Методическая разработка
материал (подготовительная группа)

Алиева Тамила Юсуфовна

Использование  игровых технологий    для развития социально- коммуникативных навыков старших дошкольников.

В стандарте дошкольного образования выделяется пять основных образовательных областей (направлений) обеспечивающих развитие дошкольника в различных видах детской деятельности:

социально‑коммуникативное развитие;

● познавательное развитие;

● речевое развитие;

● художественно‑эстетическое развитие;

● физическое развитие.

На основе ФГОС дошкольного образования выделяется направление (область) социально‑коммуникативное развития.

Содержание этой образовательной области направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми

через решение следующих задач:

 

  1. Обеспечить развитие умения свободно общаться со взрослыми и детьми;
  2. Обеспечить развитие всех компонентов речи в различных формах и видах детской деятельности;
  3. Обеспечить практическое овладение воспитанниками нормами речи ;
  4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  5. формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

 

Федеральный  государственный стандарт ориентируют педагогов на взаимодействия с детьми дошкольного возраста, которое основывается на: использования образовательных технологий деятельностного  типа;

  • субъектном отношении педагога к ребенку;
  • индивидуальном подходе , учете зоны ближайшего развития ребенка;
  • мотивационном подходе ;
  • доброжелательном отношении к ребенку.

                                                  Актуальность темы

Формирование общительности, умения контактировать с окружающими людьми — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт,

адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

 

Цель:

Способствование формированию у детей ценных навыков и овладению способами поведения в

отношении с другими людьми, развитию коммуникативных качеств и социальной активности

дошкольников.

Задачи:

• Помогать детям  преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.

• Обогащать языковыми средствами.

• Способствовать расширению представлений детей о различных способах коммуникации с

окружающими; формированию позитивного отношение к себе и к сверстникам.

• Направить усилия на достижение умения  сотрудничать, находить общие решения в конфликтных ситуациях.

Занимательная     непосредственно  образовательная деятельность:

  1. Беседы;
  2. Сюжетные игры;
  3. Коммуникативные тренинги для детей;
  4. Ситуативный разговор;
  5. Дидактические  игры;
  6. Составление и отгадывание загадок;
  7. Игры с правилами.

Значение игровых технологий:

Именно игра позволяет сделать содержание социально-коммуникативного развития - знакомство с правилами и поведения, способами проявления внимания, сочувствия со-радости и т.д. интересным для дошкольника. Игра позволяет избежать «дидактизма» в воспитании.

Игра позволяет ребенку занять активную позицию, быть не слушателем, а участником.

Игры, игровые ситуации затрагивают чувства ребенка, формируют его отношения к окружающим. Это особенно важно в его социально-личностном развитии.

Игровые ситуации позволяют смоделировать проблемы, с которыми ребенок не сталкивался в повседневной жизни, позволяют обогатить личный поведенческий опыт ребенка.

Особую роль в игровых технологиях занимают разные формы игр и игровых ситуаций:

  1. Коммуникативные игры (Игры знакомства, игры на развитие интереса и внимания к партнеру по общению, игры на развитие умений взаимодействовать со сверстниками)
  2. Игры-имитации, пантомимические этюды способствующие передаче различных чувств и состояний героев.
  3. Игры-этюды на передачу различных чувств и настроений героев
  4. Сюжетные игры-этюды- игры, направленные на проявление заботы, сочувствия, со-радости по отношению к разным персонажам.
  5. Игры-демонстрации –обыгрывание на глазах у детей простых диалогов, сюжетов с куклой или др. игрушками, в которые включаются сами дети.
  6. Сюжетно-дидактические игры-игры, имеющие сюжет и роли как сюжетно-ролевые игры, но организующую роль в них принадлежит педагогу.
  7. Сюжетно ролевые игры- в которых воспитатель обращает внимание на характер отношений между героями, культуру общения, отзывчивость и внимание персонажей по отношению друг к другу.

