Главные вкладки

    конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
    план-конспект занятия (подготовительная группа)

    Грохотова Елена Викторовна

    конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в работе педагога-психолога

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл psihologicheskoe_zanyatie.docx32.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Схема конспекта занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

    Образовательная область

    Социальная, коммуникационная, познание

    Возрастная группа

    Подготовительная к школе

    Тема занятия

    Занятие по развитию эмоциональной сферы детей

    Концептуальные основы занятия

    Цели занятия:

    1. Развивать способность понимать символические жесты и движения, умение устанавливать контакты различного уровня, строить совместную деятельность с учетом изменяющихся условий; умение понимать друг друга без слов;
    2. Совершенствовать процессы внимания: избирательность, устойчивость. Формировать умение оценивать свое эмоциональное состояние и поведение сверстников;
    3. Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу в процессе общения и коллективной деятельности.
    4. Способствовать развитию у детей умения понимать свое и чужое эмоциональное состояние, выражать при этом сочувствие, сопереживание; снятию мышечного напряжения у детей; формирование у детей уверенности в себе, повысить социальный статус каждого ребенка в группе;

    Перечень дидактических материалов, оборудования: разрезные предметные картинки, ноутбук, проектор, карточки с изображением продуктов, сделанный из картона дом с окошками, яйца от «Киндер-сюрприза», ватман, карандаши, фломастеры, мелки, пригласительные билеты для детей, музыка для релаксации.

    Организационный момент, начало занятия включающие:

    1.Приветствие: «Здравствуй, друг!» 

    - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть, давайте поприветствуем друг друга.

    Дети стоят в кругу, педагог-психолог достает «волшебную коробочку» и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках оказывается карточка с изображением половины предметной картинки. Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию:

    - Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

    - Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

    - Где ты был? (теребят друг друга за ушко)

    - Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

    - Ты пришел! (разводят руки в сторону)

    - Хорошо! (обнимаются)        

    2. Упражнение «Настроение в кармашке»

    Дети сидят полукругом. Один ребенок выходи и произносит слова:

    -Утром рано поутру

    В детский садик я иду.

    И в кармашке я с собой

    Настроение несу.

    Далее ребенок изображает мимикой и позой свое настроение. Дети отгадывают настроение ребенка, а затем хором произносят:

    -Из кармашка ты достал

    Настроение свое.

    Только где его ты взял,

    Нам теперь не все равно!

    Ребенок после этих слов говорит о том, почему у него сегодня такое настроение, например, «Я сегодня радостный, потому что…» или «Я сегодня злой, потому что…».

    3.«Заколдованное письмо»

    Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад и включила компьютер, мне пришло письмо для детей подготовительной группы, но не просто письмо, а приглашение в туристическое путешествие. Мне было очень интересно, но без вас я не смогла с в нём разобраться. Давайте посмотрим, что же там? (на проекторе появляется картинка с пригласительными билетами с изображением грибов, листочков, ягодок)

    Ребята, так здесь сплошные знаки и ничего нельзя прочитать. Давайте посмотрим внимательно, как можно справиться с этой задачей?

    Деятельность детей

    Деятельность педагога

    Примечание

    Дети включаются в занятие добровольно, из интереса к предложениям взрослого, стремления быть вместе со всеми.

    Ребенок изображает мимикой и позой свое настроение. Дети отгадывают настроение ребенка.

    Дети проявляют интерес активность включения в процесс занятия.

    Проводит игры и упражнения для организации внимания детей, на установление эмоционального контакта

    Психолог организует пространство детей, использует различные методы, стимулирующие интерес детей к занятию.

    Упражнения направлены на сближение детей и взрослых, разминки перед основным этапом. Психолог приглашает  детей к деятельности использует привлекательное реальное событие, вызывающее интерес и исследовательскую активность детей.  Использует события, специально им смоделированные.

    Психолог поощряет высказывания детей, поиск вариантов решения, придумывание необычных идей

    Педагог эмоционально настроен на предлагаемое дело. Включается в деятельность как партнер.

    Педагог организует рабочее пространство таким образом, чтобы дети могли общаться, перемещаться во время занятия.

    Педагог предлагает детям (на выбор) разнообразные дидактические материалы, оборудование

    Данное упражнение проведено с целью организации внимания детей.

    Выполненное задание направлено на установление эмоционального контакта, сближение детей и взрослых.

    Результат организационного момента:

    - дети включились в занятие;

    - у детей сформировался стойкий интерес к происходящему;

    - 95% детей активно включись в исследовательскую деятельность.

    2. Основная часть занятия.

    Правильно, каждый знак обозначает букву, которая указана под ним, таким образом, мы можем прочесть, куда же мы отправимся.

    Вот мы и прочитали! Отправляемся на волшебную поляну!

