Анализ предметно- развивающей среды старшей группы № 1
материал (старшая группа)

Ломакина Юлия Викторовна

Анализ среды группы проводился по Журналу контроля и оценки развивающей предметно- пространственной среды  Ж92 в ДОУ (в соответствии с ФГОС ДО)/ авт. сост.. Гладышева Н.Н., Чернова Л.В.- Волгоград: Учитель, 2015- 147 с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://lomakina-juliya-mdou35elg.edumsko.ru/uploads/11600/11531/section/542357/.thumbs/20181029_073032.jpg?1541312983419

План развития ППРС комбинированной старшей группы № 1 на 2018/2019 учебный год.

26 октября 2018

План развития РППС в старшей группе строится на основе контроля и оценки педагогом организации развивающей среды группы.

*Программа изучения выполнения требований ФГОС ДО к организации развивающей предметно- пространственной среды составлена в соответствии с ФГОС ДО( утв. пр. Минобразования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155), п.III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования п. 3.3 (Требования к развивающей среде).

Контроль и оценка постоянно ведется по следующим показателям:

  1. Внешний вид и общая эстетика оформления группы.
  2. Рациональное зонирование и функциональность оборудования.
  3. Доступность оборудования для использования его детьми.
  4. Соответствие игрушек, материалов и оборудования возрасту и требованиям программы, ФГОС, СанПиН.
  5. Реализация индивидуального подхода.
  6. Оформление группы в соответствии с комплексно- тематическим принципом построения образовательного процесса.
  7. Креативность ( творческий подход) педагога в дизайне помещения.
  8. Рациональное использование оборудования, его целостность, разнообразие, функциональность.
  9. Соблюдение техники безопасности.
  10. Разнообразие и сменяемость предметной среды.
  11. Создание условий для организации различных видов деятельности детей и обеспечение им возможности свободного выбора деятельности( двигательной, познавательно- исследовательской, игровой и т.д.)
  12. Отражение в оформлении группы приоритетного направления работы педагогов.

Схема анализа РППС в старшей группе.

  1. Организация РППС по образовательным областям  (социально- коммуникативное, познавательное, речевое, художественно- эстетическое, физическое развитие).
  2. Учет требований: индивидуальных и возрастных потребностей детей, гибкость зонирования, удобство пространственного расположения игр и пособий;      наполняемость центров для возможности развития игровой, продуктивной, познавательно- исследовательской, коммуникативной, трудовой, музыкально- художественной, двигательной видов деятельности;      разнообразие игрушек и полифункциональность (использование в различных играх, видах деятельности и назначению) игрового материала для развития игрового творчества;            учет гендерной специфики для соблюдения интересов мальчиков и девочек;           разнообразие материалов для развития самостоятельной деятельности детей;    наличие мест для уединения,        возможность трансформирования пространства детьми. 
  3. Реализация индивидуального подхода: размещение на видном месте всех детских работ, место для поздравления с днем рождения, оформление с учетом индивидуальных особенностей детей (вывешивание грамот участников конкурсов, индивидуальные наклейки на шкафчики, стулья...) , детские портфолио( папки с детскими работами).  
  4. Оформление группы в соответствии с календарно- тематическим планированием: наличие тематических выставок, выставок детского творчества; наличие и содержание наглядного, дидактического материала по изучаемой ("проживаемой") теме, отражение темы в родительском уголке.
  5. Наличие наглядно- информационных материалов для родителей: уголок для родителей (режим дня, сетка ООД, антропометрические данные детей, особенности возраста и консультации по темам недели, по ПДД и ОБЖ, расписание кружков, время проведения зарядки и др.), стенд "Меню", "Чем мы сегодня занимались?".
  6. Эстетика всех помещений группы и прогулочной площадки.
  7. Использование площади спальни, приемной для развития детей.
  8. Соблюдение техники безопасности: закрепление мебели, соответствие мебели ростовым показателям, соответствие игрового и дидактического материала возрастным и санитарно- гигиеническим нормам и требованиям, соответствие естественного и искусственного освещения требованиям СанПиН, отсутствие опасных колющих, режущих, острых, торчащих, выступающих и стеклянных предметов.
  9. "Визитка" группы.
  10. Отражение в организации и оформлении РППС приоритетного направления работы педагогов.

 

             Центры развивающей предметно-пространственной среды старшей группы.     

 

ЦЕНТР ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.

Содержание центра познавательного развития.