Условия реализации социально-коммуникативной технологии:

  • Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка в группе детского сада.
  • Ориентированность педагогического процесса группы на особенности воспитанников, их достижения, умения, проблемы.
  • Внимание педагога к социально-личностному развитию дошкольников не только в ходе образовательной деятельности, но и в повседневной жизни.
  • Умение педагога занимать разные педагогические позиции во взаимодействии с детьми- «наставника», «партнера», «опекаемого».
  • Взаимодействие воспитателя с семьями дошкольников в решении задач социально-личностного развития детей.

Задачи социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста:

  • Воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам.
  • Развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении.
  • Воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.
  • Дальнейшее обогащение представлений о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях
  • Воспитание толерантности по отношению к людям разных национальностей, формирование начал гражданственности.
  • Формирование представлений о родном городе и стране, развитие гражданско-патриотических чувств.
  • Развитие положительной самооценки, уверенности в себе, чувства собственного достоинства,
  • Желания следовать социально-одобряемым нормам поведения,
  • Помощь детям в осознании роста своих возможностей и стремление к новым достижениям.

Методы социально-коммуникативного развития будут:

  1. Организация развивающих проблемно- практических и проблемно-игровых ситуации, связанных с решением социально и нравственно значимых вопросов,
  2. Личностное и познавательное общение воспитателя с детьми на социально-нравственные темы;
  3. Сотрудничество детей в совместной деятельности гуманистической и социальной направленности (помощь, забота, оформление группы, уход за цветами);
  4. Совместные сюжетно-ролевые и театрализованные игры, игры на школьные темы, сюжетно-дидактические игры и игры с правилами социального содержания;
  5. Познавательно-этические беседы о культуре поведения, нравственных качествах и поступках, о жизни людей, о городе, родной стране, мире;
  6. Социально-коммуникативному развитию дошкольников будут способствовать:
  7. Экскурсии по городу, наблюдение за деятельностью людей и общественными событиями;
  8. - игры-путешествия по родной стране, городу;
  9. - чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, видеоматериалов, рисование на социальные темы (семья, город, труд людей);

праздники, досуги, направленные на знакомство с элементами национальной культуры народов России: национальная одежда, особенности внешности, национальные сказки, музыка, танцы, игрушки, народные промыслы;

Дошкольники при сопровождении воспитателя начинают понимать:

  • Многообразие чувств, переживаемых людьми, формы выражения чувств и настроений (жесты, мимику, интонацию голоса, речь, движения, позы).
    • Обстоятельства и причины, вызывающие те или иные чувства человека (поступки и действия других людей, природные явления, искусство, поэзию и пр.).
    • Созвучность эмоций человека и окружающего мира (состояние природы, содержание музыки, живописи, настроение других людей).
    • Связь эмоций человека и его физического состояния (усталость, болезнь, бодрость, выздоровление).
    • Важность проявления отзывчивости и добрых чувств, учета эмоционального, физического состояния и настроения близких людей.
    • Необходимость сдерживания негативных эмоций (злобы, раздражительности, высокомерия) и выражения их в адекватных формах, недопустимость причинения вреда людям и животным

 

Для развития умений понимать разные эмоции и чувства педагог побуждает детей:

На картинках и пиктограммах рассматривать мимику людей с разными эмоциями.

Сравнивать выражение глаз, положение губ, бровей, характерные жесты, интонацию голоса при тех или иных эмоциональных состояниях

Отражать мир эмоций в рисунках, в коллажах.

Передавать эмоции и соответствующие действия людей и животных в театрализованных этюдах и играх, в образных игровых импровизациях.

Игровая ситуация «Кто в домике живет?»

Цель - развивать умение различать внешнее выражение разных эмоциональных состояний.

Содержание ситуации. На доске помещаются изображения четырех домов разного цвета. В верхнем окне крыши каждого дома изображена пиктограмма, изображающая какую- либо эмоцию. (Выбор эмоции воспитатель определяет сам, в зависимости от того, в различении каких эмоций он хочет поупражнять детей.) Отдельно предлагаются картинки с изображениями людей разного возраста и пола с разными эмоциональными состояниями.