    (дети стоят в кругу)

    4.«Печем пирог»

    Я думаю, нам предстоит длинное путешествие, и в дороге мы обязательно проголодаемся. Давайте в дорогу испечем пирог. Но так как мы идем на волшебную поляну, то и пирог у нас тоже будет волшебный!

    Что требуется нам для его приготовления? (яйца, мука, сахар, масло, сметана…)

    А теперь давайте выберем, кто из вас каким продуктом будет?

    Теперь, я как главный повар, называю, что должно отправляться в общую чашу (называю один за другим продукты питания).

    Теперь давайте взобьем все миксером. Давайте замесим тесто, слепим пирог и поставим его в печь.

    Вот наш пирог готов и нам пора отправляться в путь.

    5.Игра «Тропинка»

    (дети под музыку выполняют движения вслед за ведущим, преодолевая препятствия).

    6. Игра «Кто, кто в теремочке живет?»

    Педагог-психолог показывает детям сделанный из картона дом с окошками, каждое окошко открывается и можно увидеть фотографию ребенка. Каждое окошко пронумеровано или на нем нарисована картинка. Дети по одному подходят к педагогу-психологу, достают из корзины яйцо от «Киндер-сюрприза», открывают его и смотрят номер или картинку, а затем открывают окно с соответствующей картинкой или номером, причем никто из остальных детей не должен этого видеть. Дети хором спрашивают ребенка: «Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?» Ребенок должен далее описать того, кто прячется в окошке, например, «В теремочке живет девочка, она очень красивая, эта девочка добрая, всегда делится игрушками, она любит помогать тому, кто не успевает одеться на прогулку, эта девочка веселая и любит смеяться…» Далее выходит тот ребенок, кого загадывали, и игра продолжается до тех пор, пока все дети не посмотрят в окошки.

    7.«Волшебный пенек»

    Дети теперь перед нами волшебный пенек, а волшебный он потому, что загаданные, сами заветные, на нем желания обязательно сбываются.

    Давайте сядем в круг, подумаем над своим самым заветным желанием. Возможно оно будет связано с кем-то из ребят в группе или с детским садом, или с родителями. Тот кто садится на пенек, начинает свой рассказ словами: «Я хочу…». Остальные все внимательно слушают, а рассказчик сам решает, кому предоставить место дальше.

    Пока вы слушали других, не появлялись ли у вас более важные желания?

    8.«Волшебный ящик»

    Молодцы ребята, теперь мы с вами попали на поляну тетушки Невидимки, которая приготовила для вас волшебный ящик. Давайте все вместе поставим его на середину, он очень тяжелый (дети помогают «вынести» его). Поскольку ящик волшебный, внутри него есть все, что только существует на свете. Кто-нибудь из вас может подойти к ящику и, не говоря ни слова, что-нибудь из него вытащить и показать жестами, мимикой, что он достал, что с этим предметом можно делать, как играть. А остальные должны догадаться, что же это?

    Ребята, смотрите, тетушка Невидимка оставила нам плакат и фломастеры с цветными карандашами. Ей наверно очень понравилось, как вы справились со всеми заданиями, и она просила, что бы вы на память нарисовали ее волшебную поляну.

    Деятельность детей

    Деятельность педагога

    Примечание

        Дети проявляют интерес к предложенной ситуации, задают вопросы.

        Дети, отвечая на вопросы педагога, сравнивают, различают и соединяют факты, устанавливают связи между ними.

        Дети свободно выбирают рабочие места, объединяются в группы, подгруппы, работают индивидуально, чтобы взять тот или иной инструмент, материал.

        Дети свободно общаются и перемещаются во время занятия, чтобы взять тот или иной инструмент, материал (при соответствующей организации рабочего пространства).

        Отбирают необходимые средства для осуществления цели, определяют последовательность действий

        Дети проявляют заинтересованность к процессу и результату деятельности других детей; включается во взаимную оценку и интерпретацию деятельности участников.

        Дети свободно выражают свои мысли, чувства, желания, аргументируют свою точку зрения.

        Дети используют различные материалы для решения проблемных (игровых) ситуаций

        Используют и называют различные источники знаний, адекватные возрасту

        Дети выполняют задание самостоятельно или ждут подсказки, или копируют друг у друга.

    Педагог создает ситуации  для обозначения цели и задач деятельности с детьми

    Психолог намечает задачу для совместного выполнения вместе с детьми; предлагает возможные способы реализации намеченной цели. Отталкиваясь от события – задает вопросы,  побуждающие детей при ответе использовать свой опыт.