  • лото, домино в картинках;
  • предметные, сюжетные картинки, наборы картинок ( одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии);
  • макеты предметов ближайшего окружения;
  • иллюстрации или копии реальных предметов бытовой техники ( стиральная машинна, миксер,утюг,...);
  • картинки с изображением частей суток и их последовательности;
  • мелкая и крупная геометрические мозаики;
  • "чудесные мешочки"( "ящик ощущений");
  • игры для интеллектуального развития ( палочки Кюизенера -2 набора с пособиями, кубики Кузнецова с пособиями, Танграм со схемами, Колумбово яйцо со схемами, головоломки,электронная азбука, электронная игра "Умный малыш" с различными вкладышами, электронная игра "Эрудит");
  • наглядные пособия "Мир в картинках", либо серии "7 гномов": инструменты домашнего мастера, бытовая техника, посуда, мой дом и др.);
  • пособия серии рассказы по картинкам серии "Профессии";
  • магнитная доска и мольберт для рисования мелом;
  • коробочки с условными символами "Рукотворный мир" и "Природный мир" и соответствующими картинками, а возможно и материалами в них;
  • коробочка с изображениями предметов изготовленных из разных материалов: бумаги, глины, стекла, пластмассы, дерева, камня, железа, резины;
  • алгоритмы линейных и разветвленных типов;
  • контурные и цветные изображения предметов;
  • наборы предметов различные по длине ( шелковые ленты), высоте ( пирамидки), ширине ( шелковые ленты);
  • карты для самостоятельного использования детьми с использованием набора Фребеля № 7 для дидактических игр "Найди сходство" и "Найди различие";
  • деревянные пазлы повышенной сложности для составления целого из частей ( 2 набора), наподобие Танграма;
  • Пазлы настольные ( по мотивам сказок и мультфильмов), напольные "Морское дно";
  • схемы 3-5 звуковых слов, составленные из клеток без картинок, в коробочках, с квадратиками( по размеру клеток) красного, зеленого и синего цветов, для самостоятельного составления звукового анализа - по количеству детей;
  • пособие для обучения чтению "Окошечки"( со вставляемыми в них полосками с изображением букв, которые можно двигать вверх и вниз);
  • материалы для развития у детей графических навыков - наборы карандашей, тетради в крупную клетку, рабочие тетради Петерсона, рабочие тетради из серии "7 гномов";
  • макет игровой комнаты с плоскостным изображением предметов мебели для использования  в различных играх  ( по конструированию и игры "Горячо- холодно" на пространственное ориентирование с использованием "карты местности");
  • картинки с изображением космоса;
  • шашки - 2 набора;
  • календарь недели, месяца ( календарь природы). 

 Требования к центру познавательного развития:

  • свободный доступ детей;
  • хорошо освещен ( вблизи естественного источника света);
  • "Познавательный центр" является центром группы;
  • материалы размещены мозаично, дети не мешают друг другу, если используют наборы центра;
  • созданы условия как для самостоятельной работы, так и со взрослыми;
  • имеется материал на подгруппу детей;
  • центр организован с посильным участием детей и их родителей, что создает у них положительное отношение к материалу и вызывает дополнительное желание играть.

 

План развития (пополнения) центра познавательного развития.                              Ответственные:

  •  указка;                                                                                                           воспитатели
  • "чудесные мешочки" ( "ящик ощущений");                                                       родители
  • спиралевидные модели на познание временных отношений;                          родители 
  • картинки с фабульным развитием сюжета;                                                     воспитатели
  • календарь природы;                                                                                        родители
  • коробочка с лентами одинаковыми по длине и разными по ширине;               дети
  • коробочка с лентами одинаковыми по ширине и разными по длине.               дети

 

 

 

 УГОЛОК ФЭМП ( часть центра познавательного развития).

 

Содержание уголока ФЭМП ( является частью познавательного центра):

  • игры на развитие ориентировки ( "Морской бой", "Хоккей", "Найди путь в лабиринте",...);
  • пазлы из 12 частей и более, головоломки;
  • игры на освоение отношений "Часть- целое" ( "Делим круг", "Делим квадрат");
  • игры на сравнение "Сравни одинаковые картинки" и найди чем похожи или отличия;
  • игры на раскладывание по размеру (величине), цвету, форме, по длине, высоте, ширине;
  • игры на поиск недостающего предмета в ряду ( "Найди закономерность", "Не повторись", "Продолжи последовательность",...);
  • различные геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по цвету, размеру; 
  • числовой ряд;
  • счетные палочки, математические наборы, числовые домики по числу детей;
  • развивающие настольные игры ("Танграм","Уникуб", "Логические кубики", "Сложи узор", "Палочки Кюизенера", головоломки идр.);
  • набор математических игр "МАТЕ+";
  • карты- схемы для игр с использованием набора Фребеля № 7 ( набор находится в методическом кабинете, дополнительные карты- схемы в комнате "Лего");
  • счеты;
  • песочные часы;
  • чашечные весы;
  • двух- и трехполосные доски по числу детей;
  • плакаты с изображением состава числа 10. 

 

 Требование к уголку ФЭМП:

  • является частью" Познавательного центр" развития;
  • обеспечивается сменяемость и наполняемость по мере изучения, расположен знакомый материал и материал для закрепления;
  • дети могут заниматься как самостоятельно, так и со взрослыми;
  • имеется материал и на подгруппу детей.