Дети сначала решают по пиктограммам, какой это дом - радости, грусти, гнева, удивления, - кто в нем будет жить. Например, в розовом доме радости будут жить все веселые, счастливые, улыбающиеся люди, в голубом доме гнева - только сердитые, злые люди, в желтом доме грусти в окна будут смотреть грустные, печальные люди, а в зеленом доме удивления живут люди, которых все удивляет.

Дети по очереди берут из стопки карточку, рассматривают ее, показывают всем, называют эмоциональное состояние человека и ставят карточку в окно соответствующего дома. Остальные участники выражают согласие или несогласие с его решением.

Игры и игровые упражнения, направленные на развитие

умения понимать и передавать эмоции и чувства с помощью различных средств:

«Узнай настроение по выражению лица»

«Найди на картинках людей с одинаковым настроением»

«Веселая страна»( собираем в веселую страну только изображения веселых, радостных персонажей).

«Разговор с инопланетянином» (объясняемся с помощью мимики и жестов)

«Определи по голосу, какое настроение у робота»

Воспитание культуры поведения и общения:

В старшем дошкольном возрасте культура поведения ребенка становится более разнообразной. Увеличивается объем правил, они начинают определять не только отдельные действия и поступки ребенка (сказать «спасибо», «пожалуйста», поздороваться, попрощаться и т. п.), но весь образ его жизни с позиции культурных требований.

Повышается общая осознанность культурных норм.

Поведение детей становится более гибким.

Дошкольники знакомятся с правилами этикета, появляются требования к манерам поведения: держаться естественно, разговаривая, смотреть в глаза собеседника; не уходить, если разговор не закончен, не перебивать говорящего, дать ему высказаться, понятно выражать свои мысли.

Воспитатель объясняет детям, что культурный человек отличается доброжелательностью, вежливостью, умением проявить терпение и внимание к другому.

Старшие дошкольники получают представление о том, как культурно вести себя в общественных местах: в магазине, в транспорте, в кино и театре, в музее, в кафе. В старшем дошкольном возрасте обсуждаются проблемные ситуации, связанные с проявлением культуры общения:

«Как правильно поступить?»,

«Почему обиделась Оля?»,

«Как поздравить маму и бабушку с днем 8 Марта?»

Правила культуры поведения развиваются и закрепляются в практических ситуациях и играх:

 «Звонок по телефону»

 «Мы едим в автобусе»

«Смотрим спектакль в театре»

«Мы посещаем музей»

«Мы пришли в кафе»

Игра «Вспомним добрые слова»

Воспитатель кидает мяч стоящим в кругу детям и произносит начало фразы. Ребенок заканчивает фразу и бросает мяч обратно.

1. Когда я утром просыпаюсь, то говорю всем ...

2. Когда я утром прихожу в детский сад, то говорю всем ...

3. Когда я сажусь обедать, то желаю своим соседям по столу ...

4. Когда я сижу в транспорте и вижу, что входит пожилой человек, то я ...

Игра «Найдем вежливые слова»

Задача детей - отвечая на вопросы воспитателя, найти больше вариантов вежливых слов и обращений.

Как сказать лучше, если: мы встречаем долгожданных гостей; мы поздравляем маму с днем рождения; мы выражаем благодарность; мы обращаемся с просьбой; мы хотим узнать, где находится магазин или автобусная остановка и пр. Победитель получает приз.

Игра «Дай совет»

Детям предлагаются ситуации: «Ты поссорился С другом, а теперь хочешь помириться», «Ты пришел на детский праздник, где никого не знаешь. Как познакомиться с ребятами?», «Тебе нужна игрушка, но ее держит в руках другой ребенок. Как можно поступить? Играющим нужно не только рассказать, как поступить, но и разыграть соответствующую сценку.

Развивая детские взаимоотношения и сотрудничество Воспитатель включает детей в игровых ситуациях типа «Давайте говорить друг другу комплименты», «Всем приятно ласковое слово», «Добрые пожелания».

