Для развития умений понимать разные эмоции и чувства педагог побуждает детей:
На картинках и пиктограммах рассматривать мимику людей с разными эмоциями.
Сравнивать выражение глаз, положение губ, бровей, характерные жесты, интонацию голоса при тех или иных эмоциональных состояниях
Отражать мир эмоций в рисунках, в коллажах.
Передавать эмоции и соответствующие действия людей и животных в театрализованных этюдах и играх, в образных игровых импровизациях.
Игровая ситуация «Кто в домике живет?»
Цель - развивать умение различать внешнее выражение разных эмоциональных состояний.
Содержание ситуации. На доске помещаются изображения четырех домов разного цвета. В верхнем окне крыши каждого дома изображена пиктограмма, изображающая какую- либо эмоцию. (Выбор эмоции воспитатель определяет сам, в зависимости от того, в различении каких эмоций он хочет поупражнять детей.) Отдельно предлагаются картинки с изображениями людей разного возраста и пола с разными эмоциональными состояниями.
Дети сначала решают по пиктограммам, какой это дом - радости, грусти, гнева, удивления, - кто в нем будет жить. Например, в розовом доме радости будут жить все веселые, счастливые, улыбающиеся люди, в голубом доме гнева - только сердитые, злые люди, в желтом доме грусти в окна будут смотреть грустные, печальные люди, а в зеленом доме удивления живут люди, которых все удивляет.
Дети по очереди берут из стопки карточку, рассматривают ее, показывают всем, называют эмоциональное состояние человека и ставят карточку в окно соответствующего дома. Остальные участники выражают согласие или несогласие с его решением.
Игры и игровые упражнения, направленные на развитие
умения понимать и передавать эмоции и чувства с помощью различных средств:
«Узнай настроение по выражению лица»
«Найди на картинках людей с одинаковым настроением»
«Веселая страна»( собираем в веселую страну только изображения веселых, радостных персонажей).
«Разговор с инопланетянином» (объясняемся с помощью мимики и жестов)
«Определи по голосу, какое настроение у робота»
Воспитание культуры поведения и общения:
В старшем дошкольном возрасте культура поведения ребенка становится более разнообразной. Увеличивается объем правил, они начинают определять не только отдельные действия и поступки ребенка (сказать «спасибо», «пожалуйста», поздороваться, попрощаться и т. п.), но весь образ его жизни с позиции культурных требований.
Повышается общая осознанность культурных норм.
Поведение детей становится более гибким.
Дошкольники знакомятся с правилами этикета, появляются требования к манерам поведения: держаться естественно, разговаривая, смотреть в глаза собеседника; не уходить, если разговор не закончен, не перебивать говорящего, дать ему высказаться, понятно выражать свои мысли.
Воспитатель объясняет детям, что культурный человек отличается доброжелательностью, вежливостью, умением проявить терпение и внимание к другому.
Старшие дошкольники получают представление о том, как культурно вести себя в общественных местах: в магазине, в транспорте, в кино и театре, в музее, в кафе. В старшем дошкольном возрасте обсуждаются проблемные ситуации, связанные с проявлением культуры общения:
«Как правильно поступить?»,
«Почему обиделась Оля?»,
«Как поздравить маму и бабушку с днем 8 Марта?»
Правила культуры поведения развиваются и закрепляются в практических ситуациях и играх:
«Звонок по телефону»
«Мы едим в автобусе»
«Смотрим спектакль в театре»
«Мы посещаем музей»
«Мы пришли в кафе»
Игра «Вспомним добрые слова»
Воспитатель кидает мяч стоящим в кругу детям и произносит начало фразы. Ребенок заканчивает фразу и бросает мяч обратно.
1. Когда я утром просыпаюсь, то говорю всем ...
2. Когда я утром прихожу в детский сад, то говорю всем ...
3. Когда я сажусь обедать, то желаю своим соседям по столу ...
4. Когда я сижу в транспорте и вижу, что входит пожилой человек, то я ...
Игра «Найдем вежливые слова»
Задача детей - отвечая на вопросы воспитателя, найти больше вариантов вежливых слов и обращений.