 

 План развития уголка ФЭМП (пополнения):                                                           Ответственные:

 

  • пазлы;                                                                                                               родители
  • дидактические игры "Делим круг", "Делим квадрат";                                        воспитатели
  • набор плоскостных фигур для выкладывания по размеру;                                воспитатели
  • "Морской бой"                                                                                                    родители
  • дополнительные наборы шашек (2 набора)                                                        родители

       

 

УГОЛОК КОНСТРУИРОВАНИЯ ( часть познавательного центра).

 Содержание уголка конструирования ( является частью познавательного центра):

  • конструкторы разного размера;
  • мягкие модули ( игровая комната детского сада);
  • фигурки людей и животных для обыгрывания построек;
  • образцы построек различной сложности ( можно взять в комнате "Лего");
  • игрушки бытовой тематики;
  • различные полифункциональные материалы ( например, бумага- для конструирования в технике "Оригами" со схемами);
  • крупные и мелкие объемные формы (бруски, кирпичи, призмы,цилиндры, перекрытия- пластины);
  • тематические конструкторы ( деревянный, пластмассовый, металлический);
  • строительный материал из коробок разной величины( например, в форме домов);
  • транспортные игрушки, светофор.

 

 Требование к уголку конструирования:

  • является частью "Познавательного центра" развития;
  • находится рядом с центром" Безопасности"( для удобства использования машин, дорожных знаков, светофора в обыгрывании), центр безопасности находится слева от уголка конструирования;
  • находится вблизи с центром игры, чтобы можно было использовать постройки в играх;
  • конструкторы рассортированы в отдельные открытые коробки,чтобы дети могли при его уборке упражняться в классификации;
  • 1-2 раза в месяц производится смена образцов построек.

 

 План развития (пополнения) уголка конструирования:                                       Ответственные:

 

  • создание карт- образцов с изображением двух видов каждой постройки (вид сбоку и вид сверху) для последующего использования  детьми при конструировании     воспитатели.

ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ.

Содержание центра безопасности:

  • игры, связанные с тематикой ОБЖ и ПДД ( "Узнай знак", домино "Дорожные знаки", "Опасные природные ситуации" и др.)
  • иллюстрации с изображением улиц города ( альбом находится рядом- в патриотическом уголке);
  • макет проезжей части;
  • макет перекрестка ( из-за объемных размеров выносится в спальню);
  • схемы- планы микрорайона;
  • альбом с иллюстрациями, изображающими опасные инструменты и ситуации.

Требование к центру безопасности:

  • созданы условия для самостоятельной работы и работы со взрослым;
  • центр "Безопасности" находится рядом с уголком "Конструирования"( слева от уголка "Конструирования").

 

План развития центра безопасности:                                                                                Ответственные:

  • альбом с иллюстрациями, изображающими опасные инструменты, ситуации.         воспитатели

 

 

ЦЕНТР ПРИРОДЫ.

Содержание центра природы:

  • макеты природно- климатических зон;
  • макет- панорама леса в разные времена года;
  • коллекции камней, ракушек, семян ( проект воспитанника группы "Коллекция ракушек моллюсков");
  • природоведческая литература, энциклопедии для детей;
  • иллюстрации (карточки, картинки, символические изображения в календаре природы) с изображением признаков сезона, отражающие состояние живой, неживой природы, характерные погодные явления, типичные виды сезонного труда человека и характерные для данного сезона виды отдыха (например, зимние забавы- катание на санках, лыжах, коньках; летний отдых- походы в лес за ягодами, купание в реке,...);
  • комнатные растения, требующие разных способов ухода, из них некоторые должны быть цветущие (всего до 5-6 видов, из них цветущих 3-4 вида): узумбарская фиалка, фикус Бенджамина мелколистный, лесной (зигокактус) кактус "декабрист", кливия, аспидистра, традесканция;
  • муляжи овощей и фруктов ( находятся в игровом центре);
  • календарь погоды и природы с иллюстрациями с дневником наблюдений(проект воспитанницы группы "Календарь погоды и природы") ;
  • инвентарь для ухода за растениями (лейки, палочки для рыхления почвы, салфетки, щеточки, грабельки, совочек);
  • "Огород на окне" для проращивания лука, семян( в пластиковых ящичках);
  • модель сезона (например,  "ДЕРЕВО ОСЕНЬЮ", "ОСЕННЯЯ ГРЯДКА"(из окрашенного в черный цвет поролона и овощей из застывшей пластиковой массы, "ЗИМНИЙ ДЕРЕВЕНСКИЙ ПЕЙЗАЖ",...);
  • обобщающие наборы картинок (рыбы, животные,в т.ч. жарких стран и крайнего севера, птицы зимующие, перелетные и кочующие, деревья, овощи,фрукты,....);
  • гербарий растений Подмосковья ( проект воспитанника группы) с изображением частей растения, засушенными экспонатами трав, листьев деревьев и кустарников);
  • паспорт комнатных растений с правилами ухода ( проект воспитанницы группы);
  • спилы различных пород дерева;
  • коробочка с кормом для зимующих птиц;
  • дидактические игры о правилах поведения в экосистеме, обеспечивающих сохранение ее целостности;
  • иллюстрации о жизни животных и растений ( росте, питании, развитии) в журналах полной коллекции "7 гномов";
  • иллюстрации о взаимосвязи живых организмов в природе в журналах полной коллекции "7 гномов";
  • иллюстрации наземной, воздушной, водной, подземной среды обитания живых организмов в полной коллекции "7 гномов";
  • дидактические игры ( "Мама, папа, детеныш", "Животные разных экосистем", "Чей хвост?", "Было- стало",...).