При поддержке воспитателя старшие дошкольники овладевают умениями совместной деятельности:

  1. принимать общую цель,
  2. договариваться о способах деятельности и материалах,
  3. в процессе общего дела помогать и быть внимательными друг к другу,
  4. добиваться хорошего результата,
  5. выражать свое отношение к результату и взаимоотношениям

Постепенно воспитатель учит дошкольников осваивать разные формы совместной деятельности со сверстниками:

работа парами (Игры: «Раскрасим вдвоем нарядные рукавички для Снегурочки», «Сапожки в подарок»),

подгруппами (Практическая ситуация «Сделаем вместе красивые бусы на елку»), фронтально, вместе со всеми (Практическая ситуация «Соберем букеты осенних листьев и подарим детям в детском саду»)

Коммуникативные игры:

Игры на умение вступать в контакт- «Приятные слова», «Добрые пожелания», «Найди пару».

Игры на развитие интереса, внимания к сверстнику «Подарки», «Угадай по голосу», «Узнай по описанию», «Радио»

 Игры на развитие невербальных умений общения «Заколдованный мальчик», «Зоопарк», «Скульптура»,

Игры на развитие умений взаимодействовать в группе сверстников

«Коллективный рисунок», «Встань по пальцам», «Кто больше соберет игрушек»

В дошкольном и младшем школьном возрасте воспитатель активно привлекает детей к организации общей жизни

Для этого он использует прием совместного обсуждения:

В какие игры поиграть на прогулке

Как украсить группу к празднику

Что нового внести в игровой уголок

Какую выставку детских работ сделать

Что приготовить мамам на праздник.

Важно, чтобы воспитатель умел советоваться с детьми, прислушиваться к их мнению, учитывать пожелания детей.

Заключение

 По мере развития речи у детей формируются  способности общаться, познавать мир, планировать свои действия. Речь детей выполняет три функции их связи с внешним  миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Исходя из этого можно сделать вывод: данная тема является актуальной проблемой в современном мире.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alieva_t.yu_.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                 Алиева Т.Ю.воспитатель

                                                               ГБДОУ детский сад №38 Красногвардейского  района        

                                                                                                                                       Санкт-Петербурга

Использование  игровых технологий    для развития социально- коммуникативных навыков старших дошкольников.

В стандарте дошкольного образования выделяется пять основных образовательных областей (направлений) обеспечивающих развитие дошкольника в различных видах детской деятельности:

социальнокоммуникативное развитие;

● познавательное развитие;

● речевое развитие;

● художественноэстетическое развитие;

● физическое развитие.

На основе ФГОС дошкольного образования выделяется направление (область) социальнокоммуникативное развития.

Содержание этой образовательной области направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми

через решение следующих задач:

  • Обеспечить развитие умения свободно общаться со взрослыми и детьми;
  • Обеспечить развитие всех компонентов речи в различных формах и видах детской деятельности;
  • Обеспечить практическое овладение воспитанниками нормами речи ;
  • Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

Федеральный  государственный стандарт ориентируют педагогов на взаимодействия с детьми дошкольного возраста, которое основывается на: использования образовательных технологий деятельностного  типа;

  • субъектном отношении педагога к ребенку;
  • индивидуальном подходе , учете зоны ближайшего развития ребенка;
  • мотивационном подходе ;
  • доброжелательном отношении к ребенку.

                                                  Актуальность темы

Формирование общительности, умения контактировать с окружающими людьми — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт,

адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Цель:

Способствование формированию у детей ценных навыков и овладению способами поведения в

отношении с другими людьми, развитию коммуникативных качеств и социальной активности

дошкольников.

Задачи:

• Помогать детям  преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.

• Обогащать языковыми средствами.

• Способствовать расширению представлений детей о различных способах коммуникации с

окружающими; формированию позитивного отношение к себе и к сверстникам.

• Направить усилия на достижение умения  сотрудничать, находить общие решения в конфликтных ситуациях.