Как сказать лучше, если: мы встречаем долгожданных гостей; мы поздравляем маму с днем рождения; мы выражаем благодарность; мы обращаемся с просьбой; мы хотим узнать, где находится магазин или автобусная остановка и пр. Победитель получает приз.
Игра «Дай совет»
Детям предлагаются ситуации: «Ты поссорился С другом, а теперь хочешь помириться», «Ты пришел на детский праздник, где никого не знаешь. Как познакомиться с ребятами?», «Тебе нужна игрушка, но ее держит в руках другой ребенок. Как можно поступить? Играющим нужно не только рассказать, как поступить, но и разыграть соответствующую сценку.
Развивая детские взаимоотношения и сотрудничество Воспитатель включает детей в игровых ситуациях типа «Давайте говорить друг другу комплименты», «Всем приятно ласковое слово», «Добрые пожелания».
При поддержке воспитателя старшие дошкольники овладевают умениями совместной деятельности:
- принимать общую цель,
- договариваться о способах деятельности и материалах,
- в процессе общего дела помогать и быть внимательными друг к другу,
- добиваться хорошего результата,
- выражать свое отношение к результату и взаимоотношениям
Постепенно воспитатель учит дошкольников осваивать разные формы совместной деятельности со сверстниками:
работа парами (Игры: «Раскрасим вдвоем нарядные рукавички для Снегурочки», «Сапожки в подарок»),
подгруппами (Практическая ситуация «Сделаем вместе красивые бусы на елку»), фронтально, вместе со всеми (Практическая ситуация «Соберем букеты осенних листьев и подарим детям в детском саду»)
Коммуникативные игры:
Игры на умение вступать в контакт- «Приятные слова», «Добрые пожелания», «Найди пару».
Игры на развитие интереса, внимания к сверстнику «Подарки», «Угадай по голосу», «Узнай по описанию», «Радио»
Игры на развитие невербальных умений общения «Заколдованный мальчик», «Зоопарк», «Скульптура»,
Игры на развитие умений взаимодействовать в группе сверстников
«Коллективный рисунок», «Встань по пальцам», «Кто больше соберет игрушек»
В дошкольном и младшем школьном возрасте воспитатель активно привлекает детей к организации общей жизни
Для этого он использует прием совместного обсуждения:
В какие игры поиграть на прогулке
Как украсить группу к празднику
Что нового внести в игровой уголок
Какую выставку детских работ сделать
Что приготовить мамам на праздник.
Важно, чтобы воспитатель умел советоваться с детьми, прислушиваться к их мнению, учитывать пожелания детей.
Заключение
По мере развития речи у детей формируются способности общаться, познавать мир, планировать свои действия. Речь детей выполняет три функции их связи с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Исходя из этого можно сделать вывод: данная тема является актуальной проблемой в современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alieva_t.yu_.docx | 30.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Алиева Т.Ю.воспитатель
ГБДОУ детский сад №38 Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Использование игровых технологий для развития социально- коммуникативных навыков старших дошкольников.
В стандарте дошкольного образования выделяется пять основных образовательных областей (направлений) обеспечивающих развитие дошкольника в различных видах детской деятельности:
социально‑коммуникативное развитие;
● познавательное развитие;
● речевое развитие;
● художественно‑эстетическое развитие;
● физическое развитие.
На основе ФГОС дошкольного образования выделяется направление (область) социально‑коммуникативное развития.
Содержание этой образовательной области направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми
через решение следующих задач:
- Обеспечить развитие умения свободно общаться со взрослыми и детьми;
- Обеспечить развитие всех компонентов речи в различных формах и видах детской деятельности;
- Обеспечить практическое овладение воспитанниками нормами речи ;
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Федеральный государственный стандарт ориентируют педагогов на взаимодействия с детьми дошкольного возраста, которое основывается на: использования образовательных технологий деятельностного типа;
- субъектном отношении педагога к ребенку;
- индивидуальном подходе , учете зоны ближайшего развития ребенка;
- мотивационном подходе ;
- доброжелательном отношении к ребенку.