 Требования к центру природы:

  • "Центр природы" расположен рядом с "Центром экспериментирования";
  • обеспечен свободный доступ детей;
  • подобраны безопасные растения, не требующие сложного ухода;
  • растения размещены по принципу тене- и солнцелюбия,не мешают проникновению естественного освещения;
  • пособия обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект, побуждают детей к активному познанию природы;
  • весь материал делится на сезонные комплекты и меняется с учетом тематики недели и сезона.

 

 План развития ( пополнения) центра природы:

  • спилы различных пород дерева;
  • макет сезонов "ДЕРЕВО".

 

ЦЕНТР ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.

Содержание центра экспериментирования:

  • коробочка ( пластиковая, прозрачная с разделителями) с природным материалом: землей, глиной, песком, камнями, частями растений;
  • формы для воды и льда, краска для подкрашивания;
  • стол с емкостями под воду и песок;
  • подносы, клеенка, пластиковые колбы, сита,воронки;
  • мыльные пузыри;
  • крупные магниты( исключающие возможность проглатывания);
  • фонарик;
  • резиновая груша или безопасная пипетка;
  • увеличительные стекла;
  • зеркальце безопасное;
  • пластиковые бутылки, стаканчики, трубочки;
  • фартуки, нарукавники, очки пластиковые защитные;

коллекция различных материалов ( дерево, резина, стекло (круглой формы, располагается отдельно в закрытом шкафу), железо, пластик, бумага различных видов, вата и др.)

Требования безопасности к центру экспериментирования:

  • располагается подальше от игровых зон, рядом с центром природы;
  • стеклянный материал хранится в закрытом шкафу;
  • центр хорошо освещен естественным светом;
  • рядом находится источник воды;
  • имеется клеенка и защитная одежда.

План развития (пополнения) уголка экспериментирования:                                       Ответственные:

  • защитные пластиковые очки;                                                                             родители
  • фонарик;                                                                                                            родители
  • пополнить коллекцию материалов.                                                                    воспитатели

 

 

ЦЕНТР ИЗО.

Содержание центра ИЗО.

1. Произведения народного искусства:

  • народные глиныные игрушки (филимоновские, дымковские, каргопольские, ковровские, тверские, вятские);
  • - игрушки из дерева ( богородские, семеновские, полхов- майдановские матрешки, архангельские птицы из щепы);
  • предметы из резной березы ( короба,шкатулки архангельские, шамаготские);
  • расписные разделочные доски ( городецкие, хохломские, мезенские), подносы жестовские;
  • кружева ( вологотское, каширское, вятское);
  • вышивка ( владимирский шов и др.);
  • расписная посуда ( новгородская,  псковская, вятская);
  • игрушки народные из ткани и из соломы.

2. Альбомы с рисунками, фотографиями, образцами произведений народного искусства, росписей.

3. Образцы декоративно- оформительского искусства ( фото выставок, комнат, музейных экспозиций...).

4. Альбомы  с произведениями живописи ( репродукции, иллюстрированные альбомы):

  • натюрморт, его виды ( цветы, плоды, овощи, предметы быта);
  • пейзаж, его виды ( природные ландшафты в разные сезоны; городской, морской,лесной, степной, пустынный, космический и др.);
  • портрет ( детский, женский, мужской, разные по композиции портреты: только лицо, погрудные, портреты с изображением человека в разных позах, разные по колориту);
  • жанровая живопись, ее виды ( о детях, о животных, о спорте, сказочный жанр).

5. Скульптура, ее виды ( малая пластика, декоративная анималистическая ( используется в т.ч.на занятиях по ИЗО, например, лепка "Красивая птичка", "Козлик" и др.), несложная жанровая - по знакомым сюжетам сказок и сюжетам бытового характера) ( произведения и фотоиллюстрации).

6. Заготовки ( шаблоны) для рисования, вырезанные по какой- либо форме ( деревья, цветы, различные предметы, животные).

7. Бумага ( тонкая, плотная, для акварели, картон белый и цветной, бумага цветная, тонированная, калька, обои, копировальная).

8. Цветные, простые карандаши, гуашь, акварель, мелки восковые, мел,уголь,  свечи, фломастеры, маркеры.

9. Кисти круглые трех основных размеров для рисования, щетинные плоские кисти для клея, подставки под кисти на всех детей.

10. Тряпочки для промакивания кистей на рисовании, тряпочки для работы с клеем по количеству детей.

11. Корзинки, ножницы по количеству детей ( для 2 человек - ножницы для левшей).

12. Влажные салфетки для рук.

13. Палочки для рисования, бумага с покрытием для создания гравюр.