Занимательная     непосредственно  образовательная деятельность:

  1. Беседы;
  2. Сюжетные игры;
  3. Коммуникативные тренинги для детей;
  4. Ситуативный разговор;
  5. Дидактические  игры;
  6. Составление и отгадывание загадок;
  7. Игры с правилами.

Значение игровых технологий:

Именно игра позволяет сделать содержание социально-коммуникативного развития - знакомство с правилами и поведения, способами проявления внимания, сочувствия со-радости и т.д. интересным для дошкольника. Игра позволяет избежать «дидактизма» в воспитании.

Игра позволяет ребенку занять активную позицию, быть не слушателем, а участником.

Игры, игровые ситуации затрагивают чувства ребенка, формируют его отношения к окружающим. Это особенно важно в его социально-личностном развитии.

Игровые ситуации позволяют смоделировать проблемы, с которыми ребенок не сталкивался в повседневной жизни, позволяют обогатить личный поведенческий опыт ребенка.

Особую роль в игровых технологиях занимают разные формы игр и игровых ситуаций:

  • Коммуникативные игры (Игры знакомства, игры на развитие интереса и внимания к партнеру по общению, игры на развитие умений взаимодействовать со сверстниками)
  • Игры-имитации, пантомимические этюды способствующие передаче различных чувств и состояний героев.
  • Игры-этюды на передачу различных чувств и настроений героев
  • Сюжетные игры-этюды- игры, направленные на проявление заботы, сочувствия, со-радости по отношению к разным персонажам.
  • Игры-демонстрации –обыгрывание на глазах у детей простых диалогов, сюжетов с куклой или др. игрушками, в которые включаются сами дети.
  • Сюжетно-дидактические игры-игры, имеющие сюжет и роли как сюжетно-ролевые игры, но организующую роль в них принадлежит педагогу.
  • Сюжетно ролевые игры- в которых воспитатель обращает внимание на характер отношений между героями, культуру общения, отзывчивость и внимание персонажей по отношению друг к другу.

Условия реализации социально-коммуникативной технологии:

  • Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка в группе детского сада.
  • Ориентированность педагогического процесса группы на особенности воспитанников, их достижения, умения, проблемы.
  • Внимание педагога к социально-личностному развитию дошкольников не только в ходе образовательной деятельности, но и в повседневной жизни.
  • Умение педагога занимать разные педагогические позиции во взаимодействии с детьми- «наставника», «партнера», «опекаемого».
  • Взаимодействие воспитателя с семьями дошкольников в решении задач социально-личностного развития детей.

Задачи социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста:

  • Воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам.
  • Развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении.
  • Воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.
  • Дальнейшее обогащение представлений о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях
  • Воспитание толерантности по отношению к людям разных национальностей, формирование начал гражданственности.
  • Формирование представлений о родном городе и стране, развитие гражданско-патриотических чувств.
  • Развитие положительной самооценки, уверенности в себе, чувства собственного достоинства,
  • Желания следовать социально-одобряемым нормам поведения,
  • Помощь детям в осознании роста своих возможностей и стремление к новым достижениям.

Методы социально-коммуникативного развития будут:

  • Организация развивающих проблемно- практических и проблемно-игровых ситуации, связанных с решением социально и нравственно значимых вопросов,
  • Личностное и познавательное общение воспитателя с детьми на социально-нравственные темы;
  • Сотрудничество детей в совместной деятельности гуманистической и социальной направленности (помощь, забота, оформление группы, уход за цветами);
  • Совместные сюжетно-ролевые и театрализованные игры, игры на школьные темы, сюжетно-дидактические игры и игры с правилами социального содержания;
  • Познавательно-этические беседы о культуре поведения, нравственных качествах и поступках, о жизни людей, о городе, родной стране, мире;
  • Социально-коммуникативному развитию дошкольников будут способствовать:
  • Экскурсии по городу, наблюдение за деятельностью людей и общественными событиями;
  • - игры-путешествия по родной стране, городу;
  • - чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, видеоматериалов, рисование на социальные темы (семья, город, труд людей);