Актуальность темы
Формирование общительности, умения контактировать с окружающими людьми — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт,
адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
Цель:
Способствование формированию у детей ценных навыков и овладению способами поведения в
отношении с другими людьми, развитию коммуникативных качеств и социальной активности
дошкольников.
Задачи:
• Помогать детям преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.
• Обогащать языковыми средствами.
• Способствовать расширению представлений детей о различных способах коммуникации с
окружающими; формированию позитивного отношение к себе и к сверстникам.
• Направить усилия на достижение умения сотрудничать, находить общие решения в конфликтных ситуациях.
Занимательная непосредственно образовательная деятельность:
- Беседы;
- Сюжетные игры;
- Коммуникативные тренинги для детей;
- Ситуативный разговор;
- Дидактические игры;
- Составление и отгадывание загадок;
- Игры с правилами.
Значение игровых технологий:
Именно игра позволяет сделать содержание социально-коммуникативного развития - знакомство с правилами и поведения, способами проявления внимания, сочувствия со-радости и т.д. интересным для дошкольника. Игра позволяет избежать «дидактизма» в воспитании.
Игра позволяет ребенку занять активную позицию, быть не слушателем, а участником.
Игры, игровые ситуации затрагивают чувства ребенка, формируют его отношения к окружающим. Это особенно важно в его социально-личностном развитии.
Игровые ситуации позволяют смоделировать проблемы, с которыми ребенок не сталкивался в повседневной жизни, позволяют обогатить личный поведенческий опыт ребенка.
Особую роль в игровых технологиях занимают разные формы игр и игровых ситуаций:
- Коммуникативные игры (Игры знакомства, игры на развитие интереса и внимания к партнеру по общению, игры на развитие умений взаимодействовать со сверстниками)
- Игры-имитации, пантомимические этюды способствующие передаче различных чувств и состояний героев.
- Игры-этюды на передачу различных чувств и настроений героев
- Сюжетные игры-этюды- игры, направленные на проявление заботы, сочувствия, со-радости по отношению к разным персонажам.
- Игры-демонстрации –обыгрывание на глазах у детей простых диалогов, сюжетов с куклой или др. игрушками, в которые включаются сами дети.
- Сюжетно-дидактические игры-игры, имеющие сюжет и роли как сюжетно-ролевые игры, но организующую роль в них принадлежит педагогу.
- Сюжетно ролевые игры- в которых воспитатель обращает внимание на характер отношений между героями, культуру общения, отзывчивость и внимание персонажей по отношению друг к другу.
Условия реализации социально-коммуникативной технологии:
- Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка в группе детского сада.
- Ориентированность педагогического процесса группы на особенности воспитанников, их достижения, умения, проблемы.
- Внимание педагога к социально-личностному развитию дошкольников не только в ходе образовательной деятельности, но и в повседневной жизни.
- Умение педагога занимать разные педагогические позиции во взаимодействии с детьми- «наставника», «партнера», «опекаемого».
- Взаимодействие воспитателя с семьями дошкольников в решении задач социально-личностного развития детей.
Задачи социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста:
- Воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам.
- Развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении.
- Воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.
- Дальнейшее обогащение представлений о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях
- Воспитание толерантности по отношению к людям разных национальностей, формирование начал гражданственности.
- Формирование представлений о родном городе и стране, развитие гражданско-патриотических чувств.
- Развитие положительной самооценки, уверенности в себе, чувства собственного достоинства,
- Желания следовать социально-одобряемым нормам поведения,
- Помощь детям в осознании роста своих возможностей и стремление к новым достижениям.