14. Фартуки и нарукавники для всех детей.

15. Магнитная доска.

16. Розетки для клея, баночки для воды по количеству детей.

17. Печати, трафареты.

18. Клей- карандаш по количеству детей.

19. Клей ПВА.

20. Доски для пластилина по количеству детей.

21. Губки для рисования, смачивания и тонировки бумаги. 

22. Мольберт для творчества.

23. Доска многократного рисования с намагниченным графитным порошком ( со стекой и печатями для рисования).

24. Альбомы.

24. Тычки для рисования.

25. Палитры для нанесения красок( гуаши) и разведения красок ( акварели).

26. Фоны для творчества ( аппликации) разной формы ( круг, овал, квадрат).

27. Альбомы- коллекции образцов для рисования, аппликации.

28. Пластилин, глина, масса для лепки, соленое тесто, кинетический песок для лепки.

29. Скалки и фигурные формы для пластилина.

30. Ведро, тряпочки, совок и щетка для сметания со столов для уборки рабочего места ( для дежурных).

Требования безопасности к центру ИЗО.

1.Центр ИЗО располагается возле окна.

2. Центр ИЗО располагается вдали от центров, предполагающих высокую подвижность детей.

3. Образцы, оборудование располагается на уровне взгляда детей.

4. Наличие разнообразных материалов для проявления и реализации творческой активности детей.

План развития уголка ИЗО:                                                                                                    Ответственные:

1. обновление альбома с образцами для рисования, лепки и аппликации;                            воспитатели

2. пополнение уголка ИЗО глиной ( обычной, архитектурной и кинетического песка);          родители     

3. совок и щетка для сметания со столов.                                                                              родители

Остальные недостающие предметы народного творчества находятся в музее детского сада "Народная изба", картины в библиотеке ( картотеке картин) детского сада.

 

 

ЦЕНТР МУЗЫКИ И ТЕАТРА.

Содержание центра музыки и театра.

1. Разные виды театра: настольный, на ширме, на фланелеграфе ( для магнитной доски), тростевой, теневой, би-ба-бо ( перчаточные куклы), "живая рука", пальчиковый, ложковый.

2. Игрушки-забавы.

3. Маски,шапочки, костюмы( расположены в уголке ряжения в виде вешалки- матрешки).

4. Декорации, театральные атрибуты.

5. Ширмы.

6. Фланелеграф (магнитная доска, мольберт).

7. Домик ( избушка) для показа фольклорных произведений.

8. Аксессуары сказочных персонажей ( волшебная палочка для феи,...).

9. Игрушки- музыкальные инструменты ( пианино, гармошка, гитара, соразмерные руке ребенка, неозвученные или с фиксированной мелодией ( 1-2 шт.), погремушки ( 10 шт.), барабаны, бубны, дудочки, металлофоны, треугольник, ритмические палочки, колокольчики, дудочки, балалайки).

10. Картинки к песням, исполняемым на музыкальных занятиях.

11. Музыкальные игрушки ( шумелки ( можно самодельные), молоточки, шарманки, стучалки...).

12. Набор шумовых коробочек.

13. Коллекция СД- дисков( используемых во время режимных моментов) с детскими песнями, детскими классическими музыкальными произведениями, произведениями народной музыки и песенного фольклора, колыбельных, сказок с музыкальным сопровождением, записи звуков природы и звучания различных музыкальных инструментов.

14. Альбом с изображением различных музыкальных инструментов.

15. Музыкальные интерактивные книги с детскими песнями.

Требования безопасности к центру музыки и театра.

1. Находится рядом с центром игры.

2. Безопасность пособий и оборудования.

3. Соответствие пособий и оборудования возрасту детей и программе.

4. Дудочки( свистульки, рожки) используются индивидуально и моются после каждого использования.

План развития центра музыки и театра.                                                                             Ответственные:

  1. новая театральная ширма;                                                                                         воспитатели
  2. музыкальная шарманка;                                                                                             воспитатели
  3. шумовые коробочки ( по образцу кубиков Зайцева)                                                    родители
  4. гармошка                                                                                                                    родители
  5. гитара.                                                                                                                        родители

 

 

 

ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Содержание центра физического воспитания.

Оборудование для хотьбы, бега, тренировки равновесия:

  • валик мягкий укороченный (дл.30 см, диам.30 см) , находится в спортзале, можно взять при необх.;
  • дорожки массажные ( в спальне);
  • горка детская ( на прогулочной площадке);
  • шнур длинный ( на прогулочной площадке);
  • мешочки с песком.

Оборудование для прыжков:

  • миниматы ( дл.60 см, ширина 60 см, высоты 7 см), берем при необходимости в спортзале;
  • куб деревянный малый ( ребро 15-30 см);
  • обруч плоский, цветной ( диам. 40-5- см);
  • палка гимнастическая, длинная ( длина 150 см, сечение 3 см);
  • шнур короткий, плетеный -20 шт.