праздники, досуги, направленные на знакомство с элементами национальной культуры народов России: национальная одежда, особенности внешности, национальные сказки, музыка, танцы, игрушки, народные промыслы;

Дошкольники при сопровождении воспитателя начинают понимать:

  • Многообразие чувств, переживаемых людьми, формы выражения чувств и настроений (жесты, мимику, интонацию голоса, речь, движения, позы).
  • Обстоятельства и причины, вызывающие те или иные чувства человека (поступки и действия других людей, природные явления, искусство, поэзию и пр.).
  • Созвучность эмоций человека и окружающего мира (состояние природы, содержание музыки, живописи, настроение других людей).
  • Связь эмоций человека и его физического состояния (усталость, болезнь, бодрость, выздоровление).
  • Важность проявления отзывчивости и добрых чувств, учета эмоционального, физического состояния и настроения близких людей.
  • Необходимость сдерживания негативных эмоций (злобы, раздражительности, высокомерия) и выражения их в адекватных формах, недопустимость причинения вреда людям и животным

Для развития умений понимать разные эмоции и чувства педагог побуждает детей:

На картинках и пиктограммах рассматривать мимику людей с разными эмоциями.

Сравнивать выражение глаз, положение губ, бровей, характерные жесты, интонацию голоса при тех или иных эмоциональных состояниях

Отражать мир эмоций в рисунках, в коллажах.

Передавать эмоции и соответствующие действия людей и животных в театрализованных этюдах и играх, в образных игровых импровизациях.

Игровая ситуация «Кто в домике живет?»

Цель - развивать умение различать внешнее выражение разных эмоциональных состояний.

Содержание ситуации. На доске помещаются изображения четырех домов разного цвета. В верхнем окне крыши каждого дома изображена пиктограмма, изображающая какую- либо эмоцию. (Выбор эмоции воспитатель определяет сам, в зависимости от того, в различении каких эмоций он хочет поупражнять детей.) Отдельно предлагаются картинки с изображениями людей разного возраста и пола с разными эмоциональными состояниями.

Дети сначала решают по пиктограммам, какой это дом - радости, грусти, гнева, удивления, - кто в нем будет жить. Например, в розовом доме радости будут жить все веселые, счастливые, улыбающиеся люди, в голубом доме гнева - только сердитые, злые люди, в желтом доме грусти в окна будут смотреть грустные, печальные люди, а в зеленом доме удивления живут люди, которых все удивляет.

Дети по очереди берут из стопки карточку, рассматривают ее, показывают всем, называют эмоциональное состояние человека и ставят карточку в окно соответствующего дома. Остальные участники выражают согласие или несогласие с его решением.

Игры и игровые упражнения, направленные на развитие

умения понимать и передавать эмоции и чувства с помощью различных средств:

«Узнай настроение по выражению лица»

«Найди на картинках людей с одинаковым настроением»

«Веселая страна»( собираем в веселую страну только изображения веселых, радостных персонажей).

«Разговор с инопланетянином» (объясняемся с помощью мимики и жестов)

«Определи по голосу, какое настроение у робота»

Воспитание культуры поведения и общения:

В старшем дошкольном возрасте культура поведения ребенка становится более разнообразной. Увеличивается объем правил, они начинают определять не только отдельные действия и поступки ребенка (сказать «спасибо», «пожалуйста», поздороваться, попрощаться и т. п.), но весь образ его жизни с позиции культурных требований.

Повышается общая осознанность культурных норм.

Поведение детей становится более гибким.

Дошкольники знакомятся с правилами этикета, появляются требования к манерам поведения: держаться естественно, разговаривая, смотреть в глаза собеседника; не уходить, если разговор не закончен, не перебивать говорящего, дать ему высказаться, понятно выражать свои мысли.

Воспитатель объясняет детям, что культурный человек отличается доброжелательностью, вежливостью, умением проявить терпение и внимание к другому.