Методы социально-коммуникативного развития будут:
- Организация развивающих проблемно- практических и проблемно-игровых ситуации, связанных с решением социально и нравственно значимых вопросов,
- Личностное и познавательное общение воспитателя с детьми на социально-нравственные темы;
- Сотрудничество детей в совместной деятельности гуманистической и социальной направленности (помощь, забота, оформление группы, уход за цветами);
- Совместные сюжетно-ролевые и театрализованные игры, игры на школьные темы, сюжетно-дидактические игры и игры с правилами социального содержания;
- Познавательно-этические беседы о культуре поведения, нравственных качествах и поступках, о жизни людей, о городе, родной стране, мире;
- Социально-коммуникативному развитию дошкольников будут способствовать:
- Экскурсии по городу, наблюдение за деятельностью людей и общественными событиями;
- - игры-путешествия по родной стране, городу;
- - чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, видеоматериалов, рисование на социальные темы (семья, город, труд людей);
праздники, досуги, направленные на знакомство с элементами национальной культуры народов России: национальная одежда, особенности внешности, национальные сказки, музыка, танцы, игрушки, народные промыслы;
Дошкольники при сопровождении воспитателя начинают понимать:
- Многообразие чувств, переживаемых людьми, формы выражения чувств и настроений (жесты, мимику, интонацию голоса, речь, движения, позы).
- Обстоятельства и причины, вызывающие те или иные чувства человека (поступки и действия других людей, природные явления, искусство, поэзию и пр.).
- Созвучность эмоций человека и окружающего мира (состояние природы, содержание музыки, живописи, настроение других людей).
- Связь эмоций человека и его физического состояния (усталость, болезнь, бодрость, выздоровление).
- Важность проявления отзывчивости и добрых чувств, учета эмоционального, физического состояния и настроения близких людей.
- Необходимость сдерживания негативных эмоций (злобы, раздражительности, высокомерия) и выражения их в адекватных формах, недопустимость причинения вреда людям и животным
Для развития умений понимать разные эмоции и чувства педагог побуждает детей:
На картинках и пиктограммах рассматривать мимику людей с разными эмоциями.
Сравнивать выражение глаз, положение губ, бровей, характерные жесты, интонацию голоса при тех или иных эмоциональных состояниях
Отражать мир эмоций в рисунках, в коллажах.
Передавать эмоции и соответствующие действия людей и животных в театрализованных этюдах и играх, в образных игровых импровизациях.
Игровая ситуация «Кто в домике живет?»
Цель - развивать умение различать внешнее выражение разных эмоциональных состояний.
Содержание ситуации. На доске помещаются изображения четырех домов разного цвета. В верхнем окне крыши каждого дома изображена пиктограмма, изображающая какую- либо эмоцию. (Выбор эмоции воспитатель определяет сам, в зависимости от того, в различении каких эмоций он хочет поупражнять детей.) Отдельно предлагаются картинки с изображениями людей разного возраста и пола с разными эмоциональными состояниями.
Дети сначала решают по пиктограммам, какой это дом - радости, грусти, гнева, удивления, - кто в нем будет жить. Например, в розовом доме радости будут жить все веселые, счастливые, улыбающиеся люди, в голубом доме гнева - только сердитые, злые люди, в желтом доме грусти в окна будут смотреть грустные, печальные люди, а в зеленом доме удивления живут люди, которых все удивляет.
Дети по очереди берут из стопки карточку, рассматривают ее, показывают всем, называют эмоциональное состояние человека и ставят карточку в окно соответствующего дома. Остальные участники выражают согласие или несогласие с его решением.
Игры и игровые упражнения, направленные на развитие
умения понимать и передавать эмоции и чувства с помощью различных средств:
«Узнай настроение по выражению лица»
«Найди на картинках людей с одинаковым настроением»
«Веселая страна»( собираем в веселую страну только изображения веселых, радостных персонажей).
«Разговор с инопланетянином» (объясняемся с помощью мимики и жестов)
«Определи по голосу, какое настроение у робота»
Воспитание культуры поведения и общения:
В старшем дошкольном возрасте культура поведения ребенка становится более разнообразной. Увеличивается объем правил, они начинают определять не только отдельные действия и поступки ребенка (сказать «спасибо», «пожалуйста», поздороваться, попрощаться и т. п.), но весь образ его жизни с позиции культурных требований.
Повышается общая осознанность культурных норм.
Поведение детей становится более гибким.
Дошкольники знакомятся с правилами этикета, появляются требования к манерам поведения: держаться естественно, разговаривая, смотреть в глаза собеседника; не уходить, если разговор не закончен, не перебивать говорящего, дать ему высказаться, понятно выражать свои мысли.
Воспитатель объясняет детям, что культурный человек отличается доброжелательностью, вежливостью, умением проявить терпение и внимание к другому.