    Психолог вместе с детьми обсуждает высказанные идеи, поощряет независимые суждения, предлагает при необходимости  свою версию;

    Психолог организует проверку выдвинутых идей на уровне практического действия (индивидуально, парами, подгруппами);

    Педагог в самом процессе деятельности исподволь задает развивающее содержание (предлагает новое задание, способы деятельности и пр.), предлагает свою идею или свой результат для детской критики;

    Усиливает интерес ребенка к работе сверстника: поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждения возникающих проблем;

    Предупреждает переутомление детей, использует физкультминутки, игры и др.;

    Педагог занимает динамичную позицию (может со своей работой пересесть, если видит, что кто-то из детей в нем нуждается).

    Использует различные варианты получения детьми новой информации: чтение, рассказ, просмотр фрагментов телепередач, слайдов, фильмов, исследование, экспериментирование и др.

    Учитывает возможности и способности детей: предлагает им варианты выполнения заданий.

    Совершенствовать процессы внимания: избирательность, устойчивость. Формировать умение оценивать свое эмоциональное состояние и поведение сверстников;

    Развивать у детей умение понимать друг друга без слов, работать в паре, договариваться между собой

    3. Заключительная часть занятия:

    9.Релаксация и коллективное рисование картины «Волшебная поляна»

    Для этого присядьте, отдохните, закройте глаза, и представьте, как же выглядит волшебная поляна? Быть может ее окружает лес? А может она находится на опушке? Какие цветы цветут вокруг? Журчит ли ручеек, в котором плещется рыбка? Поют ли птицы? Я медленно считаю до пяти, и вы открываете глаза.

    Кто расскажет, как выглядит ваша поляна? (дети по желанию рассказывают, что им удалось увидеть)

    Каждый из вас сумел увидеть свою волшебную поляну, чем-то ваши полянки были похожи, но чем-то и отличались. А сейчас давайте все вместе попробуем на листе бумаги нарисовать общую волшебную поляну!

    В тот момент, как мы закончим рисовать мы по волшебству окажемся снова в детском саду.

    9.Подведение итога занятия

    Понравилось вам путешествие?

    Что понравилось больше всего?

    Какое у вас теперь настроение?

    Психолог рассказывает о хорошем настроении, радости, улыбках, делая паузы между высказываниями. После каждого высказывания дети произносят одну и ту же фразу: «У нас тоже!».

    Психолог: «Я делюсь с вами своим хорошим настроением!

    Дети: «мы тоже!»

    Психолог: «я дарю вам улыбку»

    Дети: «мы тоже»

    Психолог: «я радуюсь»

    Дети: «мы тоже!»

    Психолог: «Я прыгаю от счастья!»

    Дети: «Мы тоже!»

    Психолог: «Я вас люблю!»

    Дети: «Мы тоже!»

    Психолог: «Я вас обнимаю!»

    Дети: «Мы тоже»

    Все обнимаются в едином кругу.

    Ваше настроение отличное? (ДА!!!)

    Наша встреча закончена.

    Теперь давайте закрасим свои пригласительные билеты своим любимым цветом, если у вас отличное, хорошее, веселое настроение и не любимым, если настроение плохое, грустное.

    Деятельность детей

    Деятельность  педагога

    Примечание

    Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу.

    Дети по желанию рассказывают, что им удалось увидеть в процессе релаксации

    Дети обсуждают работу, задают друг другу вопросы

    Ребенок прогнозирует результат, оценивает действия свои и других (любуется, огорчается, равнодушен)

    Педагог творчески использует традиционные способы оценивания, обеспечивает «открытый конец» занятия: дает косвенную оценку деятельности детей, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось.

    Организует демонстрацию успешности детей. Педагог-психолог включает спокойную расслабляющую музыку

    Обсуждает с детьми их впечатления от занятия, что чувствовали, что понравилось и что не понравилось, что больше всего запомнилось. Педагог побуждает детей к обсуждению, оформлению результатов деятельности

    Задания направлены на формирования умения строить совместную деятельность с учетом изменяющихся условий

    Способствовать снятию мышечного напряжения у детей


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста « Путешествие в сказочную страну» (песочная терапия)

    Цель: ·        Создание атмосферы единства, сплочение группы;·        Повышение позитивного настроя;Задачи:·...

    Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста « Путешествие в сказочную страну» (песочная терапия)

    Цель: ·        Создание атмосферы единства, сплочение группы;·        Повышение позитивного настроя;Задачи:·...

    Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ « Путешествие в страну волшебных красок»

    Задачи:·        Развитие сенсорно-перцептивной сферы;·        Развитие произвольности поведения;·...

    Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста « Страна эмоций»

    Цели:·        Осознание ребенком эмоциональных состояний других;·        Умение понимать и принимать других людей;·...

    музыкальное занятие для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

    .Развитие коммуникативных умений и навыков.2.Знакомство с эмоцией «гнев».3. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека....

    Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста "Удивление"

    Развитие эмоционального компонента в старшем дошкольном возрасте очень важно для ребенка....