Старшие дошкольники получают представление о том, как культурно вести себя в общественных местах: в магазине, в транспорте, в кино и театре, в музее, в кафе. В старшем дошкольном возрасте обсуждаются проблемные ситуации, связанные с проявлением культуры общения:

«Как правильно поступить?»,

«Почему обиделась Оля?»,

«Как поздравить маму и бабушку с днем 8 Марта?»

Правила культуры поведения развиваются и закрепляются в практических ситуациях и играх:

 «Звонок по телефону»

 «Мы едим в автобусе»

«Смотрим спектакль в театре»

«Мы посещаем музей»

«Мы пришли в кафе»

Игра «Вспомним добрые слова»

Воспитатель кидает мяч стоящим в кругу детям и произносит начало фразы. Ребенок заканчивает фразу и бросает мяч обратно.

1. Когда я утром просыпаюсь, то говорю всем ...

2. Когда я утром прихожу в детский сад, то говорю всем ...

3. Когда я сажусь обедать, то желаю своим соседям по столу ...

4. Когда я сижу в транспорте и вижу, что входит пожилой человек, то я ...

Игра «Найдем вежливые слова»

Задача детей - отвечая на вопросы воспитателя, найти больше вариантов вежливых слов и обращений.

Как сказать лучше, если: мы встречаем долгожданных гостей; мы поздравляем маму с днем рождения; мы выражаем благодарность; мы обращаемся с просьбой; мы хотим узнать, где находится магазин или автобусная остановка и пр. Победитель получает приз.

Игра «Дай совет»

Детям предлагаются ситуации: «Ты поссорился С другом, а теперь хочешь помириться», «Ты пришел на детский праздник, где никого не знаешь. Как познакомиться с ребятами?», «Тебе нужна игрушка, но ее держит в руках другой ребенок. Как можно поступить? Играющим нужно не только рассказать, как поступить, но и разыграть соответствующую сценку.

Развивая детские взаимоотношения и сотрудничество Воспитатель включает детей в игровых ситуациях типа «Давайте говорить друг другу комплименты», «Всем приятно ласковое слово», «Добрые пожелания».

При поддержке воспитателя старшие дошкольники овладевают умениями совместной деятельности:

  • принимать общую цель,
  • договариваться о способах деятельности и материалах,
  • в процессе общего дела помогать и быть внимательными друг к другу,
  • добиваться хорошего результата,
  • выражать свое отношение к результату и взаимоотношениям

Постепенно воспитатель учит дошкольников осваивать разные формы совместной деятельности со сверстниками:

работа парами (Игры: «Раскрасим вдвоем нарядные рукавички для Снегурочки», «Сапожки в подарок»),

подгруппами (Практическая ситуация «Сделаем вместе красивые бусы на елку»), фронтально, вместе со всеми (Практическая ситуация «Соберем букеты осенних листьев и подарим детям в детском саду»)

Коммуникативные игры:

Игры на умение вступать в контакт- «Приятные слова», «Добрые пожелания», «Найди пару».

Игры на развитие интереса, внимания к сверстнику «Подарки», «Угадай по голосу», «Узнай по описанию», «Радио»

 Игры на развитие невербальных умений общения «Заколдованный мальчик», «Зоопарк», «Скульптура»,

Игры на развитие умений взаимодействовать в группе сверстников 

«Коллективный рисунок», «Встань по пальцам», «Кто больше соберет игрушек»

В дошкольном и младшем школьном возрасте воспитатель активно привлекает детей к организации общей жизни

Для этого он использует прием совместного обсуждения:

В какие игры поиграть на прогулке

Как украсить группу к празднику

Что нового внести в игровой уголок

Какую выставку детских работ сделать

Что приготовить мамам на праздник.

Важно, чтобы воспитатель умел советоваться с детьми, прислушиваться к их мнению, учитывать пожелания детей.

Заключение

 По мере развития речи у детей формируются  способности общаться, познавать мир, планировать свои действия. Речь детей выполняет три функции их связи с внешним  миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Исходя из этого можно сделать вывод: данная тема является актуальной проблемой в современном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...