Оборудование для катания, бросания, ловли:

  • корзина для метания мячей ( на прогулочной площадке);
  • мяч резиновый ( диам. 10-15 см) ( на прогулочной площадке);
  • мяч- шар  надувной ( диам. 40 см);
  • обруч малый ( диам. 54-65 см);
  • набивные мячи;
  • шарики пластмассовые ( на площадке и в группе);
  • игра "Серсо" ( и на площадке и в группе).

Оборудование для ползания и лазанья:

  • лесенка- стремянка двухпролетная ( выс.103, шириной 80-85 см);
  • лабиринт, арки, др. мягкие модули - в игровой комнате детского сада.

Оборудование для общеразвивающих упражнений:

  • мяч массажный ( диам. 6-8 см);
  • мяч резиновый ( диам. 20-25 см);
  • обруч плоский ( диам. 20-25 см);
  • палка гимнастическая короткая ( длина 60-80 см);
  • колечко с лентой ( диам. 5 см) - 20 шт.;
  • кольцо резиновое малое ( диам. 5-6 см) - в спортзале;
  • кольцо резиновое большое ( диам. 18 см).

Нестандартное оборудование:

  • атрибуты к командным играм- пилотки;
  • гимнастическая скамейка, бревно ( в спортзале);
  • флажки- 20 шт.;
  • сухой бассейн, дорожки с разнообразным массажным покрытием ( игровая комната детского сада);
  • дуги металлические, воротца ( спортзал);
  • плоскостные круги или квадраты ( из линоулема) для таких игр, как "Бездомный заяц", "Солнце- дождик"- 15 шт.;
  • гимнастическая стенка с матом ( спортзал);
  • наклонная лестница ( спортзал);
  • массажеры механические;
  • диски здоровья ( игровая комната детского сада);
  • игры- мишени: горизонтальная - кегельбан с кеглями ишарами( площадка), вертикальная - безопасный "Дартс", баскетбольное кольцо с сеткой ( площадка спортивная на улице);
  • санки, лыжи,самокаты ( по сезону);
  • атрибуты для проведения дыхательной гимнастики ( вертушки, бумажные снежинки, ватные комочки).

Требования безопасности к центру физического воспитания:

1. Сменяемость пособий.

2. Имеется пространство для двигательной деятельности ( ковер).

3. Располагается вдали от зоны малой активности ( центра ИЗО, центра книги,..).

4. Предусмотрен максимальный уровень размещения пособий ( в спортзале).

5. Некоторые мелкие пособия размещены так, чтобы ребенок не мог их достать с пола, для этого имеется устойчивый ящик ( выс.10-15 см), на который можно встать и достать интересующий предмет, либо, попросить помощи у взрослого ( в спортзале).

6. Деревянные пособия  хорошо отшлифованы и не имеют зазубрин, металлические баскетбольные кольца надежно закреплены в соответствии с ростом детей, нет опасных колющих, режущих предметов, поломанного оборудования.

План развития центра физического воспитания:

  • пополнить центр надувными мячами                                                                           родители
  • массажерами механическими                                                                                      родители
  • плакатом с изображением различных видов спорта                                                     воспитатели

 

 

ЦЕНТР ДЕЖУРСТВА.

Содержание центра дежурства.

  1. Доска с сменными карманами для фото дежурных.
  2. Картинки с видом дежурства ( подготовка и уборка занятия, в природном уголке, по сервировке).
  3. График дежурства.
  4. Фартуки, косынки, колпаки, нарукавники.
  5. Оборудование для дежурства находится в соответствующих уголках, местах.
  6. Алгоритмы выполнения действий дежурных.

Требования безопасности к центру дежурства.

 Безопасность  и чистота оборудования специальной одежды.

План развития центра дежурства.

  • создание схем- алгоритмов выполнения действий дежурными                               воспитатели
  • создание графика дежурств                                                                                    воспитатели
  • пополнение уголка оборудованием ( таз, щетка для сметания крошек со стола)    родители

 

 

 

ЦЕНТР РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ и КНИГИ.

Содержание центра речевого развития и книги.

  1. Детские книги: произведения русского фольклора: частушки, потешки,песенки, обрядовые песни и прибаутки, докучные сказки, небылицы ( народные и авторские), народные и литературные сказки, произведения русской и зарубежной классики, рассказы , сказки, стихи современных авторов, загадки.
  2. Магнитная доска ( мольберт, фланелеграф).
  3. Иллюстрации к детским произведениям, игрушки, изображающие сказочных персонажей.
  4. Сюжетные картинки.
  5. Выставки: книги одного автора, одного иллюстратора или по тематике недели.
  6. Литературные игры с грамматическим содержанием ( на развитие грамматического строя речи).
  7. Портреты писателей и поэтов.
  8. Книжки- раскраски по мотивам знакомых литературных произведений.
  9. Иллюстрации с последовательным изображением сюжета литературного произведения.
  10. Столик для рассматривания книг.
  11. Рисунки детей к литературным произведениям ( альбомы).
  12. Необычные предметы, которые упоминаются в произведении, находящемся в книжном уголке или недавно прочитанном ( горшочек "Горшочек каши", скалочка "Лисичка со скалочкой", волшебная палочка феи, муляж тыквы.. "Золушка",..)