Старшие дошкольники получают представление о том, как культурно вести себя в общественных местах: в магазине, в транспорте, в кино и театре, в музее, в кафе. В старшем дошкольном возрасте обсуждаются проблемные ситуации, связанные с проявлением культуры общения:
«Как правильно поступить?»,
«Почему обиделась Оля?»,
«Как поздравить маму и бабушку с днем 8 Марта?»
Правила культуры поведения развиваются и закрепляются в практических ситуациях и играх:
«Звонок по телефону»
«Мы едим в автобусе»
«Смотрим спектакль в театре»
«Мы посещаем музей»
«Мы пришли в кафе»
Игра «Вспомним добрые слова»
Воспитатель кидает мяч стоящим в кругу детям и произносит начало фразы. Ребенок заканчивает фразу и бросает мяч обратно.
1. Когда я утром просыпаюсь, то говорю всем ...
2. Когда я утром прихожу в детский сад, то говорю всем ...
3. Когда я сажусь обедать, то желаю своим соседям по столу ...
4. Когда я сижу в транспорте и вижу, что входит пожилой человек, то я ...
Игра «Найдем вежливые слова»
Задача детей - отвечая на вопросы воспитателя, найти больше вариантов вежливых слов и обращений.
Как сказать лучше, если: мы встречаем долгожданных гостей; мы поздравляем маму с днем рождения; мы выражаем благодарность; мы обращаемся с просьбой; мы хотим узнать, где находится магазин или автобусная остановка и пр. Победитель получает приз.
Игра «Дай совет»
Детям предлагаются ситуации: «Ты поссорился С другом, а теперь хочешь помириться», «Ты пришел на детский праздник, где никого не знаешь. Как познакомиться с ребятами?», «Тебе нужна игрушка, но ее держит в руках другой ребенок. Как можно поступить? Играющим нужно не только рассказать, как поступить, но и разыграть соответствующую сценку.
Развивая детские взаимоотношения и сотрудничество Воспитатель включает детей в игровых ситуациях типа «Давайте говорить друг другу комплименты», «Всем приятно ласковое слово», «Добрые пожелания».
При поддержке воспитателя старшие дошкольники овладевают умениями совместной деятельности:
- принимать общую цель,
- договариваться о способах деятельности и материалах,
- в процессе общего дела помогать и быть внимательными друг к другу,
- добиваться хорошего результата,
- выражать свое отношение к результату и взаимоотношениям
Постепенно воспитатель учит дошкольников осваивать разные формы совместной деятельности со сверстниками:
работа парами (Игры: «Раскрасим вдвоем нарядные рукавички для Снегурочки», «Сапожки в подарок»),
подгруппами (Практическая ситуация «Сделаем вместе красивые бусы на елку»), фронтально, вместе со всеми (Практическая ситуация «Соберем букеты осенних листьев и подарим детям в детском саду»)
Коммуникативные игры:
Игры на умение вступать в контакт- «Приятные слова», «Добрые пожелания», «Найди пару».
Игры на развитие интереса, внимания к сверстнику «Подарки», «Угадай по голосу», «Узнай по описанию», «Радио»
Игры на развитие невербальных умений общения «Заколдованный мальчик», «Зоопарк», «Скульптура»,
Игры на развитие умений взаимодействовать в группе сверстников
«Коллективный рисунок», «Встань по пальцам», «Кто больше соберет игрушек»
В дошкольном и младшем школьном возрасте воспитатель активно привлекает детей к организации общей жизни
Для этого он использует прием совместного обсуждения:
В какие игры поиграть на прогулке
Как украсить группу к празднику
Что нового внести в игровой уголок
Какую выставку детских работ сделать
Что приготовить мамам на праздник.
Важно, чтобы воспитатель умел советоваться с детьми, прислушиваться к их мнению, учитывать пожелания детей.
Заключение
По мере развития речи у детей формируются способности общаться, познавать мир, планировать свои действия. Речь детей выполняет три функции их связи с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Исходя из этого можно сделать вывод: данная тема является актуальной проблемой в современном мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"
Развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...