Требования безопасности к центру развития речи и книги.

  1. Сменяемость художественных произведений в зависимости от сезона и тематики недели.
  2. Центр размещается вблизи источника естественного освещения, вечером обеспечивается дополнительное освещение в достаточном объеме.
  3. Центр расположен вдали от центров, предусматривающих высокую двигательную активность детей.
  4. Есть возможность найти книги с похожим содержанием для 2-5 человек.
  5. Есть возможность для создания иллюстраций детьми( рядом расположен центр ИЗО).

 План развития центра развития речи и книги.

  • создание альбома с иллюстрациями к любимым произведениям из детских работ              дети
  • приобретение литературных игр для развития речи ( устной речи и грамматического строя речи, расширения пассивного и активного словаря детей).                                                         воспитатели

 

 

ЦЕНТР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

 

 Содержание центра патриотического воспитания.

  1. Российский флаг, герб, портрет Президента России, губернатора области, мера города.
  2. Иллюстрации с изображением представителей военных профессий, защитников Родины, былинных богатырей.
  3. Макеты или изображения военной техники.
  4. Фуражки ( летчика, моряка,..), солдатские пилотки ( может находиться в уголке ряжения).
  5. Портреты героев ВОВ.
  6. Иллюстрации с изображением родов войск.
  7. Иллюстрации с изображением оружия и доспехов древних русских воинов.
  8. Иллюстрации сражений ( Бородинского сражения, Битвы под Москвой, Сталинградской битвы)
  9. Фотографии исторических памятников России( можно иллюстрированную энциклопедию или альбом).
  10. Альбом родного города.
  11. Альбомы "Русская изба", "Промыслы России", "Народы России" ( можно в виде настольных игр).
  12. Видеотека о России, родном городе.
  13. Репродукции картин ( можно в виде альбома) для рассматривания и бесед с детьми: В.Васнецов "Богатыри", С. Герасимов "Мать партизана", А. Дейнека "Оборона Севастополя", И. Евстегнеев "Под Сталинградом", П. Кривоногов "Защитники Брестской крепости", "Поединок", "Победа", А. Лактионов "Письмо с фронта", Ю. Неприцев "Отдых после боя", А. Самсонов "Дорога между жизнью и смертью", И. Тоидзе плакат военных лет "Родина- мать зовет".

Требования к организации центра патриотического воспитания.

  1. Сменяемость материалов в зависимости от календарных и праздничных дат.
  2. Расположен вдали от игровых центров.
  3. Пособия безопасны и соответствуют возрасту детей.

План развития центра патриотического воспитания:

  • создание альбома репродукций картин                                                                     воспитатели
  • пополнение центра военной атрибутикой ( берет десантника, наушники радиста, пилотка) родители.

 

ЦЕНТР ИГРЫ  и СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО ОБЩЕНИЯ.

Содержание центра игры и социально-коммуникативного общения.

  • Фигурки животных и их детенышей.
  • Игрушечный транспорт( легковые автомобили, грузовые, скорая помощь,...).
  • Игрушки, изображающие предметы труда ( телефон, сумочки, корзинки...).
  • Коробка с шаржеобразными и мультяшными игрушками.
  • Дидактическая кукла ( 40 см) с комплектами одежды для разных сезонов, а также аксессуарами (носовые платки, ленты,...).
  • Куклы в одежде представителей различных профессий ( можно в метод.кабинете).
  • Куклы в одежде разных народов ( музей толерантноси детского сада).
  • Куклы, изображающие людей разного пола.
  • Куклы, изображающие людей разного возраста ( в "Кукольном домике").
  • Наборы посуды для кукол.
  • Народные игрушки.
  • Ширма театральная.
  • Домики из картонных коробок для создания улицы для кукол.
  • "Уголок для кукол":-"Комната для куклы" с мебелью, куклами и пупсами, необходимой атрибутикой ( одежда, телефон, посуда, плита, коляски, кроватка...);-"Спальня" с кроваткой, постелью для кукол, матрацем, одеялом, подушкой...;- "Кухня" шкаф для посуды, раковина, столовая, кухонная и чайная посуда, набор муляжей продуктов, овощей и фруктов;- "Ванная комната" ванночка, пеленка, муляж мыла, тазик, прищепки, веревка;
  • "Прачечная" ( утюги, гладильная доска);
  • "Парикмахерская"( трюмо, расчески, фен, накидки...);
  • "Магазин" ( весы, муляжи овощей, фруктов, продуктов, корзинки, "деньги", кассовый аппарат,...);
  •  "Больница"
  • "Гараж"
  • "Мастерская"
  • "Моряки"
  • "Космонавты"
  • "Журналисты" 
  • "Школа"
  • "Кафе"
  • "Почта"
  • "Уголок ряжения".

Требования к центру игры и социально - коммуникативного общения.

  • использование приема одушевления кукол( у каждой куклы есть имя, характер, одежду);
  • центр игры располагается рядом с центром конструирования, чтобы иметь возможность использовать постройки в игре;
  • в центре игры используются разные виды игрушек:  реалистичные ( пластиковые животные, люди - куклы,...), прототипы предметов  (электроплита, духовка,...), предметы- заместители;
  • возможность варьирования среды ( халат можно использовать для игр "Магазин", "Больница", "Кафе" или "деньги" для игры  "Магазин", "Банк", "Почта", "Кафе");
  • наличие альбомов для расширения содержания игр ( можно схемы по изготовлению атрибутов из бросового материала, карты из наборов наглядно- дидактических комплектов соответствующих игр, например, схема сервировки стола "Детский день рождения", "Ужин на двоих", "Семейный обед" и меню кафе и др.) 

  План развития центра игры и социально- коммуникативного общения:

  • пополнение уголка альбомами для расширения содержания сюжетно- ролевых игр "Шоферы", "Больница", "Семья", "Ферма", "Школа", "Детский сад";   - воспитатели
  • дидактическая кукла с комплектом сезонной одежды.   - родители (пошив одежды для куклы)

 ПОПОЛНЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ:20181231_101513.jpg

 

 План пополнения РППС:   выполнено до 1.01.19                      выполняется к  1.06.19

 

  •  указка;                                                                                                           воспитатели
  • "чудесные мешочки" ( "ящик ощущений");                                                       родители
  • спиралевидные модели на познание временных отношений;                          родители 
  • картинки с фабульным развитием сюжета;                                                     воспитатели
  • календарь природы;                                                                                        родители
  • коробочка с лентами одинаковыми по длине и разными по ширине;               дети
  • коробочка с лентами одинаковыми по ширине и разными по длине.               дети

 

 

  • пазлы;                                                                                                               родители
  • дидактические игры "Делим круг", "Делим квадрат";                                        воспитатели
  • набор плоскостных фигур для выкладывания по размеру;                                воспитатели
  • "Морской бой"                                                                                                    родители
  • дополнительные наборы шашек (2 набора)                                                        родители

 

 

 

 

  • создание карт- образцов с изображением двух видов каждой постройки (вид сбоку и вид сверху) для последующего использования  детьми при конструировании     воспитатели.

 

 

  • альбом с иллюстрациями, изображающими опасные инструменты, ситуации.         воспитатели

 

 

  • спилы различных пород дерева;                                                                             воспитатели
  • макет сезонов "ДЕРЕВО".

 

 

  • защитные пластиковые очки;                                                                             родители
  • фонарик;                                                                                                            родители
  • пополнить коллекцию материалов.                                                                    воспитатели

 

  • обнавление альбома с образцами для рисования, лепки и аппликации;                            воспитатели
  • пополнение уголка ИЗО глиной ( обычной, архитектурной и кинетического песка);          родители     
  •  совок и щетка для сметания со столов.                                                                              родители

 

 

 

  1. новая театральная ширма;                                                                                         воспитатели
  2. музыкальная шарманка;                                                                                             воспитатели
  3. шумовые коробочки ( по образцу кубиков Зайцева)                                                    родители
  4. гармошка                                                                                                                    родители
  5. гитара.                                                                                                                        родители

 

  • создание альбома репродукций картин                                                                     воспитатели
  • пополнение центра военной атрибутикой ( берет десантника, наушники радиста, пилотка) родители.

 

 

  • создание альбома с иллюстрациями к любимым произведениям из детских работ              дети
  • приобретение литературных игр для развития речи ( устной речи и грамматического строя речи, расширения пассивного и активного словаря детей).                                                         воспитатели

 

  • пополнение уголка альбомами для расширения содержания сюжетно- ролевых игр "Шоферы", "Больница", "Семья", "Ферма", "Школа", "Детский сад";   - воспитатели
  • дидактическая кукла с комплектом сезонной одежды.   - родители (пошив одежды для куклы)

Используемая литература: Журнал контроля и оценки развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ.Волгоград: Учитель, 2015.- 147 с. (стр. 79-104)

Автор: Н.Н. Гладышева, Л.В. Чернова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА СТАРШЕЙ ГРУППЫ

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ГРУППЫПредметно-развивающая среда старшей группы. Группа разделена на несколько зон (центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследова...

Карта анализа предметно-развивающей среды в группе ДОУ

Карта анализа предметно-развивающей среды в группах ДОУ с точки зрения создания условий для обеспечения эмоционального комфорта (авторская разработка С.А.Медведевой)...

Презентация предметно - развивающей среды старшей группы "Радуга"

Большая роль в дошкольном образовательном учреждении отводится предметно-развивающей среде. Она должна соответствовать Федеральным государственным требованиям и принципам...

Предметно - развивающая среда. Старшая группа.

Предметно -  развивающая среда.  Старшая группа детского сада....

Анализ предметно-развивающей среды в группе

В материале дано описание предметно- развивающей среды группы в соответствии с ФГОС....